Преподобный Трифон Вятский Чудотворец

Алексей Фоминых
Личность в контексте истории.

Жемчужина вятской архитектуры Вятский Успенский монастырь вот уже более 400 лет украшает облик древней Вятки-Хлынова. Сегодня это излюбленное место жителей нашего города. Сюда приходят по великим церковным праздникам, к святому источнику, в храмы помолиться и исповедоваться. Да и просто в обычные дни, пройтись по земле освященной веками российской истории полюбоваться прекрасными церквами, образцами архитектуры XVIII - XIX веков.
В Успенском соборе почивают святые мощи устроителя всего этого духовного и архитектурного великолепия –архимандрита первого монастыря на Вятской земле,  святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца,  по имени этого подвижника и получил монастырь свое второе , народное название,  как символ признания трудов святого –Трифонов монастырь.
Каждый верующий вятчанин считает долгом,  поклонится святым мощам преподобного Трифона, возжечь свечу у иконы этого святого с верой и горячей молитвой в сердце.
Сегодня,  мало кто знает ,то этот человек помимо духовной сферы был очень активным деятелем в истории нашей страны, был близок к купеческому роду Строгановых,получил жалованную грамоту на устроение монастыря от Иоанна Васильевича Грозного и общался с царем Федором Иоанновичем, пострадал во время гонений Бориса Годунова на бояр Романовых. Таинственные нити истории переплели его судьбу с судьбой будущего Лжедмитрия I, монаха Чудова Монастыря Гришки Отрепьева. Преподобного Трифона мы можем считать не только основателем первого монастыря на Вятской земле,  при нем в Хлынове появляется  первая  школа и первая библиотека!

***
Трофим Дмитриевич Подвизаев , в монашестве Трифон , родился около 1546 года в селе Малонемнюжском , позднее Воскресенском на реке Немнюге , ныне это Архангельская область. Родители его , Дмитрий и Пелагея Подвизаевы, были крестьянами. После смерти отца, забота о воспитании младшего сына в семье легла на плечи матери. Когда она и старшие братья начали настаивать, чтобы подросший Трофим женился, он покинул дом и отправился «евангельски странствовать ради Христа», передав себя «в руце Божии» — такие формулировки использованы в Житие Трифона Вятского.
Через несколько лет скитаний Трофим поселился при церкви в городке Орле – ныне поселок городского типа в Усольском районе Пермской области, являвшемся неофициальной столицей торговой империи купцов Строгановых. Там он привлек внимание Якова Строганова. Несколько детей богатого промышленника умерли, а потом заболел и последний — сын Максим. Отчаявшийся отец попросил благочестивого юношу помолиться за исцеление мальчика. Просьба смутила Трофима,  он полагал, что исцеление  дело рук Божьих, а не человеческих. Но совершил молитву, после которой Максим выздоровел. Это первое из множества чудес, зафиксированных житием преподобного. Яков Строганов предложил ему любую поддержку, но Трофим Подвизаев предпочел продолжить странствия.
В 22 года Трофим  принял постриг с именем Трифон на берегах Камы, в Пыскорском Преображенском монастыре. В житии святого сообщается, что братию новый инок поражал своим трудолюбием и смирением. Все работы он выполнял с великой радостью,  пек хлеб, готовил еду для всех насельников, рубил дрова в лесу и ухаживал за больными. Питаясь исключительно хлебом и водой, на все службы приходил первым, а уходил последним. Часто простаивал на молитве всю ночь до утра.
По преданию нашедшему отражение в житии святого Трифона, он был приставлен к монастырской солеварне. Добыча соли составляла важную статью монастырских доходов. К середине 18 века в Пыскорском монастыре добывалось более миллиона пудов соли.
В то время соль была стратегическим продуктом и очень ценилась – это был единственный известный тогда консервант позволявший сохранять продукты питания впрок.
Именно торговлей солью занимались, и сказочно богатели на этом   купцы Строгановы – среди которых были почитатели и покровители инока Трифона.
Вероятно,  неуемная жажда деятельности частые посты и напряжение всех физических и душевных стали причиной тяжкой болезни монаха Трифона. По преданию помочь подвижнику явился святитель Николай, и они вместе молили Господа об исцелении.
Выздоровев, Трифон решил искать уединения и безмолвия. Спустившись по реке Каме,  он вышел на берег, и на горе увидел чудесную местность, окруженную густым лесом и благоухающими цветами. Скоро он узнал, что это молебное место остяков (хантов), где они приносят жертвы своим богам. Следуя своему мощному темпераменту, преподобный Трифон не мог остаться в стороне от миссионерской деятельности. Далеко не всегда успешная,  в итоге проповедь преподобного, привела к определенным результатам. Им были крещены дочери остякского (хантского) князя Амбала и вогульского (мансийского) князя Бебяка
Братия Пыскорской обители, услышав о славных подвигах Трифона, очень желали видеть его у себя и просили приказчика Строгановых привести отшельника. Преподобный, против своей воли прибыв с ними в обитель, прожил здесь совсем немного, но за это короткое время успел обратить ко Христу остяков, живших около Соликамска, и в их числе богатого землевладельца Иртега.
По его желанию жить уединенно,  Строгановы Иаков и Григорий, предложили Трифону место в их вотчине на реке Чусовой. Здесь он поставил часовню со святыми иконами, а потом устроил монастырь в честь Успения Богоматери.
В начале  своего пути духовного подвижничества Трифон был близок к Строгановым- известному купеческому роду , позже получившего дворянство и сыгравшего немаловажную роль как в экономике , так и в политике Российской империи.
Можно предположить, что Строгановы в XVI –XVII веках были заинтересованы в деятельности таких миссионеров как Трифон. Надзор за делами на дальних рубежах, контакты с местными народами. Возможно и сбор ценной информации. Все  это могло помимо духовных дел, являться частью миссии по продвижению в малоизвестные районы севера России. При этом если человек обладал такой харизмой как преподобный Трифон, был образован и вел праведную жизнь,  к нему часто  обращались и за молитвой и за духовным словом. Мы знаем, из жития что Трифон (Подвизаев) был образованным и начитанным для своего времени человеком. Особенно важно для Строгановых было то – что он очень хорошо разбирался в процессе добычи соли из соляного раствора. В Житии Трифона, также  описывается и его труд на соляных варницах,  и эпизод когда он смог восстановить работу вдруг прекратившего источать соляной рассол источника.
Его профессиональные и грамотные действия помогли продолжить добычу соли в этом месте. Поэтому нет сомнения что Строгановы очень ценили Трифона , содействовали ему в делах монастырского строительства и проповеди христианской веры среди инородцев. Но с проповедью,  как раз не всегда получалось гладко. Трифон обладал очень горячим темпераментом и был,  судя по всему очень увлекающимся, эмоциональным человеком.  Поэтому часто его проповедь просто пугала местное население из коренных народов. Напротив, среди русских поселенцев такая деятельность встретила горячее одобрение. Так один из них Федор Сухоятин , занимавшийся торговлей с остяками рассказал Трифону  о священной ели, которой поклонялись местные жители, в том числе и русские. Он уговорил Трифона срубить и сжечь дерево, для этого подарил ему секиру. Трифон с фанатичным рвением поспешил исполнить это святое дело. Только заступничество строгановских приказчиков, которым остяки пожаловались на самоуправство монаха,  спасло его от расправы. Остяки горячие проповеди Трифона воспринимали слишком буквально, как угрозы воинственного набега врагов или как реальные кары,  которые могут их постигнуть в их селениях и домах. Остяки во главе со своим старшиной Заведукой отправились  изгонять непрошенного миссионера, любопытно, что в этом участвовали и некоторые русские поселенцы.
Не только начало подвижничества,  но и дальнейшая деятельность Трифона, часто заканчивалась либо конфликтом,  либо изгнанием. Это говорит и о твердости характера,  о решимости действовать, силе духа, и в то же время о больших амбициях крестьянина принявшего монашеский постриг и идущего к намеченной цели.
Однажды Трифон приготовил землю для посева хлеба и зажег около своей кельи пни и корни срубленных деревьев. Огонь, усиленный ветром, распространился по лесу и истребил огромные запасы дров, приготовленные для строгановских соляных промыслов. Местные поселенцы, озлобленные потерей дров, грозили убить Трифона. Григорий Строганов заковал его в колодки, а потом прогнал из своих владений. Это несчастное происшествие и стало тем счастливым случаем,  направившим стопы монаха Трифона в сторону града Хлынова.
Разрыв с купцами Строгановыми, стал одной из причин появления инока Трифона на Вятской земле.
***
В январе 1580 года пришел Трифон в Вятскую землю. Обходя храмы  Божьи, чаще всего странник посещал церковь Святого Николая, где стояла чудотворная Великорецкая икона. Дьякон этой церкви Максим Мальцев полюбил Трифона и принимал его  у себя, потом и другие хлыновцы стали приглашать его в свои дома. Побродив по окрестностям Хлынова, Трифон узнал,  что в Вятской земле нет святых обителей – монастырей. Он загорелcя идеей основать здесь монастырь. Для этого он присмотрел место у двух ветхих церквей и стал просить  у городских властей дозволения устроить здесь обитель. В Хлынове Трифон пробыл недолго – не более двух-трех недель. Вряд ли Трифону удалось добиться успеха в своем начинании за столь короткое время, если бы не искреннее желание вятчан открыть в своем городе монашескую обитель. Многое для этого сделал и иеромонах Онисим, хлопотавший об этом среди жителей Хлынова. К сожалению,  нам ничего не известно об этом первом подвижнике Вятской земли, полностью заслоненном энергичной фигурой преподобного Трифона Вятского.
Заручившись поддержкой,  власть имущих вятчан,  Трифон отправляется в Москву.
Строительство монастыря дело важное и дорогостоящее, поэтому Трифон уже в Москве находит понимание и поддержку своих грандиозных планов. Знакомства в высших эшелонах тогдашней власти позволяют завершить начатое дело в Хлынове и вовлекают уже архимандрита Трифона в круговорот политической жизни и исторических событий того времени.
Просьба вятчан была встречена в Москве благосклонно, так как отвечала интересам правительства, которое прекрасно понимало роль монастырей в хозяйственном освоении и колонизации окраин русского государства и укоренении в них православия.
24 марта 1580 года Трифон был посвящен митрополитом Антонием в сан иеромонаха и получил благословление быть строителем монастыря. А 2 июня 1580 года сам царь Иоанн Васильевич Грозный дал грамоту на землю для обители.
По возвращении в Хлынов,  преподобный занялся устройством обители. Закладка первой церкви посвященной Благовещению Божией Матери состоялось 8 сентября 1581 года, храм был деревянный и довольно скромный по размерам и архитектуре. Скоро собрались братья в новую обитель. Особенно содействовал преподобному Трифону,  в строительстве Успенского монастыря,  вятский воевода Василий Овцын. По его предложению жители Хлынова охотно вносили пожертвования для нового храма Успения Богоматери, и вскоре он был построен.
Число братьев увеличилось, а средств к жизни,  недоставало. Трифон в 1588 году снова отправился в Москву. Царь Федор Иоаннович сын Ивана Грозного – милостиво принял подвижника из Хлынова и дал на монастырь обильную милостыню, земельные угодья и 15 пудовый колокол, а патриарх Иов возвел Трифона в сан архимандрита и пожертвовал иконы, книги, священнические ризы. Кроме царя и патриарха пожертвовали на монастырь и бояре московские, особенно радушно отнеслись к преподобному Трифону родственники царя бояре Романовы. Даров набралось столько, что потребовалось 12 подвод для доставки их из Москвы в Хлынов.
Архимандрит Трифон был рачительным хозяином – стремился к расширению монастырского хозяйства, прежде всего земельных владений. Преподобный совершил еще ряд поездок в Москву, из которых неизменно возвращался с дарами и земельными пожалованиями. Вот один из эпизодов,  в  Москве Трифона принимал князь Иван Михайлович Воротынский. В беседе с настоятелем Успенского монастыря   он посетовал, на их  с княгиней бездетность, и Трифон сказал:
- Князь, ты призрел меня, бедного старца, и исполнил этим главную заповедь Господа. Знай же, что  у тебя родится сын Алексий.
Князь и княгиня, обрадованные этой вестью, дали богатую милостыню для обители, а через год, когда предсказание старца исполнилось, князь Воротынский стал самым усердным благотворителем Трифоновой обители.
Пожертвования и дары несли не только экономическое усиление обители и благоукрашение храмов. При преподобном Трифоне в Хлынове появляется первая библиотека. Именно библиотека! И то, что это собрание книг монастырское ни сколько не умаляет вклад архимандрита Трифона в общекультурное развитие нашего региона! Сегодня мы чтим память ссыльного Александра Герцена как основателя первой публичной библиотеки  и незаслуженно забываем – что первая библиотека на вятской земле появилась за два века до него в стенах  Успенского монастыря в Хлынове!
До нас дошел полный список книг монастырской библиотеки времен  Трифона Вятского,  хранившейся в соборном храме. В ней было около 120 книг, ежегодно библиотека пополнялась на 5-6 книг. Основную часть библиотеки составляли богослужебная литература, что естественно для монастырской библиотеки, были и богословские книги, например творения святителя Василия Великого. Большое количество литературы духовно – нравственного содержания в первую очередь жития святых интересно , что среди книг были и  две Азбуки. Книги хранились также в келье преподобного Трифона. Всего у него хранилось 14 книг: четыре Псалтыря, молитвенник, богослужебные книги Часовник, Постригальник, Служебник, Эпитимийник, Азбучник с любовью переплетенный в белую кожу , вероятно это была одна из любимых книг Трифона. Азбучник - это универсальный учебник XVI века, включавший в себя азбуку, грамматику, арифметику и справочные сведения по природе и устройству мира, как это представляли в то время.
Среди книг было и Житие самого Трифона. Эта книга - скорее всего, представляла собой записанный со слов настоятеля монастыря рассказ о его жизни  до прихода в Хлынов. Возможно, что и сам Трифон принимал участие в его составлении. Духовная грамота (завещание) преподобного Трифона сохранившаяся до наших дней свидетельствует о том, что он не только был любителем книжного слова, но и сам обладал хорошим литературным слогом! Позже мы процитируем несколько строк из этого интересного документа.
Почти 20 лет возглавлял преподобный Трифон,  основанный им в Хлынове Успенский мужской монастырь. И в итоге  был изгнан из основанной им обители недоброжелателями,  тяготившимися строгим монастырским уставом. Именно  недовольством строгими правилами объясняет изгнание Трифона  житие  святого,  написанное еще в XVII веке. Главный библиограф областной научной библиотеки им. Герцена Андрей Марков,  изучив все доступные источники по этому вопросу,  считает причиной изгнания то,  что во времена Бориса Годунова бояре Романовы – покровители архимандрита Хлыновского Успенского монастыря попали в строгую опалу царя Бориса Федоровича. И  Трифон при участии недовольных иноков,  возглавляемых его же учеником Ионой Маминым выходцем из московского дворянства, в 1601 году был удален из Успенского монастыря.
В Хлынове архимандрит Трифон  слыл строгим и как бы сегодня охарактеризовали – успешным руководителем. При его управлении обитель богатела и расширяла свои земельные владения и рыбные ловли.  При этом настоятеле Успенский монастырь превратился в богатейшего землевладельца в крае.
В монастырь попасть мог далеко не каждый. Нужно было внести  вкладных денег от 10 до 20 рублей с человека, не менее 10 рублей за пострижение в монахи. Деньги просто гигантские для того времени. На современные деньги одна копейка  XVI века эквивалентна 300-500 рублям. Для понимания масштаба взноса, если переведем  на российские рубли XXI века это 300 000 – 600 000 рублей, за право стать насельником монастыря!   
С одной стороны это выглядит как признак стяжательства, но  если посмотреть иначе, мера мудрая и дальновидная. Благодаря высоким взносам отсекались нежелательные элементы,  люди ищущие легкой, праздной и безопасной жизни. В обитель поступали либо истово верующие жители Хлынова и окрестностей, мечтающие о спасении души в иноческом образе или состоятельные торговые люди,  ищущие покоя и отдохновения от суеты мира сего.
Вместе с тем поступающие деньги шли,  на строительство храмов, приобретение новых книг и икон, благоустройство территории – все это делало монастырь не только центром духовной жизни,  но и центром  ремесла , образования,  центром развития всего города Хлынова-Вятки.
Большая часть средств,  проходила через руки хозяйственного и распорядительного архимандрита Трифона. Подобное положение не могло не вызывать раздражения всей остальной братии и прежде всего соборных старцев, претендовавших на руководящее  положение в монастыре.
В своей жизни Трифон подвергался многим искушениям и испытаниям, он преодолел неисчислимые трудности и опасности. В Хлынове в стенах основанной им обители ему суждено было испытать еще и горечь предательства. Вот что об этом сообщает житие преподобного,  Иона Мамин, родом из московских дворян в юности пришёл к подвижнику, был принят им как ученик и под руководством архимандрита Трифона проходил различные послушания. Преподобный полюбил Иону. Однажды в болезни святой старец написал духовное завещание, в котором назначил его своим преемником. Иона же перешёл на сторону недовольной настоятелем братии.  Они избрали Иону Мамина вместо Трифона настоятелем , тайно написали в Москву прошение и послали Иону для поставления в архимандриты , спланировали они это тогда когда Трифон  отсутствовал в монастыре. В это время он ушел странствовать для сбора подаяний и пожертвований на святую обитель.
В Москве, по ходатайству родственников, Иона был возведен в сан архимандрита. Возвратившись, он не стал более повиноваться преподобному Трифону,  и побуждал его оставить монастырь. В этой временной точке как раз и сошлись все обстоятельства – недовольство нравом настоятеля, опала его покровителей бояр Романовых , интриги амбициозного воспитанника и ученика . Если бы  Романовы не оказались в опале, не были разосланы в ссылку по удаленным городам и весям, вполне возможно , что Трифону не составило бы труда вернуться в монастырь настоятелем и восстановить свои законные права. Но это ему сделать не удалось, последовал длительный период в жизни святого наполненный  странствиями и паломничествами.


***
Незадолго до изгнания произошло событие, сделавшее мало кому известного архимандрита из града Хлынова участником событий Смутного времени потрясших впоследствии устои государства Российского .
В «Сказании о царстве царя Федора Иоанновича», содержится упоминание о том, что юный Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I) «Остался после отца своего млад зело с материю своею…и по некоем времени случися ему беседа Вятские области града Хлынова Успенского монастыря со игуменом Трифоном, той же игумен Трифон увеща его бытии мнихом. И по совету того игумена пострижеся во иноческий образ и наречеся имя ему Григорей, в то время бысть ему лет 14»…
Зимой 1600 – 1601 годов Трифон совершил пострижение над жившим в имении Романовых  Григорием Отрепьевым в будущем Лжедмитрием I. Как считает Андрей Марков автор публикации в сборнике «Власть и общество: История и современность» (Киров 1995 г. ) , возможно пути архимандрита Трифона и будущего расстриги Гришки Отрепьева пересекались и ранее в 1595 году. Трифон мог рекомендовать молодого Отрепьева своим покровителям – боярам Романовым. Известно,  что в собрании сочинений литератора XVIII века Сумарокова приводятся сведения, что Григорий Отрепьев даже служил диаконом в Хлыновском Успенском монастыре.
Вятский историк Александр Иванович Вештомов не доверял этому факту. Зато факт пострижения Отрепьева Трифоном приводится у Карамзина в «Истории государства Российского».
Из-за скудости источников и больших утрат в документальном наследии той эпохи  участие и роль Вятского игумена в событиях Смутного времени остается пока невыясненной. Чуть позже мы еще вернемся к этому вопросу.
Был в Хлынове Григорий Отрепьев или нет, вопрос открытый. Но версия его присутствия в Хлынове может подтверждаться тем,  что во время правления Бориса Годунова  - после того как стал распространяться слух о самозванце – розыск его скрытно вели и в стенах Хлыновского Успенского монастыря.  Историк Александр Степанович Верещагин предполагает,  что результатом розыска, завуалированного под ревизию,  могла стать  «Дозорная книга Хлыновского Успенского монастыря, городового приказчика и Фёдора Рязанцева, 7109 г. (1601г.)»
В истории правления самого Лжедмитрия есть достойный внимания факт. Михаил Татищев (предок знаменитого историка) как то сказал Лжедмитрию I о недовольстве, среди москвичей  его пренебрежением старыми традициями и склонностью к западной моде. По этому поводу Татищев даже бросил в сторону самозванца,   какую-то дерзость, царь вспылил и приказал немедля  сослать Татищева в Хлынов и там «держать в колодах, утаив имя его»,  правда, немедленно опомнившись, и возможно, под давлением ближних бояр, отменил своё распоряжение. Вероятно,  знакомы не понаслышке были самозванцу далекие вятские земли. Здесь можно отметить быстроту реакции Лжедмитрия – не думая местом ссылки,  он называет град Хлынов. Не говорит ли эта поспешность о том, что в свое время он вынужден был оказаться в этих местах, также не по своей воле, а под давлением обстоятельств?
Можно предположить, что история с Гришкой Отрепьевым,  в которую был непосредственно вовлечен преподобный Трифон, имела в своей основе – борьбу за власть и за престол. Возможно, бояре недовольные воцарением Годунова, планировали использовать Отрепьева,  - талантливого, смышленого потомка захудалого дворянского рода, как «таран» для нанесения удара по Борису Годунову. Только вот стоило это многих и многих жертв и в итоге привело к затяжному периоду Смуты. Особая роль отводилась подготовке Отрепьева к этой миссии. Пока создавалась легенда о выжившем  царевиче Димитрии, распускались слухи о чудесном спасении законного наследника Иоанна IV . Гришка Отрепьев был прикрыт монашеской мантией и возможно до времени спрятан от глаз московских властей в стенах Хлыновского Успенского монастыря , попав туда далеко не по своей воле, а по суровой необходимости. (Вспомним угрозу Татищеву ссылкой в Хлынов). Здесь Романовым и был необходим архимандрит Трифон. Он, вероятно, сам не знал всех деталей происходящего – просто не мог отказать своим благотворителям в небольшой услуге – пострижении и духовном окормлении нужного человека.
Отрепьев принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку «Отрепьев». Считается, что Юрий был на год или два старше царевича. Родился в Галиче . Отец Юрия, Богдан, вынужден был арендовать землю у Никиты Романовича Захарьина деда будущего царя Михаила Федоровича, чьё имение находилось тут же по соседству. Отец будущего самозванца погиб в пьяной драке, когда оба сына — Юрий и его младший брат Василий, были ещё малы, так что воспитанием сыновей занималась их мать.
Ребёнок оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причём успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову.
Спасаясь от «смертныя казни» во время расправы с романовским кружком в 1600 -1601 г. г.  Отрепьев постригся в Железноборковском монастыре – считается что постригал юношу игумен Трифон из Хлынова, а монастырь где принял монашеский сан Григорий находился неподалёку от родительского поместья, а значит во владениях Никиты Романовича Захарьина , где мог бывать и Трифон Вятский.
Однако простая и непритязательная жизнь провинциального монаха Григория не привлекала, после скитания по монастырям он в конечном итоге вернулся в столицу,
где по протекции своего деда Елизария Замятни поступил в аристократический Чудов монастырь. Там грамотного монаха довольно быстро замечают, и он становится «крестовым дьяком»: занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе».
Именно там, будущий претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, рассказы о том,  как Гришка расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей.  Царь Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк, которому было это поручено, отложил исполнение приказа. Неизвестно,  кем предупреждённый Григорий бежит в Галич, затем в Муром, в Борисоглебский монастырь,  и далее  на лошади, полученной от настоятеля, через Москву в Речь Посполитую, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем».
Есть версия , что Отрепьеву покровительствовал кто-то достаточно сильный, чтобы спасти его от ареста и дать время бежать. Сам Лжедмитрий, будучи в Польше, однажды оговорился, что ему помог дьяк Василий Щелкалов, также подвергшийся затем гонению от царя Бориса.
Не вдаваясь в подробности событий,  последовавшего за этим исторического периода добавим, что в итоге царь Борис и его сын лишились трона. Дочь Бориса Ксения, славившаяся красотой,  стала наложницей самозванца , а затем насильно была пострижена в монахини.
В России наступило время смут, бунтарей, самозванцев и  интервенции иностранных держав. Время  беспощадной борьбы за власть и богатства. Патриотически настроенное дворянство и купечество,  вкупе с народом положили конец этому периоду. С помощью народного ополчения интервенты были изгнаны. Земский собор избрал нового царя – юного Михаила Романова.
Но было это уже после кончины преподобного Трифона Вятского – вольно или невольно ,  вовлеченного в эти исторические события.
Как мы уже отмечали,  именно с опалой бояр Романовых покидает свою обитель ее основатель преподобный Трифон. Сначала Трифон отправляется в Москву искать правды, но безуспешно.
Затем преподобного Трифона, которому уже исполнилось 55 лет,  принимает у себя  Никита Строганов и поселяет странствующего изгнанника в Строгановский Введенский монастырь в городе Сольвычегодске. Отсюда Трифон совершил свое первое паломничество в Соловецкую обитель, а затем отправился на ставшую ему уже родной Вятскую землю.
***
В 1608 году святой Трифон уже в городе Слободском  в Богоявленском монастыре. Несмотря на преклонный возраст,  он принимает активное участие в окончательном устройстве этой новой обители. В частности возводит храм в честь Архистратига  Михаила. Деревянная церковь чудом сохранилась до наших дней. Сегодня ее можно увидеть на главной площади города Слободского.
Это самое древнее  сооружение на территории Кировской области. По сей день возведение этой церкви связывают с именем Преподобного Трифона. Церковь Михаила Архангела - бывшая башня Богоявленского монастыря - напоминает сказочное жилище: бревна в обхват, лесенка, проезд забран деревянной решеткой искусной работы. Деревянная надвратная церковь Михаила Архангела, более чем на сто лет старше знаменитых Кижей,  Возведена церковь в 1610 году вятскими мастерами без единого гвоздя, только топором и пилой пользовались умелые потомки новгородских поселенцев – славившихся плотницким искусством.
В книге «Жизнь преподобного Трифона и Блаженного Прокопия Вятских Чудотворцев» изданной в Вятке в 1881 году в типографии Куклина нам удалось найти описание этого храма: «Эта деревянная церковь, в последнее время обитая тесом, стоит и ныне
(270 –й год ) над вратами как памятник древности. Иконы в ней старинные, стены не тесаны и окна малые, тем представляет и ныне всю простоту времен преподобного Трифона. Ранее здесь были крашенинныя одежды на престоле и жертвеннике, оловянные сосуды и чугунный крест, он хранится и доныне. (1880 г.)»
О пребывании святого Трифона в граде Слободском может поведать и обнаруженный в 2011 году альбом гимназиста Алексея Косарева 1888 года. В альбоме множество рисунков отображающих быт крестьян, есть замечательные пейзажи вятской природы сделанные как в красках,  так и в карандаше и тушью. Среди прочих есть небольшой рисунок изображающий скромную избушку с маленькими окошечками, вросшую от древности в землю. Поражает надпись сделанная вверху рисунка: «Слободской уезд, Трифонова избушка». Неужели память народная сохранила в 19 веке места связанные с личностью вятского святого? Вполне возможно! Ведь подписывая рисунок гимназист Алексей Косарев несомненно руководствовался народным названием. К сожалению нет никаких шансов, что эта избушка могла уцелеть до нашего времени, но дальнейшее исследование этого рисунка и обстоятельств его создания помогут пролить свет на малоизвестные страницы жизни преподобного Трифона в Слободском.
Ныне этот уникальный документ передан в Центр Регионоведения при областной научной библиотеке имени Герцена.
В конце 1611 года преподобный Трифон отправился в свое второе и последнее паломничество в Соловецкий монастырь, из которого вернулся совершенно больным человеком.
15 июля 1612 года он вновь прибыл в Хлынов, который покинул 11 лет назад. Поселился Трифон,  как и в первый свой приход в 1580 году у диакона Никольской церкви Максима Мальцева, своего верного друга.
В книге «Вятский Успенский монастырь при преподобном Трифоне» изданной в 1902 году  в Вятке  приводятся интереснейшие сведения о том,  как  первый царь из династии Романовых Михаил Федорович, благодаря проповеднической деятельности преподобного Трифона Вятского,  благоговейно почитал Великорецкую Чудотворную икону святого Николая. И хотя этот царь взошел на престол уже после кончины преподобного, он мог слышать рассказы об этом святом и его жизни из уст своей матери инокини Марфы, которая имела на сына очень большое влияние.
По преданию в 1583 году преподобный Трифон получил исцеление от «слепоты» перед Великорецкой иконой святителя Николая.  Об этом чуде он,  конечно,  рассказывал,  бывая в Москве благотворителям своего монастыря. Рассказ этот должен был произвести очень сильное впечатление – так как рассказывал непосредственный очевидец и участник чудесного исцеления. Несомненно, cлышали об этом чуде и представители рода Романовых. И вот уже в 1614 году, тотчас после воцарения Михаила Федоровича,  в Хлынов отправлена царская грамота вятским воеводам, с повелением отпустить Великорецкий образ в Москву для царского и всенародного поклонения. Из документов и грамот царя Михаила и патриарха Филарета (отца Михаила Федоровича) видно,  что царь и патриарх относились с особым благоволением к Успенскому монастырю в Хлынове и после смерти первого его настоятеля. Не может  ли быть  это, еще одним подтверждением близости преподобного Трифона к роду бояр Романовых, ставших впоследствии правящей династией?
Несмотря на все обиды и разочарования преподобный Трифон искренне полюбил вятскую землю и ее жителей. Иначе чем объяснить его возвращение в Хлынов в 1612 году,  с желанием умереть в основанной им, дорогой сердцу обители.
Драматичную сцену встречи  бывшего настоятеля у врат Успенского монастыря рисует житие преподобного: «Архимандрит Иона со всею братиею встретил преподобного во вратах обители и, припав к его ногам, просил прощения.
- Отче святый, говорил он,  я виновник твоих страданий, жестоко оскорбил я тебя. Прости меня, ибо враг омрачил мое сердце гневом и ввел меня в грех.
-Чадо мое духовное, Иона! Господь да простит тебя, - отвечал св. Трифон, - ибо это дело старого врага нашего диавола.
Не много, лишь несколько дней после возвращения, прожил преподобный Трифон в Успенской обители,  8 октября 1612 года в возрасте 66 лет преподобный Трифон тихо скончался в Хлыновском Успенском монастыре впоследствии в народе называемом и Трифонов монастырь. Умение прощать и любить,  было сильной стороной многогранного, сложного характера преподобного Трифона Вятского.
В 1684 г. при строительных работах в монастыре мощи игумена были обретены «изсохша в нетлении», 6 лет находились в особой часовне, а затем были сокрыты под спудом во вновь устроенном Успенском Соборе. Тогда же, в XVII веке  на гроб игумена было положено его изображение, которое стало и первой его иконой…
Подводя итог трудам преподобного Трифона, в первую очередь вспоминают Успенский монастырь, ставшим светочем духовной жизни и центром подвижничества на вятской земле. Помимо этого монастырь был важным центром экономической жизни ,  центром  книжности и образования. Когда-то именно при нём появились первая в Хлынове школа, библиотека, иконописная мастерская, больница и даже первый водопровод!
Перед смертью Трифон составил для обители духовное завещание: «Молю вас, для Бога и Пречистой матери Его, имейте духовную любовь между собою. Без нее никакая добродетель не полна перед Богом... Не осуждайте пред Богом один другого, в храме или в келье, наедине ли или в общении с братиею. Келейные молитвы совершайте со страхом. А церковного пения отнюдь не пропускайте... Прежде всего,  отдавайте Божье Богу, а потом выполняйте другие дела... Для братии на трапезе пусть будет пищи довольно и квас хороший. Дом Пречистой не оскудеет от того. Бога ради, не забудьте меня, грешного, поминайте меня, и вас помянет Бог».
Преподобный Трифон Вятский Чудотворец причислен к лику святых Русской Православной церковью в 1903 году.
***
Заглянув в непростую эпоху становления России, как сильного,  самостоятельного, единого государства,  мы видим,  что  святой преподобный Трифон, настоятель и устроитель Успенского монастыря в Хлынове в этот период был значимой и видной фигурой на фоне исторических событий в канун Смутного времени и  воцарения династии Романовых.
В этой статье мы не стали упоминать множество эпизодов характерных для житийной литературы Руси, c чудесами и исцелениями, явлением ангелов и небожителей. С чудесным вмешательством Провидения в судьбу святого. Это не является главной темой нашего исследования – самое главное, на чем хотелось сосредоточить взгляд читателя  – это на человеке, исторической личности на фоне времени. На фоне ярких событий и деятелей той непростой эпохи в истории нашей страны.
Вместе с тем это нисколько не умаляет вклад преподобного Трифона в духовное просвещение Вятской земли ставшей для него второй родиной.
Сегодня подходя к раке с мощами святого находящейся в Успенском Соборе Трифонова монастыря мы с благоговением вспоминаем дела первого строителя этой обители большой и трудный жизненный путь его от  крестьянина Трофима Подвизаева к святому преподобному Трифону Вятскому Чудотворцу.



Литература:

«Жизнь преподобного Трифона и Блаженного Прокопия Вятских Чудотворцев».
  г. Вятка 1881 г.  Типография Куклина.

Вятский Успенский монастырь при преподобном Трифоне : (по подлинному документу 1601 г.) с предисловием и пояснениями А. С. Верещагина. г. Вятка, Губернская типография 1902 г.

Сборник «Власть и общество: История и современность» (Киров 1995 г. ) А.А. Марков Преподобный Трифон Вятский (Т.Д. Подвизаев 1546 -1612 г.г.)




Алексей Фоминых