ч. 327 Сельская жертва

Сергей Владимирович Жуков
                §327. Сельская жертва

               «Поля кончают жизнь под страшной колесницей,
               Которую на них дух века ополчил,
               И тянут щупальца столица за столицей,
               Чтоб высосать из них остаток прежних сил…»
                Эмиль Верхарн.
     Деревня в любой стране является сейчас или служила прежде, корневой основой жизни. Есть мнение, что само слово «крестьянин» не только созвучно, но и  прямо происходит от слова христианин.
Однако если взглянуть глубже, то в «Законах Ману» земледелие обозначается именно (крси). Это предположение древнего арийского родства безусловно и верно. Дело в том, что слово «крестьяне» возникло в 14 веке, а Крещение Руси как известно, произошло в 988 году.
    Впрочем, селянин был, прежде всего, угнетаем, и лишь немногими подлинно прогрессивными деятелями культуры и политики уважаем в каждом народе.
Совершенно уникальным бытийственным явлением или, вернее сказать, социальным слоем предстаёт перед нами русская, а точнее, Восточнославянская община.
На протяжении сотен и даже тысяч лет село служило одной из важнейших государственных жертв, поставляя не только продукты питания ко двору его императорского величества и всевозможных светлостей и сиятельств, но и мелких дворянчиков, всякого рода купцов, мещан и даже отчасти мастеров из числа ремесленников и рабочих.
Всех кормила деревня, порой отрывая от себя крайне необходимое для своих жителей.
Впрочем, сами пролетарии вышли из  безлошадных и безземельных крестьян, образование огромной армии которых происходило в странах Запада, и в первую очередь, Англии, насильственно.
    Вот что говорит о кровавом законодательстве, то есть о законах против бродяжничества, крупный немецкий социолог Карл Маркс: «…Закон Елизаветы от 1572 года предусматривал, что нищие старше 14 лет, не имеющие разрешения собирать милостыню, подвергаются жестокой порке и наложению клейма на левое ухо. При третьем рецидиве их казнят без всякой пощады как государственных преступников.
   Подобные законы имелись и во Франции, где в середине 17-го века парижские бродяги основали так называемое «королевство бродяг». Ещё в начале царствования Людовика 16 был издан ордонанс (от 13 июля 1777года), который предписывал ссылать на каторгу каждого здорового человека в возрасте от 16 до 60 лет, если он не имеет средств к существованию и определённой профессии. Аналогичные меры предпринимаются статутом Карла 5-го для Нидерландов (10 1537), первым эдиктом штатов и городов Голландии от 19-го апреля 1614 года и  т.д.» 1
Как жесточайшее закрепощение, так и тотальное «раскрестьянивание» происходило в Западной Европе гораздо раньше, чем в России.
Например, на Руси не практиковалось «право первой ночи», которое было официально закреплено в Средневековой Европе.
Конечно, по мере абсолютизации, то есть совершенствования монархического аппарата, крепостничество достигло своего гнусного апофеоза и в России.
Однако таких зверств, как взрезание живота виллана, с целью согревания ног сеньора, замёрзшего на охоте, не было.
   …Разве ради забавы сотрясали устои эксплуатационного аппарата Гильом Каль во Франции (восстание «Жакерия»1358), Уот Тайлер (1381) и Роберт Кет (1549) в Англии, Томас Мюнцер в Германии (1524-26).
В Италии Средних веков тоже случались мятежи, но в -основном городского населения (восстание «чомпи» во Флоренции( 20 июня 1370 года), городского населения Рима. Хотя, если быть точнее, небольшое по своему масштабу выступление крестьян имело место в Ломбардии(1303 -07 годы).
Дело в том, что государства Италии были крепко и едва ли не основательно урбанизированы.
    В Англии рабочий класс формировался первоначально путём пресловутых огораживаний. Крестьяне просто-напросто лишались не только и без того мизерных участков земли, но и самой возможности трудиться на пашне. Вместо крестьян как таковых, обладающих традициями и хоть немного приверженных патриархальному быту, появлялись сельскохозяйственные рабочие, зарплата которых низводилась до минимальных размеров, и они всегда, согласно Марксу, стояли одной ногой в болоте пауперизма. 2
     Хотя революционные вожди и теоретики Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ульянов (Ленин), к сожалению, считали крестьянство косной, мелкобуржуазной массой, не способной на революционные выступления, именно солдаты уставшие от войны, в - основном являющиеся выходцами из села, и помогли большевикам совершить революцию. Матросы были горожанами, ибо техника требовала знаний и умения.
Западная Европа в 19-м-и - начале 20-го веков уже была застроена городами, поэтому брожение в-основном происходило в рабочих кварталах Парижа, Берлина, Вены, а также в промышленных центрах Лиона и Силезии.
Русская деревня на протяжении столетий, начиная с 18-го века, приносила свои служебные жертвы в лице рекрутов, то есть будущих солдат российской армии, ставшей регулярной.
   Стрелецкое сословие было ликвидировано Петром 1. Во время трагической по своему началу и славной по финалу Отечественной войны 1812 года, армия была наполовину «выбита» после ряда кровопролитных сражений. Тогда в действие вступили партизаны, значительной частью состоящие из пахарей. Конечно, среди партизан были и специальные рейдовые отряды Дениса Давыдова, Фигнера, Сеславина, но нельзя не учитывать и значения стихийно возникших повстанческих групп под руководством Герасима Курина, Василисы Кожиной и других…
    Деревня продолжала поставлять державе продовольствие и людей, почти не истощаясь вследствие традиционно высокой рождаемости.
Наконец, после тщательно продуманной и всё же далеко не оптимальной реформы 1861 года, крестьяне России всё же обрели личную свободу.
Однако за эйфорией, которую зачастую вызывают одни упоминания о нововведениях Александра 2-го, часто забывают о выкупных платежах, тяжким бременем лёгших на землепашцев, что и отозвалось в 1905-07 годах, когда недоимки сковали множество людей.
    Во время Первой русской революции по всей стране прокатилась волна яростных выступлений крестьян.
Кстати, следует заметить, что до начала 17-го века в России не только практически, но и теоретически не происходило сколько - нибудь значимых и массовых крестьянских возмущений.
Первое грандиозное выступление работников полей произошло в 1606-07 годах, то есть во времена ужасающей смуты. Семена этой бури были посеяны ещё при царе Фёдоре, при котором фактически страной управлял Борис Годунов. Думается, далеко не последней, а едва ли не самой важной причиной этого была отмена знаменитого «Юрьева дня», произведённая по указу, подготовленному Борисом Годуновым.
   Хотя, по мнению крупного русского историка В.О.Ключевского, версия о закрепощении крестьян Борисом Годуновым, принадлежит к числу наших исторических сказок, всё же знаменитый закон, утверждённый в апреле 1597 года, скорее отягчил, чем облегчил крепостную неволю.3
    «Наблюдательный монах, келарь Авраамий Палицын, помогает объяснить такое направление законодательства. По его словам, при царе Фёдоре вельможами, особенно роднёй и сторонниками всесильного правителя Годунова, как и большим дворянством, обуяла страсть порабощать, кого только было можно: завлекали в неволю всячески, ласками, подарками, вымогали «написание служивое», служилую кабалу, силою и муками; иных зазывали к себе «винца токмо испить»; выпьет неосторожный гость три-четыре чарочки - и холоп готов» .4
    Как видим, даже у видного историка по этому поводу есть два мнения.
Труженики пашен и огородов лишились возможности переходить от одного владельца земли к другому, что и явилось не последней, но достаточно весомой каплей в их закрепощении. Восстания измученных неволей крестьян были обречены на неудачу в столкновениях с регулярными войсками.
Основным и даже коренным ядром крестьянских восстаний под предводительством, Степана Разина, Емельяна Ивановича были казаки.
    Восстание под руководством Болотникова, ошибочно считающееся крестьянской войной, было бунтом служилых людей, коим не досталось должности. Это не говоря уже про мятеж под руководством Кондратия Булавина, который был собственно казацким.
Другой правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле была отмена «урочных лет», давности для исков о беглых крестьянах, которая была окончательна закреплена в Уложении 1649 года.
    Наконец, при столь хвалимом либералами и прогрессистами Петре 1, на несчастных крестьян была возложена ещё одна тягота. Появились заводы на Урале, а вслед за тем селян стали приписывать к промышленным предприятиям. Ужасное положение приписных крестьян описано в романе Евгения Фёдорова «Каменный пояс» 5, а также в эпопее Вячеслава Шишкова «Емельян Пугачёв».
Во время Первой русской революции ситуация в деревне обострилась до предела. По всей России горели барские усадьбы, не прекращались террористические акты в городах. Власть отвечала соответствующими мерами: в 1905-1908 годах военно-окружные и военно-полевые суды вынесли 4 797 смертных приговоров, из которых 2353 были приведены в исполнение.
   А в Государственную Думу летели наказы крестьян своим депутатам; "Горький опыт жизни убеждал нас, что правительство, веками угнетающее народ, правительство, видевшее и желавшее видеть в нас послушную скотину, ничего для нас сделать не может. Правительство, состоящее  из дворян и чиновников, не знавшее нужд народа, не может вывести родину на путь порядка и законности", "Помещики вскружили нас совсем: куда ни повернись - везде (земля и лес, а нам и скотину выгнать некуда; зашла корова на землю помещика - штраф, проехал нечаянно его дорогой - штраф, пойдёшь к нему землю брать в аренду — норовит взять как можно дороже, а не возьмёшь совсем без хлеба; вырубил прут из его леса - в суд, и сдерут в три р роже, да ещё отсидишь". "Мы признаём, что непосильная тяжесть оброков и налогов тяжким грузом лежит на нас, и нет силы и возможности сполна и своевременно выполнять их. Близость всякого рода платежей и повинностей камнем ложится наше сердце, а страх перед властью за неаккуратность платежей заставит нас продавать последнее или идти в кабалу".
   Сергей Юльевич Витте вспоминал, что "на крестьянское население которое, однако, составляет громаднейшую часть населения, установился, что они полудети, которых следует опекать, но только в смысле их разумного поведения, но не желудка... В сущности, явился режим, напоминающий режим, существовавший до освобождения крестьян от крепостничества, но только тогда хорошие помещики были заинтересованы в благосостоянии своих крестьян, а наёмные земские начальники, большей частью прогоревшие дворяне и чиновники без высшего образования, были больше заинтересованы своём содержании... Для крестьянства была создана особая юрисдикция, перемешанная с административными и попечительскими функциями — в виде земского начальника, крепостного помещика особого рода. На крестьянина установился взгляд, что это с юридической точки зрения не персона, а полуперсона. Он перестал быть крепостным помещика, но стал крепостным крестьянского управления, находившегося под попечительским оком некого начальника. Вообще его экономическое положение было плохо, сбережения ничтожны..."
Любые проекты и предложения, касающиеся отчуждения помещичьих земель и передачи их в собственность крестьянам, пресекались на корню верховной властью, ибо, как начертал на одном из таких проектов Николай II, частная собственность должна оставаться неприкосновенной".
Журнал "Трудовой путь", где в 1907 году начал печататься Клюев, так описал в том же году прения по земельному вопросу в Думе:
"Сколько же придётся заплатить за помещичьи земли? Разно: за одну больше, за другую меньше; но в среднем по России плата составит, по предложению кадета Кутлера, рублей 80 за десятину...
  Частных имений, размерами более 50 десятин, в России 80 миллионов десятин. Положим, из них пойдут крестьянам 70 миллионов, а 10 останутся Муниципализация земли тоже: против неё и большинство левых выскажется, кроме кадетов, умеренных и правых.
Кадетский проект? Против него должны голосовать все левые и правые, т. е. и он вряд ли пройдёт.
Но если трудовики поддадутся на кадетскую приманку, то, пожалуй, кадетский проект может получить большинство".
В том же "Трудовом пути" в том же году с крайним неодобрением описывается ещё один проект по наделению крестьян землёй, проект, до сих пор вызывающий у части нашей "элиты" приступы восхищения, а на самом деле ставший очередной миной, подведённой под государственный фундамент. "Указ о разрушении общины.
    Указом 9 ноября 1906 года правительство пытается произвести социальный переворот, экономическую революцию, перевёртывающую в самом корне крестьянский быт и связанное с ним миросозерцание. Указ предписывает разрушение общины - насильственное разрушение, по желанию отдельных лиц, посредством "властной руки" земского начальника, а в подворной России, где нет общинного землевладения - разрушение семейной собственности таким же образом.
Тяжёлыми, но отнюдь не катастрофическими оказались удары по русскому крестьянству, произведённые в итоге таких государственных «операций» как раскулачивание, а затем укрупнение деревень, предпринятые в годы Советской власти.
Колоссальные жертвы приносила российская деревня и в годы тяжелейших мировых войн, затронувших Россию в полной мере, в отличие от Англии и США.
Русская деревня - это целая Вселенная, самые различные уголки которой показали нам такие певцы народной жизни как Иван Сергеевич Тургенев, Иван Александрович Бунин, Н.С.Лесков, Лев Николаевич Толстой, Николай Алексеевич Некрасов, творившие в 19-м веке и начале 20-го.
В 20-е годы 20-го века интерес писателей к сельскому бытию был не то, чтобы утрачен, но насильственно пресечен РАППОМ и ЛЕФОМ (организации пролетарских писателей)
    - Я последний поэт деревни - воскликнул Сергей Есенин, уничтоженный троцкистами в 1925 году в возрасте 30 лет.
Настоящим Баяном сельского быта и сознания, нужно назвать Николая Клюева, владевшего чудесным даром самоцветного слова.
Целая плеяда поэтов «есенинского круга»: Алексей Ганин, Пётр Орешин, Сергей Клычков и другие были уничтожены органами ГПУ – НКВД в 20-е и   30-е годы.
После страшной, но не сокрушительной, а созидающей в подлинном, а не показном единении, народ и государство, Великой Отечественной войны 1941-45 годов, у литераторов, прошедших горнило сражений, возникла духовная потребность показать жизнь деревни.
Деревенская община, жестоким образом преобразованная в колхозы, отдала лучшее, то есть жизни своих сыновей, в борьбе за великую Победу и чаемую Свободу.
Виктор Астафьев и Фёдор Абрамов, Евгений Носов, Михаил Алексеев и другие бывшие фронтовики начали эту светлую тему, а продолжили её их младшие одарённые современники: Василий Белов, Валентин Распутин, Виктор Лихоносов, Владимир Личутин, Борис Екимов, Борис Можаев и другие…
   Российская Держава всё более урбанизировалась. Конечно, отчасти это было вызвано необходимостью в обороне, развитием теоретической и прикладной науки и техники, и всё же, всё же селу нужно было уделять больше внимания.
В 70-е и 80-е годы, несмотря на принятие Продовольственной Программы и усиление мер по освоению Нечернозёмной зоны РСФСР (так ЦК КПСС обозначил Центральную Россию), деревня продолжала вымирать.
Многие юноши не возвращались в родные места после армейской службы. Девушки устремлялись на городские фабрики. Несмотря на все усилия властей, труд на фермах и птичниках, лугах и садах оставался «непрестижным», то есть неуважаемым.
К тому же деревню, впрочем, как и город, захлестнула мутная волна едва ли не самого безудержного повального пьянства.
Создание совхозов и связанных с ними посёлков, не решило проблемы.
Верно заметил поэт Анатолий Передреев:
«..И города из нас не получилось,
И навсегда утрачено село…»
Однако в 90-х годах 20-го столетия по остаткам сельского населения был нанесён поистине сокрушительный удар. Русской деревне был негласно объявлен «последний и решительный бой» со стороны демократов, воодушевлённых западными советчиками и подпитанных ростовщическим капиталом.
   Что же происходит в мире сейчас? Многие работники сельского хозяйства Европы, в - частности Франции, лишились государственных дотаций, прежде ежегодно предоставляемых администрацией в случае неурожаев и внешнеторговых интервенций.
Не зря выдающийся русский мыслитель и политический деятель В.И.Ленин указывал, что «либеральные партии везде, во всех странах Европы, изменяли крестьянам и предавали их интересы на жертву помещикам; и у нас в России, как я показал разбором либеральной, кадетской программы, происходит то же самое». 6
Экономический расцвет, а точнее «разбег» Китая на рубеже 20-го и 21-го веков во-многом достигается за счёт переселения десятков и даже сотен миллионов селян в города, где они, порою размещаясь в подвалах и на чердаках строений, усердно паяют и клепают предметы ширпотреба, в том числе и электронного. Не только малые, но и величайшие реки Китая грозят превратиться в потоки мертвой зловонной жидкости, поскольку многие производства лишены элементарных очистных сооружений.
Маленькая по сравнению с Украиной и Россией Беларусь строит жилья на селе больше, чем эти две республики, вместе взятые.
   Программы, принимаемые в России, по поддержке АПК (то есть агропромышленного комплекса) во - многом декларативны.
Что же надо делать? Остаётся жертвовать. Как всегда и везде.
Только на этот раз крайне потребно одарить нашу погибающую «на корню» русскую деревню.
  За прошедшие с развала СССР 20 лет в стране не стало 23 тысяч населённых пунктов, из них 20 тысяч – сёл и деревень. Ещё 20 тысяч – на грани вымирания. Только Кировская область каждый год теряет на карте до 70 поселений. За последние 20 лет в регионе не стало 1300 деревень. Готовятся «к списанию» ещё 40 населённых пунктов.
Специалисты утверждают: ещё 20 лет такой политики, и деревенский уклад может исчезнуть, а деревенская жизнь стать своего рода современной Атлантидой.
Конечно, мы не должны полностью возвращаться к укладу старой жизни как таковому, с колодцами, коромыслами, полосканием белья на реке, дровами и т.д. Нужны агрогородки, посёлки с централизованным водоснабжением и канализацией. Отопление жилищ, построенных в национальном духе, пусть будет по выбору жителей, либо централизованным, либо отдельным. Этот и многие другие вопросы должны решать сельский сход, являющийся выражением общинного самоуправления. В случае отказа от центрального отопления нужно выделять людям делянки для санитарной рубки леса или организовать подвоз угля для печей. Подвести газ к каждому селу и деревне – прямой долг правительства. Школы, детские сады, культурные центры, фельшерско-акушерские пункты или амбулатории – все эти факторы социальной сферы надо строить, оснащать современной техникой и оборудованием.
Необходимы мощные денежные вливания. Прежде всего, финансовые потоки нужно направить на строительство жилья и объектов соцкультбыта. Наряду с тем нужно строить фермы и гаражи для машин и тракторов.
Согласно заявлению председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина на строительство дорог, соединяющих сельские поселения с федеральными трассами будет выделено 7 млрд. рублей.
Не следует забывать и о духовном развитии населения. Не в последнюю очередь необходимо строить новые и ремонтировать старые церкви, мечети, ступы. Это надо делать с учётом различных вероисповеданий.
Ещё раз обратимся к наследию крупного русского мыслителя И.А.Ильина, который был прав, говоря о том, что «не связанный с землёй, лишённый корней покидает природу и теряет обязующее и благодатное общение с ней, становится жертвой города и машины; погрязает в болоте слишком человеческого, произвола, разума, пустоты». 6
Средства, извлечённые из земных глубин, должны быть в значительной мере вложены в землю, а именно в живую, рождающую и дарующую плоды почву.
Земля России, обильно политая потом и кровью миллионов ратников и пахарей, не просто просит, но требует великой жертвы.
Может быть, не случайно созвучны слова «ратник», то есть воин, и «оратай», что по – славянски значит пахарь?
В связи с мировым, а, скорее всего, западным финансовым кризисом, начавшимся в августе 2008 года, правительство России наконец-то приняло решение об оказании помощи сельским труженикам, которое в 2009-м году будет равно 182 миллиардам рублей.
Дай Бог, чтобы слова не разошлись с делом, и эти деньги дойдут по назначению, иначе Россия по-прежнему будет балансировать на грани гибели.

Примечания

1 Маркс К. Капитал. Том 1.- М.:Политиздат,1988.- С.745-747
2 Маркс К. Капитал. Том 1.- М.:Политиздат,1988.- С.657
3 Ключевский В.О. Русская история. Книга вторая.- М.:Мысль,1993.- С.143
4 Ключевский В.О. Там же.- С.276
5 Фёдоров Е. Каменный пояс. М.:Современник,1987
6 Ленин В.И. Проект речи по аграрному вопросу во второй государственной Думе.- Соч.Т.12. М.:Госполитиздат,1947.- С.260
7 Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Соч. в 10-ти томах. Т.3.- М.:Русская книга,1994.- С.149