Сказка о большой принцессе

Юрий Мещаненко
                ARMARIUM BOHEMICA


                Miscellanea


Литературные переводы Юрия Владимировича Мещаненко



                         ЯРМИЛА ГАШКОВА



                              РАССКАЗЫ

              о слабых женщинах и сильных мужчинах

                               и наоборот



Издательство: "PRITEL KNIHY"
Прага
1927
Страниц: 222


        СКАЗКА О БОЛЬШОЙ ПРИНЦЕССЕ


                         (Стр. 153 — 160)



   Она сидела у пишущей машинки и огрубевшими пальцами играла на клавиатуре. Снаружи, была уже настоящая, такая же свежая, веселая весна, как это было пять лет назад, та весна, которая столько обещала, которая обращалась к ней, как к цветку, который развивается.

   Пять лет назад ей было семнадцать. Она стояла на пороге жизни и её страстное сердце билось тревожно. Она была готова к жизни и к общественной деятельности. Большая, мускулистая и некрасивая, она имела все надежды на успех, который ей гарантировали её хорошее воспитание, богатство, история рода и тёплый взгляд глаз, в которых была видна душа. Принцесса Вера...

   Пять раз дозрела весна, пять раз догорело лето, пять раз отревели осенние вихри и пять раз прошлась зима. Принцесса Вера сидит у пишущей машинки, далеко от Родины. Огрубевшими пальцами она перебирает клавиатуру. Хорошего воспитания и тёплого взгляда уже недостаточно, чтобы защитить девушку от обид, бестактности и злобы. Вера задумалась и засмотрелась в окно. Снаружи была весна. Солнце светило и звало на улицу, на просторы.

   Веру охватили сладкие видения потерянной родины.

   Как наяву увидела она длинную-длинную аллею и белую лестницу, и отца, который вскочил на коня и кричит: «До свиданья, Верочка, до свиданья!» По щеке Веры сбежала горькая слеза, но от воспоминаний она уже не пробудилась. Образ отца на коне сменился новыми картинами. Англичанка охапками наполняет чемоданы, мать несёт драгоценности, старая согбенная Шура вклинивается между ними,  вздвигает морщинистые руки и рыдает:

  — «О, Боже, смилуйся, князя застрелили!»

   Так закончилась весна пять лет назад, весна, которая обещала всё и всё забрала.

   В воображении Веры всплыл образ комнатки высоко над Парижем, комнатки, в которой дивно контрастируют недостаток самого необходимого и несколько роскошных мелочей, с которыми мать никак не хочет разлучиться.

   Высоко над Парижем, над городом своих девичьих мечтаний Вера живёт с матерью, братом и Англичанкой. Англичанка угрюма и зла, мать ни в чём не разбирается, вздыхает и не может встроиться в новые отношения, брат несчастен, потому что вечно упрекаем, и ругается с матерью и Англичанкой. Все живут за счёт Веры. Вечером, приходя с работы, она моет посуду, носит из подвала уголь и стирает бельё.

   Пятая весна расцветает в Париже, но ни один мужчина ещё не бросил взгляда на принцессу Веру. Большая, некрасивая девушка с грубыми руками не имеет возможностей тепло посмотреть в глаза мужчине, который бы нашёл у неё душу чистую, отважную, горящую мечтой о любви и детях. Всё это не имеет никакого значения, если даже хорошее воспитание и родовое имя недостаточны, чтобы защитить от пренебрежения и злобы.

   Вера опёрлась локтями о столик пишущей машинки.

— «Мадемуазель Верчанская, на подпись!»

   Вера отряхнулась от своих грустных снов и пальцы больших рук застучали по клавишам пишушей машинки.

— «Ну, так будет это или не будет?»

   Двери хлопнули, шеф остановился рядом с Верой и заорал:

— «Что Вы делали? Вы думаете, что Вы здесь для украшения? Всё ещё изображаете из себя принцессу?»

— «Извините, пожалуйста, сейчас будет готово».
 
   Вера несмело посмотрела на мужчину, который так изменился, после отъезда её покровителя в Бомбей.

— «И Вы ещё извиняетесь!? Уходите! Двери там!»

   Вера вздрогнула, побледнела и стиснула зубы.

   Её смелое сердце заполнила волна гордости и гнева, но она вспомнила о матери, Англичанке и брате.

   Наклонила голову и сказала:

— «Извините, пожалуйста, я отработаю после обеда».

   Снова бухнули двери и Вера осталась в одиночестве.

   Снаружи играла весна, пятая весна с той минуты, когда отец кричал ей с коня:

— «До свиданья, Вера, до свиданья!»

   Вера грустно шла по улице. Передвигалась медленно и нерешительно. К груди прижимала потёртую сумочку. Несла в ней жемчужину, последнюю жемчужину из ожерелья матери.

   Это было ожерелье, которое подарил князь Верчанский своей жене, когда она родила Веру. Красивое ожерелье, которое было и на шее Веры в её семнадцатилетний юбилей.

   Жемчужину за жемчужиной отнесла она в небольшой магазинчик на предместьи. Последняя жемчужина и дома уже не останется ничего из всех драгоценностей, что когда-то сверкали на шее и руках матери... Последняя жемчужина, а жемчужины означают слёзы. Если бы это была последняя слеза, которая упала из Вериных глаз на парижскую мостовую.

   И снова выговор в управлении. Шеф бушует. Некрасивая Вера слишком большая, чтобы могла незаметно спрятать своё безобразное лицо за пишущей машинкой.

   У неё глаза слишком глубокие и слишком извиняющиеся, даже когда она не хочет этого, и даже когда соберёт всю свою интеллигентность, чтобы, преодолев себя, сказать:

— «Извините, ради Бога, не выгоняйте меня, пожалуйста. Смилуйтесь надо мной, бедной матерью и братом, оставьте им кусок хлеба, чтобы не умерли с голоду!»

   Не выгнал её. Оставил в управлении, оставил из милости, и дал ей почувствовать, что она там — из милости.

   Что на свете уже нет добрых людей? Все друзья забыли? Бог допускает, чтобы невинные страдали за виновных?

   Где тот человек, которому бы она могла высказать свои волю к жизни, свою волю работать и страдать, и которому могла бы поверить страшную тревожность в сердце, которое вечно покоряется и должно покоряться за кусок хлеба?

   Вера вспомнила о своём покровителе и написала ему письмо.

   Милое письмо, полное благодарности за любезность, с которой он принял их с матерью, когда она прибыли в Париж.

   Милое письмо, в котором сообщала, что мать постепенно успокаивается, брат растёт и будет шофёром, чтобы помочь Вере в содержании матери.

   Англичанка, бедняжка, постоянно болеет и потому капризничает.

   Вера рада была бы отплатить ей за то, что верно служила им, когда их затронули несчастья  русской революции, но эта старая дама ничего не хочет слышать.

   Потом пожаловалась ему, как её шеф изменился с того времени, как покровитель удалился из Парижа. Ей стыдно за себя, что она так бедна и вынуждена сносить все его грубости.

   Стыдится за него, что он так груб, стыдится за то, что он — сын братского народа, что он — славянин, который унижает её, а в ней несчастную святую русскую империю. В Бомбее Верино письмо нашло отклик. Её приятель прочёл его, прослезился над бедным дитяти, которое так героически пробивалось к жизни и не могло пробиться. Мысленно представил себе её некрасивое, но милое лицо.

   Нет, никогда не найдётся мужчина, который бы эту девушку взял от пишущей машинки и расцветил её жизнь чистой любовью. Написал, пожелал ей смелости и заверил в своей дружбе и преданности.

   В это время личный врач махараджи собирался в Париж, тому он и передал письмо с тем, что в Париже он его бросит в почтовый ящик.

   Молодой индиец приехал в Париж и вспомнил, что должен отправить письмо почтой. В Париже у него не было знакомых и ему захотелось с кем-нибудь познакомиться. Поднялся на мансарду дома, в котором жила княжна Верчанская и зазвонил у её дверей, чтобы передать письмо лично. Открыть пришла большая, статная девица. Принцесса Вера.

   Она пристально посмотрела на красивого мужчину и в глазах её высветилась жажда любви и тёплая нега сильной русской души. Пригласила в гости.

   В бедной обстановке его приняли так, как привыкли принимать гостей: с искренним гостеприимством и прекрасной необязательностью. Он попросил Веру, чтобы она показала ему Париж.

   Вера целый вечер не спустила с индийца глаз. Руки у ней дрожали, голова горела, а её глаза, единственное красивое место на её некрасивом лице, разгорелись как звёзды на весеннем небе и говорили восторженно, нежно и несмело о том, что даже бедная девушка имеет сердце и душу. Когда гость ушёл, и Вера закончила всю грубую работу на следующий день и улеглась на кровать, где столько раз усыпляла своё сердце нереальными мечтами о бурной любви, впервые спрятала свою разгорячённую голову в подушку, чтобы мечтать теперь о настоящем мужчине из крови и мяса. В её здоровом, сильном тело внезапно пробудилась любовь.

   Она жаждала его губ, жаждала запустить свои руки в черные волны его волос, жаждала удовлетворить все свои смутные желания в его сильных объятиях.

   Проснулась утром невыспавшаяся, побледневшая и уставшая. Посмотрела в зеркало и сердце у неё заболело. Она аккуратно оделась и снова бросила в зеркало долгий, меланхолический взгляд, о чём-то тревожась. Из зеркала не неё смотрело существо с некрасивыми чертами и испуганными глазами.

   Неделю Вера жила как в горячке. Упрёки на работе, покорность, плач и просьбы сменялись сладкими минутами, когда он был рядом, когда очаровывал её своими огненными глазами, когда её сердцу казалось, что его взгляд, обращённый к ней, разговаривает с ней мягко и любвеобильно, а потом снова сменялись чувством безнадёжности и тревоги уродливой девицы, которая любит красивого мужчину.

   Молодой врач ожидал Веру каждый день после работы. Её глаза, светящиеся любовью, зажгли и его сердце, а  её здоровое тело взбунтовало его кровь.

   К этому добавились сострадание и нимб принцессы.

   Однажды, когда их застигла гроза в парке, и они вместе стояли одни под деревом, и дождь отделил их от всего мира, они сказали, что они и составляют весь этот мир.

   В эту святую минуту Вера ему пообещала, что будет ему женой и уедет с ним в Индию.

   Весь вечер Вера покорно простояла на коленях у своей кровати, истово молясь. Ее страстное сердце вело тяжёлый бой.

   Оставить мать, оставить брата и идти за собственным счастьем, или оставить любовь и отказаться от счастья родить детей мужу, но остаться при обязанностях сестры и дочери?

   Стояла на коленях и молилась:

— «Не забирай у меня это счастье, Боже, оставь мне это счастье!»

   Бог был справедлив. Из Рима приехал Верин дядя, а он уже имел возможность позаботиться о матери и брате.

   Вера покидала управление. Какую радость она чувствовала, когда подавала заявление на увольнение человеку, который ей столько раз  грубо намекал, чтобы она уходила, потому что она некрасива и бедна.


— «Ну-ну, Вы так уверены, что найдёте, что-то лучшее?»

— «Выхожу замуж, Через неделю — свадьба».

— «О-о-о. За кого же?»

— «За доктора Инапинда. Через месяц мы уезжаем в Индию».



                * * *


   В магической Индии их любовь расцвела как огненный цветок.

   Верины письма просто пропитаны счастьем и радостью жизни.

   Через год родила мальчика.

   С материнской гордостью рассказывала друзьям, какой у неё сильный и красивый ребёнок, и как они с мужем любят его друг для друга и друг друга ради него. Жизнь так прекрасна, так прекрасна. Но дитя болело и хирело, и мать должна была ехать с ним в горы. В прекрасные горы, в которых человек прочувствует свою ничтожность и могущество силы Творца, который проповедовал нам подниматься к облакам. И там предала земле плод своей чудесной любви. Дитя умерло.

   Они переживали отчаяние родителей, у которых умерло будущее, но Вера не пала духом.

— «Хочу быть молодой и сильной, чтобы я могла вложить ему в руки нового ребенка...» — писала Вера.

   Это было последнее, что она написала. Следы Веры затерялись где-то в Индии.

   Повесть описывает реальные события.


                * * *

Возможно, ещё живёт счастливо со своим красивым мужем и рожает красивых детей.

Возможно, умерла в высоких горах, когда снова расцветала весна и пела свою вечную песнь любви.


                * * *