Марк Бойл -Зеленые когда-то защищали дикую природу

Виктор Постников
22 мая 2017
The Guardian


Мы одомашниваем  природные зоны вместо того, чтобы охранять их.   Я нашел свое место в природе, живя без технологий – и это может быть путь для нашего спасения

Большинство нас легче  представит мир без куниц, пчел, выдр и волков, чем без социальных сетей,  латтэ, дешевых авиа-перелетов и посудомоечных машин. Даже  охрана окружающей среды, которая когда-то  вдохновлялась любовью к миру природы,  сегодня, похоже, ищет «мягкие» пути, позволяющие привилегированной цивилизации  продолжить бороздить интернет, покупать лэптопы и йоговские подушки, вместо того, чтобы защищать  дикую природу от прожорливых челюстей.

Все разговоры сегодня ведутся об углероде и неопределенном нечто под названием «устойчивость».  Гораздо меньше разговоров о культуре человеческой пропорции,  которой мы хотели бы заняться,  или даже почему мы хотим продолжать поддерживать культуру, которая  требует  кражи каждого квадратного сантиметра земли, леса, реки, океана и пустыни. В своем прагматическом зеленоватом подходе к уменьшению выбросов, природоохрана потеряла свое видение и душу, забыв о том, что любое движение без них вряд ли можно назвать прагматичным.

Как отмечает Пол Кингснорт в своем замечательном сборнике «Признания выздоровевшего эколога» 1,  природоохрана превратилась в  “очиститель выхлопных газов серебристых джипов глобальной экономики”.  Кингснорт отмечает, что сегодня природоохрана в целом  направляет свои усилия на “поддержание цивилизации на комфортном для богатых уровне –  которые чувствуют, что это их право -  без разрушения требуемого ‘природного капитала’ ”.

СКУЧНО? НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ. ОТКАЗ ОТ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЛАЕТ ЖИЗНЬ СЛОЖНОЙ И ПРЕКРАСНОЙ. - Марк Бойл
 
То есть, вместо того, чтобы защищать дикие места, мы спорим, как лучше одомашнить  дикие места – пустыни, океаны. горы – чтобы генерировать “зеленую” энергию, необходимую для производства вещей, о которых до недавнего времени мы не имели  никакого представления и,  более того, в них не нуждались.  Как замечает Кингснорт, природоохрана становится городским мировоззрением, определяемым абсурдным уравнением: “Разрушение – Углерод = Устойчивость”.

Каждый месяц Гардиен присылает мне небольшой набор комментариев на данную серию статей. В одном из часто повторяющихся комментариев  говорится о том, что тот образ жизни, о котором я говорю, невозможен для 7  млрд  человек (скоро их будет 10 млрд, благодаря экспоненциальному росту), большинство из которых сегодня живет в городах.  Согласен, это невозможно.  Но в отличие от бесчисленных адвокатов индустриального развития,  я не пытаюсь предложить некоторое решение проблем для мирового населения;   я думаю, что  такие предписывающие масштабные “решения” как раз и привели нас к экологическим и социальным бедствиям.

 Но  также невозможно  будет для нашей разжиревшей культуры продолжать жить и   потреблять с тем же размахом, в особенности с учетом роста населения.  Это приводит нас к китайской головоломке.   Мой ответ – прекращение увлечения дегуманизирующими технологиями и переход  к забытым технологиям человеческих масштабов, которые послужат нам еще раз.  Исследуя старые приемы и пути, я чувствую, что мы сможем обнаружить некоторые потерянные перспективы, нечто важное, о котором мы позабыли, или практические вещи, которые мы снова оценим в будущих геополитических и экономических перипетиях.

Однако это может показаться сродни мизантропии, т.к. логика подсказывает, что индустриальные технологии спасают наши жизни.  Я понимаю, о чем речь –  у меня, как и у всех, есть семья и некоторых членов спасают технологии (по иронии, от индустриальных травм и болезней). Ирония в том, что если мы будем продолжать свой безудержное индустриальное развитие и капитализм –  которые со всей очевидностью приводят к климатическим переменам 2  и шестому вымиранию видов 3 –  многие, многие люди погибнут от экстремальной погоды, наводнений, ресурсных войн, миграции, голода, засухи и других экономических, экологических и политических бед.

 Какие технологии  нам подходят больше всего –  сегодня тяжелый вопрос,  и я думаю над ним уже много лет.  Для ответа у нас нет твердых и раз и навсегда данных правил, и ответ может быть подсказан не только логикой, но и интуицией.  Первый вопрос, который я задаю себе, когда ко мне приходит та или иная технология, старая или новая, «А нужна ли она мне?”   Нужна ли мне последняя модель смартфона, и почему?  Нужно ли мне проверять Твитер и Фейсбук 4  каждый день, отсылать селфи за обедом, и зачем?

Если ответ  - да, тогда Э.Ф. Шумахер – британский экономист, хорошо известный благодаря своей книге  «Маленькое прекрасно» (Small is Beautiful), – прав, говоря, что  у любой приемлемой технологии должны быть четыре определяющих свойства.  Она должна быть доступна –  т.е. по деньгам – каждому;  небольшая;  достаточно простая, чтобы люди могли ее чинить и использовать,  применяя свои знания и материалы;  не агрессивна, в том смысле, что она не губит жизнь на земле,  и не наносит вред умственному или физическому здоровью.

Возьмите смартфон [моя опечатка вначале «смертфон» - ВП], микроволновка, электрическая зубная щетка, социальные сети,  или, вообще говоря, многие вещи, без которых мы обходились – и довольно неплохо – еще совсем недавно, и спросите себя, удовлетворяют ли они этим качествам, и если нет, то получаем ли мы удовольствие от использования этих агрессивных технологий. Но приемлемость технологии для нас будет зависеть в какой-то степени от обстоятельств. Лично я нахожу ситуацию в городе стрессовой, нездоровой, заполненной амбициями, скоростью и безмозглостью,  поэтому я выбрал жизнь среди мира природы,  что говорит наверное о том, что моя ситуация отлична от многих.  У меня также мало денег, что означает необходимость жить творчески,  и это ограничение – мой самый большой союзник.  Но я говорю только о себе.

Задолго до того, как я покончил с привычкой использовать социальные сети, лэптопы, телефоны и интернет, меня осенило не только то, что у меня не было необходимости в них, а то, что я  стал чувствовать себя ментально  5 и физически лучше без них.  Я понял это еще во времена телевидения годами раньше.  Живя в умеренном климате, я не видел необходимости в холодильнике.  Я решил, к облегчению многих, что мне нужен туалет, но чувствовал, что компостный туалет гораздо лучше, чем унитаз со сливом. Знакомство с соседями и с землей постепенно придали больше смысла, чем зависимость от  непостоянного заработка. Я выбрал ручную пилу вместо бензиновой, серп вместо косы, и я хорошо с ними справляюсь. Простая печь заменяет мне импорт иностранного газа.

 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРУШАЕТ ЛЮДЕЙ И МЕСТА. Я ОТКАЗЫВАЮСЬ ОТ НЕЕ. - Марк Бойл
 
Я теперь считаю, что ловля рыбы мне больше подходит, чем остатки рыб, выловленных со дна моря тралом, и замороженные в супермаркетах,  или арахисовое масло в пластиковых банках [у меня аллергия от одного только слова «арахис» - ВП ]. Хотя ручное стирание вещей или мойка посуды сложнее, чем в  машинах,  я полагаю это проще, чем решать проблемы с 200 млн климатических беженцев в ближайшие 30 лет.
Покойный Дэвид Флеминг – один из великих мыслителей, о котором вы наверное ничего не слыхали – сказал в своем посмертно опубликованном  магнум-опусе, Lean logic*  6  о том, что “локализация в лучшем случае граничит с практической возможностью,  но у нее есть убедительный аргумент в том, что у нее нет альтернативы”.

Такая локализация не требует героизма, и  в любом случае может обогатить нашу жизнь. Снова влюбиться в наше место и природный мир – снова установить с ним здоровые отношения, поддерживать и защищать его – вот путь к нашему спасению.  И «зеленых» тоже.

____________________
* Lean Logic - здесь "lean"  может означать "простейшую" логику. - ВП

1. 2. 3. 4. https://www.theguardian.com/technology/facebook
5. 6. http://www.darkoptimism.org/category/lean-logic/


• Данная статья  была написана от руки и послана редактору Гардиен, который перепечатал ее для публикации в он-лайне.