Новая постановка Кирилла Серебренникова

Максим Странник Петров
В каждом событии есть несколько уровней смыслов. Внешний обычно рассматривают СМИ, информационные агентства. Более глубоко копают эксперты, специализирующиеся на определённых сферах деятельности. Ещё глубже заглядывает наука. Но и она ограничивается уровнем между материальным миром и миром идей. Самый глубинный уровень - это увязывание внешних процессов с состоянием души участников этих процессов. По идее, этим должны заниматься психологи, священники и искусство. Последняя сфера - особенно актуальна сегодня, потому что в художественной форме доступна миллионам людей в виде книг, музыки, кино и театра. Роман "Анна Каренина" известен всем, его читают миллионы людей в мире, его экранизируют, пишут аналитические статьи, на основе него создают свои прочтения истории. Но в чём суть этого произведения кратко? Анна Каренина - лучшая представительница высшего общества Российской империи второй половины XIX века. Из-за несчастной любви она бросается под поезд. Внешняя причина понятна: общество не может простить ей то, что она нарушает правила (мораль) этого общества. Замужняя женщина может иметь любовника, содержать его, но всё это должно быть определённым образом задрапировано. Анна Каренина становится изгоем, белой вороной того света, в котором она была воспитана, без которого не мыслила своего существования. Но внутренняя причина совершенно другая: нарушение Божественных законов души человека. Иисус Христос пришёл в мир, чтобы сообщить, каким должен быть человек, ступивший на новый уровень своих возможностей, получивший новый уровень энергии. Если человек вместо автомобиля получает самолёт, то должен уже обладать другими навыками и умениями, чтобы совершать безопасные полёты. То, что раньше прощалось человеку, уже недостаточно для гармоничной жизни. 613 заповедей уже недостаточно. С одной стороны, все тексты священных писаний остаются в силе. Но с другой стороны, необходимым дополнением становится взращивание в своей душе любви к Творцу и ко всей вселенной. Таким образом, любовь становится целью, а всё остальное только средством для её достижения. Пост - средство увеличения любви в душе. Но если любовь присутствует в душе, то человек может и не поститься. Надо выполнять 613 заповедей, если это помогает исцелить душу. Но человек, который выполняет заповеди иудаизма и совершает преступление против своей души, не сможет войти в Царство Божие. Анна Каренина, прежде всего, совершила преступление против своей души, а не против морали общества. Корысть, эгоизм, желание свою страсть сделать объектом поклонения и есть нарушение высших законов. И это убивает душу. Поэтому распад души в данном случае остановлен был отрывом от земной жизни. Просто других способов у Анны Карениной не было. Общество, её круг не дали ей этого понимания. И общество в ответе за это. И самоубийство лучшего представителя элиты России - это приговор Российской империи. И вскоре самодержавная Россия гибнет под колёсами поезда истории вследствие самоубийственной политики высших кругов общества и царской семьи, спасая душу русского мира в целом.

Я так далеко отошёл от темы, чтобы показать, что в ситуации с Кириллом Серебренниковым есть глубинные слои. И именно они важны, потому что влияют на судьбу всего нашего общества. Внешний уровень, во многом случаен для режиссёра. Он оказался втянут в круг финансовых махинаций, которые совершали люди, призванные обеспечивать его творческую деятельность. И здесь с юридической точки зрения он, скорее всего, невиновен. Но не случайно в Китае раньше считалось, что за преступника должны нести ответственность вся его семья и община, из которой он происходил. И также подвергались наказанию. У нас тоже говорят, что рыба гниёт с головы. Энергетика духовного лидера сказывается на судьбе всех его последователей и окружения. Преступление создаётся сначала в душе человека. Преступник, жертва, участники процесса - это не случайные люди, оказавшиеся в одном месте по воле случая, а люди, в чьих душах есть схожие программы: корысть, эгоизм, гордыня, желание брать, не отдавая. Посмотрим на внутреннюю суть произошедшего.

Кирилл Серебренников - один из самых ярких заметных представителей современного театра и "современного искусства" в целом. В кавычках, потому что современное искусство - это шоу-бизнес. Подлинное искусство отражает причинно-следственные связи между состоянием души человека и его судьбой. Шоу-бизнес же пытается зарабатывать на внешних эффектах, на зрелищности действа. Больше всего прибыли даёт зрелище, продающее в красивой обёртке пороки, прославляющее силу инстинктов. Герои пьес, книг, кинофильмов побеждают за счёт силы своего интеллекта, воли, бескомпромиссности. И всё это на фоне корыстности целей и противопоставления себя обществу. Но все мировые религии учат тому, что человек может быть счастлив, если научится преодолевать свои животные инстинкты. В этом же и смысл воспитания подрастающего поколения. Если люди с высокой энергетикой (талантливые художники, писатели, режиссёры) начинают пропагандировать эгоизм, индивидуализм, корысть, то это получает общественный резонанс, влияет на формирование психики миллионов людей. И значит, это не частный случай, а массовое явление. Пострадать может не просто какая-то группа людей, а всё общество. И Свыше такой процесс будут тормозить. "Санитарами леса" выступят правоохранительная и судебная система. Они не придут в дом праведника, они призваны лечить души грешников. Громкие дела разгораются там, где возникает очаг распространения вируса разврата, алчности, стяжательства. Потому что одним из способов сдерживания эпидемии служит карантин. Но это только тактика. Стратегия душевного здоровья общества - это взращивание ростков любви. Если общество живёт по христианским заповедям, преодолевает эгоизм и корыстность, придерживается нравственного принципа "Не навреди", то не нужны такому обществу жёсткие средства контроля и давления со стороны силовых структур. Такое общество будет саморегулируемым. И скандал вокруг Кирилла Серебренникова - это только сигнал для него и его коллег по миру искусства. Когда человек добивается быстрого успеха, ему начинает казаться, что он избранный, законодатель мод. Слава, почёт, уважение - всё это может взрастить в человеке то, что называется гордыней. И тогда его будут лечить. Символично, что раньше до Серебренникова театр носил имя великого русского писателя Н.В.Гоголя. И следовательно, вбирал в себя энергетику его творчества. Теперь же это некий "Гоголь-центр". Есть такое выражение "ходить гоголем", т.е. важничать, задирать нос.

Художник должен понимать простую вещь: талант ему дан Свыше для того, чтобы он наставлял людей, вёл их к Богу. А не для личных благ. "Художнику свобода не дана". Талант - это ответственность перед обществом. Всё, что мы получаем, мы получаем на время, в аренду. Это не наша собственность. И наше поведение, наше мировоззрение создаёт цепочку событий. Мы все режиссёры в этом большом театре. И каждый из нас ставит свою пьесу под названием "Жизнь" в меру своего понимания, что это такое.

Кирилл Серебренников просто оказался режиссёром в новой своей постановке. Если ситуация поможет ему меняться внутренне, то будет меняться и ход этой пьесы. И это повлияет на весь мир театра и искусства.

Я не являюсь поклонником Кирилла Семёновича, но желаю ему найти тот срединный путь, который с наибольшей для всех пользой раскроет его талант.