Оправдание Прозы. ру

Александр Тебеньков
Прочтя название статьи, вы, конечно, можете сказать, что ни в каком оправдании Проза.ру не нуждается. И потом, кто я, собственно, такой, чтобы щеголять такими названиями? И будете правы! Я сам тут без году неделя. И всё же, на правах новичка, позволю себе поделиться некоторыми мыслями, которые вполне могут оказаться интересными другим авторам и читателям.

К тому же, у меня сейчас с этим ресурсом букетно-конфетный период. А кто знает, как там пойдёт дальше, вдруг не сподоблюсь больше ни на что такое, а это будет жалко, правда.

Так вот, попал я на Прозу.ру недавно и совершенно случайно. Рассказывать предысторию, думаю, смысла нет. Привлекла она меня фразой о возможности свободной публикации произведений. Ну а что, недурственно – подумал я. Попробую, да и узнаю заодно, что это за зверь.
Я не искал литературной славы, не пытался приятно пощекотать своё самолюбие, разослав, к примеру, всем знакомым ссылку на свою страницу. Нет, ничего такого и в мыслях не было. Более того, я полагал, что, скорее всего, бесследно кану в этом море-океане. Шутка ли, более двух с половиной миллионов произведений и более двухсот пятидесяти тысяч авторов! Мама дорогая! Понимая, что заявить о себе у меня нет никакой возможности (никаких баллов), я смирился с этим положением и решил сосредоточиться на чистом интересе – узнать, как и о чём пишут другие.

Первые дни я, конечно, блуждал в потёмках, тыкался, как слепой щенок, то в "выбор редакции", то в "рекомендуемых авторов", то в какие-то рейтинги. И, к своему немалому удивлению, обнаруживал, что многие вещи там довольно слабенькие (ох, чувствую, после этой фразы могу быть предан анафеме редакцией сайта).
Авторы, оказывается, вполне могут писать с орфографическими и стилистическими ошибками, не говоря уже про синтаксис и пунктуацию. Но даже не это главное.
Слабо было по мысли и по подаче. Ну, с одной стороны, понять-то можно, говорил я себе, сайт этот для непрофессионалов (читай, для дилетантов и графоманов), коими мы все тут априори считаемся. Но душа просила чего-то стОящего. Ведь чисто теоретически, по закону больших чисел, среди такого количества произведений должны же быть стоящие вещи! И они-таки обнаружились, но об этом позже.

Вначале я честно пытался читать рекомендованное. Потом читал на это рекомендованное рецензии. Обычно, чем сомнительнее было произведение, с точки зрения художественной ценности, тем больше было положительных рецензий. Хотя, строго говоря, рецензиями это назвать было сложно. У многих авторов-читателей довольно своеобразная трактовка этого слова. Ну, не суть важно. Просто, почти всё, что мне поначалу попадалось (рецензии, отзывы, отзывы на отзывы и так далее) светилось добрейшей добротой и человеколюбием. Вот он, думал я, совсем другой, чистый и дивный мир! Какие здесь все милые и замечательные. Людоведы и душелюбы! И тут, естественно, меня качнуло в другую сторону – в публицистику, а точнее, в политическую публицистику. Опс! Получи, фашист, гранату! А вот и не все прозаруссы, как это могло показаться, порхают с цветка на цветок и пьют сладенький нектар! На публицистике-то кипят нешуточные страсти, иногда перехлёстывая все границы! С подсчётом обид и переходом на личности! Нет, братцы, не моё! Как говорит Михал Михалыч: если что-то тебе не нравится, отойди, не стой в этом всём…

После этого я прочёл несколько случайных вещей. Заметил, что встречаются тут и "гости Земли", пишущие вычурно, цветисто, обильно используя эдакие словечки и деепричастные обороты, сквозь которые трудно бывает пробиться к сути написанного. Впрочем, сама суть тоже частенько ускользает. В общем, дай бог им здоровья и благодарных читателей.

И вот тут раздаётся барабанная дробь, все встают, входят присяжные, и мы начинаем заявленный процесс оправдания!

Однажды, совершенно случайно, я прочёл рассказ Елены Ханен "БЕТА-ридер". Интересная штучка! Написал первую рецензию, и с этого момента Проза.ру начала разматывать передо мной свой волшебный клубок. И клубок этот привёл меня сначала к Наталье Юренковой (из списка избранных Елены), затем, таким же образом, уже из списка Натальи, к Маше Шаммас. А уже от Маши – к Томасу Памиесу, Маше Хан-Сандуновской и ко многим другим авторам, которые ещё только ждут своего прочтения.

Господа присяжные заседатели!
На Прозе.ру есть достойные произведения! Это документально подтверждено следствием и собранными доказательствами.
Но в начале нашего процесса, просто необходимо сказать о Маше Шаммас.
"Любите ли вы читать так, как люблю читать я?" - спросила Маша широкую аудиторию и, наплевав на собственные шкурные интересы, вмиг стала настоящей подвижницей, рассказав об авторах, заслуживающих нашего пристального внимания и интереса (http://www.proza.ru/2016/01/25/1461), причём сделала это очень вкусно и убедительно! А её собственные сочинения, надо сказать, заслуживают не меньшего внимания. Некоторые из них просто прекрасны! Написаны изящно, с тонким, неподражаемым юмором. И сказочка у неё есть одна презабавная, как раз по теме, о Прозаруссии. Очень рекомендую! Кроме всего прочего, Маша ещё и большой оригинал. Так, создав несколько замечательных хайку, она утверждает, что слово это, как и творчество Басё, ей неведомо! Она, из скромности, называет их трёхстишья. Впрочем, эта ситуация могла уже измениться.

Так вот, благодаря этому человеку, я открыл и продолжаю открывать для себя интересных авторов и замечательные произведения.
Ведь, говоря без дураков, когда тебе попадается неглупый, увлекательный текст, написанный сочным языком и сдобренный тонкой иронией, это же любо-дорого! Просто бальзам на душу (рижский черносмородиновый)! И ты безошибочно угадываешь в авторе ум, эрудицию, широту взглядов, понимаешь, что за спиной у него хорошая литература и много чего ещё. А это дорогого стоит!

Спасибо тебе, Прозаруссия! На твоих бескрайних полях произрастают, помимо привычной растительности, диковинные и прекрасные цветы! Надеюсь, что кроме уже упомянутых, и уже любимых мною, авторов, ты подаришь мне ещё не одну встречу с яркой самобытностью, с литературой в любом её проявлении!

А теперь об одном маленьком приятном открытии. Как я уже сказал в самом начале, я не особо надеялся на внимание потенциальных читателей. Ну, посудите сами, откуда бы им узнать о моём существовании и моих "произведениях"? А вот каким-то непостижимым для меня образом, читатели стали появляться. КАК? Как они вышли на эти страницы? Без всякой информации и рекламы? Вот это для меня полная загадка! Большинство из них, во всяком случае, мне так кажется, неизвестные читатели. Меня это греет. Ведь что-то же заставляет людей, не зарегистрированных на Прозе и, вполне возможно, не имеющих отношения к пишущим, погружаться в эти тексты. И, странное дело, я ощутил что-то вроде ответственности перед читателем. Ей богу! Это обстоятельство заставило меня бороться со своей безалаберностью (я, правда, называю её нежнее - лёгким творческим беспорядком, но сути дела это не меняет). Короче говоря, все мои тексты, в основном, обрывочные и незаконченные, беспорядочно разбросаны в различных тетрадях, записных книжках, просто на вырванных откуда-то листах бумаги. И всё это вперемежку со списками дел, покупок, с показаниями счётчиков, с напоминаниями, вроде: завтра обязательно позвонить Ольге, и бог знает, с чем ещё. Грешен, есть такой бзик – не до конца доверяя компьютеру, по старинке пользоваться ручкой и бумагой. Сейчас хоть начал всё это разгребать и как-то устаканивать. И знаете, что иногда случается? Обнаруживая в старой тетради какой-нибудь очередной набросок, вдруг понимаешь – а ведь недурно! Ай да ты! Ай да сукин сын! Вот такие у меня приятные моменты. И всё благодаря Прозе!

И последний аргумент. Проза.ру – это ведь, по сути, и есть самый что ни на есть "русский мир". Не придуманный, не спущенный сверху, а появившийся естественно и органично, из искренней любви, я надеюсь, к великому и могучему.
Привет вам, собратья из Германии, Франции, Израиля, Испании, из всех бывших республик Союза! Приятно, чёрт возьми, видеть наш с вами интернационал!

Итак, господа присяжные заседатели! Мы только что рассмотрели с вами дело Прозы.ру! Каков будет ваш вердикт? Я полагаю – оправдана!