Снежный человек? о. Ченкууль
Остров Ченкууль лежит к северу от о. Айон. Собственно он и есть часть о. Айон. Но небольшой мелководный проливчик меж ними всё - же существует. Значит, как не крути, отдельно лежащий остров.
На этом островке у нас стоял радиомаяк. Антенное поле время от времени требует профилактического ремонта. Ветра, обледенение, делают свое чёрное дело. Ослабевают оттяжки мачт, возможны и обрывы антенного полотна, аккумуляторы приходят в негодность, ну и. т.д.
От Певека не очень далеко. Пусть не автострада, но какая не какая зимняя дорога на посёлок Айон проходила в нескольких километрах.
В общем, рядовой выезд. Погода хорошая, середина апреля. Солнышко светит, ветерок слабенький, да и морозец уже не тот, - 22-25.
На вездеходе ГАЗ-71 мы взобрались на остров, подъехали к маяку и приступили к работам.
Радисты по своей части, плотники по своей. Ну а я, так сказать, общее руководство. Не потому что, не почину талрепы крутить. На севере, в поле, как-то не принято делиться на ИТР и рабочих. Есть черновая работа – делаем что умеем все вместе.
Конечно за исключением специфики: геодезия – это моё, настраивать радиоаппаратуру плотника не заставишь, а радиста топором махать, если плотник имеется. В этот раз работы было немного и народу хватало.
Вдруг замечаю движущуюся фигуру. Примерно в километре по кромке острова шёл человек. Видно его было где-то по пояс. Мне что-то показалось необычным. Во-первых шёл он достаточно быстро, почти бежал. Такое впечатление, что человек идёт на лыжах с палками: широкий, почти скользящий шаг, синхронная отмашка руками.
Одежду рассмотреть было трудно, но не рюкзака, не оружия на нём явно не было.
Настораживало и другое: двигался он по огибающей, как бы обходя нас стороной, высматривая возможность для спуска с острова. Берег местами достаточно крутой, чтобы безопасно спуститься. Такое поведение на Севере, мягко говоря, странно, если не сказать необычно. Ни один охотник, да просто не один человек в тундре не пройдёт мимо людей и техники. Тем более, если это его участок. А видно нас было за семь вёрст.
Да и вообще, передвижение по насту, на лыжах, в 30-ти с лишним километрах от жилья, не слишком частое явление. «Буран» –да! Но не лыжи.
Я нырнул в вездеход за биноклем, но человек к тому времени уже исчез.
В надежде, что человек спустился в лощину, вскоре покажется и направиться к нам, я смотрел ещё минут 15-20. Но больше никто так и не появился.
Для того чтобы посмотреть след, нужно было пройти по тундре километра полтора, а я поленился. Да и снега было немного. Посрывало ветрами, а что осталось плотно утрамбовало и зализало. Остался ли след? Для того чтобы подъехать на вездеходе нужно было обогнуть распадок, и получился бы крюк на все 3 километра, да по кочкам. А для вездеходчика это острее серпа по одному месту. Так, или иначе, след я так и не посмотрел.
А жаль!!! А между прочим, по описанию исследователей севера, рассказам чукчей и сторожил - именно на о. Ченкууль неоднократно видели Етти, снежного человека.