Алтай. Путь в Белухе

Игорь Мишланов
                Говорят, что жизнь - это сон..Что ж - очень красивый сон.... иногда...
                Когда мы покидали Телецкое озеро, в кои-то веки трасса была достаточно оживленной, удалось почти сразу застопить большой дальнобой, идущий в Бийск, я посадил в него Хомса и Вадима, а сам пошел пешком, думая, что тоже быстро уеду до Чуйского тракта., да не тут-то было....стоп прекратился, даже прекратил вообще какое-либо движение в сторону Горно-Алтайска.
                День был страшно жарким, именно в этот день я и увидел тот самый туннель с бабочками, но я его уже описывал.
                Так что в нашей жизни ничего не происходит зря.
                В тот день я так и не добрался до Горно-Алтайска, помню заночевал в рабочем вагончике дорожников, утром, как всегда попил чифирю с конфетками, похавал макарон со сгущенкой и снова в путь, но тут опять же стопанул  дальнобой и довез меня до Чуйского тракта, сам поехал на Бийск, с мне надо было в другую сторону. Всего ничего, еще около 500 км пешечком. - так я думал. День был прекрасный, я шел по дороге, рядом текла река - то ли Бия, то ли уже Катунь, махать рукой надоело, хотелось просто идти, напевая какую-нибудь песенку, да тут сам собой останавливается пазик и мужик из автобуса спрашивает меня - Ты куда, парень путь держишь? я ему - вот на Белуху, он присвистнул только - Считай, что тебе повезло, мы тоже на Белуху, залазь!
                Вот это фарт! На одном транспорте до самого Тюнгура! Так я и Хомса с Вадимом догоню. В пазике, кроме водилы был еще мужик, и ехали они из Бийска в Тюнгур, забирать группу туристов, но только завтра, а сегодня они останавливаются на какой-то турбазе, ночуют, а завтра с утреца, чтобы за день успеть туда и обратно, можешь переночевать в автобусе, а завтра с нами - сказали они. Конечно, я не отказался, хотя уже понял, что они не просто так...ну хотели подзаработать чуток, да я ваще был уже на мели, но промолчал, сколько нибудь да проеду, а там посмотрим - ну ссадят, так ссадят, дальше пойду, напевая песенку _ Ничего на свете лучше нету, чем бродить, друзья по белу свету....
                Но все-таки я им сказал, что на мели, мужики подумали и сказали - Да хрен с тобой! поедем бесплатно! поможешь, если что. дорога длинная, всего может случиться.
                Я заночевал в автобусе, а они мне даже хавчика какого-то принесли, помню еще, что пока совсем не стемнело читал какого-то русского классика - вроде Лескова или Салтыкова-Щедрина, из дома в дорогу я взял только те книжки, что можно было в дело пустить - разжечь костер, например
                И вновь в дорогу! С самого раннего утра!
                В те прекрасные 90ые года...местный транспорт ходил хреново, и наш автобус потихоньку набивался всяким народом, которым было по пути, плата была условной, кто деньгами, а кто и ракой или аракой - самогон из молока-...или мясом....90ые были..очень многих мужики знали...для Алтая полтыщи км - это все равно, что от Очера до Верещагино - все друг друга знают.
                Водила прямо за рулем попивал эту араку, хотя, как я знал впереди нас ждали опасные горные перевалы.
                Хомс мне потом растолковал, что трезвым там вообще никто не ездит, даже поверье есть - будешь трезвым - обязательно слетишь с перевала, а немногочисленные инспектора ГАИ тоже знали наших мужиков и, если их и тормозили, то только для того, чтобы стрясти с них все туже араку.
                В общем - весело было ехать, иногда сворачивали с пути в какую-нибудь деревню, чтобы закинуть шурина к дядьке или бабушку к внукам и опять же затариться аракой.
                Такая обыденность среди такой невероятной красоты. Иногда я думаю, что люди слепы

                На последнем подъеме последнего перевала перед Тюнгуром гляжу - друганы мои чапают. Водила сразу врубился - Не твои говорит? - Мои.
                Тормознул, хотя на перевалах по дороге вверх обычно не тормозят. И счастливые Хомс и Вадик  наконец-то могли сесть на места и ехать, их путь, судя по всему, был тяжелей моего. Хорошо, что мы вовремя встретились, ведь, как всегда, договорились встретиться только в Шамбале (шутка) Но доля правды в ней есть. В конце концов все мы встретимся однажды в Шамбале.
                В Тюнгуре мы перешли на другой берег по мосту через Катунь, на пришлось заплатить по рублю с человека толстому алтайскому гопнику, стоящему у входа и даже вроде он дал нам какие-то билеты.... ха-ха....
                А на другом берегу стало вдруг все опять совсем по-другому, если, когда мы двигались по Чуйскому тракту все оставалось еще боле-мене реально, то теперь все казалось совсем уже сказочным и даже страшноватым, но нас испугаешь едва-ли, мы рейверы в жизни такого видали!
                Мы решили не тормозить, а идти до темноты в сторону Белухи.
                Мы прошли через какую-то деревню, по-моему она называлась Катанда.
                И уже за ней в лесу развели костер. Тут же появились какие-то алтайские дети, типа, чо-почем,нафига вы здесь, туристы што-ли...а спирту нет?
                Мы объяснили, что не туристы, а просто пофигисты, и что ничего у нас нет, кроме наших неспокойных душ. Дети испарились, потом Хомс, осматривая свой багаж выяснил, что вместе с детьми испарились патроны для не существующей винтовки, снасти и что-то еще по мелочи. Помню - ночь была холодной, а утром опять нарисовались эти дети, только уже с более взрослыми. Те уже требовали винтовку, не веря, что винтовки нет, хотя патроны есть, хотя все-таки им пришлось поверить, ибо винтовки нигде не было, Хомс потребовал вернуть снасти, и снасти они вернули, но патроны оставили себе

                А мы пошли дальше, и чем дальше мы шли, тем мир становился все более сказочным..

                вот стих приглянулся Набокова

               
               
Странствия

Ты много странствовал. Рассказ холодный твой
я ныне слушаю не с завистью живой,
а с чувством сложного, глухого сожаленья.
Мне горько за тебя. Скитался долго ты;
везде вокруг себя единой красоты
разнообразные ты видел проявленья,
и многих городов в записках путевых
тобой приведены бесцветные названья.
Но ты не испытал тоски очарованья!
На желтом мраморе святилищ вековых,
на крыльях пестрых птиц, роскошных насекомых
узор ты примечал, не чуя Божества;
стыдливой музыке наречий незнакомых
с улыбкой ты внимал, а выучил слова
приветствий утренних, вечерних пожеланий;
в пустынях, в городах иль ночью, на поляне,
сияющей в лесу как озеро, о нет,
не содрогался ты, внезапно потрясенный
сознаньем бытия... И через много лет
ты возвращаешься, но смотришь изумленно,
когда я говорю, что сладостно потом
о странствиях мечтать, о прошлом золотом,
и вдруг припоминать, в тревоге, в умиленье
мучительном не то, что знать бы всякий мог,
а мелочь дивную, оттенок, миг, намек,--
звезду под деревом да песню в отдаленье.

14 февраля 1920

Набоков Владимир

 

              Дорога наша была достаточно  большой дорогой, такой нашенской, дорогой по полю, и если бы не огромные горы и с той и с другой стороны поля, то можно было бы даже подумать, что ты просто идешь за грибами где-нибудь неподалеку от Очера, но я помню, что какое-то чувство космического страха все время преследовало меня, такого не было ни на Телецком озере, ни даже тогда, когда я давно в 17 лет наглухо увяз в болотах рядом с Беломорканалом.......
              и вот прошли мы этак 20 км - я же говорил, что сказка начинается - и видим..дык-елы-палы....избушка там стоит на курьих ножках посреди большого конопляного поля. Ну окно в ней точно не было, а вот двери все-таки имелись. Избушку-то почти и видно не было, поскольку это былине конопляные кусты, а огромные дерева.....и в избушке = ни кого не было вообще!!!!!!!Великая мечта растамана сбылась!             

  Конечно, нам требовался отдых, мы устали все время находиться в пути, хотя бы день другой...постираться, поесть (хотя и нечего было, но рядом громыхала река, а под коноплей росли шампиньоны, у нас был даже кусок маргарина на пару жарех...ну мы .... В избушке была железная печь и даже уже сухие дрова, я тут же растопил ее, а Хомс надербанил конопли, мы посушили ее и покурили, нам сразу стало весело, хотя трава и не была особо сильной, но в избушке стало тепло и жарились шампиньоны, и Вадим играл на гитаре, и можно было прилечь на матрас из конопли, а не сидеть на холодной алтайской земле.
               Вот и зависли мы там - сухим, курим, песенки поем и варим шампионьоны. Хомс ухитрился даже поймать несчастную маленькую рыбешку в ревущей реке. Очень странная была рыбешка, типа маленькой камбалы. Нет, чтоб нам дуракам отпустить ее, глядишь и исполнила бы наши желания, но мы ее пожарили и слопали на троих, а рыбешка-то всего с окунька была ростиком.
               Время потеряло тогда весь свой ход.
               Почти никто не проходил мимо нас. как-то зашла туристка и давай кричать - чо вы тут - нарконамы окопались, я хотела здесь переночевать с комфортом, на что мы ответили - что пожалуйста _ ночуй с нами, даже нары освободим....но она явно подозревала в нас невероятных сексуальных манияков, хотя три музицирующих хиппи вряд ли могли быть такими. она гнала нас, мы не гнались, а ржали штомога, в итоге она все-таки пошла дальше, а ведь могла и переночевать без проблем -  мы бы даже не шумели.
               Потом к нам подъехала повозка с осликом и четырьмя тоже волосатыми...но выяснилось, что они не хиппи, а просто питерские студенты, а ослика взяли в аренду в Катанде, чтобы довести свой огромный багаж. она на избушку не предендовали., а прошли немного дальше и разожгли костер в метром в триста от нас и пригласили вечером поесть-чай попить. и мы сказали, что придем....еще бы ...поесть...все,кто питался одними грибами, знают, они не усваиваются организмом, возникает чувство сытости, но ненадолго. потом снова хочется кушать.
              А вечером, я нашел под конопляными древами еще и мухомор.
              Было решено - подсушить его и съесть...мухоморчик алтайский.
              Основное отравляющее вещество в мухоморе - это мускарин при сушке, особенно на солнце,, он теряет свои отравляющие свойства, так что отравиться сушеным мухором нельзя, разве что отправиться навсегда в далекое путешествие, туда, откуда нет возврата. В древних культурах именно мухомор считался грибом дающим бессмертие.
             Уже стемнело, когда мы его досушили и съели на троих, курнули косячок, и вышли из дверей избушки.
             Жуткие темные алтайские ночи - где-то гремит река, сияют звезды, сверкает луна и костер вдалеке, и больше ничего не видно., хоть глаза выколи, пришлось нам взяться за руки и идти гуськом на свет костра, что бывает весьма обманчиво. Кто был в горах поймет, насколько все призрачно в этом мире бушующем.
             Идешь вроде бы на свет, но запросто можешь свалиться или в канаву или даже в реку, поскольку даже звуки обманчивы.
             Но уж очень хотелось поесть что-нибудь и чайку попить.
             Я помню - казалось - что шли мы вечность -
             через пустыни Египта
             по спине Анаконды
             и великой китайской стене
             а в конце Дороги Мертвых
             нас ждал Космический Драккар
             мы взошли на него и поплыли
             Прямиком на Луну

             а ведь только и хотели, что поесть или как сказал БГ -Мы вышли из дома, чтобы стрельнуть сигарет -
             а луна нас сосем не интересовала,
              Но, видимо, мы интересовали Луну, и там мы сошли с Драккара, нас обступили странные человекоподобные существа.
             первым запаниковал Вадим - Черт! - сказал он, ведь мы же на Луне, мы перепутали два огня, горящих в темноте алтайской ночи.Шли на костер студентов из Питера, а пришли на Луну. Как мы вернемся назад?!
Сомне ваюсь, что он получил ответ. Где-то далеко внизу студенты кушали свой супчик и пили свой чай со сгущенкой, а рядом гремела река и стояла одинокая избушка посреди конопляного поля. Здесь с Луны все хорошо видно, что происходит на Земле.Пусть даже на Земле темно
            - Ну ее на хрен, эту луну! - сказал Хомс. - Я хочу домой на свой конопляный матрасик! но как нам вернуться назад7
            - Я думаю. что так же, как мы сюда пришли. - Взявшись за руки.- вроде бы сказал я, а может и не говорил.
            Огромные красные. вернее, цвета потухающих угольков костра, Лунане не стали возражать. Судя по всему не они нас похитили, а мы сами похитили самих себя, но, слава Богу, что вовремя спохватились  и дали деру от самих себя.
             Известное дело - один в поле не воин, всегда нужен кто-нибудь, кто возьмет тебя за руку или за шкирку!
             На этом месте я впал в бессознательное.
             Вышло так, что мы и на обратном пути не заблудись и не попали на Венеру или Марс, и даже не грохнулись в горную речку. А просто мирно очнулись утром в своей конопляной избушке.
            И  солнечным утром вышли из дверей в заросли конопли.
            Но путешествие на Луну взбодрило нас на дальнейший поход к Белухе.
            Надербанив немного конопли и собрав шампиньонов, мы снова двинулись в путь.
            Большая дорога уже кончилась и нас ждала небольшая горная тропинка, ужасно каменистая,
               
               






       Сейчас уже не помню, что за мокасины были на моих ногах, но сразу выяснилось, что идти в них по горной каменистой тропинке зело не удобно и скоро они развалятся. Пришлось мне их снять и идти босяком, как Моисеи на Синай, если я не ошибаюсь.....Может Моисей шел к Богу в белых тапочках или кирзачах, или гора была другой, я не очень хорошо помню Ветхий Завет., помню только, что пока Моисей ходил к Богу, Аарон призвал всех поклоняться Золотому тельцу и у него это прокатило......так и появились на свет супермаркеты и банки,

              Хомс мне все время твердил, что я могу наступить на какую-нибудь гадюку, загорающую на теплом камешке и та меня укусит.
              ну и пусть - сказал я, босяком намного удобнее.  И действительно, я очень быстро привык, и потом уже все время шел босяком

              На гадюку я так и не наступил.
              Один раз мы наткнулись на огромную поляну еще не созревшей клюквы, но очень хотелось есть, и сколько-то мы ее поклевали.
               Потом вышли к вагончику, где находилась довольно большая бригада киносъемщиков с камерами, ящиками лент и даже с несколькими конями, они чем-то нас накормили, потом за ними прилетел вертолет, и они улетели, а мы шли дальше по горном тропинке, где довольно часто нам встречались памятники погибших сплавщиков.А мы уперто шли дальше.
              Однажды даже пришлось заночевать в низине около самой бушующей речки, ну и холодрыга же там была, но мы сделали таежный костер из трех сушин и заснули, а, проснувшись, мы увидели рядом с нами полуголого и босого волосатого человека без какого-либо рюкзака.Это показалось нам подозрительным, хоть он и рассказал нам байку о том, что он какой-то там бизнесмен, летел на самолете к семье не помню уж куда, но в Новосибе в аэропорту он вдруг понял, что ему срочно надо на Алтай в Шамбалу, так он и оказался здесь, а рюкзак у него там где-то за деревьями. Он ушел за деревья, а вышел оттуда уже с рюкзаком.
              Пока он ходил, я шепнул Хомсу - это дух реки, надо напоить его чаем, иначе кирдык нам, если мы его не уважим. Так мы и сделали, Дух, походу остался доволен, поскольку мы до сих пор живы.
Попив чаю, он так же незаметно исчез, как и появился.

               цитата ни к месту"Ну ладно, я пошутил", - сказал я. "Не надо мне будущего. Ни прошлого. Я уж скорее стану добрым старым Мастером Мира Иллюзий. Похоже на это уйдет где-то неделя?"

Ричард Бах 

              А мы двигались дальше.
              Теперь уже очень круто вверх, так круто, что иногда приходилось хвататься за деревья, чтобы не скатиться обратно.
              А навстречу нам спускалась группа явно хиппарей, но это было не то место, где можно было   бы поговорить . И только кивнули им нашими усталыми головами, а они ответили тем же.
 
              И Вдруг...
             
              Подъем закончился, и мы вышли на такую ясную поляну с необыкновенными травами и цветами, бабочками и птицами.
               И ясно светило Солнце, очень ясно, ведь мы теперь были так близко к нему.
               Мы упали в траву
               Сил уже не оставалось даже на то, чтобы разжечь костер и приготовить очередную грибовницу.
               Парк часов мы точно провалялись в благоуханных травах.
               где-то внизу большое озеро отражало солнце, а на озере стоял самый настоящий замок, а в озере даже плавали несколько лодок.
                Красиво или не красиво, но в любом месте человеку хочется кушать, пришлось и мне подняться, разжечь костер и сварить грибы.
                хорошо, что у нас собой было достаточно воды.
               Когда, по моему понятию, грибовница должна была свариться, грибы все еще оставались сырыми, я решил еще поварить, через полчаса активного кипения грибы все еще оставались сырыми......и тут мне вспомнились определенные законы физики, и я засунул палец в кипящую воду - вода была горячей, но не настолько, чтобы в ней варились грибы.
                Черт! Мы ведь уже так высоко над уровнем моря, что здесь очень низкое давление, а значит вода закипает при более низких температурах, чем сто гр по Цельсию!
                Такой облом! Нам ничего не приготовить, тем более грибы, а больше у нас ничего и не было.
                Я снова сунул палец - градусов 60 было, значит была надежда сварить хотя бы чифирь, если часик покипятить.
                Так я и поступил - достал и выкинул грибы, и засыпал чаю.
                Действительно - через час жидкость запахла чаем.
                На Хомса низкое давление подействовало как стимулятор, и он отважно стал спускаться к озеру, дабы порыбачить.
                Ведь рыбу можно было зажарить.
                Хотелось есть.
                Но пока мы с Вадимом чифирнули. По такой здоровой кружке..Вадим отошел пописать, а тут я услышал очень красивую музыку, какая-то странная смесь Грига и Кланнад.
                И волшебные голоса, которые пели
 




                Чудесный ребенок
                Прекрасный ребенок
                Дитя Грозного Неба
                Зачем ты взобрался на эту гору
                Зачем ты забрался на эту гору
                Чтобы быть ближе к солнцу
                Чтобы быть ближе к звездам
                Ближе к Небу
                Ближе к Небу
                Чудесный ребенок
                Прекрасный ребенок
                Ведь ты упадешь
                Когда-нибудь ты упадешь
                Так написано в Книге Жизни
                Так написано в Книге Жизни


                Я огляделся вокруг и увидел, что лежу на спине на изумрудном платке, который держат в своих маленьких ручках крошечные крылатые создания, наверное, феи.
                Судя по всему - мы летели.
                Мне стало страшно - я расплакался
                Я и сам был маленьким маленьким
                Я и сам был крошечным, голеньким младенцем
                Я понял, что я еще не родился, что я еще в раю
                Я расплакался, наверное, я не хотел рождаться
                Да кто нас спрашивает
               


                НИКТО А МОГЛИ БЫ СПРОСИТЬ

                Ничего не попишешь
                Ай воз борн
                После чифиря на голодный желудок да и от низкого атмосферного давления мутило, тело казалось невесомым, надо мной летали огромные шмели



                О ШМЕЛЬ ГДЕ ТВОЕ ЖАЛО  ??????????
                Солнце просто прожигало
насквозь.
                А Вадим играл на гитаре
                Вернулся Хомс аж с двумя огромными рыбинами, сказал, что ему их отдал какой-то двухметровый рыбак, ибо люди в этих краях рождаются просто гигантами, это все из-за низкого атмосферного давления, а Прекрасный Замок, что на озере - просто дача Простого Генерала.
                Ну ты и злодей, - сказал я Хомсу
Зачем сказку испортил! Мог бы сказать, что это замок Карабаса-Барабаса
                Но в здешних краях сказку не так-то просто испортить.
Мы жгли костер у подножья Священной горы Белуху и жарили огромные рыбины, и я вспомнил, как наш питерский Босс, Курган-бек,  рассказывал, как однажды ездил к своему дяде вроде на Казбек, где тот работал в обсерватории, и там они типа пьют водку наперстками - пара наперстков и уже веселый...

                Цитата ни к месту



Начикетас сказал: «В небесном мире нет никакого страха, там нет тебя (смерть) и не боятся старости».

                Вот мы и дошли до конца нашего пути к Белухе, дальше был путь только для альпинистов.
                Мы поклонились Святой ГОРЕ  и пошли обратно.
                Ворота Шамбалы тоже не открылись перед нами, да и не хотелось нам в Шамбалу. а хотелось домой, действительно домой. В Очер!!!!!!!!
                Чем Очер хуже Шамбалы?