На кончиках пальцев

Владимир Щанов
   Я шел, подгоняемый ветром. Который морщинил воду Анадырского лимана. Кидался пригоршнями пыли. Хорошо, что в спину стучится…зато обратно…нет, обратно я пойду через тундру, по твердой дороге. Осторожно обхожу черные безмолвные камни; балансируя, иду по мелким; примеряясь, перепрыгиваю…По гальке, лежащей ровным слоем, но зыбучей; она трется о мои кирзачи, и звук у нее резкий…как порывы этого ветра…хотя и август…Впрочем. Ничего: август. Пора бы отвыкать от своих материковских привычек. Но именно с этим было не все в порядке…гложет тоска по дому, по семье…по своим лугам заливным, лесам…
   - Ладно: свыкнется – забудется…а нет, так хоть все обновится во мне…расставание обновляет мысли…
   Справа все выше подымалась стена. Берег тут такой. Отвесная стена из камня. Это – мне по нраву. Давно мечтал полазить по настоящим скалам. И высота, конечно, не очень – не так опасно. А то вон на Сахалине пытался скалолазанием заняться, но – не то…там песок. Твердый местами, пролезишь, но не  закрепиться…высоко не заберешься все равно…а были сопочки чудненькие. Однако в этом и свои прелести: забраться на высотищу именно по песчаному грунту…уметь надо…
   А зачем мне это вообще сдалось? И без того: столько позади. Без этого было мало всего? Интересен вообще сам по себе человек: все ищет себе применения, то там, то сям. Иногда так прямо косячком и прет, как кета на нерест…только она потом отмирает, а кто-то загодя и сеть на нее уготовал…и человек не знает, что ему уготовано. Свыше. Хорохорится: я да я…неумно как-то…
   Ладно…надо мне это скалолазание?…в самом деле…но сегодня, видно, надо попытать счастья последний раз: дойду вон до того мыса – чуть осталось – ибо возвращаться неохота, столько километров ноги рвать! Заберусь, чай…а там уж до дороги, и – к дому…
    Передохнул. Пустился в путь. Тут ветра было меньше, потому что начался изгиб мыса; земля наступила на море…
    Подошел я все-таки…стена эдакая, замер…голову запрокинул…н-да…а ведь не скалолазы мы, не плотники…с такой высоты загремишь – устанешь костями хрустеть…вон тут…камень на камне, да все вострые.
   Мне кто-то подсказал: не лазь. А я что? Как и все…Полез. Это еще – и в кирзачах…олух царя поднебеснаго…
   - Да ладно: еще уступчик… - палец крепко держит жесткий камень…для ног…словно в подставочки…одна…другая…
   В самом деле: не так страшно, пока находишься внизу…Теперь туда лучше не смотреть…понятно: обман зрения, ведь не сотни, а с десять метров под тобой, но лучше не смотреть…все равно…
   Ну…еще чуть-чуть…
   Я же стал уставать…я ведь еще на такую высоту не лазил…тоже мне: экспериментатор…Шаг…идешь рукой – нащупал – хвать: вся твоя жизнь в кончиках пальцев…Ногу переносишь, пробуешь – дело пошло…Я уже стою…и вижу: на самом краю высокого мыса…подо мной все те же камни – странно, никуда не ушли – волна бьется о выступы, брызгаясь белою пеною по сторонам…в зеленой воде…эх, да это же нерпята барахтаются…зрители, что ли? Что ж: настроение отличное; вдох-выдох; идем дальше. Еще осталось…
   Но дальше я нащупал… песок…Спокойно. Это – под левой рукой. Правая пошла…песок…Мое сердце отстегнулось и уж полетело в черноту…
   - Нет!…
   По телу побежала мелкая дрожь страха…Я начал тяжелеть…но на этом карнизе нельзя останавливаться дольше, чем надо…Я уже нервно, а стало быть опасно шарил руками, по очереди…песок…Мне не за что там держаться…удержаться…Я глянул вниз – нет, это безумие. Да, это называется именно так. Потому что влезть зачастую легче, чем спуститься с вершины. Ноги становились чугунными. Тяжкая мысль навалилась на меня своей громоздкостью безвыходности:
   - Щас прыгну…
   - Я те прыгну!
   Разобьюсь. Тут даже к гадалке не ходи…ни она, никто не поможет…никто…
   Господи!…как глупо я жил всю свою жизнь!…еще глупее нынче: сейчас упаду…хватятся завтра, на работе…никто не знает, куда я пошел…найдут, может, через пару дней…я от кровоизлияний умру…от холода умру…сколько раз я себе повторял: тут Чукотка – не материк. И только месяц август по названию….
   Господи…что же делать?…ногу стало сводить, и она сползала с выступа…пальцы стали жесткими прутьями…скоро обломятся…
   - Процесс пошел…
   Отстань со своим прошлым!…
   Господи!…
   Остаются считанные секунды…я замер, изнемогая душой, почти на самой вершине…отсчет, как на телевидении…пять…четыре…три…два…
   Тело словно начинает провисать…к низу…все…
   Один…
   Все…ничего доброго за всю жизнь!…
   Ноль…
   Ничего…
   В эфире!…
   И тут я наваливаюсь на свою левую руку и переношу тяжесть с нее в удар правой руки, сложив ее лопаткой. Вонзаю в грунт. Есть! Есть…чувствую…мокрень пошла…кровь…но главное: там, под рыхлостью моего бытия…камень…я тянусь ввысь…олух…философ дрянной…тугодум! нельзя было раньше этого сделать?! нога-то застыла, не идет! Ну же! еще! Пошла! сама пошла! э-эх, дубинушка…ухнем…э-эх, залетная, сама пойдет…подтянусь…поддернем-с…
   Есть! я переставил ногу…есть уступчик…легче уже дышать…приготавливаю левую руку и ее вонзаю изо всех сил…ой, как больно! острие крепкого камня…точно! зато выступ даже лучше…
   Чем-то надо жертвовать…
   Пошел…пошел! И тогда я подтянулся на руках до желанного уровня, чтобы можно было перевалить сперва одну ногу на площадку вершины…но я получил…сильный удар в лицо…горсть пыли в глаза и рот…
   - Гх…мх…
   Ветер…его работа…Задыхаюсь, умираю…ничего не вижу…переваливаюсь…
заваливаюсь…отползаю от края…
   - Гх…мх…
   Лежу…а может, это я не я? …может, я уже умер? …лежу, переломанный на камнях? Нет. Это – я! лежу на выцветшем бархате тундры, на самом краю своей жизни…Ветер смиряет высокую траву…воздух чистит…перевернулся лицом к траве…и  в нос ударило ароматом ягод, дурманом рудной воды из болотца…ледком вечной мерзлоты…кажется, морошкой пахнет…она такая солнечная…это у меня нос освободился от пыли, проглотил грязь…и о еде уже заботы…шут гороховый…
   Стал на карачки, пальцы в крови, мутит…ну и…а нерпа-то! глянь, как разыгралась! Что, рады за меня? Вот ведь: бессловесная тварь умнее меня, ну и…
   Отползаю дальше от края …еще дальше …еще…