Гибель либеральной экономики

Георгий Ивахненко
Либерализм возник в Западной Европе в XVII –XVIII веках. Вначале он явился как философское учение. Англичанин Джон Локк впервые сформулировал основные принципы либерализма: свобода, равенство прав, частной собственности. Государству отводилась роль защитника прав граждан. Отсюда государство теряло одну из основных своих функций возможность влиять на развитие экономики, а приобретало функции милитаризованного государства. В милитаризованном государстве действия государственных органов в сфере экономики, политики и социума, направляются на наращивание военной мощи государства. Если государство лишалось функции влиять на экономическое развитие, и ему отводилась роль защитника прав своих граждан, то такое сужение функции государства, обязано в его развитии принять путь на милитаризацию. Естественно, что либеральное государство занялось практикой, и она оказалась весьма кровавой. Либерализм не мог существовать без своей противоположности, так как нарушался основной философский закон Единство Противоположностей. Поэтому именно Либерализм породил свою противоположенную крайность – Плановую экономику. Плановая экономика — это форма экономического устройства, при которой государство управляет экономикой. Специальный государственный орган регулирует ассортимент и объёмы производства всех товаров и услуг, цены на все продукты, величину всех заработных плат. Инвестиционные решения также принимаются централизованно. Такая экономическая система отрицает частную собственность на средства производства полностью, и противопоставляет себя либеральной рыночной экономике. Государство, функция которого сводилась только к контролю над развитием экономики, обезличивала своих граждан, так как отрицала частную собственность. Отсюда права граждан были подчинены государству. Гражданам вменялась в обязанность защищать не себя, а государство. Естественно, что такое государство изначально по отношению к гражданам являлось тоталитарным. Тоталитарный режим, это тот режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. Как либеральное, так и тоталитарное государства в своем развитии милитаризовались, наращивая свои вооруженные силы. Если либеральное государство наращивало вооруженные силы, оправдывая это возможностью защищать права граждан на свободы, то тоталитарное государство вооружалось, оправдывая это защитой самого государства. Естественно, что между крайними противоположностями возникает агрессивное энергетическое действие-взаимодействие. Что мы наблюдали в состоянии «холодной войны», которая в любую минуту могла перерасти в горячую. Как либерализм, так и тоталитаризм закономерно вели локальные войны, раздвигая границы своих влияний. Так возник лагерь либерализма во главе с США и лагерь тоталитаризма во главе с СССР. Между ними постоянно велась борьба за влияние над миром. Либерализм хорош, когда надо расшатать устои государства, привлечь народ обещанием свобод и устроить революцию. Вскоре выяснилась разрушительная сила либерализма, революции оказались страшными бедствиями для общества. Это хорошо выяснилось на примере всех революций. Но возникшие буржуазные общества не могли отказаться от идей либерализма. Со временем либерализм вошел в плоть и кровь европейцев. И сегодня он стал уже не столько философским учением или политическим течением, сколько образом жизни западного мира. В экономике либерализм является сторонником промышленного капитализма и экономической свободы. В социальных отношениях – интересов среднего класса (буржуазии). В политике – парламентской демократии, в культурной жизни – свободы мысли и слова. В религии – свободы веры, в морали – индивидуализма, а в национальном вопросе – национализма. Либерализм чувствовал себя вольготно, когда он являлся противоположностью Тоталитаризма. С исчезновением лидера тоталитаризма СССР, и развалом стран его лагеря, либерализм устроил в нескольких странах «цветные» революции, навязав им ценности либерализма. Оставшись наедине с самим собой, либерализм обнажил свои недостатки. Так как за неимением внешней противоположности, образовались закономерные внутренние противоречия. Все это закончилось мировым кризисом однобокой либеральной философии. Можно констатировать факт, что либерализм как философия это ошибочное направление. Да противоположности должны существовать в единстве, но в компромиссном единстве. Это доказала китайская экономика. Сочетание форм либерализма совместно с формами плановой экономики создает жизнеспособную экономику, способную противостоять любым кризисам.