По поводу принесения мощей из Бари...

Филин Дмитрий
Несколько слов по поводу принесения святых мощей свт. Николая Чудотворца из Бари...

Христос Воскресе!

Мощи святого угодника Божьего святителя Николая Чудотворца прибыли из Бари в Россию. Слава Богу!


Сам факт того, что из крипты Базилики Святого Николая было отделено ребро святого, заключено в ковчег и мы теперь имеем возможность приложиться к мощам и в молитве обратиться ко святому меня радует. Сам я, если будет на то воля Божья, конечно, пойду и приложусь. Не по причине того, что это мощи «свежие», а многочисленные мощевики в наших храмах (в том числе и в нашем приходском) «старые», «поддельные» или еще какие-то не такие, а по причинам иным.

Во-первых, когда святые мощи привозят из постоянного места пребывания для поклонения православным это всегда событие и касается православных тех мест, куда мощи привозят самым непосредственным образом – выходя им на встречу или отстояв очередь и приложившись, мы тем самым соделываем некоторый труд и оказываем почести святому угоднику, а, значит, и Богу приносим труд и почитание. Это полезно в первую очередь нам, но и для остального общества и для властей это служит индикатором того, что православные это не аморфная масса, далекая от Церкви, а сила и сила, с которой непременно следует считаться.

Во-вторых, для кого-то такое событие может оказаться еще и некоторым личным воспоминанием. Вот, как, для меня. Божьей милостью в 2012 году нам с женой довелось побывать в городе Бари, помолиться за Божественной Литургией, которую служили на его мощах, Причаститься. Конечно, умом мы понимаем, что нет разницы между частицей в мощевике, что в нашем храме и той, что прибыла только что, разве только в размере, но есть еще личное восприятие – последняя была тогда там, в крипте, где мы, счастливые и радостные прикладывались, отстояв огромную очередь, видя, как священники, терпящие жару в облачениях, помогали нам, паломникам, освящать наши иконочки, предавали над головами из рук в руки, чтобы нас всех удовлетворить. Это память. И вот теперь частица этой памяти в Москве, рядом со мной. Разумеется, сердце радуется этому и велит мне прикоснуться к этой частице, хотя, повторю, де юре она ничем не отличается от той, что я могу приложиться (и прикладываюсь) несколько раз в неделю.

Совершенно иной вопрос – как обставлено это радостное событие…
А обставлено оно на редкость тревожно. И самое большее. что меня тревожит, это не наличие римокатолического епископата в нашем храме во время богослужения, даже не то, что святейший патриарх столько раз в своей проповеди назвал папу Франциска и архиепископа Бари Франческа святейшими, что я стал внимательно приглядываться – на станет ли последний излучать видимый свет уже тут, в храме Христа Спасителя…
Самое страшное и неприятное по моему разумению то, что имя святителя Николая пытаются использовать для некоторого непонятного православному человеку возможному объединению церквей. Православному не ясно, как нарушение догматов римокатоликами может быть названо «какими-то древними богословскими разногласиями» и как можно объединить то, что мы исповедуем как неразделенное. И с чем и на каком основании, разве что на основании покаяния тех, кто впал в ересь? Но об этом, как раз ни слова.
Однако, много слов о том, что святитель Николай почитается и нами и теми и что вот оно (как, возможно, думается некоторыми) то общее, что может привести к миру, согласию и объединению.

Да не будет!
Не стоит забывать о том, что святитель Николай ревностно обличал еретиков во время своей земной жизни, нет основания полагать, что ныне он бы одобрял разного рода примирения непримиримого, т.е. православия и ереси.
А то, что он помогает всем людям, кто нуждается в его заступничестве и кто его о том просит (а. возможно, и не просит даже), не смотря на их веру или неверие, говорит только о том, насколько этот святой угодник обладает широким и любящим сердцем, а вовсе не о том, что он ратует за объединение всех религий в одну. Вовсе нет, и полагаю, что за подобные предложения он неприминул бы ныне надавать по щекам тем, кто ратует за унию и экуменизм.

А то, что мощи прибыли в Россию это милость Божья!
Господу же нашему Иисусу Христу слава честь и держава со безначальным Его Отцом и со Святым Духом всегда ныне и присно и во веки веков!
Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий

(http://filin-dimitry.livejournal.com/1151855.html)