Сирень

Михаил Шатров
                Сирень.

       - Здравствуй,Оля...Спасибо,Оля.Оля,у меня тут два билета в кино - случайно как-то купилось - может,сходим?Нет?Бабушка заболела?Извини-извини...
       Знаете,я до последнего времени думал,что живу...Оказалось,нет.Зашёл я как-то в нашу заводскую столовку,глянул мельком на раздачу - смотри-ка,новенькая.Глянул новенькой в глаза - и всё...
       Почему птицы летают,а люди ходят?Почему у человека только две руки,а не три?Почему,почему,почему?Привычный мир рушился,оставляя после себя острющие обломки,никак не желающие соединяться по-прежнему.Почему-то дышать стало сладостнее и острее (по-моему,нюх у меня сейчас как у собаки),видеться ярче и многообразнее и слышаться...Мне кажется,я слышу не только топот муравьёв,но и стон травы под тяжестью утренней росы.Я никогда не думал,что природа так красива,я,типичный горожанин...Я влюбился.
       И ещё сирень.До последнего времени я был равнодушен к цветам - ну,дарят мужчины женщинам на 8 Марта гвоздики там всякие,тюльпаны и мимозы - что подешевле и что?Подарок как подарок,ничем не лучше,ничем не хуже других.Вещь,одним словом.А теперь...Шёл я как-то мимо цветочного павильона и что-то дёрнуло зайти (сам удивился).Нет,не то,не то - всё не то!Какие,на хрен,каллы,тётка - не нужны мне ваши каллы!И ваши розы,девушка,тоже не нужны...Всё не то.
       Вышел на улицу раздражённый и пошёл - и остановился,запахло чем-то прекрасным.Я пошёл по запаху как собака по следу и пришёл к двухметровому деревянному забору.Огляделся - никого,и подтянулся,за забор заглядывая.Сирень...Всякая - от нежно-нежного цвета и такого же запаха до мрачно-тёмных сортов с бьющим в голову ароматом...
       - Молодой человек,вы что,воровать лезете? - вывел меня из ступора насмешливый голос.Я вздрогнул и посмотрел налево:там стояла девушка моего возраста и ела вишни,от чего все её губы были в соку.
       - Нет, - смутился я, - просто посмотреть.
       Она съела вишню,пульнула в траву косточкой и подошла поближе.
       - Вы влюблены, - внимательно посмотрев мне в глаза,утвердительно махнула головой.Я почему-то покраснел:
       - И что?Запрещено?
       - Да нет, - вздохнула девушка,- наоборот,полезно...Да вы перелазьте,перелазьте - чего висеть сарделькой?
       Я послушно перелез - и очутился в Олином царстве:со всех сторон на меня смотрела,со всех сторон прогибалась под тяжестью цвета,со всех сторон тончайшим ароматом заставляла мои ноздри трепетать сирень.Всякая-всякая,как ты...Я никогда не был на море...Говорят,оно разное - но всегда красивое...
       - А меня Оля зовут, - протянула ладошку девушка.Я вздрогнул.
       - Нет,вы не Оля! - почему-то яростно выкрикнул. - Оля - вот,вот и вот! - Ожесточённо тыкнул пальцем в сторону кустов сирени. - А вы - просто Оля!
       - Да, - с минуту помолчав и искоса вглядываясь в меня,согласилась девушка. - Я - просто Оля...Возьмите веточку для вашей Оли.Какая понравится.
       ... - Здравствуй,Оля.Спасибо,Оля.Оля,у меня тут букет сирени,вот,возьми.Не надо?Почему?Не любишь запах сирени и вообще не любишь?Странно...Может,сходим куда-нибудь сегодня после работы,такой день хороший?Надо готовиться к сессии?Извини-извини...
       Мой мир постепенно пропитывался Олей:где-бы я не был,её глаза смотрели на меня из самых неожиданных мест - и с борта проезжающего трамвая,и во взгляде каждой встречной девушки,и даже,притаившись,выглядывали из шумно покачивающейся на ветру кроны дерева.Она была везде.Я просыпался - и сразу начинал с ней разговаривать.О чём?Я всё пытался ей доказать,какой я хороший и что только со мной она будет счастлива.Я всё разговаривал с ней,разговаривал - разговаривал в троллейбусе по пути на работу,на работе,вечером перед телевизором - и только засыпая,желал ей спокойной ночи и засыпал сам...Мне не надоедало с ней говорить - с любимой можно говорить вечно.
       Особенно хорошо было разговаривать под забором просто Оли - оттуда постоянно пахло цветущей сиренью и мой мысленный разговор был по-особому остро счастлив:я закрывал глаза,втягивал в себя буйно смешанный аромат сирени из-за забора и исступлённо повторял:"Я люблю тебя,я люблю тебя,я люблю тебя!"...Возможно,это покажется сумасшествием,но любовь нельзя назвать нормальным чувством,это - я понял - как температура тела в сорок градусов,возможно всё...
       Просто Оля время от времени выглядывала из-за забора и с любопытством смотрела на меня - но ничего не говорила (догадываюсь,что вид у меня был довольно идиотский - стоит себе парень под чужим забором с блаженным лицом и что-то шепчет...)
       - Здравствуй,Оля.Спасибо,Оля.Оля,а к нам в город зоопарк приехал,там тигр живой...И обезьяны.Может,сходим?Уже сходила?Извини-извини...
       Однажды меня осенило.Я незаметно сфотографировал Олю и попросил в городском фотоцентре сделать из снимка фотоплакат побольше и почётче.Вышло изумительно!Я взял готовые плакаты и повесил у себя дома - на кухне и в комнате,прямо напротив кровати.Теперь Оля всегда была рядом:и когда я давился яичницей или магазинскими пельменями,и когда я засыпал или просыпался.Не хватало только какой-то мелочи...Понял!Я подошёл к забору просто Оли,но не стал перелезать,а нашёл ворота и вежливо позвонил,очень коротко.Она открыла очень быстро,будто стояла за воротами:
       - Добрый вечер.
       - Добрый вечер... - на мгновение замялся я,не зная,как лучше сформулировать свою просьбу. - Ольга,вы можете время от времени продавать мне небольшие букетики сирени?Очень надо.
       Ольга поковыряла носком тапочка землю под ногой,подняла голову и глянула мне в глаза:
       - Берите просто так,бесплатно.
       И теперь у меня не только фото,но и вся квартира пропитана Олей!Я беру сирень то с нежным запахом,то с резким - и моя Оля,как живая,вся такая разная!
       ...- Здравствуй,Оля.Спасибо,Оля...Ты сегодня такая красивая!И весёлая.Что-то приятное случилось?Случится?Замуж выходишь?З-замуж?Поздравляю...
       Я не люблю водку - она меня тоже,поэтому заливается с трудом,даже с хорошей закуской.В магазине я замешкался у полок  с дружелюбно поблескивающими бутылками - какую взять?Пожалуй,ноль-пять для начала.Для начала.Потом купил ещё сосисок,хлеб и какой-то салат (не помню,взял первый попавшийся).Пришёл домой и налил первую стопку.Выпил и недоумённо оглянулся - что-то было не так.А,понял - я не разговариваю с Олей!Я повеселел и выпил вторую.После третьей подошёл к плакату и пририсовал усы.Не полегчало.Дурак.И я продолжил пить.
       ...Очнулся я от резкого запаха сирени.Минуту полежал с закрытыми глазами,собирая воедино куски мозга,беспорядочно разбросанные в черепной коробке.Сирень...Какая сирень,я вчера всю сирень выбросил?Подрагивая от головной боли,открыл глаза и понял,что я не дома..Но и не в милиции - обстановка вокруг домашняя.Я осторожно встал и подошёл к окну,щурясь от яркого солнечногоь света и непрекращающейся головной боли.Погулял...Я в доме у Ольги.
       - Проснулся? - не оборачиваясь,спросила Ольга:она сидела на корточках и собирала обломанные ветки сирени.Я оглядел двор - и поневоле поёжился:казалось,над кустами сирени пронёсся торнадо - так они все были обломаны.
       - Это я?
       - Ты.
       - Как?
       - Пришёл вчера с топором и порубил.Говорил,мол,никому эта сирень не нужна...Не так вежливо выражался, - всё таким же спокойным тоном проговорила Ольга,аккуратно собирая мелко порубленную зелень.Я долго смотрел на её спину.
       - А почему ты не вызвала милицию?И почему я спал здесь?
       - Милицию? - Она обернулась ко мне,внимательно посмотрела мне в глаза и вздохнула. - Нет,милиция здесь не поможет.А спал...Куда тебя в таком виде на улицу выпускать?Тогда точно - только милиция.
       Я устало присел на крыльцо,пошарил в кармане,достал мятую пачку сигарет и закурил.
       - Тебе меня что,жалко?
       Она на мгновение замерла,прижав к груди ветки и ответила,не оборачиваясь:
       - А это плохо?
       Я промолчал.Докурил сигарету и принялся ей помогать.
       - Здравствуй,Оля.Спасибо,Оля.
       ...А что я могу сказать замужней женщине?Она счастлива - и пусть будет счастлива...
       Жизнь остановилась.Я ходил на работу,что-то ел,смотрел на мелькающие по телевизору картинки - и никак не мог выбраться из тишины,обступившей меня:мне не с кем да и не о чем было разговаривать,всё уже произошло и ничего больше не могло произойти.Время от времени я приходил к Ольге.Мы ни о чём не говорили,а просто сидели во дворе и смотрели на сирень.Та постепенно начала оживать - недаром её считают сорняком...
       Однажды,когда мы с Ольгой вечером сидели во дворе и бездумно смотрели на сирень,она быстро спросила:
       - А как тебя зовут? - И тут же смущённо добавила. - Ты ведь ни разу мне не говорил.
       - Разве? - вяло удивился я. - Сергей.
       - Серёжа...Красивое имя...Сергей,переспи со мной!
       Я повернул голову и удивлённо посмотрел:
       - Зачем?
       Она мгновение помедлила,не переставая рисовать пальцем узоры на крыльце:
       - Просто так.
       - Тебе полегчает? - насмешливо спросил я.Она ничего не ответила.
       - Здравствуй,Оля.Спасибо,Оля.
       Я перебрался к Ольге - всё ближе к сирени,время от времени спал с ней...Как-то вечером,после секса,я сидел на крыльце и курил сигарету,а Ольга снимала с верёвки высохшее бельё.Я сделал затяжку,глянул искоса на сирень и удивился:
       -Слушай,уже август заканчивается - а сирень всё цветёт.Как так?
       Ольга сняла простыню,сложила её вдвое,потом вчетверо,потом в-восьмеро,аккуратно положила в пластмассовый тазик,вздохнула о чём-то и ответила:
       - Пока любишь - она будет цвести.
       Августовский закат был тих и красен.В недалёком лесу тетёхкала какая-то птичка,уже прохладный ветерок слегка трепал верхушки деревьев...
       - Но так не бывает, - вскричал я, - это не может длиться вечно!
       - Бывает,Серёженька,бывает... - Она произнесла это так спокойно,что я поверил.Поверил - и представил сирень под холодным снегом,и чуть не застонал от боли,будто в зеркало посмотрел (Я давно уже не смотрюсь в зеркала,даже бреюсь наощупь).Кому нужна сирень в снегу,жалкая и съёжившаяся,кому нужна ненужная любовь,кому?
       - Девочки,а где Оля?Как уехала?Подалась с мужем на заработки?Спасибо...
       - Она уехала. - Я стоял посреди двора и смотрел на ненавистную сирень.
       - Серёжа,Серёженька,пожалуйста,выслушай меня.Я знаю,что ты меня не любишь,я знаю,что ты и себя не любишь,и сейчас вообще ничего не любишь;Серёженька,у нас обязательно будет ребёнок и обязательно девочка и угадай,как мы ей назовём?;ну конечно же Олечка;и ты её полюбишь,Серёженька,слышишь - обязательно полюбишь;и ей,этой девочке,этой красавице и умнице позарез нужна будет твоя любовь,твоя самая настоящая любовь,слышишь меня?;Серёженька,у нас всё будет хорошо,только не бросай меня и свою будущую дочь,свою Олю,только твою - ты слышишь меня? - Олю,я прошу тебя!
       ...Я стою посреди двора под противным октябрьским дождиком и смотрю на буйно разросшуюся сирень...