Возвращение-Ч1-Глава 3-4

Геннадий Ищенко
                Глава 3


        До чего же у человека гибкая психика! Два дня назад я разваливался на ходу и был готов к тому, что любой день может стать последним. Потом была случайная встреча, ставшая подарком судьбы, и вторая жизнь, вернувшая мир детства. Вчера я чуть не упал в обморок при виде воскресшего отца, а сегодня общаюсь с семьёй без прежнего волнения. Радость никуда не делась, но она уже не захлёстывает с головой и не мешает соображать. И понемногу кое-что начало вспоминаться. Видимо, слияние произошло не сразу. Утром испытал досаду из-за того, что вчера выбросил рефлектор от прожектора, который был нужен для зеркального телескопа. Чувства и мысли были не мои, потому что я прекрасно знал, что из этой затеи ничего не получится. В детстве я отличался неумеренной фантазией и с десяти лет читал только фантастику и исторические романы. Я не был глуп, просто витал в облаках, из-за чего часто недодумывал свои действия и совершал поступки, которых потом стыдился. Девчонки в классе были рассудительнее мальчишек, по крайней мере, самые умные, поэтому наши умницы не проявляли большого интереса к сверстникам. Мы были им так же неинтересны, как они сами не интересовали старших ребят, на которых кое-кто засматривался. Я поставил перед собой задачу изменить историю, но не собирался жить только этим. Всё, что я наметил, должно было не только помочь выполнить планы, в первую очередь я делал это для себя.
        Утром проснулся в девятом часу, поэтому отец уже был на службе. Сказав маме, что уйду за грибами, быстро позавтракал яичницей, надел не самую лучшую одежду, обул резиновые сапоги и с корзинкой вышел на улицу. Было только двадцать минут десятого, но я решил выйти раньше и подождать девочек возле КПП. Когда подошёл к воротам части, возле них с лукошками уже стояли девчонки, да не только Ира с Аллой, но и Люся Черзарова.
        – Здравствуйте! – поздоровался я. – У нас пополнение?
        – А ты против? – спросила Люся. – Я могу уйти.
        – Я отдам свои грибы, только не уходи! Девочек я вчера видел, а по тебе соскучился.
        – Вот видишь! – сказала Ира. – А ты не верила!
        – Действительно, – согласилась Люся. – Интересно, что должно было произойти, чтобы ты так изменился?
        – Может, он ударился головой? – предположила Алла.
        – От удара по голове не становятся умней, – засмеялся я. – Вы пришли обсуждать меня или за грибами? Давайте поговорим по дороге. Или вы ждёте кого-то ещё?
        Девочки никого не ждали, поэтому я повёл их туда, где обычно собирал подосиновики, а чтобы отвлечь разговор от своей персоны, стал вспоминать и рассказывать анекдоты, выбирая из своего огромного запаса те, в которых не было пошлятины.
        – Ну тебя! – сказала Алла, когда мы пришли на место. – Никогда столько не смеялась. Даже живот разболелся, как теперь наклоняться? И где только всё это отыскал?
        – Знаешь ещё что-нибудь смешное? – спросила Ира.
        – Навалом! Только как же грибы? Я не буду за вас их искать. Давайте закончим с грибами, а на обратном пути я вас посмешу.
        Я хорошо знал, где было много грибов, поэтому быстро набрал своё лукошко и принялся помогать девочкам.
        – Никогда не ходила в это место, – сказала Люся. – Не жалеешь, что показал?
        – Мне в радость сделать вам приятно! – отозвался я. – Что такое грибы? К тому же вы девушки.
        – Ну и что? – спросила Алла.
        – Слышала, что я вчера говорил о девичьей памяти? В ней ничего не задерживается, поэтому до следующего сезона вы забудете сюда дорогу!
        – Завтра должна приехать Лена, – сказала Люся, – ты и перед ней станешь распускать хвост? Учти, что ей это не нужно.
        – Во-первых, я ни перед кем из вас не распускал хвост! – обиделся я. – Не думал, что ты скажешь такое. Я считал тебя самой умной в классе, видимо, ошибся.
        – А во-вторых? – спросила она.
        – А во-вторых, я знаю, что ей нравится мальчишка из восьмого класса, – поведал я то, что узнал, когда учился на класс старше. – Только ведь мы с ней в одинаковом положении. Как поётся в песне: «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает!»
        – Он ещё и поёт! – сказала Алла. – Рехнуться можно! А песня откуда? Никогда такой не слышала.
        – Пойдёмте, я вас провожу, – сказал я девочкам, не отвечая на вопрос.
        Не было сказано ничего такого, чего я не знал, но слова Люси испортили настроение. Если я не преувеличил её ум, значит, нужно делать выводы и вести себя более сдержанно.
        – Ты обещал ещё что-нибудь рассказать, – напомнила Ира, когда шли обратно.
        – Извини, надоело изображать клоуна.
        – Прости! – сказала Люся. – Я не хотела тебя обидеть.
        – Ты ещё пойдёшь за грибами? – спросила Алла.
        – Нет, – ответил я. – До школы осталась неделя, а у меня дома уйма дел. Да и не будет больше много грибов, если не пройдут дожди.
        Дальше до бетонки шли молча.
        – Ты всё-таки обиделся, – сказала Люся, когда я с ними прощался. – Жаль. Спасибо за сегодняшний день.
        Я ничего не ответил и поспешил вернуться домой и отдать маме грибы.
        – Заходила в магазин, – сказала она, забрав у меня корзинку. – Привезли твои любимые конфеты, так я взяла полкило. «Кавказские».
        – Спасибо! – поблагодарил я. – Но я хочу просто попить чай.
        Как только услышал название, сразу вспомнил эти понравившиеся мне шоколадные конфеты, которые продавались без обёрток и стоили дешевле других. Со сладостями нужно было заканчивать, пока только один запломбированный зуб. К сорока пяти не осталось ни одного целого. Надо будет взять в школе мел, и понемногу употреблять в пищу. Можно ещё толочь яичную скорлупу, но с мелом проще.
        – Мам, я решил заняться спортом. Куда это годиться, когда нет мышц! Вы не против?
        – Как мы можем быть против? – удивилась она. – Наоборот, я буду рада. Если для этого что-нибудь нужно, скажи, и мы постараемся купить.
        – Пока ничего не нужно, – ответил я. – Только, мам, я займусь ещё гимнастикой йоги. Вычитал о ней в журналах. Эта индийская гимнастика развивает тело лучше нашей. И ещё мне придётся по утрам раньше вставать и бегать. Но я постараюсь выходить тихо, чтобы вас не будить.
        – Что с тобой случилось? – требовательно спросила мама. – Я должна знать! Ты и вчера был не такой, как обычно, и сегодня тоже! В чём причина?
        – Прочёл одну книгу и решил, что хватит валять дурака. Надоело быть слабым. Хотел спросить, мы куда-нибудь поедем в следующий отпуск или опять просидим здесь?
        – За пианино расплатились, так что деньги будут, – сказала она. – Наверное, съездим на Украину, а потом к моим родителям. Ещё навестим родственников в Таганроге. Хоть и не Чёрное, но море.
        – Можно поехать через Москву, – предложил я. – Я был в ней только в шесть лет и почти ничего не помню. Остановимся на два дня у твоей подруги, как тогда.
        – Не знаю, – заколебалась мама. – Нужно посоветоваться с отцом.
        – Ну мама! Я обещаю закончить год на одни пятёрки!
        – Если случится такое чудо, можешь требовать что хочешь! – засмеялась она. – На одни пятёрки, Геник, вряд ли получится. У тебя в шестом классе тройки по четырем предметам, а пятёрки только по трём. С троек не прыгают на пятёрки, не бывает таких чудес! Но не буду тебя расхолаживать, пробуй, если есть желание.
        Я попросил у матери для занятий старое шерстяное одеяло и ушёл в свою комнату. Разостлав его на полу, разделся до трусов и приступил к занятиям. Решил делать тот же комплекс упражнений, который делал в сорок лет. Прежде всего разогрел мышцы и суставы, похлопывая их ладонями и растирая, а потом пришёл черёд восьми асан. Это были перевёрнутые позы и те, которые обеспечивали гибкость позвоночника. Заодно они действовали на печень и брюшной пресс и укрепляли мышцы рук и ног. Получилось выполнить только половину асан, да и то держал их очень недолго. Последним был комплекс из шести упражнений на развитие мышц, куда входили и отжимания. Медитация не сочеталась с нагрузками, поэтому была отложена на утро. В девяностые годы в Ростове-на-Дону были открыты курсы  трансцендентальной медитации, которые я закончил и получил свою мантру от гуру Агравала. Учителя приезжали из разных стран, у меня был индус. Я не дотянул до летающих йогов, но на собственном опыте убедился в эффективности медитаций. Пока это было всё, что запланировал. Вот когда приведу тело в порядок, включу в занятия несколько боевых приёмов из книги, которая в упрощённой форме предлагала выжимку из восточных единоборств применительно к уличной драке. Технику нанесения ударов и блоки я помнил, простые связки – тоже. Вряд ли это понадобится в таком возрасте, но кто знает? Я не собирался тратить годы на изучение карате или ушу, да и не было такой возможности, но считал, что будет очень неплохо, если хватит сил и сноровки врезать кому-нибудь или отбить удар. При хорошо разработанных связках и накачанных мышцах даже ребёнок может вырубить взрослого, а то и двух, особенно если от него этого не ждут, а противники не обучены бою. Я старался не переусердствовать, но знал, что завтра тело будет болеть. Наверное, медитации пока придётся отложить, возможно, придётся повременить и с бегом. Вроде делал всего по чуть-чуть, а набралось на полтора часа. Для такого тела, как моё, это было много. Отец задерживался, а сестра к кому-то ушла, поэтому обедать сел с мамой, съев к её удовольствию и первое, и второе. После этого взял свои деньги и пошёл в небольшой магазин, который торговал книгами и канцтоварами. Находился он в «рабочем городке» на полпути от школы до дома Алфёровой, поэтому опять оделся прилично. В школьном дворе было безлюдно, и до магазина не встретил никто из знакомых. Перерыв уже закончился, поэтому я купил тетрадку и вернулся домой. С работой по плану решил повременить. Родители и так будут сейчас следить за моими чудачествами, а если к ним добавится заполнение неизвестно чем общих тетрадей... Пусть лучше привыкают ко всему постепенно.
        Вечером в первый раз занялся медитацией, а утром всё пришлось отложить, потому что мышцы болели и умоляли их не трогать. Постанывая, всё-таки сделал лёгкий массаж, но за занятия взялся только вечером. Три следующих дня прошли одинаково. Я старался как можно больше заниматься своим телом, уже притерпевшись к боли, ненадолго выходил по утрам на прогулки, а остальное время сидел у телевизора или пропадал в библиотеке Дома офицеров. Читал там не книги, а газеты «Известия» за этот год. На четвёртый день ко мне зашёл Игорь Кулешов.
        – Проходи Игорёк, – пригласила открывшая дверь мама. – Гена в своей комнате.
        – Я уже здесь, – сказал я, заходя в коридор. – Привет! Пошли на улицу.
        – Ты что наболтал девчонкам про свою любовь? – спросил он, когда мы ушли за дом и сели на лавку возле забора.
        – От кого ты это слышал?
        – Ходил в городок и встретил Светку Зимину.
        – Всё ясно: испорченный телефон. Не понял? Я вообще летом не видел Светку. Болтушки.
        – Четыре дня до школы, а из ребят никого нет! – пожаловался он. – Скука! Не хочешь поиграть в футбол?
        – Хочу, но не могу, – соврал я. – Потянул ногу.
        Тело продолжало болеть, хоть уже меньше, и не хотелось гонять мяч с Игорем, который был выше и сильнее меня. Я развеселил его, рассказав несколько анекдотов, потом сослался на больную ногу и ушёл домой.
        – Что так быстро? – спросила мама. – Раньше трудно было загнать домой, а теперь не вылезаешь из своей комнаты.
        – Давай сыграю на пианино одним пальцем? – предложил я.
        – Одним пальцем может и твой отец, – засмеялась она. – Собачий вальс. А у тебя что?
        – Не знаю, – соврал я. – Нашёл ноты и разучил
        Я сыграл маме одну из разученных мелодий. Ей понравилось, а я был разочарован. На моём электронном инструменте звучало красивее.
        – Плохо, что нет гитары, – пожаловался я. – Можно было бы научиться играть. А то стоит этот гроб и зря занимает столько места.
        – Мы его продадим, – сказала мама. – Уже есть покупатель. Жаль, но кто же знал, что Таня не захочет заниматься дальше?
        – Она с самого начала не сильно хотела, – возразил я. – Это было больше ваше желание. А теперь наверняка продадим за меньшую цену.
        Мама пошла к зазвонившему телефону, а я вернулся в свою комнату.
        Я всё-таки начал работу с тетрадкой, используя для этого время, когда дома никого не было, и сразу возникли сложности. Что-то помнил очень хорошо, но многое вспоминалось хуже. Было желание изложить все значимые события следующих семидесяти лет, а уже потом писать об открытиях и технологиях. Были и мысли о том, как и кому передать мои тетрадки, чтобы они попали куда нужно, а не отправились в мусор. В самом начале пояснил, что если дата поставлена со знаком вопроса, то это значит, что она может немного отличаться от написанной. Сначала работа шла тяжело, потом я втянулся и стало легче. Скоро с непривычки от писанины начали болеть пальцы.
        Я занимался телом только неделю, но уже мог десять раз отжаться и недолго выполнять все асаны. Во время моих занятий отец был на службе, а мама интересовалась ими меньше, чем я думал, хоть и похвасталась подругам, что сын занялся спортом. В понедельник, за день до школы, я был в квартире один. Не знаю, к кому из подруг убежала сестра, а мама ушла в магазин за продуктами. Только хотел воспользоваться её уходом и немного пописать, как затарахтел дверной звонок. Я открыл дверь и увидел Черзарову.
        – Разрешишь войти? – спросила она. – Или ты теперь не пустишь меня на порог?
        – Входи, – посторонился я, давая ей пройти. – Могла бы и позвонить. Ты начистила пёрышки, а я в старом трико.
        – Какие пёрышки? – не поняла она. – О чём ты?
        – Разувайся и проходи в большую комнату. К себе не приглашаю, там сейчас... неважно. А пёрышки... Так говорят о женщине, которая привела себя в порядок и приоделась. Садись на тахту и излагай.
        – Что излагать? – растерялась она.
        – Ты же пришла не просто так, посмотреть на моё потёртое трико? Наверное, была причина? Вот эту причину и излагай.
        – Не веришь, что я пришла просто так? Если для тебя это так важно, переоденься, я могу подождать.
        – Зачем? – пожал я плечами. – Ты уже на меня насмотрелась, можешь смотреть дальше. Хорошая одежда не делает нас лучше, просто любому не хочется выглядеть хуже, чем он есть на самом деле. Я в этом не исключение.
        – Что с тобой случилось? – требовательно спросила она. – Такие слова мог сказать мой отец, но только не ты!
        – Только не я? – я посмотрел ей в глаза, заставив смутиться. – Я знаю, что вы не считаете меня умным мальчишкой, и у вас были основания так думать. Только с какой стати я должен перед тобой отчитываться? Ты тоже открываешь всем душу по первому требованию? Теперь понятно, что тебя сюда привело. Стало страшно любопытно, что же случилось с этим глуповатым фантазёром, если он вдруг так поумнел? Не скажешь, для чего захотела раскрыть мне глаза в отношении своей подруги? Ты слишком умная, чтобы что-то делать просто так.
        – А если скажу, что хочу с тобой дружить? Неужели из-за Ленки скажешь уйти?
        – Давай я пока не отвечу. Извини, но мне нужно подумать. Увидимся завтра в школе.
        – Не хочешь сидеть за моей партой? – спросила она, встав с тахты. – Я поговорю с Любой, и она пересядет.
        – Не будем спешить, – сказал я, провожая её к двери. – Завтра даже не будет уроков. Поговорим об этом позже.
        Она ушла, а я сел и задумался. Прожитая жизнь не меняла того факта, что сейчас я был подростком и ещё долго им останусь. В жизни каждого мальчишки приходит время, когда у него возникает потребность в любви. Иногда такая любовь вспыхивает сама, чаще он начинает рассматривать окружающих лиц противоположного пола и подходящего возраста, выбирая себе объект для обожания. Понятно, что из доступного множества стараются выбрать самое лучшее, руководствуясь своими представлениями об идеале. А потом этот объект начинают робко обожать на расстоянии или обхаживать, если хватает смелости. Всё в полном соответствие с песней, в которой поётся, что я его слепила из того, что было, а потом влюбилась в результат. Такая и у меня была любовь к Ленке. Когда наша семья уехала из городка, я написал письмо, в котором признался в любви, и мы недолго переписывались. Потом я поумнел, перестал писать и выбросил письма, о чём пожалел, когда поумнел ещё больше. Я был, пожалуй, самым симпатичным мальчишкой в классе. Если бы не мои выходки, мог заинтересовать многих девчонок. А тут Люся одной из первых увидела совсем другого человека. Может, она и о подруге сказала, чтобы освободить для себя место? А почему бы и нет? Буду спасать мир, а по совместительству жить полноценной жизнью советского подростка. В каждом возрасте есть свои радости. У меня в прошлой жизни не было дружбы с девчонкой, и было интересно заполнить этот пробел. А с кем его заполнять, ещё посмотрю. Бедные они будут, когда обрасту мышцами.
        Я знал, что друзья-приятели уже вернулись и сейчас, пользуясь хорошей погодой, проводят последний день свободы на улице. Сходить, что ли, и мне?
        – Что ты засел дома? – спросила вошедшая в квартиру мама. – За домом ребята играют в футбол, а ты со своими занятиями совсем не выходишь на улицу.
        – Каждый день гуляю, – возразил я, – и уже два дня бегаю по утрам. А с ними я ещё пообщаюсь. Завтра у нас только торжественная линейка, так что будет время поболтать.
        – Мне показалось или у тебя действительно увеличились мышцы? – спросила она, глядя на мои руки.
        – Показалось. Мышцы только укрепляются. Я очень осторожно увеличиваю нагрузки.
        – Я приготовила одежду на завтра, а туфли начистишь сам, – сказала мама. – Галстук купили новый. Будешь обедать? Тогда я почитаю. Скажешь, когда захочешь есть.
        Гонять мяч не хотелось, поэтому время до обеда провёл с тетрадкой, пользуясь тем, что мать читает любимые детективы. Вечером по телевизору показали фильм «Два бойца», который посмотрели всей семьёй.
        – Закончилось ваше безделье! – сказал отец, когда выключили телевизор. – Кто-то обещал стать отличником. Не передумал?
        – Если поедем через Москву, у меня в дневнике не будет ни одной итоговой четвёрки! – поклялся я.
        – Одни тройки, – поддела сестра. – Отличниками не становятся по желанию! Знаешь, сколько у тебя пробелов в знаниях?
        – А ещё было бы неплохо купить гитару, – продолжил я, не обращая на неё внимания. – За пианино дадут пятьсот рублей?
        – Если бы, – вздохнула мама. – Разговор шёл о четырёхстах, за пятьсот мы сами его покупали. А гитара, наверное, стоит рублей сто. И кому на ней играть?
        – Я попробовал бы, – сказал я. – На пианино научился, почему не научиться на гитаре?
        – Ты научился на пианино? – удивилась Таня. – Покажи!
        Решив, что ради гитары стоит рискнуть, я сел за инструмент и сыграл им свою коронную песню, естественно, не напевая слов. Получилось здорово.
        – Может, не стоит продавать пианино? – задумался отец.
        – Когда только успел разучить! – удивилась сестра. – Ни разу не видела тебя за пианино.
        – А как ты могла видеть, если целыми днями не бываешь дома? – сказал я ей и повернулся к отцу. – Пианино нужно продавать. Тебя скоро демобилизуют, и придётся ехать к родителям мамы и жить у них до получения квартиры. И куда девать этот гроб? В подвал? А на гитаре можно играть, и она не занимает много места. И у нас останется триста рублей на телевизор. Всё равно не возьмём твой комбайн, продашь здесь кому-нибудь по дешёвке.
        – И в кого ты такой умный? – спросил отец, внимательно глядя на меня. – Ладно, инструмент продадим, а там посмотрим, как ты станешь выбиваться в отличники. Если исправишь тройки, купим гитару.
        Завтра нужно было прийти в школу к девяти часам, поэтому пришлось воспользоваться будильником. Утром провёл медитацию и пробежал по бетонке туда и обратно до поворота к рабочему городку. Когда вернулся, сестра уже встала, а отец собирался идти на службу. Я быстро почистил зубы порошком, к которому пока не успел привыкнуть, вторично умылся и пошёл на кухню завтракать. При сборе в школу возникла проблема: я забыл, как завязывается пионерский галстук.
        – Мам, завяжи! – попросил я мать. – У тебя лучше получается.
         Я отправился на линейку в белой рубашке и чёрных брюках и ещё надел коричневую вельветовую куртку, потому что с утра было прохладно.
        Возле школы собралась празднично одетая толпа учеников и преподавателей. Матери пришли только у первоклассников. Все ребята были в куртках и пиджаках, а девчонки мёрзли в своих коротких платьицах с белыми фартуками и мечтали, чтобы всё побыстрей закончилось. В нашем классе было восемнадцать девочек и десять ребят. Восемь учеников приходили из посёлка возле станции, туда же они спешили после занятий, поэтому с ними общались только на переменах. Я прошёл между двумя старшими классами и влился в родной коллектив с тыла. Моё появление совпало с началом поздравительной речи директора. Он говорил недолго, поздравил с началом учебного года и отдал колокольчик одной из первоклашек. Девочка обежала строй классов, и на этом линейку закончили, после чего ученики организованно пошли по своим классным комнатам. Теперь я мог хорошо всех рассмотреть, а по пути ещё и поболтал кое с кем из ребят. Моя парта была первой в ряду со стороны входных дверей. За ней на своём месте уже сидела Лена, при виде которой у меня на мгновение замерло сердце. Слишком долго я убеждал себя в этой любви и много лет о ней помнил, чтобы сразу выбросить из сердца. Для других в её внешности не было ничего особенного, только не для меня. Вот ведь прожил жизнь и всему на свете знаю цену, а при виде этой девчонки не могу оставаться спокойным. Или это эмоции мальчишки? Так я уже не чувствовал его отдельно от себя.
        – Здравствуй! – сказал я Лене, сел на своё место и положил пустой портфель в парту. – Как отдохнула?
        Её немаленькие глаза стали ещё больше.
        – Здравствуй, – отозвалась она. – Хорошо отдохнула. «Артек» – это здорово! А что с тобой случилось? Девочки разное говорили...
        Разговор прервало появление нашей классной. Ирина Михайловна была очень славной женщиной лет сорока и вела у нас русский язык, литературу, английский и пение.
        – Здравствуйте, – поздоровалась она с классом. – Поздравляю вас с началом учебного года.
        Мы дружно встали со своих мест и нестройно поздоровались.
        – Садитесь! – сказала классная и сама села за свой стол. – Сегодня уроков не будет. Тем, чьи родители сдавали деньги на учебники, нужно их получить в библиотеке. Потом перепишите расписание занятий, которое вывешено на доске объявлений. Вы стали на год старше, и я надеюсь, что у некоторых из вас изменится отношение к учёбе. Обидно видеть, что способные ученики учатся спустя рукава.
        Говоря это, Ирина Михайловна смотрела на меня, и я не выдержал и сказал ей спасибо. Она так удивилась, что забыла сделать мне замечание.
        – И за что же мне спасибо? Встань, Ищенко!
        – За поздравление, хорошие пожелания и высокую оценку моих способностей, – ответил я. – Торжественно обещаю полностью их использовать!
        – Хорошо, – сказала она, быстро справившись с удивлением. – Я запомню твоё обещание. Можете идти, а завтра жду вас на занятия.


                Глава 4


        Наш класс отпустили первым, поэтому очередь в библиотеку была небольшая и продвигалась на глазах. Библиотекарь быстро сверялась со списком и выдавала очереднику учебники для седьмого класса. Я получил свои и уложил их в портфель. Потом взял из него карандаш с блокнотом и подошёл к доске объявлений, возле которой уже толпились одноклассники.
        – Ну ты и выдал! – сказал стоявший здесь же Сашка. – Ирина Михайловна припомнит тебе эти слова, когда начнёшь хватать тройки!
        – А что хорошего в тройках? – отозвался я, очень натурально изобразив удивление. – Или ты, Сашок, против того, чтобы в классе появился ещё один отличник?
        Те, кто уже получил учебники, заинтересовались разговором и подошли к нам.
        – Это ты о себе? – не поверил услышанному Широчин. – Шутишь, да?
        – Какие шутки? Просто надоело валять дурака. Трудно, что ли, учиться на одни пятёрки? Да раз плюнуть!
        – Ну и плюнь, – предложил он, – а мы посмотрим! Давай поспорим на пять рублей, что ты в этом году не будешь отличником?
        – На деньги не спорю, – отказался я. – И не потому, что боюсь проиграть и нечем будет отдавать долг, просто паршивое это дело – спорить или играть на деньги. Давай поспорим на сто щелбанов, а ты начинай готовить лоб.
        – Сам свой готовь! – рассердился Сашка. – Я могу поспорить и на тысячу щелбанов!
        – На тысячу не буду. На фига мне такое счастье? Ты окочуришься, а мне отвечать? Да я отобью о твой лоб пальцы!
        Все рассмеялись.
        – На сто, так на сто! – он схватил мою руку. – Разбивайте!
        К нам подошла Лена с полным портфелем учебников.
        – Правду говорят, что ты пел девчонкам, когда вместе собирали грибы? – спросила она.
        – Истинную. Арию Фигаро. Не слышала? Только её обычно поют на итальянском, а я исполнил им на русском. Примерно вот так! Мальчик резвый кудрявый, влюблённый Адонис, женской лаской прельщённый, не довольно ль вертеться, кружиться, не пора ли мужчиною быть!
        Спел хуже Муслима Магомаева, но, в отличие от его исполнения, мои слова поняли все.
        – Неужели не понравилось? – спросил я смотревших на меня во все глаза одноклассников. – Это потому, что не было музыкального сопровождения. Ладно, пропустите к доске, а то сами не пишите и другим не даёте.
     – Я на твоём месте на всякий случай потренировал бы лоб, – сказал Сергей Кулаков Широчину. – Если каждый день биться им об стенку...
        – Это хорошо, что вы такие весёлые, – прервал общий смех вышедший из учительской директор. – Только здесь всё нужно освобождать. Сейчас выйдет восьмой класс, а вы до сих пор не закончили!
        После его слов те, кто ещё не переписал расписание уроков, бросились это делать, а остальные потянулись к выходу.
        – Не поможешь донести портфель? – спросила у меня Лена.
        – Подожди минуту, – сказал я ей и подошёл к Кулакову, с которым дружил: – Сергей, захвати портфель, а я помогу девчонкам.
        – Могу отнести в вашу квартиру, – предложил он. – Мне это проще, чем тебе к нам мотаться.
        – Теперь я свободен, – сказал я Лене, рядом с которой уже стояла и Люся. – Давайте ваши портфели, для вас они тяжеловаты. Саш, помог бы Свете, пока она не надорвалась.
        Света Зимина – самая маленькая из девчонок нашего класса – благодарно улыбнулась и с готовностью протянула Широчину портфель. Так впятером и пошли, потому что Сашка и девчонки жили в соседних домах.
        – Что с тобой случилось? – спросила меня Лена, когда вышли за калитку школьной ограды.
        – В последнее время мне многие задают этот вопрос, – улыбнулся я. – Мало того, скажу по секрету, что я сам себе его задаю! Наверное, виноват переломный возраст!
        – Тебе нужно смешить людей со сцены вместо Мирова и Новицкого, – сказала Света.
        – Можно и рассмешить, – согласился я. – Пока идём, расскажу несколько анекдотов. Правда, Люсе не понравилось моё выступление, но она слишком серьёзная девушка.
        – Пусть заткнёт уши, – посоветовал Сашка. – Руки ты ей освободил. Трави свои анекдоты, а то скоро придём.
        Шли действительно недолго, но я успел рассказать три анекдота. Сашка так ржал, что едва не растерял портфели. Лена со Светой тоже смеялись от души. Я глянул на идущую слева Люсю и поразился: в глазах у девчонки стояли слёзы. Кажется, я немного перестарался.
        Когда дошли, Сашка со Светой свернули к своему дому, а мы пошли к следующему. У крайнего подъезда я отдал Лене её портфель.
        – Держи, а я донесу Люсе портфель до подъезда.
        – Спасибо! – поблагодарила Лена. – Чем думаешь заняться?
        – Понравились анекдоты? – спросил я. – Увы, у меня сегодня много дел. Может, освобожусь к вечеру.
        – Если хочешь, приходи в наш двор, – предложила она. – Люся тоже будет.
        – Обещай за себя! – сказала Люся дрогнувшим голосом. – Отдай портфель, и я уйду, а вы болтайте!
        – Пока, – сказал я одной девчонке и повернулся к другой: – Я обещал довести тебя до подъезда, а обещания нужно выполнять.
        Когда зашли в подъезд, я поднялся с портфелем на второй этаж и поставил его у дверей квартиры Черзаровых.
        – Люся, подожди минуту. Не все шутки бывают удачные. Я не понял, чем тебя так обидел, но всё равно извини.
        – Ну и дурак! – она трясущейся рукой вставила ключ в замок, открыла квартиру и взяла с пола портфель. – Иди к своей Ленке!
        Перед моим носом с хлопком закрылась дверь. Я постоял, думая, постучать или нет, и стал спускаться вниз. В подъезде столкнулся с Леной.
        – Почему ты задержался? – спросила она, заглядывая на лестничную площадку второго этажа. – Что-то случилось?
        – Ничего не случилось, – хмуро ответил я. – Только не стоит тебе сейчас идти к Люсе. Если пойдёшь – поссоритесь.
        – Из-за тебя? – догадалась она. – Очень надо! Слишком ты о себе высокого мнения!
        – Моё дело – предупредить, – сказал я и прошёл мимо неё к выходу из подъезда.
        Настроение было испорчено, и опять из-за Люси. От кого не ожидал слёз, да ещё из-за меня, так это от неё! Она была не только самой умной, но и самой выдержанной из наших девочек. Не помню, чтобы Люся хоть раз с кем-то скандалила или даже просто повышала голос. Год назад, когда мы в начале лета посмотрели фильм «Три мушкетёра» и под впечатлением от увиденного стали играть в его героев, Люсю единогласно окрестили королевой. Конечно, она не знала, ради кого мы обламываем друг о друга самодельные шпаги. А теперь... Получил, называется, полноценную жизнь. Я не нужен мечте моего детства, а та девчонка, которая не очень интересна мне, льёт из-за меня слёзы. И я, вроде бы взрослый человек, не могу относиться к этому спокойно!
        Сестра была дома и помогала матери готовить обед. Редкое явление, достойное того, чтобы быть записанным в книгу рекордов Гиннесса, если она уже есть.
        – Сергей принёс портфель, – сказала мама с кухни. – А ты, оказывается, дорос до того, что носишь девочкам портфели. Непонятно только, почему сразу двум.
        – Он решил наверстать упущенное! – фыркнула Танька. – Нагрузили, как ишака! Удостоился хоть поцелуя в щёчку?
        – В щёчку я буду целовать тебя в день рождения, – буркнул я, после чего ушёл к себе и больше не слышал, о чём они говорили.
        В комнате переоделся в трико, а потом достал тетрадку. Чтобы успокоиться и лучше вспомнить семьдесят третий год, пришлось заняться медитацией. Как всегда при первых же повторениях мантры, волной накатило расслабление, взвинченность сменилась безразличием и лень стало даже шевельнуть пальцем. Длилось это немного меньше обычного – минут десять, но мне хватило. Работал всё время, пока женщины возились на кухне. Событий было много, тем более что писал не только о самых важных, а обо всех, которые получилось вспомнить. Закончив с августом, спрятал тетрадь за одёжный шкаф и стал решать, идти сегодня вечером гулять или нет. Конечно, нельзя принять предложение Ленки, особенно после того, что она мне сказала, но были и другие варианты. Ей будет полезно узнать, что я провёл время в другой компании. Вечер будет тёплым, а по друзьям соскучился не один я, поэтому гулять будут многие.
        Когда пообедали, отец зашёл в мою комнату.
       – Возьми! – сказал он и положил на письменный стол громкоговоритель для карманных приёмников. – Я принесу транзистор для выходного каскада, а трансформатор намотают мои парни. Переделаешь свою «мыльницу» с наушника в нормальный приёмник.
        Я похолодел, потому что эта «мыльница» была выброшена из стола вместе с остальным хламом. И как сказать об этом отцу?
        Я давно увлекался радиотехникой. Отец вечерами просиживал над своими самоделками, собранными на алюминиевых шасси навесным монтажом, а я наблюдал за его работой, слушал доносившиеся из динамика завывания и его ругань и вдыхал запах канифоли. Когда на маленьком экране кинескопа первого отцова телевизора замелькали смутные изображения, для нас с сестрой это было чудом. Помню, показывали балет Чайковского «Лебединое озеро», и мы широко открытыми глазами смотрели в негативном изображении танец маленьких лебедей. Отцу нужно было делать настройку, а мы упрашивали не трогать телевизор. Нам и так было здорово! Когда я учился во втором классе, в отсутствие отца включил паяльник, достал его радиодетали и кусок гетинакса с наклёпанными на нём лепестками и начал паять на них всё, что попадалось под руку. Закрепив с полсотни деталей, я, недолго думая, припаял в две выбранные наугад точки провода и засунул из в розетку. Зрелище получилось завораживающее. Очень понравилось то, как сгорали большие зеленые сопротивления, обгорая по спирали и постреливая искорками. Многие конденсаторы взорвались, что тоже не оставило меня равнодушным. В этот день в Союзе родился ещё один радиолюбитель. Позже отец немало со мной занимался и отдал читать подшивки журналов «Радио». Для школы я собрал действующую модель лампового радиоприёмника, а для себя сделал его из редких в то время транзисторов, которые отец принёс с работы. Прежний я сейчас прыгал бы от радости и целовал отца, а теперешний смотрел на него и не знал, что говорить.
        – Папа, – собравшись с духом, сказал я внимательно наблюдавшему за мной отцу, – понимаешь, какое дело... Ты не сердись, но я, кажется, выбросил приёмник, когда чистил стол от хлама.
        – Так «кажется» или выбросил?
        – Выбросил, – опустив голову, признался я.
        – Не скажешь, что с тобой происходит? – спросил отец. – Ты был так увлечён радиотехникой, а сейчас словно о ней забыл. Этот приёмник делал целый месяц, сколько было криков и слёз!
        – Так уж и слёз! – возразил я. – Только один раз и было, когда сдох транзистор.
        – Неважно, – сказал он. – Не заговаривай мне зубы. Ты выбросил результат месячного труда и не рвёшь на голове волосы. И динамик не доставил тебе радости. Напомнить, как ты упрашивал его купить? Не хочешь со мной поделиться?
        – Я всё тебе скажу, – пообещал я, – но не сейчас.
        – Надеюсь. Не хотелось бы лишиться твоего доверия.
        И как сказать о себе отцу? Он отличался редкостным здравомыслием и терпеть не мог фантастику, которой я жил! Какие доказательства я мог представить, кроме своих слов? Рассказать о развале СССР? Точно попаду к психиатрам. Говорить об этом можно, когда стану старше, сейчас я был для него только начитавшимся фантастики мальчишкой.
        Отец ушёл, а я сидел на кровати и вспоминал, как он незадолго до смерти плакал, держа мою руку в своих сморщенных, покрытых старческими пятнами руках и говорил, что я у него единственный друг. Отец уже плохо соображал и часто без причины обижался на ухаживавших за ним внуков. Как хотелось довериться ему, поделиться своими сомнениями и попросить помощи, но я знал, что этого нельзя делать. Не то время и не те люди, и я пока не та фигура, чтобы серьёзно воспринимать тот бред, который он услышит. Я знал, чем смогу привлечь внимание серьёзных людей к своим записям, отец не входил в их число. Решив пока об этом не думать, я вышел в большую комнату посмотреть, что передают по телевизору.
        – Не включай громко, – попросила мама. – Что-то сильно разболелась голова.
        – Давай помассирую точки, – предложил я. – Полностью боль не уберу, но болеть будет меньше.
        – Какие ещё точки? – с подозрением спросила она.
        – Особые, – ответил я. – Они на голове и руках. Это китайская медицина, я вычитал о ней в журнале. Не бойся, больно не будет.
        После института я увлекался электропунктурой и точечным массажем и даже сделал для лечения два прибора. Я хорошо знал расположение нужных точек и помнил, на какие из них и как воздействовать, поэтому за пять минут сделал всё, что нужно.
        – Действительно, помогло! – удивилась мама. – Болит, но уже не так сильно. Надо будет посмотреть самой те журналы, которые ты читаешь. Я вижу, что ты не ешь конфеты, а я потихоньку пробую. Смотри, спохватишься, когда их не будет.
        – Не хочу портить зубы. Вот пойду в школу, принесу мел, тогда можно будет изредка есть сладости.
        – Если так боишься за зубы, можно купить в аптеке хлористый кальций, – предложила она. – Он недорогой, мы тебе когда-то давали.
        – Сами пейте эту гадость! – Меня передёрнуло. – Я лучше буду грызть мел. Можно толочь скорлупу яиц, но нужна ступка.
        – У нас же есть керамическая ступка с пестиком, – сказала мама. – Забыл? Сам же в прошлом году толок в ней сахар в пудру. Давай я буду хорошо мыть яйца, а ты потом истолчёшь скорлупу. А то в мелу может попасться всякая гадость. Вечером никуда не идёшь? А то Таня уходит гулять, и твой Игорь тоже собирается в городок. Неужели опять будешь весь вечер отжиматься и стоять на голове? Всё нужно делать в меру, тогда будет польза.
        – Золотые слова, мамочка! – Я чмокнул её в щёку. – Обязательно пойду гулять и перецелую девчонок. Зря, что ли, носил портфели?
        – Болтун, – сказала она. – Точно с тобой что-то случилось. То был такой скромник, что я не знала, что делать, а сейчас разошёлся, по крайней мере, на словах. Ты для чего пришёл? Хочешь смотреть телевизор?
        – Не буду сейчас смотреть, – ответил я. – Ещё рано для чего-нибудь интересного, а у тебя болит голова. Где газета?
        – Лежит на трюмо. Только никуда не задевай, отец ещё не смотрел.
        В газете не было ничего интересного, поэтому достал из-за шкафа тетрадь и с полчаса поработал, а потом не вовремя принесло сестру.
        – Что ты пишешь? – поинтересовалась она.
        – А тебе не всё равно? – спросил я, досадуя на то, что задумался и не услышал её шагов. – Пишу любовные послания, а вечером пойду разносить. Довольна?
        – Да ладно! – примирительно сказала Таня. – Я хотела спросить, ты точно будешь учиться игре на гитаре?
        – Если купят, то буду, – ответил я. – А что?
        – Не слышала, чтобы в городке были репетиторы по этому инструменту.
        – И не надо, самоучитель обойдётся гораздо дешевле. А для чего ты спросила?
        – Да так, – ответила она, повернулась и вышла из моей комнаты.
        И к чему, спрашивается, этот разговор? Я на всякий случай убрал тетрадь в ящик стола и сходил на кухню попить воду. Мама прилегла на тахте и уснула, а сестра была в своей комнате, поэтому я хорошо посидел над тетрадкой и закончил с семьдесят третьим годом. Едва её закрыл, как с работы пришёл отец и проснулась мама.
        – Если хочешь гулять, то поешь и иди сейчас, – сказала она мне. – Нечего мотаться по темноте.
        Заварка осталась с обеда, поэтому разогрел на плите чайник и попил горячего чая. Я никогда не ел сразу после питья, поэтому немного поболтал с родителями и пошёл делать себе ужин. Намазал на батон сливочное масло и сверху посыпал сахаром. Можно было поесть плотнее, но не захотел. Оделся так же, как и на торжественную линейку, только без галстука и рубашку надел не белую, а с рисунком.
        По обычно малолюдным улицам городка небольшими группами и поодиночке гуляли ребята и девчонки от третьего класса и старше. Я свернул к дому, в котором жил Сашка, и во дворе увидел его самого, Валерку Дегтярёва и Светку. Они мне обрадовались.
        – Я запомнил два твоих анекдота, – сказал Сашка. – Родителям понравились.
        Интересно, как быстро мои анекдоты станут достоянием всего Советского Союза?
        – Спасибо! – сказала мне Света. – Если бы не ты, я надорвалась бы с этим портфелем. От Сашки не дождёшься помощи.
        – А я надорвался. – Сашка притворно скривил лицо.
        – Ты ведь провожал Лену с Люсей? – спросила меня Света. – Не знаешь, что случилось?
        – А в чём дело? – насторожился я.
        – Они поссорились, – ответила она. – Столько лет дружат...
        – При мне не ссорились, – сказал я правду. – Помирятся, что им делить!
        – Это правда, что ты умеешь играть на гитаре? – спросила Света.
        – Я никому этого не говорил. Я не Сашка, зачем мне врать? Вот на пианино играю, могу даже спеть, только здесь нет инструмента.
        – Я могу помочь, – «обрадовала» она. – Родители ушли в гости, так что я тебя приглашаю.
        – А нас? – спросил Валерка.
     – Слышал, что сказал Гена? – насмешливо ответила девчонка. – Он обещал спеть, а вы будете смущать. Послушаете отсюда.
        Чёрт бы побрал мой длинный язык. Я знал, что нравлюсь Светке, поэтому не было ни малейшего желания идти в её квартиру и там выпендриваться. Но отступить без потери лица было нельзя. Завтра же Сашка ославит меня на всю школу.
        – Только одну вещь, – поставил я условие. – Сыграю – и тут же на улицу.
        – Хорошо, хорошо! – согласилась довольная Светка. – Только ты ещё обещал спеть. Пойдём со мной.
        Пришлось идти. Квартира Зиминых была на втором этаже. Видимо, она ненадолго вышла во двор, потому что не заперла дверь. Ещё не стемнело, но после освещённой лестничной площадки в их коридоре не было видно ни зги. Света пропустила меня вперёд, закрыла дверь и подтолкнула в комнату.
        – Включи свет, – попросил я. – Как я буду играть в темноте?
        Она нехотя включила торшер, а потом пошла открывать дверь на балкон. Я взял стул, поставил его перед инструментом и сел. Когда отзвучали последние аккорды и я закончил петь, что одна дождинка ещё не дождь, за спиной раздались всхлипывания и на мои плечи легли ладони Светки. Я вскочил как ошпаренный, едва не перевернув стул.
        – Немедленно прекрати реветь, – сказал я, – иначе ноги моей у вас больше не будет! Умывайся и выходи во двор, я подожду с ребятами.
        Схватив свои туфли, выскочил за дверь. Обулся уже на коврике, после чего сбежал вниз по лестнице и вышел во двор. Приплыли! Возле двух скамеек собралась треть нашего класса и ещё были старшеклассники. Видимо, гуляли рядом и мальчишки просветили, что сейчас состоится моё сольное выступление. Лучше бы завтра болтал один Сашка, чем теперь будут болтать они все. Ещё и передадут родителям Светки, что их дочь в тёмной комнате охмурял одноклассник. Я их не знал, поэтому не мог предугадать реакцию. Вряд ли майор Зимин пойдёт разбираться с майором Ищенко, а вот её мать, если ум в дефиците, может заявиться и устроить скандал. Игорь тоже здесь, так что завтра же мать всё узнает. И Ленка с Люськой пришли, только стоят порознь.
        – А я думала, что ты соврал, когда говорил, что умеешь играть, – сказала Ира. – А что ты сделал со Светкой?
        – Сейчас должна выйти, – буркнул я. – Нужно закрыть дверь, а она не может найти ключ. Расходимся, товарищи, концерт окончен!
        – Хорошо играл, – сказала Ленка. – И песня отличная, никогда её не слышала. А вот голос...
        – Я над собой работаю, Леночка! – ехидно ответил я. – Через полгода ты меня не узнаешь.
        – Я тебя и сейчас не узнаю! – ответила она. – Пошли, девочки, больше не будет ничего интересного.
        Она ушла вместе со старшеклассницами, но остальные остались. Я обещал Светке её дождаться, но понял, что она не выйдет, пока под окнами стоит толпа.
        – Если появится Света, скажи, что мне нужно было уйти, – попросил я Валерку и вышел со двора, чувствуя спиной Люсин взгляд.
        Старый дурак! Ведь знал, что этим всё закончится. Начался этот день хреново и закончился не лучше. А ещё критиковал Алису!
        – Что ты такой невесёлый? – спросила мама, добавив соль на рану.
        – Завтра узнаешь у тёти Нины, – ответил я. – Я пошёл спать, а то утром рано вставать в школу.
        Если бы не медитация, ещё долго ворочался бы в кровати, после неё сразу заснул.
        Физкультуры во вторник не было, поэтому утром пробежался, а потом выполнил упражнения. После спортивных занятий с аппетитом позавтракал, сверился с расписанием и положил в портфель нужные учебники. Всё остальное было сложено заранее. Оделся за две минуты, бриться, слава богу, не нужно, поэтому осталось последнее – завязать проклятый галстук.
        – Мам, – подошёл я к матери, – не знаю почему, но у меня получается не узел, а чёрт-те что. Покажи, как ты завязываешь!
        – Давай я сейчас завяжу, а напомню, как это делается, когда придёшь со школы.
        Кто бы возражал! Я надел куртку, схватил портфель и сумку со сменной обувью и припустил к дыре в заборе. На той стороне поджидал Сергей.
        – Говорят, что ты начал ухлёстывать за Зиминой? – спросил он, когда мы поздоровались. – А как же Ленка? Или она – это уже прошлое?
        – Они все для меня прошлое. Тебя просветил Игорь?
        – Да, мы перед сном гуляли возле дома. Тебя сестра научила играть?
        – Сам по самоучителю. Выучил только одну песню.
        – Теперь о тебе будут болтать, – сказал он. – А Светка вчера так и не вышла, хотя её долго ждали.
        Мы вошли в вестибюль школы, переобулись и поставили обувь в гардероб.
        – Через три минуты звонок! – сказал Сергей, глянув на настенные часы. – Ходу, сейчас Ирина придёт!
        Звонок зазвенел, когда мы уже подбежали к дверям нашего класса, располагавшегося на втором этаже, в самом конце коридора.

     Главы 5-6   http://www.proza.ru/2017/05/23/324