Ответ моим оппонентам

Михаил Анохин
                Героика и патриотизм.

Начну с комментариев.

Такой вот диалог состоялся только что. По моей статье «Патриот ли я –2». 
«Два», потому что это вторая моя статья на эту тему.
По понятным причинам не называю имен своих оппонентов, но тема явно выходит за рамки комментариев и требует отдельного разговора.
Итак! Полемика началась с цитирования моей фразы:
               
"Наши 16 спецназовцев в Сирии так же войдут в историю, как пример мужества, стойкости, но прежде всего высочайшего воинского искусства!"
И дальше мой оппонет пишет:
   "Мужество, стойкость и воинское искусство сами по себе не являются признаком того, что воин является образцом героя. Героем, по моему мнению, может являться только воин, отдающий свою жизнь за правое дело - защиту Родины, защиту своей семьи и народа...
Что делали эти ребята в Сирии? Сражались за капризы нового русского императора? Зарабатывали бабки?
К тому же воинское искусство, умение воевать никогда не были признаками подлинного героизма.
Приведу примеры из истории ВОВ. Наш лучший ас Иван Кожедуб сбил около 60 немецких самолетов. Стал трижды героем Советского Союза. А скромный лейтенант Люфтваффе, молодой паренек по прозвищу "Малыш" Эрик Хартманн больше 330. Сами немцы не верили, за Хартманном летали два истребителя с заданием - проверять. Все было верно, действительно "Малыш" - это настоящий ас и эти цифры реальны. Потом хартманн сжег свой самолет и сдался американцам. Когда его везли в лагерь для военнопленных, их перехватила советская танковая коллонна. Озверевшие танкисты, как писал Хартманн в своих мемуарах, бросились насиловать женщин из колонны беженцев, самого Хартманна увезли потом в советскую зону и отправили в Сибирь на 10 лет. Является Хартманн героем? Очень сомневаюсь.Обманутым бесшабашным дураком с искалеченной судьбой, может быть, но не героем.
Или знаменитый танкист Микаэль Витманн - за один бой уничтоживший 19 танков противника. Геройски погиб в бою в апреле 1945. Мастер? Да, несомненно. Храбрец? Конечно. Но и убежденный нацист, убийца. Что он - герой с неправильными идеалами? Волчара без души и мозгов.
Я ничего не мог сказать о наших спецназовцах - но то, что война в Сирии - это преступление путина, не сомневаюсь. Поэтому и героев на этой войне нет.
Как и нет ничего героического в афганской эпопее 80-х годов. Захватническая авантюра, погубившая несколько десятков тысяч советских солдат и сотни тысяч афгвнцев - перед которыми кстати, даже не извинились.
Как же можно стать героем в таких войнах? Чем тут гордиться? Количеством убитых? Готовностью отдать жизнь, не рассуждая, если приказал начальник? Даже если этот начальник - вор, подлец и негодяй?
Не знаю, я лично в почетный караул у могилы таких "героев" точно не встану".
                * * *
Было и продолжение:
   "Ну есть и общие ценности, коллега. Понимаю, что слово "общечеловеческие" Вас коробит, но все-таки Герман Геринг тоже был храбрым летчиком. Знаете, как он познакомился со своей женой? Пролетел над ее домом на бреющем, рискуя жизнью, сбросил к ее ногам букет цветов.
Адольф Шикльгрубер получил крест за храбрость на фронте. Ходил в атаку, труса не праздновал, как у нас говорят. Да и вообще нацисты считали личную храбрость и готовность умереть за родину чем-то самим собой разумеющимся.
Моторола - скучающий автомойщик из Архангельска, лузер по жизни, человек без образования, профессии и без малейшего желания все это приобрести, предпочел окопную романтику за тысячи километров от дома. Садист и грабитель, вполне справедливо убитый по всей вероятности своими же.
Война - всегда бедствие, всегда несчастье, всегда горе. Война всегда выявляет в человеке все самое плохое и лезет из него эта дрянь мощным потоком, захлестывая все, уродуя его до неузнаваемости.
Надо делать все, чтобы войны не было. И самое главное, как завещал писатель Астафьев - не героизировать ее, не делать привлекательной. В том числе написанием бравурных текстов с романтизацией любой войны, где бы и во имя чего она не велась".
                * * *
И тут в полемику вступил еще один человек.
   "Михаил, я бы на вашем месте выбросил белый флаг».
                * * *
Так что я вынужден был начать именно с этой краткой, но решительной рекомендации.
Я пока на "своём месте". И с этого места вижу героическое отдельно и морально-нравственное отдельно.
Геракл, несомненно герой, но в морально-нравственном аспекте, его подвиги не выдерживают критики. Особенно Вашей. Не за Отечество боролся.
И, безусловно, я  за совпадение героического и морально-нравственного. Это уже святая жертвенность, или под двиг, если говорить языком христианства. Человек пододвинулся к Иисусу Христу своей жертвенностью.

Что касается Виктора Астафьева, то вот что написал я, "на своем месте", о его виденье войны.

В бреду бормочет старая война.
Пока не поздно, вглядываюсь в лица
и думаю: очнется вот, проспится
и, только-то, и все то тут, дела.
Полвека жду, а не проходит бред!
А обморок все глубже, все страшнее...
Нет, не очнется этот человек,
отравленный сивухой Асмодея!
Он выпил всё, что б не досталось нам
из этого, кровавого сосуда.
Не мед стекал по треснувшим губам,
а холод бездн, вселенская остуда!
Он пил и плакал, выпивая яд
и жертвенности этой был не рад.
Потом,
потом остуду той войны
В себя впитали внуки и сыны.
В бреду бормочет старая война.
На крыльях Тьмы
над нами Страх и Ужас!
Ничейная, как  будто бы вина,
а до сих пор,
как ястреб в небе крУжит.
Что делать нам,
последышам войны?
От стужи той,
глотнувших от пеленок?
Чтоб этот ястреб...
Чтобы эти сны…
Чтоб этот лед...
Как чуток бред!
Как долог!

Я «со своего места» вижу, что любое пацифистское движение, образно говоря, превращает мужиков в баб и тогда не сработает и древнее «за очаги и алтари», ибо не будет уже в людях той жертвенной энергии, которая делает общее дело превыше личного.
На примере Сирии это хорошо видно. Мужиков поубивала война, кого-то искалечила, остались бабы. Да и вообще арабы по жизни были бабами способными только к торговле и деторождению.
Времена Салах ад-Дина миновали, да и был он курдом, а не арабом. Курды и сейчас умеют воевать. Мужики!
Так что со «своего места» я вижу необходимость героизировать войну. Мужское это дело.

Что касается власти, то это форма организации государства без которой население превращается в стадо в худшем смысле, ибо стадо в животном мире это все ж таки организация, как прайд, или стая. Где существует строгая иерархия и взаимовыручка!
Человеку по природе свойственно образовывать государства. Тогда появляются понятия: Родина, Патриотизм, Долг и тому подобные чувства, отторгающие личные мотивы во имя более возвышенных, общих.
Еще раз подчеркну эту мысль – власть, какую бы форму она не имела,  аккумулирует в себе волю народа (народов) образующих эту власть.
И человек не более чем средство для власти, ибо она олицетворяет собой (хорошо ли, плохо, жестоко), но общее дело!
Это Запад с его идеей гедонизма и прав человека создал расслабуху и теперь пожираем безволием.
Эту заразу пытаются и нам привить.
Вот так как-то.

Прокопьевск май 23.2017