Малая родина станция Раздельная. Пролог

Валерий 777
       Первые двенадцать лет моей жизни я прожил на маленькой железнодорожной станции Раздельная на севере Кировской области. Всех нас, раздельновских мальчишек и девчонок, объединяло и объединяет одно – мы родились и провели своё детство на станции Раздельной.

       А на Руси такие места называются Родина, или «малая Родина». И я считаю эту небольшую и уже не существующую станцию, своей малой родиной, это она снится мне по ночам на склоне лет. Детские воспоминания особенно острые и врезаются в память на всю жизнь. Особенно светлые их страницы.

       Эта небольшая повесть основана на моих воспоминаниях, воспоминаниях моих земляков в разных поколениях, о нашей жизни в юные годы на станции Раздельная, о самой станции, и об её окрестностях, как они нам представлялись и запомнились. О тех местах, где прошло наше детство. Это воспоминания взрослых людей о своём детстве, которого уже не вернёшь и в которое уже не вернешься.

       Особую благодарность выражаю второму поколению раздельновцев: Виталию Засухину, который поделился своими яркими и красочными воспоминания о шестидесятых – семидесятых годах прошлого века, о путешествии на станцию в 2013 году, и фотографиями, Людмиле Емельяновой, ныне Шигалёвой, и представителю третьего поколения раздельновцев Марии Шараповой (Гельдт).

          Предыстория.

       В феврале 1938 года был издан приказ № 020 по Наркомату внутренних дел Союза ССР. Он предписывал создать на северо-востоке Кировской области Управление Вятского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ) НКВД СССР (Вятлаг сокращённо). Основная задача – вырубка и вывоз леса, которого в этих глухих и малообжитых местах было предостаточно. Только вот дорог не было. Район Кировской области, где начиналось строительство Вятлага, назывался Кайским. Название ему дал небольшой старинный городок, потом село, Кай в верхнем течении великой русской веки Камы. Кроме него в районе было несколько бедных маленьких деревень на берегах небольших лесных речек, которые в большом множестве петляли по заболоченной вятской тайге. Хотя слово «тайга» используется больше в Сибири. На севере европейской части России такой лес называют обычно «парма» Это было, пожалуй, самое глухое место в Европе. Недаром, ещё в царские времена существовала поговорка «Кай – всему свету край»

       Для вывоза леса управление лагеря  стало строить свою собственную однопутную железную дорогу, идущую на север. Назвали её Гайно-Кайская железная дорога (ГКЖД). Вдоль железной дороги строились отдельные лагерные пункты (сокращённо ОЛП), в которых содержали заключённых, занятых вырубкой и вывозкой лесов с окрестных территорий. После того, как на доступных от ОЛП территориях леса вырубались, лагерный пункт закрывался и создавался новый, дальше на севере, куда подходила строящаяся железная дорога.
 
       Отсюда и начинается история станции Раздельная.

       На 32-м километре железной дороги (если считать от станции Лесная, где размещалось Управление Вятлага) в военные годы был построен ОЛП 13 и станция Раздельная. (Я лишь недавно узнал, что лагерный пункт на Раздельной имел номер 13, а до этого всё думал – почему число 13 сопровождает меня по жизни. Например, в институте я учился на кафедре № 13, и никогда не считал число 13 несчастливым числом). В этом месте железная дорога как бы разделялась. От основной ветки Гайно-Кайской железной дороги, идущей прямо на север, отходили два уса – вправо до станции Гидаево - так называемая гидаевская ветка, влево - до речки Сысола. Левая ветка, после вырубки леса вокруг неё, была разобрана, шпалы и рельсы сняты, осталась только насыпь под железную дорогу в относительно хорошем состоянии. Гидаевская ветка продолжала строиться дальше, на ней образовывались новые ОЛПы. По основной линии железной дороги в восьми километрах на север размещалась станция Октябрьская, а на юг от Раздельной станция Има. ОЛП 13 в 1947 году имел план заготовить 120 тысяч кубометров леса.
               

       Если смотреть на север, станция Раздельная размещалась между болотистыми долинами речки Сысола слева, и речки Има справа, на небольшой возвышенности. Это даже и не возвышенность, а просто сухое место между болотами. Начав писать эти воспоминания, я с удивлением узнал что Раздельная, это место довольно интересное само по себе, может быть даже одно из интереснейших мест в Вятлаге. Именно здесь проходит линия большого водораздела на севере европейской части России. Из болот буквально в километре – двух на запад от Раздельной вытекают речки, несущие свои воды на север. Река Сысола впадает  Вычегду, Вычегда в Северную Двину, а та в Белое море. А из болот на восток от Раздельной начинаются речки, текущие на юг. Речка Има впадает в реку Порыш, Порыш впадает в Каму, а дальше Волга и Каспийское море. Приходит в голову мысль - а может быть название станции и обязано её расположению на речном водоразделе?

       Где-то к началу пятидесятых годов вырубка леса вокруг станции Раздельная (на расстоянии 5 – 7 километров от неё) была закончена и в 1953 – 1954 годах ОЛП 13 был закрыт и его постройки разобраны. Станция Раздельная с тех пор стала функционировать как подразделение Гайно-Кайской железной дороги, но всё того же Управления Вятлага.

       Население поселка начало быстро расти. В начале пятидесятых годов в нем проживало до 200 человек. Люди были разные. Когда мои родители жили на станции (отец отсидел по 58-й статье 10 лет, впоследствии был реабилитирован), они не рассказывали мне и моим сёстрам, что за люди были нашими соседями и земляками. Это уж потом, став взрослым, я начал интересоваться этим. В основном на Раздельной поселились освободившиеся из лагерей бывшие политзаключённые, которым некуда было ехать, много было сосланных в Вятлаг в «трудовую армию» немцев Поволжья. Они и составляли большинство населения станции. Это были люди порядочные, трудолюбивые. Помню, что уголовников практически не было. Эти, после освобождения, сразу уезжали. Такой состав населения станции определял в основном и благоприятный климат человеческих отношений, который оказывал большое влияние на восприятие окружающего мира нами, детьми.

       Основное занятие населения станции Раздельная - обслуживание железной дороги, проходящей через станцию, осмотр и ремонт железнодорожного пути, работа в составе паровозных бригад, мелкий ремонт паровозов в депо, экипировка паровозов углем, обслуживание инфраструктуры станции. Там жили, с семьями конечно, машинисты паровозов, машинисты парового крана экипировки паровозов, помощники машиниста, кочегары, старшие кондукторы, главные кондукторы, путейские рабочие и мастера, рабочие железнодорожного депо, дежурные по станции. Был и начальник станции и конечно стрелочники. На станции был небольшой магазин, электрический дизель-генератор, начальная школа в которой работала одна учительница, фельдшерский пункт, небольшой клуб.  В начальной школе было примерно 40 учеников.

       Получилось так, что в пятидесятые годы, которые я провёл на Раздельной, т.е. до 12 лет,  мальчишек старше меня было мало, помню только Рогаченко Николая, это был наш сосед, он был на 4 года старше меня. В следующих поколениях раздельновцев появились и более взрослые мальчишки и девчонки.

       А вокруг станции были леса и болота. Не только молодые леса, подросшие на месте вырубленных участков, но и так называемые «реквизиты» - это не выпиленные, довольно большие девственные участки леса, которые должны были дать жизнь следующему поколению леса. И их было несколько вблизи Раздельной. Эти высоченные сосны и ели особенно поражали детское воображение. Даже в тяжёлые и жестокие военные и послевоенные времена страна заботилась о восстановлении леса, чего не скажешь о временах развитого социализма, но об этом дальше.