Возвращение-Ч2-Глава 11-12

Геннадий Ищенко
                Глава 11


        – В связи с ожидаемыми в декабре массовыми бомбардировками Северного Вьетнама, в первую очередь столицы республики, принято решение об оказании вьетнамцам масштабной помощи, – сказал Косыгин. – Созданные с нашей помощью два полка ЗРК и авиационный полк не справятся с задачей защиты столицы. Радион Яковлевич...
        – Десятое Главное управление Генерального штаба предприняло меры по формированию на добровольной основе трёх ракетных полков, оснащённых ЗРК С-75 «Волхов», – сказал Малиновский. – Эти полки необходимо в сжатые сроки перебросить во Вьетнам и там скрытно развернуть для прикрытия Ханоя, порта Хайфон и мостов через Красную реку. Эти комплексы более совершенные, чем те, которые находятся на вооружении вьетнамцев. Не секрет, что, несмотря на обучение нашими специалистами, вьетнамцы неэффективно используют ЗРК, особенно в условиях постановки противником помех. По оценкам наших специалистов, принятые меры позволят с одной стороны увеличить потери противника примерно в десять раз и затруднят ему выполнение боевых задач, а с другой стороны уменьшат потери в ракетных дивизионах. Сейчас вьетнамцам приходится постоянно маневрировать и прибегать ко всякого рода ухищрениям, чтобы снизить потери. С усилением противовоздушной обороны сильно усложнится задача тактической авиации противника по поиску и уничтожению ракетных позиций. У меня пока всё.
        – Мы не собираемся кричать о своём участии, – продолжил Косыгин, – но и скрыть наличие такого количества наших соотечественников долго не удастся, поэтому есть мнение, что с американцами нужно придерживаться более жёсткой линии поведения. Андрей Андреевич...
        – Подписано два протокола с вьетнамской стороной, – сообщил Громыко. – Наше участие в конфликте сводится только к укреплению противовоздушной обороны братской республики и защите её мирного населения от варварских бомбардировок. Во всех дивизионах будут проходить стажировку вьетнамские товарищи. Как только отпадёт необходимость в добровольцах, они будут вывезены на родину, а технику оставим Вьетнаму.
        – Нужно быстро перевезти во Вьетнам больше полусотни пусковых установок, несколько тысяч ракет и добровольцев, – сказал Косыгин. – Перебросить железной дорогой не позволят китайцы, поэтому остаётся только морской путь. Обычно мы используем Черноморское и Дальневосточное пароходства...
        – Извините, товарищи, но я не обеспечу за короткое время такие объёмы, – возразил министр морского флота Бакаев. – Прорыв морской блокады американцев даже одиночными судами не такое простое дело, а вам всё нужно сделать за два месяца.
        – Меньше, – уточнил Малиновский. – Технику ещё нужно доставить на позиции, и люди должны хоть немного привыкнуть к климату.
        – Тем более!
        – А если бы не было блокады? – спросил Косыгин. – Смогли бы, Виктор Георгиевич?
        – Тогда сможем, нужно только обговорить с министерством Патоличева, какие рейсы по их контрактам можно задержать, потому что у нас не бывает свободных кораблей.
        – Тогда выслушаем Сергея Георгиевича.
        – Мне было дано задание подготовить ударную группу кораблей Черноморского флота, – сказал Главком ВМФ Горшков. – Задание я выполнил. В группу войдёт большой противолодочный корабль «Комсомолец Украины», два ракетных крейсера, несколько эсминцев, танкер и тральщики. Возглавит группу командующий Черноморским флотом адмирал Чурсин.
        – Постойте, товарищи, вы что, собрались воевать? – удивился Патоличев.
        – Пока нет, – ответил Горшков. – Планируется дружественный визит наших кораблей в порт Хайфон. Заодно они проведут нужные нам корабли с грузом, постоят в порту и прикроют выгрузку техники и добровольцев. Мы не признаём блокаду Вьетнама Америкой, поэтому пошли они... Честно говоря, давно хотелось утереть им нос, да не давали.
        – Вы только поосторожнее, Сергей Георгиевич, – предостерёг Громыко. – Ни к чему нарываться на неприятности, да и сил у них намного больше.
        – Чурсин очень выдержанный человек, а на наших кораблях есть тактическое атомное оружие. Они это знают и не станут наглеть. Поводов для провокаций давать не будем, но и хамить не позволим.
        – Тогда, Виктор Георгиевич, решите вопрос с заявками министерства внешней торговли и определитесь с кораблями, – сказал Косыгин. – И сделайте это как можно быстрее, потому что первые грузы начнут прибывать в Севастополь уже через два дня. Всё, товарищи, с этим вопросом закончили.

        – Ты долго будешь копаться? – спросил я Ольгу. – Уедем без тебя.
        – Я готова! – Она схватила портфель. – А обратно отвезёте?
        – Назад придётся топать самой или ждать, пока отучимся мы. Шевелитесь обе, опоздаем.
        Машина уже стояла у подъезда, а Сергей демонстративно посмотрел на часы.
        – Здравствуйте, – поздоровалась Ольга. – Я её сестра!
        – Здравствуй, красавица, – сказал Виктор. – Ребята, садитесь быстрее, опоздаете.
        – Бабушки не будет? – спросил Сергей. – Тогда поехали.
        К школе пришлось бежать, и звонок ударил по нервам, как только мы переобулись.
        – Никогда не бегала в школе, пока не связалась с тобой! – высказалась Люся перед тем, как вбежали в класс.
        – Считай, что я проигнорировал этот наезд, – ответил я, идя на своё место. – Надо раньше будить Ольгу. Всем привет!
        Первый учебный день прошёл скучно. Слушать учителей было неинтересно, ребята меня не интересовали, но Люсе предстояло здесь учиться, поэтому со всеми перезнакомился. Наше появление не вызвало в школе большого ажиотажа. Мы были чужими, да и выступали в последний раз давно, а «Волкодава», которого кое-кто уже читал, со мной не связали. Когда закончился последний урок, быстро переобулись и вышли во двор школы. На улице, напротив калитки, стояла «Волга», но не чёрная, как наша, а светлая. Нахамившая нам на классном часе Светка Ханеева бросила на нас презрительный взгляд и направилась к машине, помахивая портфелем.
        – Не обращай внимания, – сказал мне Игорь Сычевский. – Отец работает в МГК, вот она и воображает из себя королеву. Ей далеко до дома, поэтому он иногда присылает машину. Вы сейчас куда?
        – Нам тоже не очень близко, поэтому пользуемся услугой соседей, – сказал я. – Если будут проезжать, подберут, не повезёт – дойдём сами.
        Машина ждала в положенном месте, поэтому уехали без задержки и через несколько минут были дома.
        – Зайди к соседу, – сказал мне Сергей, когда мы покидали салон.
        Я проводил Люсю и оставил портфель в прихожей, после чего позвонил в квартиру куратора.
        – Заходи, – сказал Фёдор Юрьевич, пропустил меня и запер дверь.
        – Где мои вопросы? – спросил я. – Вам что-нибудь для меня передали?
        – Идём в комнату. Вот пакет с вопросами, а это магнитофон. Включишь на запись и отчитывайся. Решили, что это будет удобнее написанных тобой листов. Сколько нужно времени?
        – Дайте хоть посмотреть, чего от меня хотят, – отозвался я, прочитал пять вопросов и, прикинув время, ответил: – Примерно полчаса.
        – Тогда я вызову Белову и подожду её у подъезда, – сказал он. – Я не имею права здесь присутствовать, пока ты работаешь.
        Я подождал, пока куратор не выйдет из квартиры, включил магнитофон на запись и начал говорить:
        – Причиной замены министра обороны была его смерть. Малиновский умрёт тридцать первого марта шестьдесят седьмого года от рака. Метастазы пойдут в кости, и смерть будет очень тяжёлой. Это как-то не вспомнилось само. Двадцать первое июля – день военного переворота в Греции.
        Я минут десять говорил всё, что знал о режиме «чёрных полковников».
        – По гибели Комарова двадцать четвёртого мне нечего добавить. Разбирайтесь с парашютной системой. По шестидневной войне изложил весь её ход. Хочу добавить от себя, что лучше товарищу Косыгину не мешать Египту нанести удар по Израилю. Когда двадцать пятого мая в Москву прилетел военный министр Египта Шамс эль-Дин Бадран, Алексей Николаевич запретил ему нападать первым. В результате первым напал Израиль, который практически полностью уничтожил на аэродромах всю египетскую авиацию, обеспечив себе господство в воздухе. После этого не составило труда уничтожить у арабов тяжёлую технику. Полная аналогия с Великой Отечественной. Последний вопрос о теракте на Красной площади. Время уточнить не могу. Читал в двух источниках, и в обоих написано, что это случилось в конце сентября. Взрыв у мавзолея привёл к человеческим жертвам. Смертником был некий Крысанов из Каунаса. Это всё, что я знаю.
        Я остановил запись, перемотал плёнку и снял бобину. Вовремя отчитался: щёлкнул входной замок и в квартиру вошла Елена.
        – Здравствуй, – сказала она. – Уже закончил?
        – Всё, что смог быстро вспомнить, надиктовал, – ответил я. – Передайте, что через неделю буду готов к экстернату. Буду очень признателен, если Людмиле устроят экстернат по отдельным предметам. У неё нет моих знаний, а для меня важно, чтобы она разделалась со школой за этот учебный год.
        Неделя прошла буднично, и ни в школе, ни дома ничего примечательного не произошло. В воскресенье за нами заехала Елена и отвезла на квартиру Брежнева.
        – Держи! – протянул я радостно встретившей нас Вике «Волкодава». – Там кое-что написано.
        – Ух ты! – воскликнула она, раскрыв книгу. – Мне никто из писателей не дарил книг! У меня уже есть твоя книга, только без подписи. Дед взялся читать, но ему вечно некогда.
        – Вика, что ты держишь гостей на пороге? – заглянула в прихожую Виктория Петровна. – Разувайтесь, мойте руки и идите на кухню, будем пить чай.
        – У нас сегодня «Наполеон», – сообщила Вика. – Дед его любит, поэтому не покупает.
        – Не понял смысла твоих слов, – сказал я, пропуская Люсю в ванную комнату.
        – Чего тут непонятного! Ты не видел, как он ест? У меня мать не ограничивает себя в еде, а он страшно боится переесть. А я из-за этого страдаю.
        – Я отдам тебе свой кусок, страдалица, – пообещал я, в свою очередь моя руки.
        – Торта хватит, – вздохнула она, – но разве им надолго наешься? Идите на кухню, а я отнесу книгу.
        После чаепития с действительно прекрасным тортом Леонид Ильич увёл меня в комнату, которая использовалась им в качестве кабинета.
        – Садись, – сказал он, – нужно поговорить. Слышал я твои ответы. У нас возникли разногласия по поводу арабской войны. Косыгин и сейчас считает, что нельзя допустить уничтожения Израиля, а некоторым твоё предложение показалось заманчивым. Ты только дополнял ответами те сведения, которые записал раньше, а теперь я думаю, что будет полезно по некоторым вопросам выяснить мнение того, кто всё это пережил.
        – Не уничтожат они его, Леонид Ильич, – сказал я. – У арабов больше техники, но у израильтян она немного получше, и они умеют воевать и не подставятся так по-глупому, как арабы. Но и блицкрига уже не получится. Уничтожат друг у друга большую часть техники, а потом мы со Штатами постучим кулаком по столу. Нельзя допустить усиления Израиля. Беда ваших аналитиков в том, что они за деревьями не видят леса. Чтобы иметь полное представление о том, что к чему приведёт, нужно не читать мои записи, а всё это пережить или мне настрочить многотомный роман истории своей жизни с описанием всего важного, что видел и слышал. Я ведь после пятнадцатого года больше записывал природные катастрофы, поэтому вам трудно увидеть, к чему всё придёт.
        – Да, я заметил, – сказал он, – а с чем это связано?
        – Я сильно устал от писанины и не был уверен в том, что тетради попадут по назначению и будут использованы. И ценность последних записей невелика. Очень многое не повторится, разве что будет полезно посмотреть, к чему всё катилось. А после двадцатого года я уже многим и не интересовался, а кое о чём не упомянул специально.
        – А почему? Какие могут быть причины?
        – Есть очень опасные знания, – объяснил я, – и не менее опасные идеи. Для примера можно взять ядерное оружие. Представьте, что случится, если оно будет у всех стран.
        – По твоим записям в семидесятом году заключат договор.
        – Заключат, – подтвердил я, – а кто его подпишет? В большинстве это те, для кого иметь ядерные арсеналы – неподъёмная задача или у кого они уже есть. Я приведу один пример. Сейчас темнокожие американцы борются с расизмом белых. Мартин Кинг организует свои компании гражданского неповиновения, а впереди бунты в гетто и «чёрные пантеры». Но я уверяю, что расизм темнокожих ничуть не лучше, и американцам придётся с ним столкнуться. Одно время рождаемость в темнокожих семьях сильно упала, но потом опять пошла вверх. Усилилась и эмиграция из стран Африки. Незадолго до моего ухода темнокожим был каждый третий житель США. Нашлись люди, которым это не понравилось. К тому времени генетика добилась огромных успехов. Были полностью расшифрованы геномы людей всех рас, а разработанные методики позволили учёным создавать микроорганизмы с почти любыми свойствами. Такая власть над природой, да ещё при отсутствии должного контроля, порождает много проблем. Игры с геномом микроорганизмов опасны тем, что искусственные не обладают стабильностью тех, над которыми природа работала тысячелетиями. Они могут так измениться, что очень неприятно удивят своих творцов. Но сейчас я расскажу не об этом. Печально известная организация ку-клукс-клан сделала заказ крупной частной фирме на изготовление лекарства от засилья чёрных. Наверное, их кто-то хорошо финансировал, потому что на эти работы были затрачены сумасшедшие деньги. Фирма сконструировала микроорганизм, который мог размножаться только в представителях негроидной расы. Обычные средства на него не действовали. Он не убивал, а вырабатывал вещества, в десятки раз снижающие вероятность зачатия. Разработчики заложили ограничения на скорость размножения микроорганизма, поэтому заражённые практически ничего не чувствовали. Людей начали массово заражать через продукты питания, главным образом напитки. А дальше зараза могла передаваться самыми разными способами.
        – Они снизили рождаемость? – спросил Брежнев.
        – Если бы снизили, они её фактически ликвидировали. Что произошло, когда всё открылось... Белая Америка умылась кровью. Там и так последние десятилетия творилось чёрт-те что, а тут ещё это.
        – По твоим записям чёрт-те что творилось не только у них, а почти по всему миру, – заметил он.
        – Чего вы хотите? Основная причина в перенаселении, и наиболее актуально это там, где людей и без того много. Американцы опоздали со своим лекарством.
        – Не понял, – сказал Брежнев. – Ты считаешь допустимыми такие приёмы?
        – Нужно ограничить рождаемость, – ответил я. – Не так радикально, но обязательно. Лучше насильно избавиться от лишних ртов сейчас, чем потом гибнуть всем. Для чего рождались дети в Африке, если в моё время выживал и становился взрослым только каждый пятый ребёнок? Во многих странах Азии было ничуть не лучше, а ведь и у монголоидной расы свой геном. Земля не так велика, как думают некоторые, и её ресурсы не бесконечны, а уходить нам будет некуда. Есть, правда, другие реальности, но вряд ли мы сможем в них попасть, просто не успеем.
        – Но ведь ты что-то имел в виду, когда говорил о спасении мира? Пусть наша страна не развалится и вырвется вперёд, вряд ли мы сможем управлять остальными.
        – Можно попробовать, – сказал я. – Есть способы. В крайнем случае попытаемся спасти только своих. Сейчас рано об этом говорить. Боюсь, что такие люди, как Суслов, не только не захотят меня слушать, но сделают всё, чтобы не услышали другие.
        – Зря у тебя сложилось такое мнение о Михаиле Андреевиче, – не согласился Брежнев. – Он замечательный человек и прекрасно к тебе относится.
        – Я не сомневаюсь в его человеческих качествах. Просто у таких, как вы, личные симпатии к людям влияют на оценку их деятельности, а у таких, как он, чётко разграничено, что для домашнего употребления, а что для работы. Ваша позиция более приятная, его – более жизненная. Только на многие вещи мы с ним смотрим по-разному.
        – На него сильно подействовал ваш последний разговор. Он не думал, что останется в памяти людей держимордой.
        – Важны не намерения, а дела, – возразил я. – В чём-то он был прав, в чём-то – нет. Я рассказал всё, что знал, захочет – сделает выводы. Только меняться в таком возрасте...
        – Ты просил насчёт экстерната. Я поговорил с Елютиным, он не возражает.
        Ещё бы он возражал!
        – Зря вы, Леонид Ильич, вышли на министра, – сказал я. – Мы уже засветились по полной программе с визитами к вам. Сплетен будет... Наверняка и Вика растрезвонила знакомым. И машина эта...
        – Машина отвезла, высадила, и всё. Не вы одни такие. Думаешь, привлечёшь меньше внимания с толпой телохранителей? А без охраны вас никто отпускать не станет. Есть намерение заняться тобой всерьёз. Если получится, опеку можно будет уменьшить, но присматривать за вами будут долго. А слухи... Вы всё равно не останетесь в тени. Пусть это считают моей слабостью к молодым талантам. Чем думаешь заняться после окончания школы?
        – Мы хотим поступить на актёрский факультет ВГИКа.
        – Почему туда? – удивился Брежнев. – Вот уж не ожидал. Захотелось славы? Может, задействовать тебя в программе? Для начала поработаешь в ЦК комсомола, потом вступишь в партию. Переведём в аппарат ЦК и...
        – Леонид Ильич, извините за то, что перебил. Я не отказываюсь ни от партийной работы, ни от политики, но не сейчас. Я ведь тогда всё-таки устал от жизни. Не вообще, а от той, какая у меня была. Я ничего не захотел повторять. У меня была хорошая работа и прекрасная семья, но жизнь – это не старая интересная книга, которую хочется снять с полки и перечитать. Вот мне и захотелось попробовать себя в кино. По сути, для меня это будет отдых. Техническое образование у меня есть, даже два, теперь будет гуманитарное, а потом, может быть, закончу Высшую партийную школу. И писательство я пока не собираюсь бросать, и песни. Жизнь впереди длинная, если кто-нибудь не укоротит, так что хватит времени всё попробовать.
        – Да, завидую, – сказал он мне. – Жаль, что не дотяну до прихода вашей девчонки, я не отказался бы прожить жизнь второй раз.
        В гостях у генсека были до самого вечера. Вика опять принесла гитару, и мы спели новые песни.
        – Ты говорил Михаилу Андреевичу о Высоцком, – сказал Брежнев. – Несколько раз о нём слышал, но не слушал ни одной песни. Можешь что-нибудь исполнить?
        – В следующем году должен выйти фильм «Вертикаль» с его участием. Он будет петь в нём несколько песен об альпинистах. А я разучил пока только одну. Она из моих самых любимых. Владимир напишет её только к концу жизни для фильма о Робин Гуде. Я не собираюсь красть у него песни и эту разучил только для своих. Вам спою.
        Вика с Викторией Петровной были на кухне, и я мог говорить свободно.
        – Лестно попасть в число «своих», – хмыкнул Леонид Ильич. – Люся, позови моих с кухни, пусть тоже послушают.
        – Предупреждаю, что песня не моя и говорить о ней никому нельзя, – сказал я женской части семьи Брежнева. – Вика, это в первую очередь касается тебя. Раззвонишь –  и мы с тобой незнакомы. Доступно? Вот и хорошо. Называется она «Баллада о борьбе». Средь  оплывших свечей и вечерних молитв, средь военных трофеев и мирных костров жили книжные дети, не знавшие битв, изнывая от мелких своих катастроф...
        Я вкладывал в пение душу, но до Высоцкого было далеко.
        – Липли волосы нам на вспотевшие лбы, и сосало под ложечкой сладко от фраз, и кружил наши головы запах борьбы, со страниц пожелтевших слетая на нас.
        – Непривычно написана, – сказал Брежнев, когда я закончил петь, – но цепляет. Я выскажу Суслову своё мнение, думаю, что у автора больше не будет сложностей с выступлениями.
        Вскоре мы попрощались и уехали домой. А во вторник, на большой перемене, меня вызвали к директору.
        – Мне позвонили из министерства, – сказал он, глядя на меня с укоризной. – Попросили оказать тебе содействие в сдаче экзаменов экстерном. Наша школа имеет право на экстернат, поэтому я не вижу сложностей. Мог бы обратиться ко мне.
        – Я просил не за себя, а за Черзарову, – начал оправдываться я. – Я могу хоть сейчас сдать все предметы за оба класса, а ей это сложно.
        – И чего вы хотите? – спросил он. – Мне о ней не говорили.
        – Мы хотели, чтобы у неё принимали экзамены по одному. Сдала годовой, и освобождается от дальнейших посещений этих уроков. Это позволит сосредоточиться на следующем. Если вы сами не сможете это решить, тогда попытаюсь сделать я.
        – Садись и пиши заявление, – сказал он и продиктовал мне текст. – О Черзаровой пока ничего не скажу, нужно проконсультироваться.
        – Как только я исчезну, готовься к наплыву ухажёров, – предупредил я подругу. – Жаль, что я не учил тебя драться. Сильная и гибкая девушка, а не сможешь грамотно дать по морде. Сегодня же научу одной связке, будешь потихоньку отрабатывать. Умение кому-нибудь врезать пригодится. Лишь бы самому не попасть тебе под горячую руку.
        Вечером отец сообщил, что его посылают в служебную командировку в Минск.
        – Заедешь в наш полк? – спросил я, почувствовав, что успел соскучиться и по городку, и по бывшим одноклассникам.
        Ведь хотели съездить, когда жили в Минске, да вечно мешало не одно, так другое. Когда теперь удастся вырваться! Наверное, многие из нашего класса уже уехали.
        – Если будет такая возможность, обязательно съезжу, – ответил он. – А что ты хотел?
        – Зайди к Кулаковым и передай для Сергея наш адрес. Скажи, чтобы и он прислал свой, когда демобилизуют отца и им дадут квартиру. Я не горю желанием сейчас переписываться, просто не хочу потерять его из виду. Кстати, ты не хочешь уйти на пенсию?
        – Зачем? – сказал отец. – Я не усижу дома, пойду куда-нибудь работать. Пока не гонят, буду служить.
        Неделя прошла без происшествий, и только в субботу директор сообщил, что с понедельника у меня сдача экзаменов.
        – Возьми график, – сказал он. – Будешь сдавать в день по два экзамена. За две недели управишься. Когда к сдаче экзаменов будет готова Черзарова, пусть подойдёт ко мне.
        – Какой предмет и когда будешь сдавать первым? – спросил я, когда шли к машине.
        – Через неделю сдам русский, а потом литературу. Месяца за три отчитаюсь за девятый класс и возьмусь за десятый. Чем займёмся в воскресенье? Надоело сидеть дома. Давай опять съездим в парк? Или попробуем сходить в театр. Чего кривишься? Как можно стремиться стать артистом и не любить театр?
        – Я не люблю не театр, а в него ходить. Сколько ни ходил, только один раз было нормально видно и слышно. Мне было девять лет, а показывали «Свадьбу с приданым». Я тогда запомнил все песни. Хочешь, спою? Из-за вас, моя черешня, ссорюсь я с приятелем...
        – Пошли быстрее! – Она схватила меня за руку. – И хватит петь. Слушать тебя без гитары...
        Мы шли в проходе между домами и поблизости никого не было, поэтому я схватил её в охапку и принялся целовать.
        – Безобразие! – заорала из окна какая-то женщина. – Совсем стыд потеряли! Милиции на вас нет!
        – Кто там кричал? – спросил Сергей, когда мы сели в салон «Волги».
        – Глазастая баба с неустроенной личной жизнью, – ответил я. – Поехали домой. Виктор, как бы нам завтра выехать куда-нибудь на природу?
        – Если не передумаете, позвоните, – отозвался он. – Только на завтра обещали дождь.
        – Завтра у вас будут гости, – предупредил Сергей, – поэтому лучше до двенадцати ничего не планировать.
        – Ладно, – сказал я, – если надумаем, позвоним.
        Машина въехала в наш двор и остановилась у подъезда. Мы вышли из салона, поднялись на свой этаж и зашли в квартиру Люси. Моя мама общалась с Надеждой на кухне, а рядом с ними обедала Ольга. Отец уехал в Минск, а Таня уже вторую неделю работала, поэтому моя мама почти весь день пропадала у Черзаровых.
        – Как дела в школе? – спросила она.
        – С понедельника начинаю сдавать экзамены, – ответил я. – Люсе тоже разрешили, но она начнёт позже.
        – Как вы торопитесь жить! – вздохнула Надежда. – Идите мыть руки и будете обедать.
        – Мы чуть позже, мам! – отказалась подруга. – Сначала немного позанимаемся.
        – Чем будем заниматься? – спросил я.
        – Как чем? Обещал научить бить морды, так учи!


                Глава 12


     Школа бурлила. Наконец-то, на нас обратили внимание! Слава богу, что мне здесь уже недолго находиться, а вот Люсе придётся отдуваться за двоих. Всё началось после того, как я в понедельник сдал первые два экзамена на отлично. На следующий день все знали, что в девятом «Б» кто-то сдаёт экзамены экстерном сразу за два года учёбы. Очень быстро выяснилось, что это новичок, который сочинил несколько классных песен и спел их вместе со своей подругой на телевидении. Для многих оказалось сюрпризом и то, что эта самая подруга учится в том же девятом «Б». Сразу же вспомнили о моих книгах, включая последнюю. Хорошо, что мы всё это уже проходили и в городке, и в школе Минска.
        – Не обращай внимания! – говорил я Люсе. – Сосредоточься на мантре, наплевав на всё остальное.
        Медитация – хороший способ не замечать назойливые взгляды и шёпот за спиной, но она не поможет, когда народ жаждет с тобой общаться. Каждый новый день добавлял две пятёрки и подогревал интерес к моей персоне, а когда в субботу и Люся сдала русский на пять, нам буквально не стали давать проходу.
        – Я не знаю, как буду учиться одна! – сказала подруга, когда мы в воскресный день сидели в моей комнате.
        Сильно похолодало и несколько раз за день шёл дождь, поэтому мы не хотели никуда выходить. Люся усиленно готовила литературу, но не будешь же постоянно сидеть за учебниками. Так недолго и свихнуться.
        – Разучиваешь удар? – спросил я.
        – Разучиваю! – буркнула она. – Могу показать на тебе.
        Для поднятия настроения пришлось прибегнуть к испытанному способу: я начал её целовать, бормоча на ухо всякие ласковые глупости.
        – Поднялось настроение? – спросил я подругу.
        – Поднялось, – подтвердила она, бросив выразительный взгляд на моё трико.
        – Было бы странно, если бы я реагировал на тебя иначе, – сказал я, повернувшись к ней боком. – Это непроизвольная реакция, не обращай внимания.
        – Ещё четыре месяца, – шепнула она мне в ухо, – и ты будешь мой! И я смогу делать с тобой всё, что захочу!
        – И что же ты будешь делать?
        – Не знаю, но ты научишь.
        Нет, такие разговоры не доведут до добра.
        – Я попрошу ребят, чтобы они возили тебя до самой школы, – пообещал я. – И забирать будут так же. Чем ты хуже Ханеевой? А в школе не должны сильно приставать. У нас русский последний, поэтому в среду уедешь раньше, а когда сдашь литературу, освободятся ещё три урока. Когда думаешь сдавать?
        – Дней через десять, раньше не успею. Давай поцелуемся, и я побегу.

        – Американцы идут на сближение, Серафим Евгеньевич, – сказал командир БПК «Комсомолец Украины» капитан первого ранга Шутов. – Группа семьдесят седьмого оперативного соединения. Состав сейчас уточняют. Авианосец и двенадцать кораблей охранения.
        В небе возник гул, и прямо по курсу показался реактивный самолёт, который облетел строй военных кораблей и, увеличив скорость, исчез за горизонтом.
        – «Скайхок», – сказал подошедший капитан-лейтенант Гришанов. – Хамят, однако.
        – В первый раз, что ли, – ответил своему старпому Шутов. – Начинайте, Валерий Фёдорович. Я думаю, уже пора.
        – Центральный пост! – раздался по громкой связи голос командира БЧ4. – Принято сообщение от американцев.
        – Читайте, – сказал Шутов.
        – Командиру группы советских кораблей. Вы вторглись в зону ответственности седьмого флота США. Объявите маршрут движения и цель. Командующий адмирал Гарри Фелт.
        – Раз они хамят, будем поступать, как Шаляпин, – сказал Чурсин. – Отправьте такое сообщение. Следую своим курсом в территориальных водах Демократической Республики Вьетнам. Ваши претензии на контроль судоходства в этих водах не признаю. Любое опасное сближение ваших самолётов со своими судами буду пресекать всеми средствами. Адмирал Чурсин. Объявляйте боевую тревогу, Валерий Фёдорович.
        – А при чём Шаляпин? – спросил Шутов, повысив голос из-за сирены.
        – Фёдор Иванович любил говорить, что с хамами он сам ведёт себя по-хамски, – пояснил адмирал. – Виктор Семёнович, распорядитесь, чтобы тральщики заняли место в голове ордера.
        Невдалеке с рёвом прошли один за другим три «Фантома», но ни один из них не приблизился.
        – Определились с кораблями, – сказал вошедший Гришанов. – Это авианосец «Форрестол», а в сопровождении один крейсер, девять эсминцев и два сторожевика. Американцы по-прежнему идут на пересечение курса, но начали замедлять ход. Должны нормально разойтись. Лишь бы не набросали по курсу мин, с них станется.
        – А тральщики для чего взяли? – сказал Шутов. – Разойдёмся с американцами и немного сбавим ход. До вечера будем в Хайфоне.

        – Давайте, товарищи, сначала рассмотрим вопрос по Узбекистану, а потом перейдём к хозяйственным, – сказал Косыгин. – Возникли сложности, поэтому мы должны определиться в дальнейших действиях. Докладывайте, Роман Андреевич.
        – Я не знаю, откуда появились те данные, которые фигурируют в деле, – начал Руденко. – Мне почему-то отказываются называть их источник. Генеральная прокуратура совместно со  Следственным управлением Министерства охраны общественного порядка и выделенными нам работниками аппарата ЦК занялись проверкой деятельности указанных лиц. Часть фактов подтвердилась, часть – нет. Сейчас работа фактически остановилась. Мы ощущаем растущее противодействие республиканских партийных органов. На словах все горят желанием помочь, на деле или саботируют свою часть работы, или, что хуже, мешают работе следственной группы. То же и с республиканским министерством внутренних дел, хотя лично Яхьяев клялся и божился, что поможет всеми силами. Мы обратились и к Шарафу Рашидовичу, но с тем же успехом. У меня мнение, что имеет место круговая порука, и дело зашло слишком далеко.
        – Пробовали обращаться в республиканский Комитет? – спросил Семичастный.
        – Я считаю, что это бесполезно, – ответил Руденко, – но вы, Владимир Ефимович, можете попробовать. Насколько я понял Алексея Николаевича, вас этим тоже озадачат.
        – Да, со мной уже говорили, – отозвался Семичастный. – Выделим вам группу работников Управления «РТ». Но если тормозят на уровне ЦК, толку будет мало.
        – А вы докажите, что замешан Рашидов, – сказал Косыгин. – Пока это только слова и эмоции. Где содержатся задержанные?
        – На территории РСФСР арестовали только пятнадцать человек, – ответил Тикунов. – Остальные, которых около сотни, содержатся в различных СИЗО республики.
        – Рашидова вызовем в Москву, – решил Суслов. – Если и после этого он не окажет вам помощь, будем менять. У вас, Роман Андреевич, больше нет вопросов? Тогда мы не будем вас задерживать, как и ваших коллег. Продолжайте, Алексей Николаевич.
        – Я считаю, Михаил Андреевич, что зря мы сейчас занялись Узбекистаном, – сказал Косыгин. – Нужно все силы задействовать у нас, а уже потом браться за союзные республики.
        – Сил хватит, – возразил Суслов. – Таджикистан пока трогать не будем, а начатое нужно закончить. Если убрать противодействие на самом верху, дело пойдёт. А позже будем подключать и республиканские ведомства. Что у нас первым пунктом?
        – Мероприятия по сельскому хозяйству в плане подготовки к грядущей засухе. Доложите, Владимир Владимирович.
        – В наше министерство спустили на проработку большой план мероприятий, – начал Мацкевич. – Уж не знаю, кто составлял эти бумаги, но многое в них идёт вразрез с линией партии. Если мы будем использовать такие площади под другие зерновые культуры, неизбежно упадёт производство пшеницы.
        – У вас этого производства через пять лет не будет вообще, – сказал Косыгин. – В Приамурье вы пшеницу посадите, а севернее? Чем овёс хуже пшеницы как корм скоту? Вы консультировались с учёными?
        – Мы отдавали всё на экспертизу в академию. Возражений у них нет, но планы нам устанавливают не академики. Если мне урежут их по пшенице, не будет возражений и у меня. А по укрупнению совхозов и созданию сельскохозяйственных объединений есть вопросы.
        – Это рассмотрим позже, – решил Косыгин. – Вы подготовили предложения по восточным территориям? Где и сколько земель можно будет использовать под посев зерновых? Уже к следующей посевной нужно перебрасывать туда технику и людей. Для того, кстати, и укрупняем совхозы, чтобы появились резервы. Сведёте несколько совхозов в объединение и высвободите немало техники за счёт её более рационального использования. С колхозами тоже можно так делать. Поговорите с председателями, они поймут. А меньшее количество техники легче обеспечить запчастями. Жили при МТС и обходились малым, а сейчас будет намного легче! Если небольшие хозяйства не захотят возиться с техникой, можно забрать её и самим организовать при нескольких небольших колхозах МТС. Прикиньте стоимость их сельхозтехники и во что обойдутся услуги, а потом будем оказывать их бесплатно, пока не рассчитаемся за взятое. Что у нас по строительству элеваторов, Георгий Аркадьевич?
        – Составлен перечень новых объектов и объектов, поставленных на капремонт, – ответил Караваев. – Элеваторы и вообще все хранилища сельхозпродукции взяты министерством под особый контроль. Финансирование будет осуществляться в ближайшие два года, фонды на стройматериалы внесены в реестр. За нами остановки не будет.
        – Тогда давайте рассмотрим большой перечень мероприятий, которые рекомендованы для внедрения на промышленных предприятиях в рамках проводимой реформы, – сказал Косыгин. – Кое-что понятно и разумно, но многое вызывает вопросы. – Вот, в частности...

        – Поздравляю! – искренне сказал директор. – Ты первый в истории нашей школы, кто сдал экстернат сразу за два класса. Когда будут готовы документы, я тебе позвоню. Чем думаешь заняться, если не секрет?
        – Секрета нет, – ответил я. – В этом году хочу написать вторую книгу о Волкодаве, и ещё должно быть две-три новые песни. Спортом займусь. А на следующий год буду поступать в институт. К вам у меня большая просьба. Вокруг нас в последнее время разгорелся ажиотаж. Я ухожу, а Люся до новогодних каникул будет учиться. Вы не присмотрите за ней хоть одним глазом?
        – Что с вами делать, – вздохнул он. – Присмотрю, но только в школе. Если чего-то опасаешься, встречай и провожай свою подругу сам.
        Я вышел из директорской к ожидавшей меня Люсе.
        – Давай портфель, и пошли в раздевалку. Ребята уже заждались. Я говорил о тебе с директором. Посмотрит он за тобой в школе, а Сергей будет приходить к калитке. Надеюсь, что по пути до неё тебя никто не украдёт. А завтра приеду с тобой. Поболею за тебя в коридоре, пока будешь сдавать литературу.
        Мы переобулись, надели верхнюю одежду и вышли на улицу.
        – Холодно! – зябко поёжилась Люся. – Руки мёрзнут.
        – Да, для начала октября сильно похолодало, – согласился я. – Пошли быстрей. И согреешься, и мёрзнуть меньше.
        – Вы не могли задержаться ещё больше? – спросил Сергей, когда сели в машину.
        – Могли, – ответил я, – но не стали. Чекист, а брюзжишь, как старый дед. Мне надо было послать подальше директора и убежать из его кабинета? Сергей, завтра я еду с Люсей, а потом вам придётся отвозить и забирать её самим. У меня к тебе просьба провожать её до калитки и там же встречать. Многие проявляют к ней интерес. Не съедят, но могут обидеть. Сделаешь?
        – За каждый раз с тебя анекдот, – ухмыльнулся он. – Я посчитаю, а потом при случае расплатишься.
        – Использование служебного положения в личных целях, – констатировал я. – Куда катится мир? Ладно, расскажу, куда мне деваться с подводной лодки?
        – А при чём здесь подводная лодка? – удивился он.
        Неужели они не слышали этого анекдота? Вроде бы он тогда уже был. Машина завернула во двор и остановилась возле нашего подъезда.
        – Есть такой бородатый анекдот, – сказал я, перед тем как выйти. – Дарю бесплатно. Происходит перекличка на подводной лодке, лежащей на дне океана. Старшина выкрикивает фамилии, а ему отвечают все, кроме последнего: «Иванов! Петров! Сидоров! Сидоров!! Сидоров!!!» «Ну, здесь я, здесь. Куда я денусь с подводной лодки?».
        – Будешь сегодня готовиться? – спросил я подругу, когда поднимались по лестнице.
        – Нет, – ответила она. – Сдам литературу и добавятся три свободных часа! А потом займусь математикой. Мне до сих пор не верится, что отчитаюсь за девятый класс и нужно будет ходить в школу только на сдачу экзаменов. Как отметим Новый год? Придумай что-нибудь, чтобы не просто наесться и посидеть у телевизора. К нам сейчас зайдёшь?
        – Зайду похвастаться, когда придёт со службы тесть.
        – Мне не терпится! – сказала Люся, забирая у меня портфель. – Хочу всё время быть с тобой. Нам ведь дадут квартиру? Но я и по родителям с Ольгой буду скучать.
        – Обещали. Только дадут после совершеннолетия. Можно окончить школу и выйти замуж и оставаться несамостоятельным человеком.
        – А если попросить?
        – А зачем? Мы с женой два года жили с родителями, и они нам помогали нянчиться с сыном. Подожди, ещё поживёшь самостоятельно. Вряд ли нам с тобой дадут квартиру рядом с роднёй, разве что переселят куратора. А наглеть тоже ни к чему. Могут пойти навстречу, а уважение потеряешь. Ладно, иди в квартиру и скажи матери, что я скоро забегу.
        – Ну как? – спросила мама, когда я вошёл в гостиную.
        – Со школой разделался, – ответил я. – Аттестат и заслуженную медаль получу позже.
        – И чем займёшься?
        – Мам, мы же уже об этом говорили. Буду тренироваться в секции и писать книгу.
        Я решил написать «Право выбора» и на этом остановиться. Не нравились мне остальные книги о Волкодаве. Слишком Семёнова всё затянула. Может быть, когда-нибудь состряпаю из всех книг одну.
        Первой после меня пришла сестра.
        – Ну как? – спросила она.
        – Если ты о школе, то я тебя догнал и перегнал, – ответил я. – Закончил с золотой медалью. Теперь передо мной открыты все пути. Слушай, посоветуй, как лучше провести Новый год. Хочу сделать Люсе подарок. Это для меня сдача экстерна простое и лёгкое дело, а ей приходится вкалывать.
        – А вас никто не гонит.
        – Не вредничай! Вот чего бы ты хотела?
        – Я с радостью выступила бы на новогоднем концерте, думаю, что Люся тоже. Наверняка у тебя есть связи, если пробили две квартиры в Москве.
        О нашем знакомстве с Брежневым мы в семьях не распространялись.
        – Дай поцелую! – сказал я, притянул к себе сестру и чмокнул в щёку. – Попробую пробить «Голубой огонёк».
        – Сошёл с ума? Туда выбирают только самых лучших исполнителей, да и то не всех. Вы, конечно, тоже здорово поёте, но кто вас знает? Выступили несколько раз. Да и не бывает на «Огоньках» подростков.
        – Вот мы и исправим этот недостаток! – сказал я. – Что за дискриминация по возрасту? Ладно, ты не говори об этом Люсе: может быть, ничего не получится.
        Через полчаса после Татьяны со службы пришёл отец.
        – Ну как? – спросил он меня.
        – Вы что, сговорились? – отозвался я.
        – Всё в порядке, – ответила за меня мама. – И сегодня обе пятёрки. Сын у нас медалист. Только ему пока ничего не оформили.
        Когда я вечером пошёл к Черзаровым, меня, слава богу, никто ни о чём не спрашивал, потому что Люся уже всё рассказала сама.
        – А девочек будут возить без тебя? – спросила Надежда.
        – Будут. Я узнавал, что приказали охранять обоих. Да и ездить осталось меньше двух месяцев, а потом только от случая к случаю.
        – Не надо тебе завтра ехать, – сказала Люся. – Я прекрасно сдам и без твоей поддержки. Экзамен будет во время второго урока, поэтому час проболтаешься в школе. Лучше договорись, чтобы за тобой заехали, когда поедут меня забирать.
        Я послушался и хорошо сделал, так как парни отвезли её и опять приехали, на этот раз за мной. Я выходил провожать подругу до машины, поэтому они сразу предупредили, чтобы через пятнадцать минут был внизу и взял с собой трико. Ехали минут двадцать. Показывали меня человеку, которого я не принял бы за тренера. Во-первых, ему перевалило за пятьдесят лет, а во-вторых, он был только на два-три пальца выше меня и не имел рельефных мышц. Единственное, что у него выпирало, – это небольшой живот, на который я сразу уставился.
        – Не похож на бойца? – улыбнулся тренер. – Настоящий мастер должен уметь поставить себе на службу всё, даже такой живот. Снимай свитер и рубашку, буду тебя смотреть... Очень недурно. Если делал растяжки, будет вообще хорошо. Рассказывай, чем занимался.
        Сначала я рассказал, а потом показал всё, что умею.
        – Самбо заниматься не будем, – сказал он. – Отработаешь с партнёрами три-четыре полезных приёма, и этого хватит. То, что ты умеешь, поможет завалить одного-двух противников, которые ничего не умеют. Может быть, вырубишь и умеющего, но только если нападёшь первым. Если внезапного нападения не получится, нужно делать ноги. Против мастера ты никто.
        – И вы за год сделаете из меня мастера? – скептически спросил я.
        – Я могу сделать из тебя только отбивную, – усмехнулся он. – Делать себя мастером будешь сам, а сколько тебе для этого потребуется времени, будет зависеть от того, как подойдёшь к тренировкам. Если тренироваться два часа в неделю, для мастерства не хватит жизни, а если часов по шесть каждый день... Через полгода отобьёшься от двух крепких  мужчин, которые кое-что умеют. Усёк? При всём своём развитии ты по силе и весу два-три года будешь уступать взрослым противникам, поэтому главными преимуществами должны стать скорость и ловкость. Никаких бросков, только подсечки и ударная техника. Ты разучил три простые связки, практикуемые в каратэ и других восточных системах. Вот мы с тобой и дальше будем двигаться в этом направлении.
        – А с кем я буду проводить спарринг? С вами?
        – Рано тебе думать о партнёрах, – опять усмехнулся он. – Когда будет нужно, они появятся. И чем тебя не устраиваю я? Иди в раздевалку переодеваться.
        В первый день я занимался только три часа. Для начала сделал разминку, потом тренер проверил меня на гибкость и остался доволен.
        – У всех бы так, – сказал он. – С тобой можно не заниматься общефизической подготовкой, поэтому сразу займёмся техникой. Я показываю и объясняю, потом ты тренируешься до умопомрачения, а в конце демонстрируешь в поединке, чему научился, а я буду лупить за каждое неверное движение. Очень, знаешь ли, способствует обучению. Этого хватит, так что дома тренируйся только по субботам и воскресеньям. В эти дни у нас не будет занятий, сегодняшняя суббота – исключение.
        Тренер гонял меня, как и обещал, три часа. Потом был душ.
        – Вытирайся, – кинул он мне полотенце. – В следующий раз привезёшь своё.
        Домой меня отвезла другая машина. Шофёр был незнакомый и приехал без охранника. Люся должна была закончить учёбу только через час, поэтому я лёг на свою кровать и постарался расслабиться. Хорошо, что я продолжал каждый день тренироваться, хоть и не так интенсивно, как раньше, иначе завтра болело бы всё тело. С кровати согнал звонок телефона. Мама была у Надежды, поэтому к телефону побежал я.
        – Через десять минут ждём у подъезда, – сказал Сергей и положил трубку.
        Я вышел раньше, чем они приехали, и прятался в подъезде от ветра, который за последний час заметно усилился и продувал осеннее пальто.
        – Паршивая погода, – сказал Виктор, когда я сел в машину, – а будет ещё хуже.
        Шофёру можно было верить: плохую погоду он предсказывал на удивление точно. Машина остановилась, и я с Сергеем направился к школьной калитке. Возле неё пришлось немного подождать, пока из распахнувшихся школьных дверей начали выходить и выбегать ученики. Люся вышла минут через пять после звонка. Я сразу понял, что подруга не в духе. Увидев нас, она улыбнулась и ускорила шаг.
        – Давно мёрзнете?
        – Не очень, – ответил я. – У тебя неудача? Почему расстроена?
        – Экзамен сдала на отлично, – ответила она, – а расстроена из-за мальчишек. Как только ты исчез, они сразу начали распускать хвосты.
        – Это не страшно, – успокоился я, – лишь бы не распускали руки.
        – Это тебе не страшно, – недовольно сказала она, – а у этих придурков дошло до драк. Представляешь, бьют друг другу морды из-за меня, как будто победителю что-то светит!
        – Действительно, придурки. Наплюй.
        – Наплюёшь тут! У одного выбит зуб, у другого фингал под глазом, и мы втроём объясняемся у завуча. Я, значит, вертела хвостом... Хорошо, что вступился директор. И эта парочка не единственная. До драк, правда, пока не дошло, но они меня достали!
        – Как достали? – не понял Сергей. – Чем?
        – Это она говорит мои словечки, – расстроенно сказал я. – И много там таких озабоченных?
        – Трое из девятого «А» и четверо десятиклассников.
        – Нормально, – одобрил Сергей. – Ты можешь гордиться подругой. Руки они распускать не будут, а от ухаживаний не умерла ни одна девушка. Сколько осталось учиться? Полтора месяца?
        – Это не явились родители пострадавших! – сказала Люся. – А завуч – мымра старая – во всём винит меня! Хорошо, что у нас вменяемый директор. А мне сдавать ей историю.
        – Поговорим с директором, он поймёт, – утешил я. – Историю преподаёт не только она. Успокойся, с этим ничего не поделаешь, просто издержки популярности. Ухаживают отличники?
        – Не знаю. А какое это имеет значение?
        – Садись в машину, – сказал я. – Потом расскажу.
        До дома ехали молча.
        – Когда случилась драка? – спросил я в подъезде.
        – На большой перемене, а что?
        – Значит, Ольга всё выложила матери. Пошли на суд и расправу, вертихвостка! Зачем бить портфелем по голове? Давай лучше расскажу, чему смеялся.
        Мы задержались перед их дверью, и я быстро рассказал Люсе сюжет «Ералаша», где было «как целовать, так отличниц!»
        – Вот ты и выясни их успеваемость. Скажешь, что полюбишь только тогда, когда будут достойны. И тебе спокойней, и школе польза. Чем думаешь заняться?
        – Сделаю уроки и сяду за подготовку к следующему экзамену. Чем быстрее всё закончится, тем лучше.
        В этот день больше не встретились, а на следующий нас в очередной раз повезли к Брежневу. Уходя к машине, я взял с собой гитару.
        – Зачем она? – спросила Люся. – Мы же уже пели всё, что выучили.
        – Пусть будет, – сказал я. – Последних песен никто не слышал, а у меня на одну из них особые планы. Лучше я возьму из дома гитару, чем Вика будет мотаться по соседям.
        Как оказалось, я был не совсем прав.
        – Что это? – спросил охранник, которого я ещё не видел.
        – Гитара, – ответил я. – Могу расстегнуть чехол.
        – Расстегните, – попросил он. – Я должен осмотреть инструмент.
        Этот осмотр длился минуты три.
        – В гитаре нет ничего недозволенного, – недовольно сказал я, – а оружие легче пронести в одежде, чем прятать в инструменте.
        – Есть инструкция, – равнодушно отозвался охранник. – Любые габаритные предметы должны пройти проверку. А лучше, пока не отъехали, оставьте её дома.
        – Гитара нужна. Если сомневаетесь, позвоните Рябенко.
        Спустя полчаса мы пили чай, на этот раз с пирожными.
        – Муж скоро приедет, – говорила Виктория Петровна. – Вы пока пообщайтесь с Викой.
        Общались мы пять минут, после чего приехал Брежнев, да не один, а с Сусловым. Люся осталась с Викой, а меня забрали в комнату-кабинет и с час выясняли неясные моменты по событиям февраля.
        – Как школа? – спросил Брежнев, когда мы закончили.
        – Всё сдал, – похвастал я. – Можно сказать, что медаль и аттестат зрелости в кармане. Сейчас гоняет тренер в Комитете. Люся тоже приступила к сдаче. Два предмета уже сдала. Ей сложнее, чем мне.
        – Деда! – забежала в кабинет Вика. – Ты уже освободился? Знаешь, у Гены скоро день рождения! Люся меня пригласила!
        – Ладно, беги, мы сейчас выйдем, – сказал Брежнев. – Значит, именинник! И что же тебе подарить?
        – Помогите выступить в «Голубом огоньке», – сказал я. – На нём не было ни одного подростка, а это непорядок.
        – Это не ко мне, – улыбнулся он, – а к Михаилу Андреевичу.
        – В этом году будет необычный «Огонёк», – сказал Суслов. – Снимают что-то вроде фильма. Я мог бы вас рекомендовать, но туда отбирают только самые лучшие номера. Ты действительно уверен, что достоин попасть в число лучших артистов страны?
        – Давайте мы споём, а вы оцените, – предложил я. – Правда, петь придётся только под гитару, а будет ещё и рояль. Я помню фильм «Сказки русского леса». Там много несвязанных номеров, нетрудно вставить ещё один.
        – Пойдём, – поднимаясь с кресла, сказал Леонид Ильич. – Люблю слушать, как вы поёте.
        – Песня называется «Прекрасное далёко», – сказал я, доставая гитару из чехла. – Начнём?
        Мы начали и очень хорошо спели.
        – От чистого истока в Прекрасное Далёко, в Прекрасное Далёко я начинаю путь.
        – Ну что же, – сказал Суслов, – песня чистая и идейная и звучит очень хорошо даже под одну гитару. Я поговорю с кем нужно, а вы продолжайте репетировать.

     Часть 2, Главы 13-15   http://www.proza.ru/2017/05/24/542