Тридцать лет спустя

Карин Андреас
(фото: скамейки Еревана)

Она медленно шла по алее парка.
«Хорошо иметь знакомого соседа таксиста: привез и увезет, когда мне удобно, надеюсь, не опоздает. Хотя... ничего страшного, если опоздает – погода приятная, посижу на красивой скамейке. Поднимусь из перехода и здесь его подожду.»

Спустилась в переход, шагая вплотную к правой стене, иногда опираясь о поручень.
«Очень удобно для неуверенных в своей походке людей.»
Шагнула в распахнутые двери.
«Двери здесь необходимы. Раньше в ветреную погоду в переходе гулял ветер. Дождь заливал лестницы перехода. Почти всегда пахло сыростью.

Прекрасная идея – сделать в переходе торговый центр. Здесь когда-то был большой, но неуютный универмаг. Помню, спускалась по широкой лестнице в огромный магазин. Улица имеет наклон. Когда рыли котлован, горожане удивлялись его глубине. Зачем для перехода так глубоко рыть? Улица широкая и строители рыли по всей ее ширине от перекрестка до перекрестка. Отделы магазина были большие - в основном полупустые, на полках лежали невзрачные товары, на вешалках висели скучные платья. Лишь обувные фабрики поставляли хорошую, модельную, дорогую обувь.»

Прошла по залу к широкой лестнице, огражденной поручнем.
«Справа и слева от лестницы пиццерий – как бы на втором этаже, ведь лестница ведет на нижний этаж. Строители хорошо поработали. Теперь на широкой лестнице можно сидеть, как в зрительном зале. Ступени стали сиденьями. Перед лестницей установлена сцена. Есть аппаратура, значит артисты часто выступают с концертами. Над сценой висит большой экран, сейчас показывают фильм. В центре просторного зала фонтан, дальше - кафе. В конце зала стоит белый рояль. Владеешь инструментом? Покажи мастерство – слушатели найдутся.

Прежде, справа от лестницы располагался отдел обуви. Во вновь открытом универмаге купила себе удобные босоножки. С тех пор прошло тридцать лет – целая жизнь. В конце этого ряда находился отдел тканей – почти там, где сейчас стоит рояль. Когда была здесь в последний раз, не пожалела денег на дорогую трикотажную ткань. Другие отделы меня не интересовали. Больше ничего здесь не приобретала, хотя еще пару раз заходила. Не люблю ходить по магазинам – устаю от шума и обилия барахла. Не понимаю тех людей, кто любит слоняться по отделам, рассматривая каждую вещь.

Теперь можно спуститься на эскалаторе - не нужно тратить силы на спуск по лестнице. Справа от эскалатора стоят стойки с книгами – в основном старыми.
Владелец торгового центра в этом отрезке сохранил дух 90-х годов. На входе у перехода всегда продавали книги. Интересно, торгуют те же люди? Может, есть и новые лица. Продавцы книг стоят не на улице, а в уютном помещении.»

Она спустилась на эскалаторе. Прошла немного и села в кресло.
«Пространство под лестницей существенно расширили. Здесь прекрасная зона отдыха: кафе и мягкие кресла, на стене висит телевизор.

Вместо прежних отделов - современные магазины. В них сделано всё, чтобы привлечь покупателя. По-видимому, качество товаров намного лучше, чем в прошлом. Люди входят и выходят с покупками.

В целом – это красивая, со вкусом сделанная зона отдыха. Можно перекусить в пиццерии или кафе, отдохнуть в мягких креслах, посмотреть фильм, посидеть у фонтана.

В этом районе много учебных заведений, значит большая часть посетителей центра – студенты. Нынешним студентам повезло. Мне некуда было себя девать между утренними и вечерними парами. В ожидании вечерних занятий вынуждена была сидеть в кинотеатре или на скамейке в парке. Владелец центра сюда вложил много денег. Возможно, у него есть приятные воспоминания, связанные с этим переходом или, как мне, ему приходилось коротать время в неухоженном парке.

Сердце возбужденно стучит. В чем дело? Уже устала? Гуляла недолго. Здесь хорошо работает вентиляция. Непонятно. Что-то меня беспокоит? Поднимусь и посижу на скамейке.»

Она поднялась на эскалаторе. Бросив взгляд на огромный зал внизу, направилась к двери откуда вошла.

Он поднялся на эскалаторе, увидел ее выходящей из перехода, остановился и смотрел ей вслед.
«Не ожидал ее увидеть. Хотя, почему нет? Живем в одном городе. – Пошел за ней. - Ее всегда смущал мой рост. Пусть поднимется. Может быть, сядет где-нибудь.»
Его внимание отвлек телефонный звонок.

Она вышла из перехода, поднялась по лестнице. Вошла в парк и пошла по аллее до скамеек стоящих ближе к тротуару. Села на скамейку. Почти напротив нее на скамейке сидел парнишка и что-то набирал в своем телефоне.
«Вероятно, здесь бесплатный Интернет. Болезнь современной молодежи: весь день проводят в Интернете - смотрят ролики, общаются, фотографируют всё подряд.»

Он вышел из перехода и увидел ее на скамейке. 

Она посмотрела на время в телефоне, посмотрела по сторонам. Мир вокруг словно замер или она переместилась в иную реальность – он шел к ней. Она надеялась, что он идет к ней – не мимо нее.

- Привет! – он сел рядом с ней.
От удивления ее глаза широко распахнулись, губы расплылись в улыбке.
- Рада тебя видеть, - а мысленно: как много было вопросов тогда. 
- Взаимно, - а в мыслях: о чем спросить?
- Ждешь кого-то?
- Еще есть время.
- Как настроение? – улыбнулся ей.
- Прекрасное, как и погода. Ты не изменился, хотя стал солидным мужчиной, что естественно.
Его брови удивленно поднялись.
- Привлекательный парень, теперь успешный мужчина, - и подумала: на лице, как всегда, притягательная, доброжелательная улыбка.
Он кивнул.
- Ты почти не изменилась, только цвет волос светлее. Тебе идет. Ты стала уверенней в себе.
Она согласно кивнула.
- Ты счастлива?
- Счастье – это незабываемые минуты, которые можно вспоминать бесконечно. Счастье нечто эфемерное вроде нирваны и флюидов. Многим это слова непонятны. Те, кто о них слышал, знает их по книжкам. Я из тех счастливчиков, кто это ощущал, - она улыбнулась. - Наверно, счастлива. Меня даже носили на руках.
Он заморгал – нахлынули воспоминания.
- Чем занимаешься?
- Читаю и пишу обо всём, что мне интересно.
- Что именно тебе интересно?
- Многое: история, архитектура, свойства растений, психология - поведение людей. Пишу и о таких эфемерных понятиях, как счастье, для тех, кто не получил даже крохи.

Ожил его телефон.
- Ты где? - он тихо ответил на звонок.
Она посмотрела на парнишку. Парнишка что-то высматривал в телефоне.
- Оставайся там, я подойду, - отключил телефон.
- Мне пора, - протянул ей руку, - здоровья и удачи.
- Здоровья, - она подала ему руку, он ее пожал, - удача у тебя есть.
Он встал и быстрым шагом пошел по аллее. Она смотрела ему вслед, желая сохранить в памяти эти минуты.

- Хочу вам предложить кое-что, - парнишка сел рядом с ней.
Она словно вернулась в реальность – окружающий мир ворвался шумно.
- Что именно? - она улыбнулась.
Парнишка немного нервничал, но собрался с духом.
- Купите у меня видеоролик. У вас была случайная, но важная встреча. Я заснял ее. Будет вам память об этом дне.
- У меня нет денег.
- Мы можем договориться о встрече с вами...
- Нет, мне не интересно, - она отрицательно покачала головой.
Ожил ее телефон.
- Слушаю, - она ответила на звонок.
- Я подъезжаю, - сказал таксист.
- Хорошо, - она поднялась с места и пошла к тротуару.
- Я могу предложить ролик его жене. Вы же не хотите... - парнишка шел рядом.
- Не советую – он спортсмен, а вы ростом не вышли, - шагая по тротуару, она иронично посмотрела на парнишку.

Подъехала машина, она подошла к ней, водитель изнутри открыл ей дверь. Она села. Парнишка подбежал к открытому окну водителя.
- Она вам кто? – парнишка спросил водителя.
- Любовница, - водитель лукаво улыбнулся.
Парнишка обошел машину сзади и встал на тротуар. Машина медленно покатила по улице.

Он вышел из перехода, вошел в парк и увидел, как она села в машину.
«Не успел. Жаль, хотел с ней поговорить, - подумал он.»

Она не оглянулась – опустила взор, вспоминая приятные минуты встречи, стараясь сохранить в памяти его взгляд.
«Прошло тридцать лет. Конечно же, я изменилась – постарела, но он тактичен, как всегда. Теперь понятно почему волновалось сердце – он где-то близко, - подумала она.»

«Не повезло, - подумал парнишка. Проводил взглядом машину, повернулся к парку.
- Чуть не пропустил самое главное! 
Парнишка заснял героя своего ролика, смотрящего вслед машине.
- Можно добавить этот фрагмент и выставить более интересный ролик.»

- Что от тебя хотел тот пацан? – водитель нарушил молчание, когда машина остановилась под светофором.
- Хотел заработать. – Водитель посмотрел вопросительно. – Села на скамью, ко мне подсел мой знакомый. Парнишка решил, что мы любовники и заснял нас.
- Сколько он просил? Купила бы ролик.
- Не знаю, не спросила. Вымогателям и шантажистам деньги не плачу.
- Взятки никогда не давала?
- Давала не взятки, а подарки врачам. На здоровье нельзя экономить, хотя некоторые врачи вредят здоровью за наши деньги.
- Тебе не интересно на себя посмотреть в фильме?

- Он успел разместить ролик в Интернете – посмотрю бесплатно.
Водитель рассмеялся.
- Я в этом смысле счастливая – меня часто фотографировали и снимали на видео, хотя у меня мало снимков и те фильмы не все видела. Зато попала в кадр, можно сказать, в историю. Мое лицо крупным планом можно увидеть в фильме известного кинорежиссёра - документалиста Артавазда Пелешяна. Он снимал демонстрацию. Тот репортаж смотрели мои родственники и друзья в разных городах. Почему он решил из того репортажа вставить в свой фильм мое лицо? Наверно, ему понравился мой отрешенный вид. Мне там семнадцать лет – девочка в очках. Я всегда считала себя не фотогеничной. Давно видела лишь часть фильма и не знаю его название. Фильм можно найти в Интернете, но придется посмотреть несколько фильмов. Сейчас я быстро устаю от кино, а смотреть нужно внимательно, чтобы не пропустить этот кадр.

Машина остановилась у подъезда дома. Она достала из сумочки деньги.
- Спасибо! – положила деньги на сиденье.
- Я не возьму, - отказался водитель.
- Любовница – это профессия. В моем возрасте новому учиться сложно. Если завтра будет хорошее самочувствие и ты будешь свободен, погуляю в городе, - улыбнулась и вышла из машины.

Пошла к лестнице ближе к поручню. Стала подниматься по ступенькам, опираясь на поручень. Машина поехала в сторону гаражей соседнего здания.

Он сидел за рулем машины стоящей недалеко от ее дома напротив подъезда и смотрел, как она поднималась по ступенькам.
«Хорошо, что есть лифт. Ей идти на последний этаж. Надеюсь, она выйдет на общий балкон. Интересно, он ей кто?»

Таксист развернул машину и медленно поехал мимо ее дома. Поравнявшись с его машиной остановился.

Она вышла на балкон и посмотрела на машину таксиста.
«Почему я волнуюсь? Устала? От положительных эмоций самочувствие должно было улучшиться. Сегодня необычный день.»

- Ты ехал за мной. Что хотел спросить? – таксист смотрел на него с любопытством.
- Она тебе кто?
- Сейчас мне сказала: «любовница – это профессия. В моем возрасте новому учиться сложно», - рассмеялся и уехал.
«Значит подрабатываешь таксистом, - решил он.»

Ожил его телефон.
- Да, - ответил на звонок. Посмотрел на балкон и увидел, как она уходит, - чёрт!
- Ты где? Почему ругаешься? – спросил женский голос.
- Упустил. Зачем позвонила?
- Зайди в магазин и купи...
- позвоню из магазина, - отключил телефон и развернул машину.

Она села за компьютер.
- Самый лучший фотограф и кинооператор – это память. Что я увижу в том ролике? Двое сидят на скамейке и разговаривают. Увижу себя и его спину. Согласно своей привычке, сидел, рукой опираясь на спинку сиденья, как бы заслоняя меня собой. Он всегда садился так, словно обнимал меня. Себя я могу увидеть в зеркале в любой момент. В ролике я не увижу самого главного - его глаза. Сколько в них было желания обнять, спросить, сказать, узнать. Как я тогда боялась утонуть в этих глазах. Как я хочу утонуть в них сейчас. Этого в ролике нет.

Она без дела ходила по квартире. Долго стояла у окна.
«По-летнему тепло, но день стал короче. Скоро стемнеет.»
Ее размышления прервал дверной звонок.
Она открыла дверь. Он стоял у порога, улыбаясь.
- Мы можем поговорить?
- Входи, - она посторонилась, впуская его в квартиру.