О тяжелой атлетике

Александр Щербаков 5
Сильные люди всегда были в почете в истории человечества. Один Геракл с его подвигами чего стоит. И на Руси богатыри были на виду. Илья Муромец и его сотоварищи из детских сказок. Поэтому для меня сильные люди ассоциировались с людьми героическими и нравственно высокими.  И так я считал много лет.

В 1959 году нам стали приносить журнал «Физкультура и спорт», который выписал для меня отец. Потом этот журнал был моей настольной книгой вместе с другими журналами о спорте. Наряду с газетой «Советский спорт» они позволяли быть в курсе всех мало-мальских событий в мире спорта.  Именно из этих изданий я узнал о победе не чемпионате мира по тяжелой атлетике 1959 года тогда еще совсем молодого тяжеловеса  Юрия Власова, который набрал в сумме троеборья (жим, рывок и толчок) 500 кг.  Наряду в Рудольфом Плюкфельдером и Аркадием Воробьевым  он еще выше поднял престиж советской тяжелой атлетике.  Но я знал и о подвигах малыша (рост 177 см, вес 165 кг) из американского штате Теннесси  Пауля Андерсона  на мировом чемпионате 1955 года, который поднял в сумме 512,5 кг. И стал очень внимательно следить за дальнейшим развитием событий на тяжелоатлетических помостах.

И вот наступил олимпийский 1960 год.  Все сильнейшие атлеты мира собрались на олимпийском помосте в Риме.  Многие штангисты показали выдающиеся результаты, но героем Олимпиады единогласно признали нашего Юрия Власова, который побил казавшийся вечным мировой рекорд Андерсона, показав в сумме 337,2 кг, а в толчке поднял 202,5 кг.  По сравнению с другими шкафо-подобными тяжеловесами интеллигентный, стройный, в очках Юрий Власов казался прибывшим из другой планеты. И на целых 4 года он стал кумиром многих мальчишек всего мира.

На Олимпиаде 1964 года в Токио блестяще выступили наши штангисты, 3 из которых были из родного для меня Хабаровского края.  Голованов стал олимпийским чемпионом, а Куренцов и Каплунов – серебряными  призерами.  Не получилось повторить римский успех  Юрию Власову, он проиграл 2,5 кг своему соотечественнику Леониду Жаботинскому, который показал очень высокий результат в троеборье – 572,5 кг, но все же ниже мирового рекорда Власова – 580 кг.  И Власов покинул помост.  Насовсем, занялся литературной деятельностью, написав и рассказы о тяжелой атлетике, и романы на исторические темы.

Лишившись стимула улучшать результаты, Жаботинский перестал прогрессировать, и на Олимпиаде 1968 года победил с не очень высоким результатом.  Потом он проиграл на чемпионате мира 1969 года американцу и казалось, закатилась звезда отечественной тяжелой атлетики в тяжелом весе.  Но вдруг весной 1970 года как гром среди ясного неба малоизвестный тяжеловес Алексеев побил мировой рекорд и вплотную подошел к 600 кг рубежу, который через полтора месяца успешно преодолел. Так началась эра великого Василия Алексеева, который стал двукратным олимпийским чемпионом, многократным чемпионом мира и Европы, установил 80 мировых рекордов, подняв в 1976 году огромный вес в толчке – 255 кг.  Сравните с результатом Власова в Риме – 202,5 кг и вы поймете, как далеко вперед  шагнула тяжелая атлетика.

Но не совсем честным путем. Именно тогда в спорт вообще и в тяжелую атлетику в частности пришла «химия» - анаболические гормоны, которые позволяли наращивать огромные мышцы и повышать силу.  Стали побеждать не честно наращенная многочасовыми тренировка сила и техника, а умение скрывать применение запрещенных препаратов.  Особенно раздулись за счет применение гормонов  культуристы, которые обладали огромными мышцами, но не могли поднимать большие веса.  И это был перегиб.  В спорте применение допинга приводило к тяжелым последствиям. Стали рваться сухожилия мышц, которые не могли так беспредельно наращивать свою прочность. Раньше, чтобы порвать ахиллово сухожилие, надо было очень здорово постараться, такие случаи были единичными.  А в эру применения стимуляторов это стало обычным делом.  Некоторым спортсменам вшивали лавсановые сухожилия, как например олимпийскому чемпиону Юрию Захаревичу. Рвались из-за большой силы мышц не только сухожилия, но и суставные сумки плечевых и локтевых суставов.  Высокий уровень травматизма в большом спорте заставлял задуматься многих.

Поэтому у меня не поворачивается язык назвать некоторых чемпионов великими, даже несмотря на их многочисленные победы.  Того же Давида Ригерта, установившего более 50 мировых рекордов, или двукратного олимпийского чемпиона в тяжелом весе Александра Курловича, ныне президента федерации тяжелой атлетике Белоруссии.  Не всегда их победы были честно завоеванными, хотя обвинить их в отсутствии трудолюбия на тренировках нельзя. Штангисты пахали во время сборов как проклятые, поднимая за тренировку по 20-25 тонн железа.  А «химию» применяли все, кто больше, а кто меньше. Но достичь того уровня результатов без анаболиков было невозможно. И сейчас применяют, но не такие вредные и в меньших количествах. А вот успехи китайцев спорте вообще и  в тяжелой атлетике в частности я связываю с использованием ими природных прогормонов в виде БАДов, которые в организме становятся естественными гормонами организма, но в большем количестве. А это повышает работоспособность и помогает увеличивать тренировочные нагрузки и добиваться лучших результатов.  А начал подниматься китайский спорт высших достижений с массовым приездом к ним немецких специалистов после распада Германской демократической республики, где спорту уделялось большое развитие и применение допинга для побед приветствовалось и внедрялось. Вот и передали свой богатый опыт немцы своим собратьям по социалистическому лагерю.  Не случайно несколько рекордов мира по бегу на длинные дистанции в легкой атлетике или в плавание среди женщин установлены неизвестными спортсменками в начале 90-х годов и потом никогда и нигде не были подтверждены. А рекорды существуют до сих пор.

Какое-то время с допингом в тяжелой атлетике боролись не очень активно, но в начале 90-х годов взялись всерьез.  Появились  более чувствительные методики определения разных гормонов в организме, новая аппаратура, внезапные проверки спортсменов в течение года и допинг стал терять популярность.  Некоторых спортсменов и целые команды за применение допинга дисквалифицировали на длительные сроки, а в тяжелой атлетике не стали отменять мировые рекорды, а просто изменили границы весовых категорий.  И мировые рекорды начали новый отсчет.  Но в тяжелом весе к рекордам 90-х годов приблизились в последние годы, а некоторые даже побили, но не намного.  Ведь самые сильные богатыри имеют собственный вес, как и  прежние герои спортивных сражений – более 140-150 кг.  Для них границы весовых категорий не страшны.

И не только в тяжелой атлетике стали бороться с допингом.  В легкой атлетике тоже. Но там дистанции или виды остались прежними, вот и стоят непобитые мировые рекорды с конца 80-х и начала 90-х годов,  когда применение стимуляторов было особенно активным.  Например, мировые рекорды в прыжках в высоту и длину у мужчин и женщин, прыжках тройным, метаниях ядра, диска, молота. Хотя в более поздние годы раздавались скандалы с дисквалификацией чемпионов, которые попадались на допинге. Иногда через 8 лет, именно столько лет хранятся пробы, забранные у спортсменов. За это время появляются более чувствительные методики определения допинга. Так что нечестные спортсмены целых 8 лет могут ждать справедливого решения.

А тяжелая атлетика после этого бума рекордов и популярности лучших атлетов отошла на второй план и сейчас соревнования по штанге проходят при полупустых трибунах.  Лишь на Олимпийском помосте были зрители, но в основном это участники других видов спорта, пришедшие поболеть за товарищей по команде. А вот на чемпионатах мира на трибунах сидит пара сотен знатоков или болельщиков, и все. Если так пойдет, то тяжелая атлетика попадет в список на выбывание из видов спорта на Олимпиадах, как это случилось с некоторыми видами  борьбы, что потребовало от международной федерации борьбы срочно принимать меры по популяризации этого вида спорта.  И на экранах телевизоров, в средствах массовой информации тяжелая атлетика редкий гость. Почему-то перестала цениться сила, которую все же демонстрируют многие спортсмены на соревнованиях.  К сожалению, не наши.  Китайцы, корейцы занимают первые места как среди женщин, так и среди мужчин, особенно в легких весовых категориях. Становятся призерами мировых первенств много представителей мусульманских стран, где культ силы сохранился.  И если так пойдет, то скоро русских Ильей Муромцев заменят китайскими или мусульманскими идолами не только в покупных сказках, но и в мозгах наших соотечественников. Что было бы очень жаль.