Поэтические конкурсы

Лев Вьюжин
Несколько советов тому, кто желает увидеть свои конкурсные поэтические работы как можно выше в итоговой таблице.
Начну с графического (скажем так) оформления стихотворения.
Самое основное – это выбор размера. Ямб и хорей не производят на жюри впечатления глубины и серьезности. В силу разных причин. Одна из них - наши детские подспудные воспоминания. Но если вы все же решились написать стих в каком-то из этих размеров, то длина строки должна быть не менее 6 стоп. Длина строки – это важно в современных конкурсных тенденциях. Работа в двухсложном размере – от 6 до 10 стоп.
Трехсложные размеры – наиболее часто присутствуют в стихах-победителях. Правда, здесь важно не увлечься чрезмерным количеством стоп. Оптимальное число – от 5 до 10, далее очень трудно удержать внимание даже самого авангардного судьи. Используйте при достаточном навыке комбинированные размеры – жюри это нравится. Но если не уверены в умелости, то не стоит. Можете испортить первоначальное восприятие, а в любом конкурсном произведении на первом месте – впечатление.
Разбивать или нет произведение на четырехстрочные строфы – не так принципиально, но сплошной массив, непрерываемый поток сознания, образов и мыслей позволяют спрятать некоторые огрехи стихотворного мастерства.
Не используйте глагольные рифмы. Максимум - одна-две на работу из 40 строк. Обязательно, если не в состоянии сами расставить грамотно знаки пунктуации, то отдайте стих на редактирование и корректуру кому-нибудь из специалистов.
О содержании конкурсного стиха.
Если нет четких и недвусмысленных критериев, ограничений, условий, то не сводите произведение к простым мыслям, к ясным и четким образам (о банальностях и штампах не говорю, поскольку они сразу же вычеркивают вашу работу из числа претендентов). Умение же создавать ясные образы и формировать простые и точные мысли доступны поэтам очень высокого уровня, но и даже тогда – не факт, что судьи смогут по достоинству оценить такую работу за достаточно короткое время и в окружении большого числа других стихов. Мысли – набросками, образы - контурами, штрихами. Избегайте однозначных выводов – намеки, недомолвки, полуфразы, полутени… Это работает.
Ещё - никогда не спорьте с судьями после конкурса, не говорите нелицеприятные вещи об их судействе, не бросайте обвинений в некомпетентности и предвзятости. Победить в конкурсе с первого раза вряд ли получится, в дальнейшем же, не исключено, что в составе жюри следующего вашего конкурса будут присутствовать так горячо раскритикованные вами люди.
Последнее – не принимайте близко к сердцу результаты конкурса, не относитесь к ним слишком серьезно (как и к моим советам, кстати).
Помните – судейство творческих состязаний дело весьма и весьма субъективное. Практически на уровне: нравится – не нравится.
Удачи.