Артефакт. Роман. Глава 17

Юрий Яесс
Для некоторых моих читателей,которые по непонятным мне причинам начинают читать  роман с этих станиц, сообщаю, что роман начинается, как и вся литература, с первой главы, а это не она.


Глава семнадцатая 1994 год.  Санкт-Петербург – Приозерск:  Замковый остров, музей-крепость Корела.

 Весной, как только сошел снег, а в лесу появились первоцветы:  белые колокольчики подснежников, очень на них похожие голубые пролески, снежно - беленькие крупные бутоны морозника с  желтыми тычинками внутри, солнечно-золотистые весенники с крупными чашечками цветков и разлапистыми розетками из листьев под каждым цветком, ключики примулы, которыми весна открывает двери в лето, рассыпались по земле многочисленные разноцветные: белые, синие, фиолетовые, сиреневые, похожие по форме на печень, цветки перелески,  распустились и наполнили лес душистым ароматом крупные пятилепестковые фиолетовые, или белые пушистые фиалки Броня и Ханни стали выводить близняшек в лес. Девчонки смешно ковыляли по неровной земле, то и дело спотыкались, цеплялись за корни и падали. Но малышня от природы умеет удивительно  удачно падать на задницу, которая у них, во-первых мягкая и толстенькая, а, во-вторых, там проложено столько всего памперсного, что все эти встречи пятой точки с землей никакого вреда им не приносят, а только веселят. Они с удивлением разглядывали листики и цветочки, непременно стараясь их сорвать и запихнуть в ротик. Броня сердито покрикивала на внучек:
–Нельзя рвать, нельзя! Им же больно, они живые. Вы все сорвете и никто больше не сможет увидеть, какие они красивые. Но дети – есть дети и объяснить им, что большинство из этих цветочков уже занесены в Красную книгу, просто невозможно. Уж если взрослые люди, прекрасно это знающие, преследуемые и штрафуемые милицией и лесниками, тем не менее, вовсю рвут охапками и подснежники, и ландыши и фиалки и всю остальную первую весеннюю лесную красоту, лишь бы заработать сотню-другую рубликов, чего спрашивать с несмышленышей. Но Броня считала, что как бы там ни было, а надо объяснять и объяснять. Ничего, постепенно запомнят, а вырастут, станут старше и поймут. Сама Броня всю жизнь очень любила цветы, которых в краях ее детства было очень иного. Но одно дело цветы садовые, всякие там розы, тюльпаны, георгины и гортензии. Их и выращивают, как бычков, на убой. Судьба у них такая, быть срезанными и отправленными на базар, а оттуда в вазу, банку или ведерко с водой. И совсем иной коленкор с полевыми, луговыми и лесными жителями: ромашками, колокольчиками, васильками, лютиками, маками и прочей неброской красотой, а тем более с первоцветами, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Броня хорошо помнила, как много было весной раньше в лесу  прямо за их участком нежных чудно пахнущих ландышей. Однажды  лет пять назад, Андеро, кажется еще на первом курсе, наткнулся в лесу на целую большую поляну. Просто заросшую ландышевым белым ковром. Он  тогда с таинственным видом пришел домой, взял Броню за руку и сказал:
–Мамочка, пойдем, пожалуйста, со мной, у меня для тебя кое-что есть интересное.– И привел ее на эту полянку, а когда она увидела эту сумасшедшую красоту и ахнула, сын наклонился, поднял ее на руки, поцеловал и произнес:– Это тебе мой подарок. Приходи сюда и радуйся. Я же знаю, как ты любишь цветы. Но за эти годы лес вытоптали многочисленные дачники и бабки -«заготовители», грибники и собачники. И теперь от сыновьего подарка почти ничего не осталось. Можно полдня проходить по лесу и не найти ни одного ландышевого кустика.
–Броня, Броня! – Громкий голос Микаэля доносился откуда-то издали.– Броня, ау-у!
 Она удивилась: «чего это я понадобилась? Поесть вроде поели, никаких срочных дел не предвиделось. Она подобрала  и с сожалением погладила сорванную кем-то из малышек и тут же, разумеется, брошенную  фиалочку и осторожно держа двумя пальцами, двинулась на продолжавший ее звать голос мужа.
–Да, Микэлито, мой рэй, что случилось такое, что ты вспомнил о своей рэйне. – шутливо подколола Броня мужа.
–Ах, Ваше Величество! Ну почему Вы так несправедливы ко мне. Я мог бы надеяться, что за столько лет преданной, честной и бескорыстной службы и любви я заслужил не упреки, а хотя бы один поцелуй Вашего Величества. – В голосе Микэля промелькнула легкая грустинка. Броня почувствовала  это и одновременно укол совести. Она подошла к Микаэлю вплотную, внимательно оглянулась по сторонам. Убедилась, что Ханни далеко, прицепила фиалку к своим волосам, приподнялась на цыпочки и  со словами  «сэр, моя благодарность вам, столь же горяча, как и этот мой поцелуй» припала к губам любимого.
– Микэлито, родной, как тебе не стыдно! Я всю жизнь только и делаю, что беззастенчиво дарю тебе свои губы и не только… а тебе все мало, мало, мало. Экий же ты ненасытный. А еще смеешь говорить о бескорыстии!
––Она лукаво, как в молодости подмигнула ему и  вопросительно взглянула.– А  зачем ты меня звал? Я надеюсь именно для того, чтобы получить эту награду из рук, прости, из губ своей королевы и тут же возвратить ей. О да, моя королева, именно так! Но, кроме того, хочу напомнить, что, как у всякого монарха, у Вас есть государственные обязанности, которые не ждут. Броня удивилась. У нее на сегодня не было запланировано никаких дел – ни по дому, ни на работе в музее.
– Что случилось, любимый, какие дела требуют моего царственного присутствия?
– Не знаю, но там пришла эта девочка – твоя секретарша, или как она у тебя называется… 
–Помощник-консультант
–Шутишь? Хотел бы я понять, в каких таких вопросах эта шмакодявка может ТЕБЯ «консультировать». Она же двух слов толком связать не может. Я вообще не понимаю, зачем ты ее взяла на работу.
–Я тоже. Но меня просила об этом Маргарита Семеновна и ей я отказать не могу. Даже королевы не всегда вольны в своих решениях!
 Действительно, у калитки, переминаясь с ноги на ногу, скучала племянница, как поняла Броня, главы администрации.
–Что случилось, Катюша, чем обязана?  Бронислава, Моисеевна, вы извините, что я оторвала вас от семьи ( девочка, отличалась поразительными невежеством и глупостью, но немного компенсировала это вежливостью. Но там в музей пришел молодой человек, кажется с женой и что-то спрашивают про какой-то камень.
–Какой такой камень? И причем тут музей?
–Не знаю, он говорит, что больше пяти лет назад приходил в музей и сообщил о находке где-то недалеко камня с непонятными надписями на неизвестном языке и даже передал директору план места, где этот камень находится.
–Ну, тогда я еще, вероятно, работала в Виннице и ничего про этот камень не слышала. И чего же он хочет?
–Этого я не знаю, но он хочет видеть директора.

Броня с любопытством смотрела на сидящих  на диване напротив нее молодых людей. Она должна была признать, что такой красивой и гармоничной пары ей встречать не
приходилось. Броня знала, что и сама в молодости была хороша, чувствовала, что вызывает интерес мужчин, которые, бывало, оборачивались ей вслед: и в Париже, и в Одессе, и в Виннице. Да и в Ленинграде в Пушкинском доме, хотя к этому времени ее лучшие годы были уже позади,  она частенько ловила на себе заинтересованные мужские взгляды и многократно пресекала настойчивые попытки знакомств, более близких, чем товарищеские.
 Но сидевшая напротив нее девушка отличалась не просто симпатичной внешностью, нет, она была именно красива, красива по-настоящему: огромные чуть миндалевидные светло-голубые с легким оттенком зелени глаза, в которых застыла и  бесконечная глубина  яркого летнего неба, и  удивительные переливы волн, набегающих на камни; яркие, но явно не от помады, а от природы чувственные пухлые губы, глядя на которые, даже у Брони невольно пронеслась в голове мысль о том, как должен быть вкусен их поцелуй: ухоженные длинные соломенно-желтые волосы, по - детски заплетенные в две косички, торчавшие в разные стороны контрастировали с глубоким полукруглым декольте на топике, который не скрывал, а скорее подчеркивал ее роскошные вполне взрослые выпуклости, от которых наверняка должны были просто сходить с ума мужчины.   Девочка была хороша. Но подстать ей выглядел и ее спутник. Здоровенный накачанный кудрявый блондин и тоже с голубыми глазами, но более темного оттенка, чем у нее. Такой цвет Броня видела только однажды, глядя на воду в заливе Акаба[228]  Красного моря с борта торпедного катера  после успешной операции по захвату островов в горле пролива Тиран[229]  перед атакой на Табу . Она усилием воли отогнала от себя воспоминания и досаду по поводу того, что пролитая тогда кровь оказалась напрасной – Штаты и Советы фактически заставили Израиль уйти с Синая и вернуть Табу[230] Египту вместе со всеми роскошными гостиницами, построенными на израильские деньги. Несмотря на то, что на улице еще отнюдь не было тепло, март в этих широтах бывает еще даже с морозами, оба – и он, и она были одеты легко, по спортивному. Бросилось Броне в глаза и то, как бережно, без всякого намека на пошлость, обнимал парнишка свою спутницу, позволяя себе даже иногда, под видом того, что шепчет что-то на ушко, на самом деле нежно прикасаться губами к мочке, от чего девчонка, похоже,, делалась счастливой, но однажды, показав ему глазами на Броню, погрозила пальчиком. В общем, было невооруженным взглядом видно, что эти двое счастливы в своих чувствах, и им хорошо вдвоем, независимо от того, где они находятся, и кто наличествует рядом.
[228]Акаба— залив на севере Красного моря, отделяющий Синайский полуостров от Аравийского. В Израиле его называют Эйлатским заливом по израильскому порту Эйлат на северном побережье
[229]  Тиран – пролив,отделяющий Синайский и Аравийский полуострова, а залив Акаба от Красного моря.
[230]  Таба – небольшой курортный город в губернаторстве Южный Синай, Египет. Находится около египетско-израильской границы, в северной оконечности залива Акаба.Таба — последний из районов, который был передан Египту по условиям Египетско-израильского мирного договора 1979 года. В 1988 международная комиссия в составе одного представителя Египта, одного представителя Израиля и трёх представителей из третьих стран вынесла решение о том, что Таба должна остаться за Египтом. Одновременно Таба пограничный контрольно-пропускной пункт на берегу Красного моря, соединяющий египетский город Таба и израильский Эйлат. Открыт 26 апреля 1982 года, в настоящее время является единственным двусторонним КПП на египетско-израильской границе. Пункт работает круглосуточно каждый день кроме Курбан-байрама и Судного дня. Таба — один из самых загруженных пограничных пунктов Израиля. Вывески и указатели и в израильской и в египетской частях КПП исполнены на арабском, английском, русском языках и иврите.






–Так, молодые люди, сделайте одолжение, объясните мне, каким срочным вопросам я обязана тому, что мне пришлось бросить в лесу дочку с двумя внучками? Надеюсь, что я не напрасно теряю свой выходной день и ваше дело действительно того стоит.
Заговорил, парень. Он встал, церемонно представился, назвал имя и фамилию, затем представил девушку, назвав ее своей невестой.
–Бронислава Моисеевна, мы, конечно, просим нас извинить за причиненные неудобства, но мы специально решили сегодня приехать из города, чтобы узнать о том, что же все-таки за камень я нашел на берегу. Ваш предшественник обещал мне об этом сообщить, даже записал мой адрес и телефон, но прошло уже больше пяти лет, а никаких известий я не получал. Конечно, я понимаю, что скорее всего, ничего особо интересного эти надписи из себя не представляют, но меня тогда удивило то, что я нигде и никогда не встречал таких букв, если это буквы, а не пиктограммы, и то, что текст не был разбит на кусочки, как обычно, то есть похоже, что не было ни промежутков между фразами, ни пробелов между словами. Одна из наших вожатых тогда сказала, что подобное встречается, например, в тайском языке, но откуда здесь на Ладоге взяться тайской надписи! У меня при себе не было ни фотоаппарата, чтобы сделать снимок, ни письменных принадлежностей, чтобы зарисовать – я был на рыбалке и кроме удочки, спиннинга  и пары ножей у меня ничего больше не было. У меня тогда мелькнула мысль надрать бересты и попробовать возродить берестяное новгородское письмо, вырезав эти значки, но уже начинало светать и наш отряд должен был плыть дальше, так что задерживаться я не имел права. Поэтому сразу, как только мы вернулись в лагерь я и отправился сюда и все передал директору, описав и место, где находится камень. Место, кстати, приметное. Там небольшой островок на реке. А напротив него на берегу за узким рукавом, хорошо видны два больших валуна – один серый со светлыми полосками значков, а второй весь покрыт толстым слоем мха.
 –Броню это все очень заинтересовало. Она краем уха слышала о былых «подвигах»  своих предшественников, так что удивляться тому, что никто ничего, вероятно, не предпринял, чтобы  разузнать подробности об этой находке, не приходилось.
–Саша, позвольте мне вас так называть, во-первых, потому, что мои дети старше вас, а вы для меня очень молоды, а во-вторых, есть и еще одна причина достаточно личного свойства.– Броня на секунду задумалась, перенесясь на много лет назад, в то время, когда другой Саша, совсем внешне не похожий на этого, но такой же сильный и мужественный, нежно и заботливо обнимал ее, требуя немедленно уйти из того дома, где потом он и взорвет гранату.  Она сомневалась, стоит ли рассказывать эти   подробности незнакомым ребятам. Но  Наташа, проявив поразительные для ее юного возраста  догадливость и тактичность, подтолкнула Броню:
–Бронислава Моисеевна. Мы с восхищением и, честно признаюсь, с некоторой долей сомнения, смотрели у вас в музее витрину, посвященную вашим подвигам и приключениям во время войны,   и  я рискну предположить, что среди тех, кто был рядом с вами в те годы, и может быть, не вернулся оттуда, мог быть и тезка моего жениха. Так что, если вам трудно об этом вспоминать, то не стоит расстраиваться и лишний раз бередить душу.
–Ах, какая же девочка, ты умница! – Не сдержалась Броня и на глаза навернулись слезы. Я не ожидала таких слов от столь юной особы. А еще ругают почем зря нашу молодежь – и бесчувственная она, и необразованная, и грубая, и агрессивная. И ничто ее не интересует. Спасибо, Наташенька, за твою тактичность и заботу, но я свое давно отплакала. Сашей звали моего первого мужа,  отца моей старшей дочери, которого расстреляли немцы во дворе парижского гестапо.– Броня глубоко вздохнула, чтобы не выдать волнения,– и поверь, что мой Саша был также нежен со мной, как и твой с тобой. Я сейчас увидела, как вы счастливы. И мне вспомнилось то время, когда и у меня было  все также  и мне немного взгрустнулось. Хотя, не могу сказать, что у меня потом не было счастья. Слава Господу, хотя я и не верующий человек, но он послал мне другого любящего  мужчину, с которым я прожила уже много лет, у меня появились еще двое детей и много мелких человечков в следующем поколении. – Броня достала из сумочки платок и аккуратно промокнула уголки глаз. Наташа с сочувствием, понимающе глядела на нее. Надо же какая тетка! Стоило приехать сюда, за тридевять земель, убить выходной, только для того, чтобы познакомиться с этой удивительной женщиной, способной вот так внешне легко и непринужденно рассказать чужим людям о глубоко личных переживаниях. Они с Сашей действительно долго стояли перед стендом, где были выставлены документы директрисы: паспорта нескольких зарубежных стран, дипломы Сорбонны, фотографии молодой красивой девушки в военной форме французской армии и армии обороны Израиля. Были там и снимки с Королем Бельгии, с Королевой Нидерландов Вильгельминой, на броне танка с испанским гербом на фоне Эйфелевой башни, наградные письма от Израильского правительства и целая коллекция экзотических зарубежных орденов и медалей, включая и советские награды. И сейчас перед ними за столом сидела изрядно изменившаяся, постаревшая и поседевшая женщина, но глаза светившиеся умом, отвагой и добротой, говорили: « Нет, ребятки, я все та же «Бронька – стреляю легонько!» Со мной связываться опасно врагам и очень надежно друзьям.
–Броня решительно оборвала воспоминания встала из-за стола, достала из шкафчика три чашки, включила электрический чайник и сняла трубку телефона.
–Соловья, как говорится, баснями не кормят, а вы издалека и долго ехали. сейчас мы что-нибудь придумаем, благо моя биография дает мне некоторые льготы. – Она вежливым деловым тоном обратилась по телефону к невидимому собеседнику.– Софьюшка Павловна, извини, что беспокою, это Броня. Слушай, выручи. У меня в музее  неожиданно случилась парочка замечательных,  очень мне симпатичных гостей, а у меня ничего, как на зло, нет к чаю. Софонька, окажи любезность. Пошли кого-нибудь из твоих девочек или мальчиков, пусть принесут несколько самых свежих пирожных и еще бутылочку «Брюта» и коробочку приличных конфет, ну самых приличных. Это неважно – лучших! Если есть развесной трюфель[231]  или грильяж[232]  – тоже грамм по двести сообрази. Гулять – так гулять. Нет, киска, крепкого не надо. Пьянству – бой!  Какой? Какой – бисквит?[233]  Шутишь, неужели в наши Палестины такое завозят? А сколько? Ну, это по-божески, если ты не делаешь мне скидку, конечно. У моего короля, на следующей неделе день рождения – вот и будет у меня подарок королевский. Потом, завтра, я к тебе заскочу или пришлю Ханни  с деньгами. Сделаешь? Буду должна! Ты же знаешь, за мной не заржавеет!
Кстати, будь на низком старте, ты приглашена. Позже уточню дату, вообще-то в четверг, но скорее  в выходные.  В будни, боюсь моего морячка в увольнение не отпустят, а без него как-то нехорошо. Они  же  c Микаэлем, как два пацана – друг от друга заражаются и  заряжаются. Ты когда в последний раз моего мальчика видела? Нет. В следующем году выпуск. Что, Ленка твоя? Бери ее с собой, познакомим, но сразу предупреждаю, что Андеро – порядочная сволочь. У него все женщины – это как приобретение автомобиля – сначала непременно тест-драйв, пробная поездка. Ну, я уже устала наблюдать. Но он ведь в городе, а я и половину не вижу. Нет, он уже с четвертого курса не в казарме. Микаэлито тайком от меня дает ему деньги, чтобы снимать квартиру. Они на двоих с  еще одним мальчиком снимают, боюсь, что и тест-драйвы у них общие. Мои иальчишки думают, что я не догадываюсь, скрывают, проявляя мужскую солидарность. – Броня уже хитро улыбалась и виновато поглядывала на Сашу и Наташу. В это время появилась миловидная маленькая тоненькая девочка в коротком детском платьице  с большим мешком в  одной руке и коробкой в другой:
[231]Трюфель — шоколадная конфета округлой формы с начинкой из ганаша (крем из шоколада, сливок и сливочного масла), которую глазируют расплавленным шоколадом и затем обваливают в порошке какао или молотых орехах В ганаш часто  добавляют различные вкусовые добавки, в том числе алкогольные напитки (коньяк, ром, ликёры).. Эти конфеты были названы в честь одноименного гриба благодаря схожему внешнему виду.
[232] Грильяж (фр. grillage «жарение») — французский десерт из жареных орехов с сахаром. Происходит от восточной халвы грубого помола.Также ореховые конфеты, производившиеся на нескольких кондитерских фабриках СССР и России.Кондитеры делят грильяж на два вида:
мягкий — включает в себя уваренные фрукты и дроблёные орехи;
твёрдый — представляет собой дроблёные орехи, залитые расплавленным сахаром.
Существуют также фруктово-грильяжные конфеты, где в качестве связующего компонента выступает фруктовый сироп.
[233]Бисквит – здесь: Одна из самых известных и дорогих марок французского коньяка. Возраст: 8-10 лет
Цвет: Тёмно-золотистый.
Аромат: Мягкий и насыщенный цветочно-фруктовый, с нотками ириса, а также тонами цветочного нектара, засахаренных фруктов, ягодного морса (земляника, вишня), ликёрной начинки конфет и ванили. Позже появляются лёгкие нотки пряностей (корица, гвоздика), табачный лист, сухофрукты и тающий белый шоколад. В финале много засахаренных фруктов и цветочный нектар. Фоном идёт дубовая бочка.
Вкус: Достаточно мягкий и деликатный сладковатый и немного пряный, с теми же фруктово-цветочными и ягодными, а также лёгкими ванильными нотками. Если в аромате присутствуют засахаренные фрукты, то во вкусе появляется фруктовый мармелад и липовый мёд. Спустя некоторое время появляются мокрая кора дуба и пряности с цветочно-медовыми тонами в финале.
Послевкусие: Средней продолжительности сладкое, но не приторное, фруктово-цветочное, медовое с лёгкой дубовой горчинкой.



–Тетя Броня, это Софья Борисовна прислала. Броня сделала в микрофон  громкий «чмок»,  поблагодарила приятельницу и, извинившись, повесила трубку.
 Потом они пили шампанское за будущую свадьбу гостей, за здоровье всех близких, Помянули и Александра Казаряна и Йоханну Схафт и Утеули. Броня вдруг расчувствовалась подстегиваемая напряженным добрым вниманием ребят делилась воспоминаниями о своих друзьях, оставшихся лежать в земле разных  стран:
По разным кладбищам Земли
Друзей раскиданы могилы
Всех тех, кто были сердцу милы,
Но нам себя не сберегли.
 Саша все порывался вернуться к тому. из-за чего они оказались здесь, но Броня постоянно его останавливала:
–Сашенька, погоди, мальчик дорогой. Я предлагаю,  ребята, вам сегодня обратно в город не ехать. У меня здесь есть городской телефон, можно позвонить, чтобы дома не волновались, а потом пойдем ко мне. У нас с мужем и дочкой большой дом, рассчитанный на то, что у нас еще двое детей, которых сейчас здесь нет, а значит, их комнаты свободны. И как хотите: хотите врозь, хотите вместе – я не имею права вам указывать, но думаю, глядя на вас, что вы уже давно «вместе», так? Саша, смущенно отвел глаза, а Наташа, наоборот, гордо кивнула «конечно, а как же иначе, мы же не чужие, чтобы спать по разным кроватям. Мы же  муж и жена, хоть и не расписаны!»
–Сашенька, останемся? Просительно, глядя  прямо ему в глаза протянула девушка. – Мне так приятно общаться с Брониславой Моисеевной и так интересно.
–А завтра тогда, Сашенька, ты нам с мужем и про камень расскажешь. Я больше с внучками дома, а он у меня по окрестностям с удочкой, да с ружьишком балуется иногда и с сыном ходят, так что он скорее сориентируется насчет камня. Кстати, ты говоришь, что не было пробелов между словами. Это значит, что этой письменности более тысячи лет, так как пробел относительно позднее изобретение. Его не было ни в финикийском, ни в арамейском письме, не было его и в древнерусском и в санскрите а также в древнеарабском и древнееврейском. Кстати длительное время и на латыни писали не делая пробелов.  Часто вместо пробела использовали специальные значки на конце одного слова и в начале другого, а иногда писали дополнительную букву, которая не читалась или отделяли слова прямой или косой черточками. Так что это надо смотреть. Нет пробелов и сейчас во многих языках, взявших письменность из санскрита. К таким относится и тайский, и кхмерский, и монский и некоторые другие.
 Микаэль и Ханни встретили ребят радушно,  проводили в отдельную комнату, где когда-то жила Арусь. Весь вечер Саша и Наташа забавлялись с близняшками, которые, несмотря на окрики и мамы, и бабушки не отходили от ребят ни на шаг, лезли на колени и требовали внимания и к себе, и к своим игрушкам. Все мягкие «животные», которых в доме оказалось очень много: зайцы, мишки, киски, собачки, жирафы и обезьянки – всех приволокли в гостиную и продемонстрировали новым «дяде и тете». А дядя с тетей, кажется, решили пройти «курс молодого бойца» и усиленно копили опыт на будущее. Микаэль подробно расспрашивал Сашу о месте, где тот видел камень с надписью и, наконец, заявил, что он, в принципе, представляет себе, где это, вот только добраться туда посуху будет сложновато – нужен хороший катер, ну или вертолет. Тут вмешалась Броня:
–Нет ничего проще, мой рэй.  Не забывайте, что Ваша рэйна является по совместительству лейтенантом французской армии, а еще ко мне в музей регулярно привозят  на экскурсии морячков  и не только из  разных воинских частей, коих по берегам Ладоги рассыпано немерено Я никогда не вникала, что это за вояки и для чего они здесь нужны, но у меня с ними есть даже договор на постоянное экскурсионное обслуживание, за что нам военные регулярно денежку перечисляют. – Она с гордостью посмотрела на Микаэля, Ханни и гостей ––Знаете, я горжусь этим, так как финансирование музея районного масштаба, сами понимаете,  осуществляется «по остаточному принципу» от остаточного принципа общего финансирования культуры. Думаю, что, если обращусь к военным начальникам, то мне не откажут.  Почему бы французской армии не провести совместные учения в гуманитарных целях с армией  России. А у них, кстати, я знаю, есть и такие катера на воздушной подушке, которые через любые пороги могут пройти свободно, а может и вертолетик удастся выцарапать, хотя это, наверное, дорого. И потом я бы тоже хотела на этот камешек глянуть, все-таки я неплохо разбираюсь в древних языках, а летать  немного побаиваюсь. Особенно после того, как нас подбили арабы над Суэцким каналом и пришлось десантироваться не на берег, а прямо в воду  Большого Горького[234] озера .
[234]Большое Горькое озеро ( Эль-Муррат-эль-Кубра) — озеро  в Египте. Расположено между северной и южной частями Суэцкого канала. Оно примыкает к Малому Горькому озеру. Площадь около 250 км;. Так как канал не имеет шлюзов, вода из Красного и Средиземного морей свободно пополняет ту воду, которая испаряется с поверхности озера.
Со времени Шестидневной войны 1967 года, когда работа канала была приостановлена, до 1975 года, когда фарватер был расчищен, в озере были заперты 14 судов. Эти корабли получили имя Жёлтой флотилии  по цвету песка, засыпавшего их палубы.



Саша, я попробую договориться с военными и вам сообщу, чтобы ты один или с Натахой приехали,  когда все будет обговорено. Не забудьте мне  номер телефона оставить.
 Микаэль удивленно смотрел на Броню:
Ахувати[92] – любимая, ты мне никогда не рассказывала об этом эпизоде своей биографии.
–Микаэлито, я воевала  несколько лет в пяти странах и каждый день был наполнен какими-то событиями. Рассказать обо всех – жизни не хватит, да и о многих я  успела забыть. Иногда, вот как сейчас что-то вдруг всплывает в памяти – у тебя уже старенькая девочка, у которой склеротический старческий  мозг, мой король. Но сейчас вспоминаю, что именно там при падении вертолета погибла моя израильская подружка из Цфата[235] , очень красивая еврейская мэйделе  Даниэла – Даночка.  Оказалось, что выросшая в Галилее, никогда не видевшая моря девочка, вообще не умела плавать, но никому об этом не сказала и камнем пошла на дно в тяжелой аммуниции, с винтовкой через  плечо и десятком гранат в карманах разгрузки. Если бы кто-то в вертолете  об этом знал, …  Да что теперь об этом говорить. Вот вспомнила случайно и стало больно. И еще сразу рассердилась на себя за то, что столько лет не вспоминала про эту свою подружку. А ей ведь всего шестнадцать было, когда она в пальмах[236] вступила. Она мне все время говорила, что очень боится погибнуть, не познав мужчины. И не родив ребенка. Это у нее прямо пунктик какой-то был. Мне завидовала, что у меня дочка есть:
«Вот ты, Бронька, погибнешь. Это не страшно!  Вместо тебя Арусь твоя будет жить и детей рожать. А я умру – никого не останется. Обидно!»  Глупая была, но смелая до дури. Так и вышло. За эту операцию я первый «Цалаш» и получила.– И пояснила для Сани с Наташей – У Израиля еще ни одной медали или ордена в то время не было. Поэтому в качестве поощрения давали благодарственные письма – что-то вроде  поощрения в приказе или почетной  грамоты, где перечислялись заслуги, и обязательно стояла подпись начальника штаба армии, а иногда и министра обороны.
Они проболтали почти всю ночь, и остались довольны друг другом. Имея в собеседниках такого человека, как Броня, молодежь не прекращала поражаться ее острому, несмотря на возраст, уму, широчайшему кругозору и глубоким познаниям в литературе, истории и языках.
[235]  Цфат (в русской традиции — Сафед) — город на севереИзраиля, один из четырёх священных городов для евреев, наряду с Иерусалимом,Тверией и Хевроном.
Находится на высоте 900 м над уровнем моря, на вершине одной из гор Верхней Галилеи. Расстояние до Хайфы — 75 км, до Тель-Авива — примерно 160 км, до Иерусалима — около 200 км Легенда гласит, что Цфат был основан сыном Ноя после Всемирного потопа. В 1102 году рыцари Ордена госпитальеров, стремясь поставить под свой контроль стратегическую высоту, построили здесь большую крепость с двойной стеной, высота которой доходила до 28 метров, причем на наружной стене имеется 7 башен. Вокруг этой крепости и стал развиваться город.

[236]  Пал(ь)мах (акроним словосочетания, плугот махац — ударные роты), особые отряды Хаганы, позднее — часть Армии обороны Израиля. Созданы по согласованию с властями британского мандата в Палестине. Существовали с 15 мая 1941 года по 7 ноября 1948 года. К началу Войны за независимость в 1948 году состояли из трёх боевых бригад и ряда вспомогательных воздушных, морских и разведывательных подразделений. Их командиры сформировали костяк Армии обороны Израиля и её верховного командования. Предназначался Пальмах для ведения партизанской войны в тылу немецких войск, оказания помощи союзникам в планируемых вторжениях в Сирию и Ливан. командование Пальмаха организовало «Пальям» (сокращение от Плугот ям — Морские отряды), готовивший водолазов-подрывников, десантников и моряков. Под видом аэроклуба был создан располагавший спортивными самолетами и планерами «Палавирruen» — предтеча будущих военно-воздушных сил Израиля.



 
 Всю следующую неделю ребята провели в Ленинграде, с нетерпением ожидая звонка от своей новой знакомой. Но Броня позвонила только в воскресенье:
– Наташенька, передай Саше, что мне удалось договориться с командованием одной из воинских частей; они выделят и вертолет, и катер на воздушной подушке для того, чтобы доставить нас к месту, где находится его камень.

Глава 18. http://www.proza.ru/2017/05/22/683