У Кудояра в его Аркадии

Людмила Коншина
ФОТО КУДИЯР ВН

КУДОЯ;Р Володимир Никифорович (12. 07. 1928, с. Вовна Шосткин. р-ну, нині Сум. обл.) – живописець, художник-монументаліст. Виїхав із родиною на Алтай. Від 1945 – у Ризі, де закін. художню школу Я. Розенталя (1959; викл. В. Вімба). Працював на худож. ком­бінаті «Маksla», у наук.-рестав­рац. архіт. майстерні. У 1960-х рр. брав участь в оформленні фасаду Риз. ХМ, поштамту, аеровокзалу, будинку «Риґас модес», кінотеатрів «Риґа» і «Спартак». Виконав розписи Троїце-Задвін. і Нікол. церков, Риз. кафедрал. собору Різдва Христового. Автор пейзажів, портретів у реаліст. стилі.

Тв.: «Плачуть глухарі», «Ангел», «Автопортрет» (усі –1990-і рр.), «Собаки на подвір’ї», «Тюльпан», «Пейзаж» (усі – 2010).

Т. І. Березюк
Стаття оновлена: 2014

http://esu.com.ua/search_articles.php?id=631


Кудояров Никифор Григорьевич

Родился в 1901 г., Хакасия, д. Парная; русский; образование начальное; б/п; единоличник. Проживал: Хакасия, д. Парная.
Арестован 14 мая 1931 г.
Приговорен: 16 июня 1931 г., обв.: ст.58-04, КРД.
Приговор: освобожден

Источник: Книга памяти Томской обл.

http://lists.memo.ru/d18/f372.htm
http://www.ufolog.ru/names/order/

 Фамилия Кудояров, вероятнее всего, является русифицированной фамилией иранского либо татарского происхождения. Фамилия берет свое начало от мусульманского мужского имени Кудояр, образованному путем сложения двух слов: «куда» и «яр». Первое из них переводится на русский язык как «кум, сват», а второе — как «близкий, любимый человек; друг; помощник».

По другой версии, фамилия Кудояров связана с именем героя народных сказаний Кудеяром (значение имени «сильнейший из чародеев»).

Легенды о Кудеяре имеют довольно ограниченный ареал распространения, совпадающий во многом с территорией расселения летописного племени северян - это Черниговская, Сумская области Украины, Брянская, Курская, Воронежская области России. С конца 17 века легенды о Кудеяре известны и среди славянских переселенцев в Саратовской области. В других "коренных" русских и украинских землях легенды о Кудеяре практически не известны.

Кудеяр - народный герой, похожий на английского Робин Гуда. В легендах, распространённых на юге данного ареала - предводитель разбойников, грабящий лихоимцев и приходящий на помощь нуждающимся. По происхождению иногда называется татарином, иногда сыном Ивана Грозного.

Происхождение фамилии Кудояров

Обладатель фамилии Кудояров может гордиться ею, поскольку это семейное именование является замечательным памятником письменности, культуры и истории наших далеких предков.

Фамилия Кудояров принадлежит, согласно одной из версий, к распространенному в России типу семейных именований тюркского происхождения.

Известно, что русский народ на протяжении всей своей истории жил в тесном контакте с самыми разными тюркскими племенами – половцами, печенегами, позднее татарами, чувашами, башкирами, шорцами, алтайцами, казахами и другими народностями. В результате ассимиляции представители разных народов заимствовали друг у друга не только различные элементы быта, но и различные элементы языка, в том числе и личные именования.

Процесс формирования фамилий был длителен, и массовый характер он приобрел только в XIX веке, в связи с укреплением государственной власти, требующей более полного и точного учета населения. Этот процесс коснулся и россиян тюркского происхождения, у которых до XIX века сохранялась особая система именования, совершенно не похожая на славянскую. Но на рубеже XIX–XX веков они под влиянием русской администрации вынуждены были приобретать семейные именования, соответствующие русской модели создания фамилий – путем прибавления суффиксов «-ов»,«-ев» или «-ин» к старинным тюркским именам.

Возможно, фамилия Кудояров была образована от тюркского имени Кудаяр. Данное именование имеет персидское происхождение: от Xudayar, что означает «возлюбленный богом». Замена «а» на «о» могла произойти в акающих говорах или вследствие ошибки переписчика.

Кудеяр – легендарный персонаж русского фольклора (с XVI века). Считается, что он был братом Ивана Грозного, представителем трансильванского рода Батори или сыном боярским, Кудеяром Тишенковым. Рассказы о разбойнике Кудеяре были широко распространены во всех южных и центральных губерниях России – от Смоленской до Саратовской. Возможно, на Руси прозвищем Кудеяр, Кудаяр могли наделить лихого молодца, храбреца и удальца.

Однако не исключено, что семейное именование Кудояров восходит к топониму – названию реки, города, села или деревни. Подобные фамилии изначально представляли собой прозвища, которые говорили о местности, откуда был родом человек, о тех краях, где он жил и служил прежде. Например, с именем разбойника Кудеяра связано множество географических пунктов на Руси: Кудеярова крепость, одноименная гора, село Кудеяровка. В Липецкой области находится селение Красный Кудояр, а в Нижегородской – Кудеярово. Переселенцы, выходцы из этих мест в официальных документах могли быть записаны как Кудояровы.

О точном месте и времени возникновения фамилии Кудояров в настоящее время говорить сложно, поскольку для этого необходимы глубокие генеалогические исследования. Однако можно утверждать, что данное семейное имя представляет собой интереснейший источник, который может многое поведать о жизни и быте наших прародителей.

Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Русские фамилии (Унбегаун Б.-О.), Русские фамилии тюркского происхождения (Баскаков И.А), Мусульманские имена. Словарь-справочник, Этимологический словарь русского языка (Макс Фасмер).

 
Анализ происхождения фамилии Кудояров подготовлен
специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»

https://www.analizfamilii.ru/Kudoyarov/proishozhdenie.html
Значение и происхождение фамилии Кудояров Версия 1 Фамилия Кудояров, вероятнее всего, является русифицированной фамилией иранского либо татарского происхождения. Фамилия берет свое начало от мусульманского мужского имени Кудояр, образованному путем сложения двух слов: «куда» и «яр». Первое из них переводится на русский язык как «кум, сват», а второе — как «близкий, любимый человек; друг; помощник». По другой версии, фамилия Кудояров связана с именем героя народных сказаний Кудеяром (значение имени «сильнейший из чародеев»). Легенды о Кудеяре имеют довольно ограниченный ареал распространения, совпадающий во многом с территорией расселения летописного племени северян - это Черниговская, Сумская области Украины, Брянская, Курская, Воронежская области России. С конца 17 века легенды о Кудеяре известны и среди славянских переселенцев в Саратовской области. В других "коренных" русских и украинских землях легенды о Кудеяре практически не известны. Кудеяр - народный герой, похожий на английского Робин Гуда. В легендах, распространённых на юге данного ареала - предводитель разбойников, грабящий лихоимцев и приходящий на помощь нуждающимся. По происхождению иногда называется татарином, иногда сыном Ивана Грозного.

Источник: http://names.neolove.ru/last_names/10/ku/kudojarov.html © NeoLove.ru

http://names.neolove.ru/last_names/10/ku/kudojarov.html
Возвращение в Эдем
13.05.2004 - № 20
Сказано: построй дом, посади дерево, вырасти сына. Художник Владимир Кудояр и дом построил, и двух дочерей вырастил, и сад вместо одного дерева насадил — не для себя для людей. 30 лет он практически в одиночку возделывал природно-ландшафтный парк «Дарзини» — с прудами, рощами, гротами. И семь лет хождений по инстанциям понадобилось для того, чтобы любимый город принял подарок, затраты на который специалисты оценили в 70 тысяч латов.
Автор: Евгения ПОДБЕРЕЗИНА
Фото: Тимур СУБХАНКУЛОВ
Владимир КУДОЯР с любимой собакой.


Седьмой подвиг ГЕРАКЛА
    В минуты отдыха нас неудержимо тянет на природу — ноги сами несут в лес, сад, парк. Философы эту извечную тягу человека объясняют нашей генетической памятью об утраченном райском саде — Эдеме. Месте, где изначально был счастлив человек.
    Когда в 70-е Владимиру Кудояру выделили садово-огородный участок в Дарзини, он был доволен: живописное местечко в черте города, до центра полчаса езды на автобусе, а до Кенгарагса, где обитала семья художника, и вовсе рукой подать. Правда, с райским садом ассоциаций не возникало скорее со свалкой. Вокруг поля и огромный карьер — наследие известкового завода, разрытая, изуродованная земля.
    — Мусор все несли в карьер: тут тебе и банки-бутылки, и заржавевшие остовы холодильников-телевизоров, электромоторы — на площади в два гектара. Я и сказал себе: не все тебе, Володька, у мольберта стоять, надо и Гераклом поработать...
    Работенку вполне можно было сравнить с седьмым подвигом Геракла расчисткой авгиевых конюшен. Соседи, сажавшие картошку на своих шести сотках, помогать не спешили, а некоторые еще и злобно посматривали в сторону художника: ишь ты, не успел прижиться, а уж жизни от него не стало. Бутылку пустую не бросить, ветку черемухи не сорвать...
    Помогали друзья: кто самосвал пригнал, кто бульдозер одолжил — 1200 кубометров грунта вперемешку с мусором пришлось выкопать. Когда неподалеку построили Рижскую ГЭС, грунтовые воды поднялись и появилась возможность украсить парк прудами. Сейчас их тут целых шесть — уткам раздолье, даже раки кое-где водятся.
    — Запустил я в пруды декоративную рыбу, так ее тут же выловили. Под новый год елки рубили, летом березы обламывали на веники — дикари да и только! — сетует художник.
    Кудояр не любит вспоминать о том, как пришлось всерьез подраться с заезжими отморозками. Местным подросткам он не раз объяснял, что не надо по газонам на великах гонять: у велосипедной шины давление больше, чем у гусеничного трактора, она траву как ножом режет. Но тут сработал некий феномен: повзрослев, ребята стали тянуться к чудаку-художнику. Слушали его рассказы, глазели на картины. Соседи тоже зауважали Кудояра, но косить траву и чистить пруды, подрезать деревья и кустарники приходилось все больше одному.

Кто в дом, а кто — из дому
    Кудояр родом с Украины, отец его был садовником в колхозе — видно, отцовские гены и взыграли. Человек творческий во всем, Владимир Никифорович фантазировал, почитывал специальную литературу по садоводству. Насадил дубовую, еловую, кленовую, березовую рощицы, из камней-валунов соорудил уединенный грот для задушевных бесед, украшенный статуей Венеры Милосской. Старый плуг преобразил в памятник сельскому хозяйству.
Фото: Тимур СУБХАНКУЛОВ
    Мало кто знает о том, что у распространенной в Латвии ивы есть больше сотни разновидностей — плакучая, серебристая и множество других. И возникла у Кудояра идея создать ивовый дендрарий. Деревья реликтовые, местные, он перемежал с экзотическими, заморскими. Украсили парк и великолепные ели — голубые, канадские, и зеленые, латвийские.
    В то время Кудояр работал на комбинате «Максла», зарабатывал по 600 рублей в месяц и больше. Аскет по натуре, не привязанный ни к чему материальному, он тратил деньги на свой дарзиньский Эдем: то керамическую плитку закупит для дорожек, то саженцы, то цветы на клумбы. Иногда домашние на него обижались: не в дом, а все из дому несет...
    Московские кинематографисты приезжали в Дарзини снимать фильмы «Русский исход», «Танцы народов Латвии». Режиссер был в восторге от натуры, а когда узнал, что в черте города есть пруд, где раки водятся, не захотел в Москву возвращаться. Когда тогдашний Московский район Риги устраивал субботники и конкурсы по благоустройству, комиссии возили в кудояровский парк: ставили себе галочку за работу, сделанную чужими руками.
Фото: Тимур СУБХАНКУЛОВ
Березка - моя лучшая подружка.
    Во времена независимой Латвии Владимиру Кудояру в Рижской думе вручили почетную грамоту за создание «бесспорной ценности, которая должна войти в единую парковую зону Риги». Все говорили: этому молодцу надо помочь! 70-летнему художнику впрямь стало тяжело ухаживать за парком. А тем временем объявился хозяин земли, и в Латгальском предместье Риги появилась пухлая папка — «Дело парка «Дарзини».
    Сирень цветет, контора пишет
    Еще в 30-е годы кусок муниципальной земли в Дарзини был сдан в аренду частному лицу. Человек этот умер, а его наследники, седьмая вода на киселе, предъявили свои права на землю. Тяжба длилась восемь лет. Кудояр не претендовал ни на что, кроме своих восьми соток, не просил возместить ему огромные расходы. Художник хотел только сохранить парк для рижан. Однако ни город, ни Латгальское предместье не хотели брать парк на свой баланс.
    Литературовед и архивист Михаил Богустов, приятель Кудояра, очарованный парком «Дарзини», за свой счет издал книжку «Парковые стили», в которой рассказал о кудояровском саде. Отослал книгу в канцелярию президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги с просьбой сохранить для Риги уникальный природно-ландшафтный парк «Дарзини». Ответа ни Кудояр, ни автор так и не дождались.
    Опустим подробности выматывавшей душу тяжбы и многолетнего хождения по чиновничьим инстанциям. Нынешней весной наконец-то ситуация прояснилась. Владелица земли, все эти годынаотрез отказывавшаяся вести переговоры об обмене территории парка на равноценный участок земли, неожиданно согласилась на сделку. Нашелся рижский предприниматель, купивший землю и согласившийся на компенсацию, чтобы сохранить парк для рижан.
    — Радостную новость я узнал в канун светлого праздника Пасхи, — говорит Владимир Кудояр. — Парк будет поставлен на баланс самоуправления, а благоустройством займется предприятие «Ригас дарзи ун парки». Я уж приготовился к самому худшему — разорению парка, и теперь счастлив, что детище мое останется людям и труды мои не пропали даром.

В какую сторону душа растет
    Отметивший свое 75-летие Кудояр по-прежнему деятелен, собирается съездить погостить к родственникам в Канаду и, конечно, захватит с собой кисти и краски.
    Картины Кудояра всегда имели своих поклонников, он привык работать на заказ как портретист и пейзажист. Удивляет универсальность художника: иконы, натюрморты, большие жанровые полотна. Замечательный автопортрет в духе старых мастеров висит в гостиной его дарзиньского домика перед камином.
    — Это для того, чтобы отслеживать не только морщины и седины, но и то, в какую сторону душа растет. Поглядишь на портрет, а потом на свою физиономию в зеркале и кумекай, как эти годы прожил. На лице ведь все отражается, самые потайные наши мысли — и черные, и светлые.
Фото: Тимур СУБХАНКУЛОВ
    А вот картина, на которой Кудояр изобразил себя эдаким фавном с рожками, плотоядно поглядывающим на роскошную виноградную кисть, исходящую соком. Художник как бы говорит: помни, вином можно причаститься, а можно и упиться...
    Принес как-то Владимир Кудояр свой пейзаж в Никольскую церковь в подарок настоятелю отцу Серафиму. Батюшка пришел в восторг и попросил художника написать икону с ликом Николая Чудотворца. Кудояр вначале отказался — мол, иконы писать не обучен, ответственность большая. А потом все же решил попробовать, взяв за образец русскую икону северного письма XVII века. Работа Владимира пришлась по душе отцу Серафиму: он повесил ее у входа в церковь и помог рижскому художнику поехать на стажировку в Россию.
    — Мне довелось учиться у самого архимандрита Зенона — это наивысший авторитет в области православной иконописи, — вспоминает Кудояр. — Я участвовал в реставрации рижской Троице-Задвинской церкви, а потом и Христорождественского собора. Расписали аж 32 квадратных метра стены от пола до потолка.
    Заказывают Кудояру свои портреты и крутые клиенты. Художник не отказывается не только потому, что деньги нужны, ему интересна психология этих людей, отразивших время. У богатых свои заморочки — например, один бизнесмен попросил художника: «Я знаю, что не Ален Делон, главное — чтобы были видны мои дорогие швейцарские часы!»
    Хорошо сейчас в парке «Дарзини»: цветут черемуха, алыча, влюбленные парочки прячутся под сенью плакучей ивы, художники не складывают свои мольберты, бабульки прогуливают внуков. Гости дарзиньского парка с любопытством поглядывают на колоритную фигуру бородача в кожаных черных штанах и с неизменной сигаретой в руке. Многие и не догадываются, что этот человек, художник Владимир Кудояр, подарил им возвращение в Эдем.
 
Любимый город. Другие материалы
 На въезде в Ригу c востока вытянулся вдоль Даугавы большой дачный поселок Дарзини. В нем уже долгие годы живет интересный человек, русский художник Владимир Никифорович Кудояр.

Он известен рижанам своими художественными и гражданскими подвигами, о которых по городу пол века ходят легенды.

 

5814203_1 (500x544, 222Kb)

 

Это он в 1954 году вместе художниками Элертом Трейлонсом, Эгоном Цесниексом и Мирдзой Голде написал огромное стенное панно в здании Рижского аэровокзала.

На врезке: внизу – Эгон и Мирдза, вверху – Владимир и Элерт.

 

5814203_2 (700x471, 67Kb)

 

Будучи самым молодым, он, по его рассказам, бегал за водкой. После чего оставлял мастеров кисти с бутылкою наедине, а сам взбирался на леса и рисовал, рисовал там счастливые лица народа на Празднике песни, шаловливо придавая им схожесть со своей собственной физиономией, смело отходя от утвержденных на высшем уровне эскизов Трейлонса. По его утверждению, раза эдак три сумел придать, и те лица до сих пор там в задних рядах светятся счастьем...

Это именно он ранним зябким утром, стоя на лестнице пожарной машины, пририсовывал очередную звезду Героя на гигантском портрете генсека Л.И. Брежнева, что висел на брандмауэре дома на углу нынешних Бривибас и Миера.  От художника, взобравшегося на пожарную лестницу, требовалось высокое мастерство не только в цветопередаче оттенков золотого свечения звёзд , но и мастерство в композиции, поскольку звезды так и наровили заползти на плечо генсека...

 

5814203_3 (600x700, 240Kb)

 

Его кисти принадлежат бравурные, полные латышским счастьем росписи павильона Прибалтики в Москве, на ВДНХ. Он же восстанавливал средневековые фрески Домского собора. И параллельно писал огромные портреты Ленина и Сталина, которые в праздники натягивали на фасад Художественного музея, справа и слева от входа...

Облеченный таким доверием, был он художником высокооплачиваемым. Жалование его жены, главного технолога одного из химических производств, в советские годы не дотягивала до 200 рублей. Владимир приносил домой 400-600, и это было равно зарплате министра.

И эти шальные деньги Владимир Кудояр закапывал в землю. Буквально.

 

***

Получив дачный участок в Дарзини, на отшибе, рядом со свалкой мусора, Владимир не огорчился, а наоборот.

 

5814203_4 (700x438, 137Kb)

 

Он стал извлекать из мусора пользу. Чем-то заполнял ямы и овраги, придавая ландшафту ровность, из чего-то художественно выкладывал альпинарии, подпорные стенки и гроты.

 


 

Параллельно прикупал плитку для дорожек, красивые булыжники, плодородную землю, посадочный материал.

Он создавал парк.  Он создавал свою Аркадию...

И, заметим, создавал не на своем собственном участке, а по соседству, на ничейной, бесхозной и к тому же прилично загаженной территории. Подсчитал потом, что тысяч 50-60 латов примерно закопал. Зато жить на отшибе стало красиво!

Люди теперь радуются, гуляя здесь. А кто-то все ж злобно или бездумно гадит, мусорит, сжигает, ломает.

 


 

Но это жизнь... Она такая. Владимир Никифорович ходит следом, подбирает, поправляет, подпирает – наводит порядок.

 


 

Ему много лет, но силы ходить вдоль созданной им же красоты ещё есть.

Особенно любит он свою иву с необычайно красивой, уникально живописной кроной. Которую высадил правильно, по науке: на нужной высоте от пруда и на нужном удалении от него.

 



Очень любит свои три белоствольные берёзы, композиционно высаженные им точно так же, как он это увидел в Москве, в Кремле.

 



И любит свой камень, который увидел в котловане строящейся Рижской ГЭС, купил, загрузил, привез и выгрузил...

Деревьев когда-то не станет. Камень же будет лежать долго, а может, даже вечно.

 



 

А это его любимое место отдохновения – грот у пруда. Естественно, грот искусственный, частично из строительного мусора.

 

5814203_36 (700x521, 133Kb)

 

Рядом и на почетном месте – его тачка. Ей 50 лет. На ней Владимир перевез десятки тонн «всякого разного», из чего создавался парк.

 

5814203_19 (700x495, 121Kb)

 

А это «грот» в доме, в котором художник работает. И некоторые из работ Кудояра, в основном на местную, близлежащую тему.

 


 

Я спросил, по какому такому случаю в интерьер вписан портрет нашего экспрезидента Вайры Вике-Фрейберги?

 


Рядом с домом и парком течёт  Даугава.

– Вот тут, – показывает Владимир, – река втекает в Ригу.

 

Я это знаю, высмотрел по карте.

Вообще-то ради этого места я в Дарзини и приехал.

На противоположном берегу, в Валдлаучи, где Даугава втекает в Ригу своим левым берегом, там после войны стоял чёрный барак, в котором началась моя детская рижская жизнь. Найдя то место, я начал писать цикл фоторассказов о берегах реки, куда редко ступает нога рижского обывателя. А на этом месте, в Аркадии Кудояра, где Даугава в Ригу втекает своим правым берегом, я этот цикл заканчиваю…

Задачу, так сказать, выполнил. Совместив на самом финише полезное с приятным: давно хотел посмотреть на Аркадию -- творение рук Владимира Никифоровича, любимого народом и мною рижского художника, большущего жизнелюба и преобразователя рижской жизни в лучшую сторону. 

 И ЕЩЁ СВЕДЕНИЯ О КУДИЯРЕ

КУДОЯ;Р Володимир Никифорович (12. 07. 1928, с. Вовна Шосткин. р-ну, нині Сум. обл.) – живописець, художник-монументаліст. Виїхав із родиною на Алтай. Від 1945 – у Ризі, де закін. художню школу Я. Розенталя (1959; викл. В. Вімба). Працював на худож. ком­бінаті «Маksla», у наук.-рестав­рац. архіт. майстерні. У 1960-х рр. брав участь в оформленні фасаду Риз. ХМ, поштамту, аеровокзалу, будинку «Риґас модес», кінотеатрів «Риґа» і «Спартак». Виконав розписи Троїце-Задвін. і Нікол. церков, Риз. кафедрал. собору Різдва Христового. Автор пейзажів, портретів у реаліст. стилі.

Тв.: «Плачуть глухарі», «Ангел», «Автопортрет» (усі –1990-і рр.), «Собаки на подвір’ї», «Тюльпан», «Пейзаж» (усі – 2010).

Т. І. Березюк
Стаття оновлена: 2014


У Кудояра в его Аркадии
Виктор Подлубный
Вести Сегодня, 26.07.2013
Gazeta.lv

На въезде в Ригу вытянулся вдоль Даугавы большой дачный поселок Дарзини. В нем уже долгие годы живет интереснейший рижанин, русский художник Владимир Никифорович Кудояр.
Художник–оформитель

Он известен многим своими подвигами — как художественными, так и гражданскими, о которых по городу уже полвека ходят легенды.

Это он в 1954 году вместе с художниками Элертом Трейлонсом, Эгоном Цесниексом и Мирдзой Голде написал огромное стенное панно в здании Рижского аэровокзала. Будучи самым молодым, а потому бегая, по его рассказам, за водкой, оставлял опытных мастеров кисти с бутылкой наедине, взбирался на леса и рисовал, рисовал там счастливые лица народа на Празднике песни, шаловливо придавая им схожесть со своей собственной физиономией, смело отходя от утвержденных на высшем уровне эскизов Трейлонса. По его утверждению, раза эдак три сумел придать, и они до сих пор там в задних рядах светятся счастьем…

Это он ранним зябким утром, стоя на лестнице пожарной машины, пририсовывал очередную звезду героя на гигантском портрете генсека Л. И. Брежнева, что висел на брандмауэре дома на углу нынешних Бривибас и Миера. От художника, взобравшегося на пожарную лестницу, требовалось высокое мастерство не только в цветопередаче золотого свечения звезд, но и в композиции рисунка, поскольку звезды так и норовили заползти на плечо генсека…

Его кисти принадлежат бравурные, полные счастьем росписи павильона Прибалтики в Москве, на ВДНХ. Он же восстанавливал сакральные фрески Домского собора и иных храмов Латвии. И параллельно писал огромные портреты Ленина и Сталина, которые в праздники натягивали на фасад Художественного музея, справа и слева от входа…

Облеченный таким высоким доверием, был он художником высокооплачиваемым. Зарплата его жены, главного технолога одного из химических производств, в советские годы недотягивала до 200 рублей. А Владимир приносил домой 400–600 — а это было равно зарплате министра. И эти шальные деньги Владимир Кудояр, словно герой сказки Алексея Толстого, закапывал в землю. Но с прямо противоположной целью.
Деньги — в землю

Получив дачный участок в Дарзини, на отшибе, рядом со свалкой мусора, Владимир не огорчился, а наоборот. Он стал извлекать из этого мусора пользу. Частью его заполнял ямы и овраги, придавая ландшафту ровность; из чего–то художественно выкладывал альпинарии, подпорные стенки и гроты. Создавал свою Аркадию…

Параллельно прикупал плитку для дорожек, красивые булыжники, плодородную землю, посадочный материал. И создавал парк. Заметим, создавал его не на своем участке, а по соседству, на ничейной, бесхозной и к тому же прилично загаженной территории.

Подсчитал потом, что тысяч 60 латов закопал. Зато жить на отшибе стало красиво. Люди теперь радуются, гуляя здесь. А кто–то все ж злобно или бездумно гадит, мусорит, сжигает, ломает. Но это жизнь… Она у нас такая. Владимир Никифорович ходит следом, подбирает, поправляет, подпирает — наводит порядок.

Ему две недели назад исполнилось 85 лет. Но силы ходить вдоль созданной им же красоты еще есть. Особенно любит он свою любимую иву с необычайно красивой, уникально живописной кроной. Которую высадил правильно, по науке: на нужной высоте от пруда и на нужном удалении от него.

Очень любит свои три удивительно белоствольные березы, композиционно высаженные им точно так же, как он это увидел однажды в Москве, в Кремле.

И любит свой камень, который он увидел в котловане строящейся Рижской ГЭС, купил его, загрузил, привез, заплатил, выгрузил и опять заплатил… Деревьев когда–то не станет, а камень будет лежать долго и, может, даже вечно.

А его любимое место отдохновения — построенный им из строительных отходов грот у пруда.

Рядом и на почетном месте, словно танк на постаменте, его тачка. Ей 50 лет. На ней Владимир Никифорович перевез десятки тонн «всякого разного», из чего создавался парк.

А потом мы прошли в другой «грот», в доме, в котором художник работает. Там на стенах плотно висят работы мастера. Осматривая их, я удивленно спросил, с чего тут фотопортрет нашего экс–президента Вайры Вике–Фрейберги?

— Да так, нравится…

— Как президент?

— Не, как женщина…

А потом мы прошли на берег красавицы–Даугавы, протекающей рядом с домом.

— Вот интересное место, — показывает Владимир, — тут река втекает в Ригу.

Я это знал. Вообще–то ради этого места я в Дарзини и приехал. Там, где Даугава впадает в Ригу своим другим — левым берегом, с того места я два года назад начал писать на портале gazeta.lv иллюстрированный цикл рассказов о берегах реки, куда по разным причинам редко ступает нога рижанина. Которому, заметим, повезло жить на берегах красавицы–реки, берега которой ему не везде доступны, а жаль.

А на том месте, где Даугава в Ригу втекает своим правым берегом, я этот цикл рассказов закончил. Совместив на финише полезное с приятным: точку в цикле поставил и вживую посмотрел на парк Владимира Кудояра — любимого народом легендарного рижского художника, преобразователя природы в лучшую сторону и большущего жизнелюба.
ПЕЧАЛЬНЫЙ  ИТОГ  ЭТИХ  ТРУДОВ

Зеленый двор Владимира Кудояра. Фото: riga.lv
Жители Дарзини оскорблены решением Рижской Думы назвать их парк именем Кудояра

LETA

Жителей Дарзини оскорбило решение депутатов комитета городского развития Рижской думы назвать территорию в этом районе парком Владимира Кудояра, сказала агентству ЛЕТА член правления Рижского общества жителей Дарзини Майя Стефана.

Лишь несколько лет назад жители района узнали, "как зовут того дедка, который когда-то ухаживал за Дарзиньским парком", говорит Стефана, которая живет в Дарзини 50 лет. По мнению жителей этого района, такое название не подходит для повседневного использования, поскольку на протяжении многих лет территорию, названную парком Кудояра, все называли Дарзиньским парком.

Общество жителей Дарзини предлагало в знак благодарности Кудояру установить в парке памятную табличку в его честь, однако в самоуправлении решили назвать эту территорию его именем.

"Мы глубоко оскорблены. Представители думского департамента ранее в общении с жителями района называли это место Дарзиньским парком, а теперь в думе указывают, что у него нет своего лица. Надо полагать, что и у Дарзини нет своего лица? Это в большей мере на совести самоуправления", - сказала Стефана.

Как сообщалось, сегодня депутаты комитета городского развития Рижской думы поддержали предложение Восточной исполнительной дирекции назвать парком Владимира Кудояра благоустроенную территорию в районе Дарзини на ул. Яньогу.

Почти 90-летний художник Владимир Кудояр, житель Дарзини, более 30 лет на свои личные средства создавал парк и благоустраивал его, превратив эту территорию в красивое и посещаемое место отдыха в районе Дарзини, пояснили в городской думе.