Ах, Виталька, Виталька!

Валентина Кайль
 Виталька Огаркин, личность известная в 5-м «А» неординарностью, был весьма любознателен, книжки «глотал»! От перенасыщения разнородным, беспорядочным чтивом в его головушке образовалась настоящая каша. В классе на занятиях слушал он учителей вполуха, и так, как втихую постоянно листал под партой какую-нибудь книжицу с картинками, нередко попадал впросак.
    Но самым замечательным было то, что на уроках истории Огаркин делал гениальные открытия, чем повергал и одноклассников, и немолодую преподавательницу, Эллу Аристарховну, в настоящий шок.
   Витальке могли бы позавидовать самые известнейшие историки мира: откуда было им, корифеям науки, знать, к примеру, что когда-то «обезьяна спустилась с дерева для новой жизни и стала человеком»?! Или то, что неандертальцы «расфасовывали мясо мамонтов по пакетам и хранили в вечной мерзлоте»?!
    Вот ещё один любопытный факт, который сообщил Виталька, рассказывая о занятиях древних славян: оказывается, они «специально создавали в своих хижинах полумрак, затягивая окна бычьим пузырём, чтобы подольше поспать»!
    Услышав очередную историческую новость, ребята смеялись с превеликим удовольствием. Элла Аристарховна строго говорила:
    - Огаркин! Откуда ты берёшь такие сведения?! Если учебник дома не читаешь, то хоть на уроках будь повнимательнее, не витай в облаках!
    Иногда Виталька напрягался, стараясь уловить тему урока, но ведь у него было своё мироощущение!
    Изучали тему «Восстание декабристов». Элла Аристарховна, рассказывая о причинах, целях и ходе восстания, особо подчеркнула, что, восставшие против царского произвола дворянские офицеры-декабристы, мечтали облегчить участь трудового народа.
    На следующем уроке, закрепляя изученный материал, дети отвечали на вопросы, предложенные учительницей. Пользоваться учебником в этих случаях запрещалось.
    Виталька, накануне весь вечер читавший детектив, к уроку не подготовился. Теперь, пытаясь хоть что-нибудь вспомнить из рассказа учительницы, он проассоциировал слово «участь», смутно всплывшее в его памяти, с грозой дворовых хулиганов! На вопрос о целях восставших прозвучало: «Декабристы хотели облегчить труд участкового!»
   В классе раздался взрыв смеха. Виталька обеспокоенно озирался по сторонам: чем в этот раз рассмешил одноклассников?!
   
   - Огаркин!- смеялась и учительница. - Ты урок учил?
   
   - Учил... - не моргнув глазом, соврал Виталька.
   
   - Уж не наш ли участковый принимал участие в восстании на Сенатской площади?!- пошутила историчка.
   
   - Может, и наш... За порядком там присматривал! - заключил Огаркин.
   
   - Да, Виталик... С тобой не соскучишься! Вечно тебе что-то невероятное мерещится!
   
    - Элла Аристарховна! - тянул руку «хорошист» Славик. - Огаркин на уроке русского языка тоже отличился. Мы писали изложение, в тексте была фраза: «Подул ветер и с еловых лап посыпались крупные хлопья снега». А он написал: «Подул ветер и посыпались лиловые лапти»! Зинаида Павловна чуть не упала от смеха!
   
   - Можно я тоже скажу! - подпрыгивала ехидная девчонка Люська. - Этот умник на уроке литературы так описал картину про трёх богатырей: «Впереди у богатыря Ильи Муромца луг, а в заде - стрелы»!
   
   Ученики хохотали. Огаркин обижался. Элла Аристарховна сокрушалась:
   
   - Ах, Виталька, Виталька... Опять из-за тебя урок не в то русло повернул!
   
   Шло время. Класс изучал историю средних веков. Что-то наш Огаркин давно сообщений не делал. Что же в средневековом мире, по его мнению, происходило?
   
   Ну, вот вам и жуткий факт из уст юного историка: «Магеллан совершил кругосветное путешествие и домой вернулся мёртвый!..»
   
   Незаметно пролетели годы. Прозвенел последний школьный звонок. Виталий сдавал экзамены на аттестат зрелости.
    Устный экзамен по литературе принимала Зинаида Павловна, ассистентами были другие предметники, в их числе и преподавательница истории, Элла Аристарховна.
    Витальке достался билет: «Ранние романтические произведения А.М. Горького».
   
   - Ну, сейчас Огаркин выдаст!- улыбаясь, шепнула Элла Аристарховна Зинаиде Павловне.
   
   - Это он у вас на уроках истории «выдавал», а у меня, как положено, отвечать будет!- поведя бровью, тоже шёпотом, отрезала надменная преподавательница литературы. - У меня ребята подготовлены. «Неудов» не должно быть!
   
   И правда: «заваливать» учеников на выпускных экзаменах никому из учителей не хотелось.
   
   Судя по тому, как мучительно краснеет и бледнеет, и переступает с ноги на ногу выпускник, можно было догадаться о степени его подготовленности.
    Зинаида Павловна решила придти на помощь:
    - Виталик, вспомни, какие ранние романтические произведения Алексея Максимовича мы проходили? Ну... Ну же!
   
   Огаркин зябко пожал плечами, мучительно наморщил лоб, закатил глаза.
   
   - Ну хорошо, - сказала Зинаида Павловна. - Тебе знакомо произведение Горького «Старуха Изергиль»?
   
   На лице Витальки промелькнуло оживление. Глаза вспыхнули. Он радостно закивал головой.
   
    - Вспомнил?! Замечательно! – облегчённо выдохнула Зинаида Павловна. - Расскажи, какой подвиг совершил Данко?
   
   И тут Виталька оправдал «прогноз» Эллы Аристарховны. Выдал:
   
   - Данко?.. Э-э... Совершил великий подвиг. Данко убил старуху Изергиль!
   
    Экзаменационная комиссия рыдала! Глядя на учителей, хохотал и сам Огаркин, не догадываясь, что он внёс существенные коррективы в сюжет легендарного рассказа великого русского писателя!

2002 г.