Приёмыш-Главы 11-12

Геннадий Ищенко
                Глава 11


        С платьем им повезло, хотя поначалу Ира думала, что придётся идти к королю серой мышкой, потому что никто из портных не брался сшить для неё парадное платье за один день.
        – Поймите, миледи, – убеждал её третий по счёту мастер, – там одной отделки на два-три дня. А для неё ещё надо подобрать камни. И нижние юбки нужно пошить. Нет, за один день это никак невозможно!
        – Заедем ещё к одному портному и, если ничего не получится, всё равно закажем, – сказала Райна. – Оно тебе ещё понадобится. Да и повседневные платья нужно заказать, а то оно у тебя только одно, как у нищенки.
        Вот у этого последнего им повезло купить уже готовое великолепное шёлковое платье.
        – Я не смогу за день сшить то, что вы хотите, миледи, – сказал мастер Райне, – но у меня уже пошита вещь, которая может вас устроить. Это не парадный туалет, но очень хорошо смотрится. Обычное парадное платье делают жёстким и нашивают на него много камней. Получается очень дорого, но, чтобы было красиво, наряд нужно шить не одну декаду, и он неудобен в носке. Я хочу предложить бальное платье, в котором уместно появиться на аудиенции у его величества. Прекрасный малийский шёлк разных оттенков розового, богатая отделка золотым шитьём и тонкими кружевами. Если вы украсите свою дочь драгоценностями, будет не хуже парадного, но намного удобней. На глаз у неё такая же фигура, как у заказчицы, на которую шилось платье. Но если будет чуть велико, мы быстро подгоним. При вас и сделаем.
        – А почему отказалась заказчица? – спросила Ира.
        – Она не объясняла, но думаю, что были проблемы с деньгами, – почтительно ответил мастер. – Было видно, что платье понравилось и отказ от него огорчил больше её, чем меня. Я-то в любом случае его продам, уж очень хорошо получилась. Будете примерять?
        Ире помогли переодеться две служанки, после чего она посмотрела на себя в большое зеркало из полированной бронзы и решила, что без этого платья не уйдёт.
        – Как на неё сшито! – сказал мастер, обходя вокруг девушки. – Посмотрите на грудь. Там специально использована самая тонкая ткань! Видите? Прорисовывается каждый сосок!
        Ира скосила глаза на грудь, и радость немного поблекла. Действительно, очень тонкая ткань, которую натягивали груди, почти ничего не скрывала, а при хорошем освещении через неё всё должно было просвечивать.
        «Чёрт с ним! – решила она. – Когда пойдём в наш мир, куплю бюстгальтер, и будет нормально».
        – Как тебе? – спросила Райна. – По-моему, смотрится хорошо. Берём.
        У этого же портного заказали и два повседневных платья.
        – Только делайте на груди нормальную ткань, – покраснев, попросила Ира.
        – Желание заказчика для меня – закон! – ответил портной, отведя глаза в сторону.
        И кого вздумал провести – мастера?
        – Очень неосмотрительно думать обо мне так, как вы только что подумали, да ещё такими словами! – разозлилась Ира. – Сжечь, что ли, вашу мастерскую вместе с вами или сами предложите мне скидку?
        Одновременно весельчаку была послана волна жути, которая сразу показала, с кем он имеет дело. В результате после долгих извинений он действительно сделал им скидку.
        – Молодец! – похвалила Райна, когда сели в карету. – Деньги нужно экономить. И неважно, что их много. А мысли у него были самые нормальные, которые возникнут у любого мужчины при виде такой очаровашки, как ты. Если их за это жечь...
        Ко времени их возвращения домой Гарт успел выполнить поручения Райны.
        – Посмотри, какие красавцы! – залюбовалась жеребцами маркиза. – Жаль, что я уже не в том возрасте, чтобы на них носиться. А вот тебе надо по свободе проехаться. Попробуешь, каково это – скакать на чистокровном жеребце, да и к себе приучишь. Это не твоя дохлая кобыла. Гарт сказал, что доставили продукты. Предохрани их от порчи, а потом нужно разобрать вещи. Сделайте это вдвоём с Линой.
        В доме к Ире подошёл Гарт.
        – Госпожа, вы из-за дороги забросили занятия. Так нельзя. Я нашёл в доме просторную комнату, которая не использовалась прежними хозяевами. Если купить ковры и постелить на пол, получится прекрасный тренировочный зал. И вам нужно начинать учиться работать мечом.
        До конца дня Ире вместе с Линой пришлось немало повозиться, а Райне – ещё два раза отправлять Гарта за покупками, но уже утром следующего дня они ни в чём не испытали недостатка. Всё необходимое для нормальной жизни было разложено так, как они привыкли. Осталось забрать из замка книги и кое-какие вещи, но это решили сделать после визита к королю. После завтрака в особняк приехал офицер королевской стражи, который сообщил, что встреча с королём назначена через свечу после полудня.
        – Постарайтесь не опаздывать, миледи, – сказал он напоследок, – а лучше приехать немного раньше.
        Они так и сделали. Райна добавила Ире к новому платью колье с рубинами и тонкий золотой браслет, украшенный этими же камнями, а сама надела красивое синее платье, которого Ира на ней раньше не видела, и купленные на Земле туфли. До места добирались минут двадцать. У ворот дворца карету проверила стража, и Райна показала бумагу с приглашением на аудиенцию. Королевский дворец разочаровал. Ира ожидала увидеть что-то вроде Лувра, виденного во французских фильмах с участием Жана Маре, или царских дворцов в Ленинграде, но королевская резиденция не отличалась ни архитектурными излишествами, ни особой роскошью. Внутренний вид оставил чуть больше впечатлений, но всё равно дворец показался ей сильно увеличенной копией их собственного дома.
        – А почему нет картин и скульптур? – тихо спросила Ира Райну, когда они следом за слугой поднимались по застеленной коврами лестнице на третий этаж, где обычно проводились приёмы.
        Выяснилось, что в этом мире из картин рисовали только портреты, которые помещали в специальные родовые комнаты, а не развешивали где попало для красоты. Скульптурой почему-то вообще не занимались, хотя, как смогла припомнить Райна, до переселения у их предков было что-то такое.
        – Скорее всего, в этом виноваты прежние, которые вообще не лепили и не высекали из камня никаких изображений, – подумав, сказала она. – Нашим предкам в первые годы было не до скульптур, а потом осознанно или нет за эталон взяли именно жизнь прежних. А какая может быть польза от твоих скульптур?
        – А почему непременно должна быть польза? – удивилась Ира. – Их назначение – удивлять и радовать глаз. Какая ещё может быть польза от красоты?
        – Миледи, мы пришли, – прервал их разговор слуга. – Его величество король Аниш Третий ждёт вас!
        С этими словами он распахнул одну створку дверей и отступил в сторону, освобождая проход. Женщины вошли в почти пустую комнату, по левой и правой сторонам которой вдоль стен стояли мягкие низкие стулья с причудливо изогнутыми ножками и малиновой обивкой. Полы были застланы коврами с преобладанием красных тонов, такого же цвета были и портьеры на окнах. Ире почему-то стало смешно.
        – Кровавая комната! – шепнула она наставнице.
        – Перестань дурачиться, – шепнула та в ответ. – От этого приёма зависит слишком многое. Испортишь о себе первое впечатление, потом замучаешься его менять.
        В дальнем конце комнаты приоткрылась небольшая дверь, и из неё выглянул невысокий полный человек в одежде, богато украшенной золотым шитьём. Увидев женщин, он обернулся и что-то сказал, а потом с приветливой улыбкой устремился им навстречу.
        – Маркиза, баронесса! Рад вас видеть! Позвольте представиться, я секретарь его величества, Мар Ламэй. Король вас ждёт!
        Ире стало интересно, насколько искренна его радость, но попытка посмотреть мысли толстяка натолкнулась на сильную защиту. Магом он точно не был, значит, носил амулет.
        Секретарь проводил их к двери и, как и слуга до него, услужливо распахнул её перед дамами. Открывшаяся женщинам комната была декорирована в голубых и зелёных тонах и обставлена низкой мягкой мебелью и такими же низкими столиками, на которых стояли вазы с чем-то приятно пахнувшим ванилью и кувшины с бокалами. Сам король, сидевший до их прихода на одном из диванов, поднялся, с любопытством разглядывая гостей.
        – Рад, что вы, маркиза, прервали добровольное затворничество и приняли моё предложение, явив миру себя и вашу красавицу-дочь! – произнёс он, подарив им приветливую улыбку.
        – Спасибо за добрые слова, ваше величество, – отозвалась Райна, наклонив голову. – Только моё затворничество было не добровольным.
        У женщин этого мира не было приветствия вроде реверанса, почтение выражалось обычным кивком.
        – Держите зло на моего родителя? – спросил король, перестав улыбаться.
        – Что вы, ваше величество, – теперь улыбнулась Райна. – Если бы я держала зло на вашего отца, не приехала бы служить вам и не привезла бы с собой дочь. Я уже знаю, что ваш отец действовал под принуждением. Какой с него может быть спрос? Но я солгала бы, если бы сказала, что всё и всем прощено. Вы простили бы гибель семьи и свою собственную искалеченную жизнь?
        – И что вы намерены предпринять?
        – Не бойтесь, ваше величество, я не собираюсь сейчас идти громить храм Ашуга. Просто оставляю за собой право при случае припомнить им всё.
        – Разумная позиция! – довольно сказал король. – Я тоже не испытываю любви к жрецам этого бога, и оснований у меня для этого достаточно, но не могу сейчас допустить разборок! Я в отчаянном положении. Отец с их помощью разогнал мастеров по соседним королевствам, и они, как и вы, ничего не забыли и не простили. Догадываетесь, на чьей стороне они выступят в случае конфликта?
        – А такой конфликт будет?
        – Скорее да, чем нет. Мы давно не воевали. Все стали намного богаче, и сильно выросло население. Единственное исключение – это ваша родина, баронесса. Самая большая опасность исходит от Сардии. Её король Малх Второй в нарушение общих договорённостей не уничтожил на своей территории шуров, поселив их в горах. Кровососы разводят скот и не трогают людей, и я посмотрел бы на это сквозь пальцы, если бы не скрывался сам факт наличия таких поселений. А теперь я узнал, что его сын Малх Третий создаёт из шуров свою личную гвардию! А ведь при попытке их истребления мы отдавали за одного шура до пяти опытных воинов! И это при том, что они были не обучены бою и плохо вооружены. Их тогда удалось перебить только благодаря мастерам. Теперь понимаете? А если мастера не станут их истреблять, да ещё сами выступят на стороне кровососов? Долго ли мы тогда продержимся? Малх играет с огнём, но сейчас не прежние времена: мы разобщены, и никому ничего не докажешь.
        – У них по-прежнему высокая рождаемость? – задумчиво спросила Райна.
        – Зрите в корень, миледи. Шуры наберут силу, и им станут тесны те границы, которые отвёл король Сардии. Может быть, это время уже пришло. Пока им выгодно быть под королём, но сколько ещё такое продлиться? И не откупиться ли Малх от своих клыкастых союзников нашей кровью?
        – Дальновидно ли выпускать их из-под контроля?
        – А всегда ли мы думаем о будущем? – вопросом ответил король. – Вспомните моего отца!
        – Ваше величество, не развеете ли вы моё недоумение по поводу действий жрецов Ашуга? Для чего это затевалось?
        – Магия и, конечно, власть. Они вознамерились подгрести под себя всю магию в королевстве. Уничтожение мастеров преследовало цель избавиться от соперников и присвоить себе их знания, а грабёж был вторичен. Частично жрецам это удалось. Именно поэтому я не могу сейчас их трогать. Они единственные, кто может представлять угрозу тварям или армии, в которой будут шуры. И вам нужно проявить осторожность. Жрецы, несомненно, не пропустят факт вашего появления, и мне трудно предугадать их реакцию. Влияние Храма и его Ордена не так сильно, как прежде, но возможности у них очень велики.
        – И чего вы ждёте от нас?
        – После смерти отца я объявил амнистию мастерам, но сюда пока никто не едет, несмотря на обещания щедрой платы. А я сейчас не в том положении, чтобы отбирать ваши имения у их новых владельцев, большинство которых тесно связаны со жречеством. Единственное, что мне остаётся, – это собирать способных к магии детей, воспитывать из них своих магов и надеяться, что мне дадут для этого время. Я хочу, чтобы вы в первую очередь помогли именно с этим. Ну и, конечно, выполнение текущих заказов двора. Вы согласны?
        – Срок моей жизни подходит к концу, она измеряется уже не годами, а только декадами. Скоро я уйду, и договариваться вам придётся уже с моей девочкой. Она знает всё, что знала я, а по силе я ей уступаю. Единственное, чего у меня больше, – это опыта. Не смотрите, что она молода, и не считайте её наивной. Ей уже много пришлось пережить, несмотря на столь юный возраст. Я полюбила её и отдала всё, что смогла: знания, богатство и ту толику тепла, на которую способна. А скоро она возьмёт и моё имя. Эта девушка для вас драгоценна не только потому, что у неё в друзьях Зверь. Пригрейте её, и она никогда не предаст. Такие люди, как она, – редкость. Но попробуйте только обидеть, и тогда я приду к вам из-за грани! И не вздумайте смотреть на неё, как на свою женщину, у вас не будет с ней детей. Думаю, что лучше вам узнать об этом сразу. Я привела Рину из другого мира, и она в любой миг может туда вернуться. Задержится она здесь или уйдёт, зависит от вас.
        – Так Ливена...
        – Выдумка, – кивнула Райна. – Должна же я была как-то объяснить её появление. Это объяснение показалось мне самым подходящим.
        – И сколько же времени вы готовили баронессу? Или она уже была магом?
        – В её мире вообще нет магов, а готовила только год, даже чуть меньше. Это было слишком тяжело, для большинства такой путь в магию закрыт.
        – А в том мире нет силы, которую мы могли бы использовать?
        – Об этом вам надо говорить с Риной. Я была там очень недолго только два раза и почти ничего не поняла. Люди там очень сильны, но не магией, у них что-то другое.
        – Вы мне поможете, Рина? – обратился король к девушке по имени. – Я готов сделать для вас всё, что только в моих силах. Я ведь прошу не только за себя. Короли тоже люди, но хороший король должен в первую очередь заботиться о благе подданных, а уже потом о собственном. А я боюсь однажды увидеть свою страну в огне и в крови и стать свидетелем конца королевства, гибели людей и своей беспомощности.
        – Я постараюсь, – не отрывая глаз от пола, сказала девушка, – и подумаю, чем ещё смогу быть вам полезна.
        – Я должен позаботиться о вашей безопасности! – решительно сказал король. – Мне можно и дальше наедине называть вас по имени? Вот и хорошо. Тогда и вы можете звать меня Анишем. У вас ведь большой особняк? Найдёте в нём две свободные комнаты?
        – Что вы задумали? – спросила Райна.
        – Хочу поселить у вас двух своих людей, которым могу доверить охрану вашей дочери. Магия – это хорошо, но не всегда маг успевает обратиться к силе.
        – И кто же это?
        – Для меня они не столько слуги, сколько друзья. Это мастер-воин, который учил меня владеть мечом и всецело мне предан, и одна девушка-шура. Ей я тоже многим обязан и полностью доверяю.
        – Доверять шуре?
        – Она спасла мне жизнь, причём уже дважды, предупредила о замыслах Малха и открыла сознание для магической проверки. Эти слова могут показаться вам странными применительно к шурам, но она замечательный человек.
        – Она вам нравится, – поняла Райна, – но у вас от неё тоже не будет детей, да и не допустит никто такого союза!
        – Плохо, когда тебя видят насквозь, – криво улыбнулся Аниш. – Чувствуешь себя голым. Но если вы беспокоитесь о дочери, то должны пойти мне навстречу. Аглая не просто красивая девушка с клыками, она очень умелый, быстрый и беспощадный боец. Если вместе с Сантором возьмёт на себя охрану Рины, я буду почти спокоен.
        – Ладно, – неохотно согласилась Райна. – Свободные комнаты есть, сегодня мы их подготовим.
        – Тогда я сейчас познакомлю вас с Сантором. Отсюда вы отправитесь уже с ним. Он не привередлив, так что как-нибудь у вас переночует. А завтра  познакомитесь с Аглаей. Думаю, что девушки подружатся. Я прошу вас посетить нашу школу магии, познакомиться с наставниками и теми книгами, какие у них есть. А на обед приглашаю к себе. За вами приедет в школу мой человек. За обедом поговорим обо всём остальном.
        Сантор Тониш оказался мужчиной лет сорока, невысокого роста, с очень широкими плечами и хорошо развитой мускулатурой. Волосы у него были забраны в конский хвост, а некрасивое лицо почему-то сразу же вызывало симпатию.
        – Вы не родственник барона Сажаль? – спросила Ира.
        – Вы знаете Алана? – удивился Сантор. – Да, родственники, но очень дальние. Можно вас спросить, баронесса? Вы владеете хоть каким-нибудь оружием?
        – Неплохо владею только кинжалом, знаю рукопашный бой семьи Албени и хорошо стреляю из арбалета. Наставник собирается заняться со мной мечом, но мы ещё не начинали. Могу, как и любой мастер, перейти в ускорение, но его не получается долго держать. Когда на нас напали разбойники, мне удалось убить только четверых, после чего свалилась без сил. Сейчас я уже не махала бы кинжалом, справилась бы без оружия, но тогда у меня было мало сил.
        – Неплохо! – довольно сказал Сантор. – А если освоите меч, будет совсем хорошо. Иногда кинжал может быть полезнее, но в большинстве случаев меч даёт больше преимуществ.
        Король познакомил их с Сантором и ушёл, после чего Райна тоже заторопилась домой.
        – У нас есть дела, а время уже к вечеру. Вы едете в карете?
        – С вашего позволения, миледи, я поеду верхом, – сказал воин. – Найдётся у вас в конюшне место для ещё одного коня?
        – Найдём место для вашего скакуна, – ответила Райна. – Хватит места и для лошади шуры, но больше в конюшню не влезет даже ишак. Надо будет увеличить жалование нашему конюху, чтобы не сбежал
        По приезде в особняк первым делом определились с комнатами для охраны. Сантор осмотрел небольшую меблированную комнату, которую ему предложили, и сказал, что в ней есть всё и ему больше ничего не нужно. Он быстро поладил с Гартом и ушёл с ним в комнату слуги смотреть имеющееся у него оружие. Комнату для шуры решили выделить недалеко от комнат Иры, только мебель в ней была неподходящая для девушки, и Лину послали за Гартом.
        – Потом пообщаетесь, – сказала ему Райна. – Тебе нужно срочно съездить к мебельщикам. Это в нижнем городе, но дотемна успеешь обернуться. Закажешь у них мебель для молодой дворянки. Пусть сделают и привезут для неё кровать, одёжный шкаф и секретер. Если у них будут хорошие зеркала, добавь и зеркало. Возьми для них аванс и бумагу, в которой я всё перечислила. Бумага нужна для стражи, чтобы наш груз без проволочек пропустили в старый город.
        – Ну и как тебе король? – спросила наставница Иру, когда были переделаны все дела и они вдвоём в ожидании ужина сидели в большой гостиной особняка.
        – Красивый, – ответила девушка, – и, по-моему, очень несчастный.
        – Смотри, не влюбись в этого несчастного! – фыркнула Райна. – Ему, конечно, не позавидуешь, и во многом он прав, но дети наследуют от отцов не только богатство, но и долги. Я могу говорить другим, что простила старого короля, что его вина невелика. На самом деле он всё равно виноват. Королей просто так не подчиняют. Значит, доверился тем, кому нельзя было доверять, а королю такое непростительно. Вот только как бы за его вину не пришлось платить тысячам, да не деньгами, а своим счастьем и жизнями близких. Я через это прошла и никому не пожелаю такой доли. Кстати, о чём это ты подумала, когда говорила ему о помощи. Случайно, не о своём мире?
        – У нас очень много разного оружия, – сказала Ира. – Сложное не достать, и ваши воины не смогут им пользоваться, но даже простое позволит обычным людям справиться с тварями и с шурами. Это что-то вроде арбалетов, но стреляет маленькими болтами на огромное расстояние и с очень большой скоростью. И перезаряжать легко. Один воин, если ему дадут время, сможет убить десятки врагов. Армии сходятся в поле, поэтому врагов можно видеть задолго до битвы. Если начать обстреливать их с большого расстояния, можно до столкновения уменьшить армию в несколько раз. А может, не дойдёт до сражения и враги разбегутся.
        – Твари и шуры очень быстрые.
        – Ну и что? Если будут стрелять сотни людей, врагам не поможет их скорость.
        – У вас много такого оружия?
        – Горы.
        – Так в чём же дело? Возьми у короля золото...
        – Всё не так просто. В нашей стране я вообще ничего не достану. Оружие есть только у армии. Есть и у милиции, но мало и не то, какое нам нужно. И я не знаю, как его достать. Я могу подойти к милиционеру, попросить пистолет, и он с радостью отдаст, а потом сядет в тюрьму, потому что ему никто не поверит.
        – А в других странах?
        – Там с этим проще, но тоже будут сложности. Не так легко продать много золота, тем более девчонке, за которую меня будут принимать. Найдутся те, кто попытается его отобрать, а меня медленно разрезать на части, чтобы рассказала, откуда его взяла и нет ли там ещё. Но даже если я достану деньги, то не смогу сама купить много оружия. Оно продаётся поштучно и не детям. Но главное, что я не знаю языков и обычаев, поэтому любой сразу поймёт, что я чужачка, а чужих там не любят. И магию принуждения нужно применять осторожно, чтобы обо мне не узнали, иначе придётся уносить оттуда ноги, и не факт, что это получится.
        – Но какие-то мысли у тебя есть?
        – Есть. Мне нужно вернуться в свою страну и какое-то время побыть в доме, где живут потерявшие родителей дети. Их там учат всему, в том числе и языкам. Мне достаточно выучить только один, на котором говорят во многих странах и который я немножко знаю. С моей памятью и вашим отваром это несложно. Из этого дома я смогу регулярно ходить сюда или в наш замок за отваром. Вот когда выучу язык, займусь оружием. Сама я много не сделаю, поэтому буду искать помощника из местных. Лучше найти какого-нибудь авантюриста, который сам захотел бы помочь за золото. Тогда магия только усилит его желание. Он продаст золото, купит нужное количество оружия и научит солдат короля, как с ним обращаться. Я ведь сама никогда из него не стреляла.
        – Это опасно?
        – Я не вижу большой опасности, если с умом использовать магию, и не знаю, как можно помочь по-другому. Вряд ли королю дадут время вырастить собственных магов. А что я смогу одна или даже со Страшилой против целой армии, в которой будут мастера? Если начнётся бойня, останется уйти в свой мир, а мне хотелось бы сохранить для себя этот, да и людей жалко.
        – Я смогу тебе чем-нибудь помочь?
        – Только с приготовлением отвара, чтобы я не занималась этим сама. Я ведь смогу появляться очень ненадолго, чтобы никто не заметил отлучек. Помощь от короля может потребоваться уже в конце, когда будем покупать оружие, но об этом рано говорить. Я пока сама не знаю, как всё получится. Если король не будет жаться с золотом, куплю кое-что для себя. Я привыкла к удобствам, которые у вас нет. Ладно, это пока даже не план, а только мысли вслух. Завтра с утра ехать в школу. Чем мы сможем помочь?
        – Трудно сказать. Сначала нужно посмотреть на то, что у них есть. Я не собираюсь передавать все свои знания и тебе не советую этого делать. Особенно это касается высших разделов. Можно поделиться знаниями по общей магии. Наверняка после гонений многое утеряно. Достаточно вспомнить, как маги отреагировали на твою иллюзию.
        – А что будем делать с жрецами?
        – Пока ничего. Они не посмеют действовать открыто, а нам тоже нельзя затевать сейчас свару. Вот если удастся затея с оружием, их ценность для короля сразу упадёт, а твоя повысится. Тебе нужно набрать свою дружину и вооружить новым оружием. Тогда и другим королям будет трудно до тебя дотянуться. Рано или поздно кто-нибудь из них попробует это сделать.
        – Как много сложностей и опасностей, – вздохнула Ира.
        – Привыкай, – пожала плечами Райна. – Для умного и осторожного опасностей не так и много. Если хочешь прожить богатую и яркую жизнь, а не быть у других на побегушках, обязательно начнёшь наступать на чьи-то ноги, а в мире немного людей, кому такое понравится. Разве у вас не так?
        – Раньше я думала, что в нашей стране не так, а теперь уже не знаю.
        – Миледи, – заглянула в гостиную Лина. – Лая закончила готовить ужин, всё уже на столе. Ждём только вас.
        – Мы сейчас будем, – ответила Райна и с трудом встала с дивана. – Что-то я в последнее время стала слишком быстро уставать.


                Глава 12


        Посещение школы магии оставило у Иры двойственное впечатление. С одной стороны, ей понравилось большое светлое здание, отведённое для обучения и проживания будущих магов, и то, как за ними присматривают и обучают. А вот уровень подготовки самих учителей оставлял желать лучшего. Ещё хуже были книги, которыми могли пользоваться ученики.
        – С такими пособиями вы не доведёте их даже до своего уровня, – сказала она директору. – Почти нет подробностей, да и объяснения часто путанные. Даже тому, кто знает, не всегда понятно, о чём речь. А без книг вы их просто не выучите. Наставник может обучать без книг одного-двух учеников, но не двадцать! Каждому всё не разжуёшь.
        – И что вы предлагаете? – спросил Игар Хониш. – Я и сам знаю, что наши книги далеки от совершенства, но где взять другие? В своё время Храм Ашуга запретил свободную продажу книг по магии и скупил всё, что было в книжных лавках. Они и магов заставляли продавать свои книги. Мы и те, что есть, собрали с трудом. Можно, конечно, сесть за написание своих, но его величество не даст нам на это времени.
        – Мы дадим пригодные для обучения книги по младшим курсам, – обещала Райна. – Не насовсем, а с отдачей. Найдите переписчиков из тех, кто может рисовать, и усадите их готовить для вас книги. А потом проверьте, чтобы они не наделали ошибок. Вам нужно не меньше двух десятков книг, а лучше, если их будет больше. Думаю, что король оплатит эту работу. Мы сегодня у него будем и поговорим. И пусть книги изучат сами преподаватели. Кроме вас самих, Альбера и одной женщины, которую зовут Сола, остальные откровенно слабы. Они знают основы, но не могут объяснить ученикам.
        – И учеников вы неправильно распределили по группам, – добавила Ира. – Их разделили по возрасту, а надо делить по способностям. Так легче обучать. А то половина группы ещё что-то понимает, а остальные просто сидят на уроках, а потом тщетно пытаются разобраться по вашим книгам.
        – Я не дам книг по высшим курсам, – сказала Райна, – и не потому что жалко или боюсь поделиться знаниями. Там много такого, что может угробить и вас самих, и ваших учеников. Кое-что мастер Рина выпишет в отдельную тетрадку, а я добавлю свои пояснения, тогда сможете изучать это без большого риска. А остальное можно осваивать только под руководством мастера. В будущем, если появится такая возможность, моя дочь займётся этим кое с кем из наставников и наиболее способных учеников. Вы согласны с нашими предложениями?
        – Я рассчитывал на то, что вы примете непосредственное участие в обучении детей, – разочарованно ответил директор, – но спасибо и на этом. Я сейчас в таком положении, что с благодарностью  приму любую помощь.
        – Послушайте, Игар, – сказала Ира. – Я всё прекрасно понимаю, но в ближайшее время у нас с матерью будет очень важное дело, так что просто не сможем учить детей.
        Дальнейший разговор прервал посыльный от короля, который передал, что его величество ожидает госпожу маркизу и её дочь к обеду. Женщины поспешно попрощались с директором и в сопровождении повсюду следовавшего за ними Сантора поехали во дворец. Ждавший дам слуга отвёл их в малую королевскую трапезную, распахнул двери и удалился. В большой комнате стояли три составленные вместе стола, за которыми сидели: сам Аниш, молодой, похожий на него юноша лет пятнадцати и красивая девушка с огненно-рыжими волосами. Король встал и приветствовал вошедших дам:
        – Моё почтение, маркиза! Здравствуйте, Рина! В этой трапезной я обедаю с братом и близкими мне людьми. Слуг здесь нет, поэтому можете не придерживаться этикета, как это делаем мы. Садитесь за стол. Мы ещё не начинали, ждали вас.
        – Благодарю вас, ваше величество, – ответила Райна, – но мне привычней называть вас по титулу.
        – Надеюсь, что ваша дочь менее привержена этикета. Представляю вам моего брата Олеса и подругу Аглаю Ланш ле Шер.
        Принц привстал и почтительно поклонился, а Аглая ограничилась лёгким кивком, с любопытством рассматривая садившихся за стол женщин. Ира ответила ей тем же. У подруги короля было лицо красивой человеческой девушки, только глаза отсвечивали красным. При разговоре можно было увидеть небольшие игольчато-острые клыки, намного меньше тех, которые наколдовала себе Ира, когда напугала наставницу. Принц взял стоявшее возле него блюдо и вместе с ним перебрался ближе к гостьям.
        – Разрешите сесть рядом с вами? – спросил он Иру, подарив ей многообещающую улыбку. – Брат взял с меня слово, что не буду за вами волочиться. Я с болью в сердце согласился. Но пообщаться-то можно? Может быть, я вам понравлюсь.
        – Шалопай! – улыбнулся король. – Тебя исправит только могила.
        – Вы долго её репетировали, Олес? – спросила Ира.
        – Кого? – не понял принц.
        – Свою неотразимую улыбку. Или у вас их несколько?
        – Так его! – одобрительно сказала Аглая. – Жаль, что у вас нет клыков. Видели бы вы его лицо, когда он пристал ко мне в первый и в последний раз.
        – Ну почему же нет, – усмехнулась Ира, принимая облик вампира. – Очень даже есть!
        На этот раз розыгрыш удался не хуже, чем с Райной. Принц отпрыгнул, опрокинув стул, король побледнел, а Аглая оскалилась и пронзительно зашипела. В отличие от неё, у Иры глаза не просто краснели, а пылали алым огнём, клыки были раза в два больше, а вместо сколотых сзади русых волос появилась чёрная, развивающаяся на отсутствующем ветру грива.
        – Рина, прекрати! – повысила голос Райна. – Господа, это просто иллюзия. Она и меня ею пугала. Что вы хотите – девчонка!
        – Извините! – смутилась убравшая магию Ира. – Захотелось пошутить, да и повод был.
        – Качественная иллюзия, – признал принц, поднял свой стул и опять сел рядом с Ирой. – Если бы вы показали такое в постели, после этого с год не приставал бы к девушкам за ненадобностью.
        – Многие дамы во дворце вздохнули бы с облегчением, – пошутил Аниш. – Давайте поедим, а потом вы поделитесь своими впечатлениями о школе. Что с тобой, Аглая?
        – Сильно испугалась, – ответила шура. – Уж не знаю, откуда баронесса взяла этот образ, но он очень точно повторяет одну из страшилок моего народа. Сейчас приду в себя, не обращайте внимания.
        – Чтобы я ещё хоть раз так пошутила! – дала зарок Ира. – В прошлый раз наставница чуть не смахнула голову мечом, а сегодня напугала вас.
        – Мы не в обиде, – успокоил король. – Давайте кушать, а то жаркое совсем остынет.
        – Это ничего, что я говорю с полным ртом? – спросил Олес. – Хочется с вами поболтать, а после обеда не получится. Вы можете прикидываться только шурой или кем-то ещё?
        – Можно создавать любые иллюзии, – ответила Ира, сама потихоньку пережёвывая необыкновенно вкусное, тающее во рту мясо. – И не обязательно они должны быть страшными. Только качественную иллюзию долго готовить. Она может быть не только зрительной. Можно наколдовать запахи и звуки и даже сделать её почти вещественной.
        – Мне нужны страшные! – не унялся Олес. – Поможете кое-кого напугать?
        – Отстань от девушки и дай ей спокойно поесть! – прикрикнул на брата  Аниш. – У неё и без тебя хватает забот.
        Некоторое время все, кроме Аглаи, молча ели, накладывая в свои блюда кушанья, в изобилии выставленные на столах. Ира проголодалась, а на королевском столе всё было необыкновенно вкусно, поэтому она переела. Когда закончили с обедом, король отставил блюдо, вытер губы салфеткой и вопросительно посмотрел на Райну.
        – Дела в вашей школе идут неважно, – заметив его взгляд, ответила она. – Есть замечания по организации учёбы и квалификации наставников, но главное – это то, что нет нормальных книг по магии, которыми могли бы пользоваться ученики. Мы передадим в школу свои книги для переписи. Нужно набрать переписчиков и оплатить их работу. Есть вопрос, который мы не обсуждали с директором. Ваша школа хорошо прикрыта от магии, но в ней нет защиты от обычного нападения. Стоит перебить учеников – и о школе можно забыть. Мы сами пока не сможем заниматься детьми. У дочери появились мысли о том, как вам помочь с оружием. Но это требует большой подготовки от неё и золота от вас.
        – Золото много, – сказал Аниш. – Вы только предупредите заранее, и казначейство отчеканит столько монет, сколько нужно.
        – Монеты не нужны, – сказала Ира. – Они только привлекут внимание и вызовут лишние вопросы. Лучше, если золото в самородках или в виде песка.
        – Это ещё проще. Мы уже два года не чеканим монеты и всё добытое золото складываем в подвалы. Можете рассказать об этом оружии?
        – Мне трудно объяснить вам его принцип, – ответила Ира. – Представьте арбалет, который стреляет раз за разом, и не требует при этом ни взвода, ни установки болтов. И стреляет очень быстро и с гораздо большей силой. Его болты за тысячу шагов пробьют любую броню. А если из такого оружия стреляют сразу много воинов, то тварям и тем, кто может быстро двигаться, уже не поможет их скорость. Каждый воин сможет убить или ранить десятки врагов.  И научиться им пользоваться очень легко. Для этого не нужно учить человека годы, достаточно нескольких дней.
        – Как такое может быть? – не поверил король.
        – Дело в самих болтах, – объяснила Ира. – В обычном арбалете это просто короткая стрела, которая летит от удара тетивы. В том оружии, о котором я говорю, тетивы нет. Болты очень маленькие, и в полёт их отправляет сила, которая в них же и заключена. Поэтому оружие без этих болтов бесполезно и нужно покупать их в большом количестве. Я вижу, что вы мне не верите. Сделаем так. Я достану немного оружия, и мы его здесь опробуем, чтобы вы смогли посмотреть. Уже потом будем покупать его для армии.
        – И как быстро это можно сделать?
        – Не так быстро, как хотелось бы. Мне никто не продаст оружия в моей стране. Попытаются отобрать золото, а меня запереть под замок. Я там считаюсь ребёнком.
        – А ваши родители могут помочь?
        – Отец умер, матери... тоже нет. Да и не смогли бы они ничем помочь. Дело не только в возрасте, но и в особенностях моей страны. Поэтому нужно обращаться туда, где нетрудно продать золото и приобрести то, что вам нужно. Такая страна есть, но там другой язык, и мне обязательно нужно его выучить, а сделать это можно только дома. Поэтому вначале нужно идти домой учить язык, потом возвращаться за золотом и идти вратами за оружием. Но это не так долго, как может показаться. Со своими теперешними способностями я быстро выучу любой язык, только надо каждый день приходить сюда за усиливающим память отваром.
        – Вам нужны помощники в вашем мире?
        – Пока нет, вот когда пойду за оружием, помощь может понадобиться.
        – И чем вы намерены заняться в первую очередь?
        – Возьму с собой Сантора и схожу в наш замок. Нужно забрать книги для школы и травы для приготовления отвара. А потом подготовлюсь и уйду в свой мир.
        – А как пойдёте, если нет родителей, а вы сами ещё ребёнок? Есть другие родственники?
        – Родственники есть, но к ним нельзя идти. В моей стране для таких, как я, построены специальные дома вроде вашей школы магии. Там детей воспитывают и учат разным наукам, а по достижении совершеннолетия помогают устроиться в жизни.
        – И вас потом оттуда выпустят? – спросил  Аниш.
        – Конечно, нет, – засмеялась Ира. – Я уйду сама, как только выучу язык. Там некому меня остановить.
        – Если у вас, ваше величество, больше нет вопросов и дочь собралась в замок, нам лучше уехать домой, – сказала Райна. – Леди Аглая едет с нами или вы передумали?
        – Едет! – отозвалась шура. – У вас найдётся в конюшне место для моей кобылы?

        – Сантор, ты мне поможешь? – спросила Ира воина, когда он возвращался из конюшни, куда отводил жеребца.
        – Конечно, миледи. А что нужно сделать?
        – Хочу сходить вратами в наш замок и кое-что из него принести. Одна всё не унесу, к тому же не уверена, что в замке сейчас те, кто должен быть, так что твоё присутствие не помешает. И давай договоримся на будущее. На людях можешь называть меня миледи или баронессой, но наедине я для тебя только Рина, а если назовёшь Ирой, будет совсем хорошо. Коротко и мне приятно.
        – Договорились, – кивнул он. – Вы берёте какое-нибудь оружие?
        – Нет смысла, – ответила она. – Там должны быть только рабочие, которые ремонтируют замок, ну и могла прибыть дружина. Раньше что-нибудь взяла бы, сейчас моё оружие в другом.
        – Ну а я, с вашего позволения, захвачу.
        Сантор убежал в дом и быстро вернулся. К мечу на поясе прибавилось несколько кинжалов.
        – Я готов, когда идём?
        – Сейчас. Я открою врата, и ты сразу же иди, а я пойду следом.
        Сантор никогда не ходил вратами, но без колебания вступил в разноцветный вихрь, блеклый в ярком солнечном свете. Ира шагнула за ним и очутилась на грибной поляне, где лежали камни маяка.
        – Нужно обойти замок и зайти с главного входа, – сказала она озиравшемуся воину. – Сразу же посмотрим, кто здесь обитает.
        Обитали только каменщики, которые разбирали остатки обвалившихся стен, очищая и складывая в штабель уцелевшие каменные блоки. Дружины пока не было, а управляющий два дня назад отбыл по каким-то делам в город.
        – Ну и мы не будем задерживаться, – решила Ира. – Сейчас отберу всё необходимое и прямо отсюда вернёмся.
        Она забрала из тайника нужные книги, положила их в сумку и отдала Сантору, а сама взяла необходимые травы, посуду для приготовления отвара и свои вещи, которые не брали в дорогу.
        – Всё принесла, – отчиталась Ира Райне после возвращения. – Эти книги нужно отправить в школу. Я думаю, что это можно поручить Сантору, а вам лучше наварить зелья впрок. Оно прекрасно сохранится под заклятием. Посуду из лаборатории тоже взяла. В замке работают каменщики. Пыль до неба, так что Виктор правильно сделал, что пока не привёл дружину. Нечего им дышать всякой гадостью.
        – Меня сейчас не интересует замок, – сказала Райна. – Когда и как ты думаешь идти к себе?
        – Поужинаю и пойду. Мы всё равно не знаем, какое там время, да это и не важно. В последний раз ходили на Землю ранней весной, а сейчас должно быть лето. В костюме будет нормально. С собой ничего не возьму, всё равно заберут. Приду в районный отдел милиции и изображу потерю памяти. Где была и что делала – ничего не помню.
        – А если они поймут, что ты им врёшь?
        – Это не так-то легко, к тому же я не преступник, а ребёнка не станут так мурыжить, как взрослого. Меня ведь даже гипнозом не пробьют, а я смогу подтолкнуть их к нужному решению.
        – У меня сердце не на месте, – пожаловалась Райна. – Ты уходишь, а я в случае опасности ничем не смогу тебе помочь.
        – Не беспокойтесь, ничего со мной не случится. В крайнем случае сбегу и найду другой способ изучения языка.
        Врата Ира открыла вечером на одной из аллей городского парка культуры и отдыха, где часто гуляла во время запоев матери. Никого из отдыхавших поблизости не было. Несмотря на вечернее время, в костюме было тепло, даже жарко. Значит, сейчас конец июня или уже июль. До закрытия ворот оставалось немало времени, поэтому она не спеша шла к выходу, неосознанно оттягивая тот момент, когда придётся переступить порог родного районного отдела милиции. Немного подумав, Ира решила идти в него. Всё равно привезут сюда, по последнему месту жительства, так зачем доставлять лишнюю работу людям и ждать самой?
        В воротах стоял старик, который почему-то проводил её подозрительным взглядом. На улице было мало людей, значит сегодня будний день, потому что в выходные в хорошую погоду возле парка было многолюдно. Она положила в карман мелкие деньги на автобус, но пять кварталов до отдела прошла пешком и немного постояла перед входной дверью, прежде чем решилась её открыть.

        Николай Маврин читал свежий номер «Роман-газеты», когда в прихожей зазвонил телефон.
        – Коля! – крикнула жена, которая занималась обувью возле аппарата. – Подойди, тебе звонят со службы.
        – Николай? – раздался в трубке голос его начальника. – Нашлась пропавшая Волкова. Пришла в Ленинский райотдел и заявила, что не имеет ни малейшего понятия, где её носило целый год. Сама сытая, одета в стильный брючный костюм, а в кармане только два рубля мелочью. Ты вёл её дело, тебе и карты в руки. Я выслал машину, подъедет минут через десять. Сам определись на месте, что с ней делать. Хотели отправить в детскую комнату, а инспектор свалился с простудой. Умудрился летом подхватить воспаление лёгких, а замены пока нет. И у соседей детская комната сейчас занята. Степанову я позвоню сам. Они тогда ею интересовались в связи с каким-то золотом.
        Через двадцать минут он уже шёл по прокуренному коридору в свой кабинет, куда должны были привести девчонку.
        «Не могла найтись раньше, – с досадой думал Николай об Ирине. – Куда её сейчас пристроить? Не ночевать же ребёнку на стульях».
        Первым делом он открыл форточку немного проветрить кабинет. Сам не курил, но днём к нему то и дело забегали сотрудники с зажжёнными папиросами. Из уважения к некурящему товарищу они вынимали их изо рта и держали в руках, отчего вони было ничуть не меньше. Он давно перестал с этим бороться и старался чаще проветривать прокуренный кабинет, а летом в рабочее время вообще не закрывал форточку. В дверь постучали, и на пороге появилась знакомая по фотографиям личность, в сопровождении старшего сержанта Тагашова.
        «Какие четырнадцать лет!» – подумал он, глядя на вошедшую в кабинет девушку с вполне зрелыми формами.
        Волкова поморщилась от запаха табака и без приглашения села на один из стульев возле его письменного стола.
        – Здравствуйте, – сказала она приятным голосом. – Это вы капитан Маврин? Мне сказали, что вы меня искали. Как видите, я нашлась сама.
        – И где же ты, Ирина, жила целый год? – спросил он.
        – Не знаю. Последнее, что помню, – это тот вечер, когда забрали мать. А потом как очнулась. Стою возле парка и не могу понять, как здесь очутилась и откуда на мне этот костюм. Идти было некуда, поэтому пошла к вам.
        – И не волнует, как ты провела целый год?
        – Интересно, но для чего волноваться? Это вернёт память? По моим ощущениям не произошло ничего плохого. Сможете обо мне что-нибудь узнать – хорошо, а если не сможете, я это как-нибудь переживу. Всё равно для меня отсюда одна дорога – в детский дом. Тётке никто не отдаст и жильё им тоже не увеличат, хотя нашу квартиру государство забрало.
        – Государство дало, государство и забрало, – сказал Николай. – Постарайся вспомнить о своём походе с некой старушкой к одному коллекционеру. Завтра наверняка об этом спросят.
        – Родителям давали квартиру и на меня, – возразила Ира, – а потом забрали. Взамен дадут койку в детском доме. По-вашему, это равноценная замена? Когда меня туда повезут?
        – Сегодня уже поздно, поэтому, твои вопросы будут решать завтра, – он на мгновение замер, а потом неожиданно для себя предложил: – Не хочешь эту ночь провести у меня дома? Сын в пионерлагере, так что тебя есть куда положить.
        – Спасибо, – поблагодарила она. – Это лучше, чем ночевать у вас в отделе. Всё прокурено, а я не переношу табачной вони. А по поводу старушки... Вроде что-то такое было, но не вспоминается.
        Дежуривший сегодня старший лейтенант Аджамян поначалу заартачился, когда Николай сообщил ему, что до утра забирает девочку с собой, но потом почему-то поменял мнение.
        – Ладно, забирай, но под твою ответственность.
        – Ясное дело, что под мою. Послушай, Гарик, будь другом, подкиньте до дома, а то мне с девочкой добираться не меньше часа.
        – У крыльца должен стоять Семёныч. Скажи ему, что я в курсе. Только не задерживай машину.
        Машина – это не общественный транспорт, поэтому уже через десять минут Николай вошёл со своей подопечной в прихожую, где их встретила предупреждённая по телефону жена.
        – Возьми тапочки, – сказала она девочке, – и проходи в комнату. Поешь?
        – Нет, спасибо, – ответила Ира. – Я и раньше не хотела, а в отделе угостили чаем с печеньем.
        – Вижу, что ты устала, – сказала Галина. – Я постелила тебе в комнате сына. Если захочешь искупаться, скажи, и я включу колонку. Тебе что-нибудь нужно?
        – Нет, спасибо, я действительно устала и хочу спать.
        – Откуда она такая взялась? – часом позже спросила жена, когда они уже лежали в постели. – Сколько, ты говоришь, ей лет?
        – Она пропала год назад в возрасте тринадцати лет. Мать осудили за пьяную драку, в результате которой она зарезала мужа. Там были какие-то смягчающие обстоятельства, но она получила приличный срок. А Иру с того вечера видели только один раз. Она пришла к знакомому коллекционеру и продала ему горсть золотых монет. Теперь припоминаю, что монеты были какие-то необычные. В них вцепились учёные, а нас посетили ребята из Комитета. Но ни самой Иры, ни той старушки, с которой она приходила к коллекционеру, найти не удалось. А теперь она пришла сама и утверждает, что не помнит, где была и что делала.
        – Что-то с ней не так, Коля, – сказала Галина. – Я могу отдать голову на отсечение, что эта девушка заткнёт за пояс многих моих гимнасток. Ты видел её плечи? А как она ходит, какая пластика! И где ты видел девчонок её возраста с таким бюстом?
        – Приходилось.
        – Ага, небось, деревенские из тех, кого можно использовать вместо трактора. Да, такие ещё встречаются, но она-то городской ребёнок. И кость у неё тонкая. Откуда тогда такие мышцы за какой-то год? И ещё, ты заметил, как она держится?
        – Равнодушно она держится. Похоже, что ей всё по фиг.
        – А я думаю, что это не равнодушие, а непробиваемая уверенность в себе. Мне кажется, что она вам врёт. Всё она знает: и где была, и что делала.
        – И что дальше? Как предлагаешь тянуть из неё эти знания? Клещами? Кроме тех монет за ней ничего нет, да и там покупатель говорил, что монеты продавала старушка, а Ира только её привела. Как на неё давить? Родителей нет, зацепить её совершенно нечем. Она мне сегодня так и сказала, что ей безразлично, что мы накопаем, поскольку финалом в любом случае станет детский дом. И ещё она обижена на государство за отобранную квартиру. Высказалась, что в счёт её части жилплощади могли бы дать тётке квартиру побольше, и она тогда жила бы у родственников, а не...
        – На наше государство обижаться глупо, хотя по-человечески можно понять. Как тебе пришла в голову мысль притащить её домой?
        – Я долго занимался её поисками, – неуверенно начал оправдываться Николай. – Вроде не посторонний человек. А провести ночь в отделе на стульях...
        Оба замолчали, словно к чему-то прислушиваясь, а потом сразу заснули. Утром никто из них не вспомнил об этом разговоре, а после завтрака Николай повёз свою подопечную в отдел. Не успел он подняться с Ирой в кабинет, как был перехвачен капитаном Степановым из КГБ. Этот офицер работал от Комитета по делу о непонятном золоте.
        – Что же это вы, Николай Васильевич, самовольничаете, – недовольно сказал он. – Ладно, с вами пусть разбирается ваше начальство, а девочку мы забираем с собой. Материалы для закрытия дела о пропаже будут вам переданы позже. Идёмте, Ирина.

     Главы 13-14   http://www.proza.ru/2017/05/23/362