Будьте готовы! - Всегда готовы!

Наталья Ромодина
Из пионерского детства вспомнить...

Я не помню, по каким критериям у нас выбирали, кого вначале принять в пионеры, кого потом. Первых у нас принимали накануне 23 февраля, пять человек, и я туда попала с ними. У нас было четыре класса в параллели, наверное, первыми принимали по пять человек из каждого класса. Мы пешком шли в военное училище имени Верховного Совета по зимнему Кузьминскому лесопарку со старшей пионервожатой Наденькой, играли у ворот КПП в подвижные игры... "Сиди-сиди, Яша, под ореховым кустом..." Генерал, который нас принимал, не дал прочесть наизусть "Торжественное обещание", мы за ним повторяли. Потом нам повязали галстуки. Наверное, мы были переполнены впечатлениями от училища, так обратный путь прошёл незаметно.

А следующих принимали уже в апреле, ко дню рождения Ленина, и не в училище, а в школе. Кого-то (двоечников, наверное, и неактивных) принимали в конце учебного года. Из начальной школы должны были выпустить всех пионерами. Нам всем десять лет постепенно исполнялось, мы переходили в среднее звено, где ходят по кабинетам и сидят за партами по двое, а не как у нас в началке по одному... Сразу столько изменений в жизни. И мы чувствовали, что повзрослели. Весной в конце года, как сейчас, было жарко, мы ходили в пионерской форме, а не в шерстяных платьях. Зелёные листочки, яркое солнышко - хорошо!

В третьем классе, когда нас приняли в пионеры, учительница начальных классов провела сбор. Раньше ведь классные руководители, хоть и не входили в пионерский отряд, но вели всю пионерскую работу в классе. Отчёты, перевыборы, сборы, звенья, соревнование по успеваемости, пионерский уголок, дежурства и прочее, прочее, прочее...

Она поиграла с нами в демократию - организовала тайное голосование, мы должны были записать на листочке название отряда и отрядную песню. На разных листочках. И в итоге получилось очень смешно, мой муж как узнал, так до сих пор ржёт в голос: "Отряд - "Чебурашка", отрядная песня - "Бескозырка белая, в полоску воротник". Ну, в самом деле, не под "Я был когда-то странной игрушкой безымянной" маршировать ведь!

Первый сбор 2 октября, в день годовщины речи В.И.Ленина на III съезде комсомола. В четвёртом классе. Мы его ещё должны были описать в сочинении по русскому. Я и описала: "Никакой организации, все орали, и я ничего не слышала". Учительница мне ничего не поставила, маме сочинение показала (мама была её коллегой, тоже по русскому в нашей школе), только головой покачала.

Я любила помогать по учёбе, так что была "учебным сектором". Сектор - слово какое-то казённое. На самом деле никакого сектора не было. Была просто я, и мне звонили девчонки, и я им всё объясняла. Потом Лёне так же звонили, хотя у них никаких "секторов" вообще не было. Ещё мы с Люсей в более старших классах рисовали газеты. Писали всё от руки. Вернее, рисовала она, плакатными перьями писала на ватмане заголовок. А я тексты сочиняла, наверное. Не помню.

Ещё у нас была "Зона пионерского действия" - нашему классу выделили кусок зелёного газона с деревцем посреди школьного двора, выложенного огромными плитами. Кусок - метров двадцать квадратных, наверное. Убирали два раза в год бумажки оттуда, водили граблями по земле и траве. Вот тебе и "Зона пионерского действия". Ну просто хохма. Или профанация.

Собирали макулатуру. Металлолом никогда не собирали. Даже слова такого не произносили. Макулатуры было много, потому что надо было выписывать кучу газет, а журналы родители выписывали для собственного удовольствия.

Дежурили по школе. Мы любили дежурить в столовой и мыть посуду со средством для её мытья. В магазинах никаких "Фейри" не продавали тогда, даже не было понятия о таком средстве в домашнем быту. А в школе было какое-то средство, с приятным запахом. И посуду мыли в перчатках резиновых. Потому что без перчаток... Сами понимаете... Как это всё отмывалось, не знаю, а потом дети ели из тарелок, помытых со средством. Но тогда на всё проще смотрелось.

"Пионерскую зорьку" я частенько вспоминаю, когда слышу в метро, как объявляет станции бывшая Юля, которая звонким пионерским голосом произносила эти слова: "Здравствуйте, ребята! Слушайте "Пионерскую зорьку"!" Но сейчас у нас на линии, вроде, запись поменяли. Я особенно любила, когда Юля говорила с улыбкой на устах: "Следующая станция - "Пушкинская"!"

В лагерь не ездила в качестве пионерки. Папа предлагал как-то, я отказалась. Уже в довольно старшем пионерском возрасте. Я говорю: "Что я там буду делать?" Меня бабушка с дедушкой пригласили на дачу, я там побыла, пока мама ездила в Пушкинские Горы. Мы с девчонками устраивали концерт у магазина, даже вынесли красный флаг, который у нас забрал дедушка: "Нельзя просто так размахивать флагом, надо только по праздникам, и чтобы флаги вывешивали специальные люди!" Я не знала, что просто так нельзя. Мы же искренне, патриотично выступали с эти флагом! Как в школе мы привыкли: директор на линейках, на сборах командовала: "К выносу знамени пионерской дружины средней школы номер 621 Волгоградского района города-героя Москвы готовьсь... Равнение на знамя!" Что-то в этом роде, точно забыла. Говорю же: склероз!

А в качестве вожатой (точнее - воспитателя, но это совершенно неважно) в лагерь ездила один раз. Не понравилось. Активно. Сколько раз перекрестилась, что не ездила пионеркой! Правильно сделала!
 
Недавно нашла дневник воспитателя... Оборжаться! "Старшая пионервожатая Люба сказала, что если дети будут продолжать плохо себя вести, она будет заводить пионерские песни!"

Я не помню, существовала ли ещё пионерская организация, когда я пришла работать в школу. По идее, должна была, так как это был 1987 год. Но не вспоминается так чётко.

В заключение можно сказать, что если без заорганизованности, то какая-то ребячья деятельность, окрашенная подростковой романтикой, любовью к родине, большой и малой, должна быть обязательно.