Саимэ. Очерк 3

Пономарёв Майский
               
 


                очерк 3
  Создание энергетики хлопководства.

В 1921 году правительством было принято решение закупать тракторы за границей и начать освоение их собственного производства.
Так, в 1922 году началось машиноснабжение Туркестанской республики – основной базы производства хлопка. В период 1921-1925 гг. из США завезено в республику 462 трактора “Фордзон” общей мощностью 9240 л.с. В 1926-1927 гг. – 1062, а в 1928-1929 – 1204 трактора.
В 1925 г. было создано тракторное промышленное объединение “Тракторпромхоз”, 17 тракторных отрядов которого по договорам обслуживали отдельные хозяйства.
В 1929 г. тракторами “Тракторпромхоза” в Узбекистане было вспахано уже 95000 га.
Огромную роль в начале механизации хлопководства сыграли советские хозяйства. В 1924 году был основан совхоз “Пахтаарал”, который стал первым опытным совхозом по популяризации механизированных технологий возделывания хлопчатника. Из закупленных правительством в США 30 тракторов, 27 было направлено в “Пахтаарал”.
В 1929 году было начато строительство ремонтных мастерских “Глав-хлопкомаш”, превратившихся в последствии в Ташкентский завод сельхозмашиностроения (“Ташсельмаш”). Строительство этого завода послужило основой сельскохозяйственного машиностроения в Среднеазиатских республиках.
С 1930 года началась организация машинно-тракторных станций (МТС), что позволило ускорить оснащение сельскохозяйственной отрасли страны более мощной техникой, появились гусеничные тракторы общего назначения ЧТЗ-60, СТЗ-НАТИ, колесные тракторы СХТЗ для работ общего назначения и “Универсал-1” – для пропашных работ.
Оснащение более мощной энергетикой и орудиями позволило повысить культуру земледелия. Так, глубина вспашки была доведена до 28 см, культивация - до 14-15 см, работы стали проводиться в оптимальные агротехнические сроки. Это незамедлительно сказалось на росте урожайности и увеличении валовых сборов хлопка-сырца. За период с 1913 г. по 1940 г. урожайность возросла более чем на 3 ц/га, а валовый сбор – с 516 до 1385 тыс. тонн.
В 1933-1934 гг. проведено изучение и испытание тракторов “Универсал” и “Катерпиллер”, обоснованы предпосылки к производству универсального гусеничного трактора для хлопководства с целью использования его на всех видах работ. Изучены возможности применения 3-х и 4-х колесных тракторов в условиях хлопководства (А.Н.Нинов).
В этот период вместо колесных тракторов СХТЗ мощностью 30 л.с. были поставлены на производство (1952 г.) более мощные гусеничные тракторы ДТ-54 мощностью 54 л.с. Эти тракторы прошли испытания в зоне хлопководства (Центральная станция механизации и агротехники хлопководства, (ЦСМАХ) и получили положительную оценку. Их применение позволило увеличить глубину пахоты и ширину захвата плугов, что положительно сказалось на повышении урожайности культур и производительности пахотных агрегатов.
В 1948-1956 гг. велись научно-исследовательские и опытно-конструк-торские работы по созданию пропашного трактора на пневматических шинах ДТ-24 кл. 0,9 т взамен трактора “Универсал”, которые завершились внедрением в хлопководство трактора марки
ДТ-24-3, в последующем выпускавшимся под маркой Т-28Х, ставшего основным трактором для зоны хлопководства. Были установлены основные характеристики этого трактора и режимы наиболее рационального его применения (П.В.Спиридонов, В.Г.Черников, М.С.Пак, Е.Ф.Дворцов и др.).
В последующие годы в институте обоснована целесообразность замены гусеничных пахотных тракторов класса 3 т (ДТ-54) на класс 4 т (Т-4), который обеспечивал необходимое качество тяжелых работ на основной и предпосевной обработке почвы, планировочных работах и хорошо агрегатировался с соответствующими машинами (П.В.Спиридонов, М.С.Пак). Проводились работы по обоснованию повышения энергонасыщенности и тяговых свойств этого пахотного трактора (В.Ф.Периков, О.С.Осипов, С. Наркулов).
При усовершенствовании трактора класса 0,9 т Т-28Х промышленностью учтены рекомендации института по основным параметрам: тяговосцепные показатели, мощность двигателя, размеры баллонов (В.Ф.Периков, В.К.Киданов, В.П.Логачев, старший механик И.Уткин). Аналогичные исследования проведены по обоснованию параметров пропашного трактора класса 1,4 т для работы на посевах хлопчатника с широкими (90 см) междурядьями (Ю.Л.Колчинский, Р.А.Темербеков). Мощность двигателей этих тракторов оказалась далеко недостаточной для работы пропашных агрегатов с полным набором рыхлительных и, особенно, фрезерных рабочих органов.
Стало ясно, что для дальнейшего развития комплексной механизации хлопководства необходимо всемерное повышение энергонасыщенности тракторов с целью внедрения прогрессивных технологий и машин, обеспечивающих повышение производительности труда и резкое увеличение качества выполняемых операций.
Многолетними исследованиями института (В.Ф.Периков, Н.Н.Комисса-ров, Р.А.Темербеков и др.) установлено, что мощность трактора 95-100 л.с. позволяет увеличить количество одновременно засеваемых и обрабатываемых рядков в “узких” (60 см) междурядьях до 8-ми, что резко поднимает производительность труда на сельхозработах. Аналогичные выводы сделаны и для тракторов, работающих в “широких” междурядьях, т.е. количество засеваемых и обрабатываемых рядков можно довести также до 8-ми. При этом мощность двигателя должна быть 120-125 л.с. и обеспечивать повышенные требования:
– общий запас крутящего момента в пределах 30-35 %;
– крутизну кривой крутящего момента в зоне номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя при снижении оборотов до 10 % – не менее 15 %.
Со временем трактор общего назначения Т-4А, выпускаемый с 1964 г. для выполнения основной обработки почвы, глубокого рыхления староорошаемых земель, перестал отвечать современным требованиям, т.к. полностью исчерпал свои тягово-энергетические резервы для дальнейшего роста производительности. Дело в том, что вспашку почвы под хлопчатник необходимо выполнять только специальными двухъярусными плугами, требующими больших тяговых усилий при узкой ширине захвата. Удельная тяга двухъярусного плуга при пахоте на глубину 40 см достигает 4500 кг с/м.
Институт провел совместно с Алтайским тракторным заводом большую работу по обоснованию основных параметров гусеничного трактора с более высокими тяговыми возможностями с двигателем 250 л.с. (Т-250). К трактору Т-250 был разработан и испытан полный набор хлопковых сельхозорудий для работы общего назначения (всего 17 наименований, О.Осипов).
В 1988-1999 годах трактор Т-250 прошел в УзМЭИ и САМИС сравнительные испытания с трактором Челленджер-65 фирмы «Катерпиллер». Эксплуатационно-технологические результаты испытаний с набором машин общего назначения для хлопководства показали достаточно полное соответствие всем техническим, технологическим и экологическим требованиям зоны хлопкосеяния Узбекистана к тракторам общего назначения. Повышение производительности на пахоте составило 1,4 раза и больше в сравнении с серийным трактором Т-4А.
Однако трактор Т-250, несмотря на наличие рекомендации по итогам государственных испытаний к серийному выпуску, не был поставлен на производство из-за развала тракторной отрасли России. Поэтому в 1996 г. сельскохозяйственные органы республики начали приобретать у фирмы «Кейс» (США) колесные тракторы большой мощности (модель Кейс 7240 и 8940).
При этом не был учтен тот факт, что фирма «Катерпиллер» (США) освоила также модели, приспособленные к сельскохозяйственным работам, оснащенные гусеничными движителями системы Mobil-trac, сочетающих в себе все важнейшие достоинства гусеничных и колесных ходовых систем. Ходовая система Mobil-trac представляет собой резино – гусеничную эластичную ленту из обрезиненного плотного внутреннего каркаса со слоями гибких стальных тросов, охватывающую (по каждому борту) по пять катков с оптимальным распределением веса по длине опорной поверхности гусениц. На внутренней поверхности ленты имеется центральноосевой противоскатной гребень, на наружной – развитые почвозацепы елочного типа.
Как сельскохозяйственное энергосредство общего назначения, тракторы Челленджер обладают перед колесными аналогами рядом очень важных качеств, обеспечивающих им высокие эксплуатационные показатели:
Челленджер-45 Кейс 7240
Тяговый К.П.Д. на фоне пахоты 0,73 0,63
Тяговый К.П.Д. на фоне зяби и рыхлом предпосевном фоне 0,63 0,55
Буксование движителей, % 2-5 10-15
Радиус поворота минимальный, м 1,7 10,8
Учитывая эти преимущества, трактор фирмы «Катерпиллар» модели Челленджер-55 включен в систему машин с целью постепенной замены тракторов Т-4А. До полной замены тракторов Т-4А Челленджер-55 должны были адаптированы в хлопковом комплексе на всех работах общего назначения.
В перспективе соотношение резиноколесных и гусеничных тракторов должно достичь 30:70. Целесообразность применения в хлопководстве гусеничных тракторов общего назначения обосновывается, во-первых, тем, что при проведении ранне-весенних полевых работ (боронование, малование, выравнивание, разравнивание валиков и т.п.) агрегаты на базе гусеничных тракторов могут выходить в поле на 5-7 дней раньше, чем колесные тракторы; во-вторых, машино-тракторные агрегаты на базе гусеничных тракторов оказывают значительно меньшее уплотняющее воздействие на почву, не требует сдваивания колес, применения шин со сверхнизким внутренним давлением воздуха; в-третьих, обеспечивают высокие тягово-сцепные качества при низких значениях буксования даже в неблагоприятные по климатическим условиям годы, когда почва имеет влажность, близкую к предельной.
В последнее десятилетие усилиями сотрудников УзМЭИ и СКБ «Трактор» разработан макет четырехколесного трактора, не уступающего по маневренным качествам трехколесному (руководитель проекта О.С.Осипов).
Новый четырехколесный хлопководческий трактор, благодаря гидроприводу на передний мост, большим (более 110;) углам поворота управляемых колес, обеспечивает:
– маневренные качества машино-тракторных агрегатов на посеве и междурядных обработках на уровне трехколесного трактора;
– привод на все колеса (4к4) – одно из наиболее эффективных средств повышения тягово-сцепных свойств и проходимости трактора без заметного увеличения массы трактора;
– ведущий режим направляющих колес во время поворота при неведущих (отключенных) задних колесах за счет гидравлического привода колес переднего моста;
– повышенные углы поворота передних управляемых колес (более 90;) при маневрировании МТА на разворотной полосе;
более рациональное, чем у трактора 3к2, распределение массы между осями трактора;
– снижение давления движителей на почву в сравнении с тракторами 3к2 за счет уменьшения нагрузки на единичный движитель (И.Туланов).
Предлагаемая схема активного высокоманевренного переднего моста может быть использована для повышения маневренных, тягово-сцепных и эксплуатационных качеств хлопкоуборочных машин, зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных машин и на других машинах при работе, где требуется высокая маневренность.
В настоящее время работа по изготовлению промышленного образца такого трактора движется очень медленно из-за отсутствия средств в институте.
В течение последних лет (2002-2005 гг.) разработана конструктивная схема и обоснованы основные параметры рулевого привода, обеспечивающего минимальные радиус поворота с широкозахватными машинами в хлопководстве (Б.А.Камбаров).
В 2003-2005 гг. в рамках государственного гранте П-19.9 содружества УзМЭИ, СКБ «Трактор», УзНИИОБКК на базе трактора ТТ 80.11 создан овощеводческий трактор ТТЗ-100SP, предназначенный для комбинированных агрегатов по механизации совмещенных процессов при возделываний овощных культур и картофеля.
На базе этого трактора разрабатываются фронтально-агрегатируемые переднеприводные машины и орудия (ротационный культиватор, ботво-стебле-измельчитель и опрыскиватель), и технологии возделывания овощных культур и картофеля с совмещенными операциями (Ф.К.Ганиев, А.Тухтакузиев, Р.А.Хакимов, О.С.Осипов, В.П.Шашко, А.И.Шатого). Многие годы в лаборатории работали техники-механики и лаборанты А.Чеснаков, Д.Ахметов, А.Султанов, Г.Дурнова, Н.Зелинская.

 Механизация основной и предпосевной обработки почвы.

Начало первых работ по применению средств механизации обработки почвы относится к 1924 году. Обработка почвы под хлопчатник была многократная, даже тракторная. Так, в 1937 году на 1 га посева хлопчатника проводилось в Узбекистане 4,2 вспашки.
Исследования опытных станций и опорных пунктов СоюзНИХИ показали, что многократная обработка почвы под посевы хлопчатника приводит к отрицательным последствиям, она высушивается и требует подпитывающего полива. Поэтому в 1952 году количество вспашек в Республике сократилось до 1,2, а в 1955-1957 годах – до 1,0. В результате завоза тракторов, плугов и чизелей из Европейской части России происходил быстрый рост технического оснащения средствами механизации в хлопководстве. Так, уровень механизации по вспашке поднялся с 8 % в 1930 г. до 26 % в 1934 г.
На первое января 1934 года в Узбекистане было 17770 плугов (в однокорпусном исчислении). В то время вспашка проводилась на глубину 18-20 см, затем – на 22-25 см, с 1946 перешли на вспашку на глубину 25-28 см, с 1957 г. – на 28-30 см. Сотрудники ЦСМАХ  СоюзНИХИ в 1931-1934 гг. испытывали конные плуги различных марок, исследовались механизмы плугов и параметры их рабочих органов, определялись качественные, энергетические и эксплуатационные показатели этих орудий.
К началу 1933 г. в Среднюю Азию было завезено большое количество различных по своим конструктивным параметрам плугов. Насчитывалось более 26 наименований. Начиная с 1936 по 1940 г. были завезены и испытаны плуги различных заводов: завода Ростсельмаш – ТПЗ-У, ТП4-У, завода им, Октябрьской революции – ДК-3-П, ЭК-30, ЭК-3-Р, завода им. Калющенко – В-330У и др.
Плуги, в основном, обеспечивали вспашку почвы на глубину 20-24 см, агрегатировались различными тракторами с различным числом корпусов –от двух до четырех. По результатам проведенных испытаний в 1936 году были сделаны рекомендации для завоза в зону хлопкосеяния новых плугов, более полно отвечающих требованиям агротехники возделывания хлопчатника. Одновременно (1939-1940 гг.) парк тракторных плугов пополнился новыми марками, такими как 5К-35 выпуска завода им. Октябрьской революции уже пятикорпусный с шириной захвата каждого корпуса по 35 см, плуг ТПУ-5 завода Ростсельмаш. Вследствие распространенной в то время многократной перепашки почвы под хлопчатник плуги марки ДК-3-П, ЗК-30-Р (в двухкорпусном исполнении) не обеспечивали полной загрузки тракторов СТЗ, ХТЗ. Поэтому был поставлен вопрос о завозе плугов в 4-х корпусном исполнении со съемными корпусами (плуги марки ТП4-У). Последние были более прочными, надежными в работе и обеспечивали достаточную глубину обработки почвы на повторных вспашках (М.В.Сабликов, М.И.Пермин, В.И.Лазунов, И.А.Чиркина).
Завезенные плуги типа П5-35М  не полностью удовлетворяли агротехническим требованиям. Они не обеспечивали полный оборот пласта, борозды наполовину засыпались почвой, вследствие чего заделка семян и корневищ сорняков, а также растительных остатков была не глубокой, корни люцерны сильно отрастали после вспашки. В результате многолетних агротехнических опытов ЦСМАХ (Ф.И.Решетников), СоюзНИХИ (И.П.Кондратюк, А.К.Кашкаров) и опытных станций была разработана технология основной обработки почвы для условий зоны орошаемого земледелия Средней Азии. Сущность этой технологии заключается в:
– обеспечении полного оборота пласта и крошении почвы. Это условие выполняется перемещением уплотненного слоя почвы (13-15 см) в нижнюю часть борозды, а нижнего, менее уплотненного и более влажного, – в верхнюю часть. При таком обороте пласта нижний горизонт пахотного слоя крошится лучше, образуя мелкокомковатую поверхность пашни. А верхний слой почвы, будучи перемещен в нижнюю часть пахотного слоя снова приобретает более совершенное строение;
– заделке на глубину пахоты удобрений, семян и корневищ сорняков, а также корней люцерны при распашке люцерников.
Осуществление этих требований возможно было лишь при работе с плугами для двухъярусной вспашки. Двухъярусная вспашка в начале проводилась плугами марки П5-35Э, затем – экспериментальными плугами ПЯУ-3-32, ПУ-2-35, ПЯ-3-35, разработанными под руководством академика Г.М.Рудакова его учениками В.П.Жидовиновым, Р.И.Байметовым, В.А.Сергиенко, М.Муродо-вым, Р.Ибраимовым.
В изучении технологии двухъярусной вспашки в закладке агрономических опытов под посевы хлопчатника принимали участие сотрудники опытных станций СоюзНИХИ во главе с В.П.Кондратюк и института механизации (Ф.А.Соколов, Ф.И.Решетников и другие).
Основные параметры семейства двухъярусных плугов, способных в зависимости от почвенных условий выполнять основную обработку почвы, обоснованы сотрудниками института, а конструкции плугов разработаны совместно с СКБ завода им. Октябрьской революции (г. Одесса) и СКБ “Алтайсельмаш”.
Плуг ПЯ-3-35 для двухъярусной вспашки на глубину 30 см поставлен на массовое производство с 1968 года и было выпущено более 100 тыс. шт. В течение многих лет этот плуг был общепризнанным не только в хлопкосеющих Республиках бывшего Союза, но и применялся на Украине, Молдавии, России и за рубежом (Болгарии, Венгрии). Двухъярусные плуги ПЯ-3-35 на серых лесных почвах и черноземах, на дерново-подзолистых почвах России показали высокое качества обработки: выровненную и мелкокомковатую поверхность, полную заделку стерни и дернины. Двухъярусная обработка в 1987 году была внедрена в Московской, Владимировской, Калужской и Калининской областях, а также в хозяйствах Краснодарского края на площади 40 тыс. га. Ученые России установили, что такая обработка пригодна для всех земледельческих зон России, кроме маломощных почв, солонцов и легких почв.
С внедрением в сельскохозяйственное производство двухъярусных плугов было разработана новые несложное по конструкции приспособление для распашки люцерников. Это приспособление монтировалась к верхному корпусу плуга (П.И.Игамбердиев, Р.И.Ибраимов).
Многолетние экспериментальные исследования ИНЭБР АН Республики под руководством академика М.В.Мухаммеджанова по совершенствованию агротехники возделывания хлопчатника, люцерны, кукурузы и др. культур путем углубления пахотного слоя суглинистых и глинистых почв до 45-50 см позволили создать благоприятные условия для мощного развития корней вглубь и использования растениями питательных веществ не только верхних, но и нижних глубоких слоев почвы. Кроме того, с целью большего усиления роста и развития корней, а также биологической активности подпахотных слоев рекомендовано осуществлять послойное внесение удобрений путем совмещения внесения в верхние два слоя одновременно с двухъярусной вспашкой на глубину 50 см с операцией рыхления почвы.
Для выполнения этой технологии САИМЭ был разработан комплекс машин, изготовлены опытные партии плантажных плугов (Р.И.Байметов, Р.И.Ибраимов) и удобрители к глубокорыхлителю (А.Хаджиев, Ш.А.Хамидов).
На основании многолетних совместных работ с ГСКБ по машинам для хлопководства для производства разработан более усовершенственный чизель-культиватор с удобрителем (А.Хаджиев, Р.И.Байметов, Г.И.Пальмин), глубокорыхлитель ГРХ-2-50 и бороновальный агрегат АБН-8,5 (Р.И.Байметов, А.Тухтакузиев), которые совмещают рыхление почвы с внесением удобрений, обеспечивают повышение урожайности и производительности труда в 1,6...1,7 раза.
Совместно с ГСКБ по машинам для хлопководства разработан чизель-культиватор ЧК-4-6 с рабочими органами на упругих стойках обеспечивающих снижение (до 1,3 раза) энергозатрат на обработку почвы, улучшение качества рыхления и устранение поломок рабочих органов (Р.И.Байметов, А.Тухтакузиев, Г.Н.Пальмин, А.Т.Дулабаев).
Для предпосевной обработки почв, получивших промывные или запасные поливы, а также для разбивки комьев и глыб, образовавшихся при вспашке, разработана технология и обоснованы параметры универсального орудия ОПУ-2,2 с пассивными и активными (фрезерными) рабочими органами. В отличие от других фрезерных культиваторов, рабочие органы этого орудия обеспечивают обработку почвы без выноса нижних более влажных слоев на поверхность. По результатам приемочных испытаний ОПУ-2,2 рекомендован к внедрению. Однако промышленность не торопится выпускать эту машину. Очень важно внедрить ее в условиях маловодья. Агроопытами УзПИТИ (бывшее НПО “Хлопок”) установлено, что применение ОПУ-2,2 позволяет за счет качественной подготовки почвы без потерь влаги в сжатые сроки повысить урожай хлопка-сырца на 2,5-3,3 ц/га (Р.Байметов, А.Ахметов, Г.И.Пальмин и др.).
Широко внедрен более совершенный чизель-культиватор ЧКУ-4А, который кроме послойной обработки почвы вносит минеральные удобрения с заделкой их на глубину обработки широкими лентами (16-18 см), в то время серийные сошники вносили их узкими лентами (2-3 см), (А.Хаджиев, С.Хусаинов).
Разработаны усовершенствованные рыхлительные лапы к чизель-культи-ватору, обеспечивающие снижение тягового сопротивления орудия и превосходящие по агротехническим требованиям серийные подобные рабочие органы (Р.Байметов, М.Мирахматов).
В последние годы сельскохозяйственные машинно-тракторные парки Республики оснащаются высокопроизводительной техникой Американской фирмы “Кейс”: тракторами “Магнум”-7240 и “Магнум”-8940, МХ-135, МХМ-140 и оборотным плугом к этим тракторам ЛД-100 “Квернеланд”. Учитывая преимущество двухъярусной пахоты для наших условий, институтом разработаны концепция и программа создания комплекса плугов.
В связи с этим совместно с ОАО «БМКБ-Агромаш» к этим тракторам разработаны двухъярусные плуги ПДО-4-45, ПД-4-45, МР-2/3-45, АМР-2/3-45, МРZ-2/3-45, плуги общего назначения ПН-3/4-35, ПОН-2/3-45, O‘Р-3/4-40, O‘РZ-3/4-40, глубокорыхлитель ГРП-3/5, дисковая борона ТДБ-3/5, Рыхители-выравниватели РВН-8,5 и ЕТА-10. Все эти машины успешно прошли государственные приемочные испытания и  в настоящее время внедряется в производство (Р.И.Байметов, А.Тухтакузиев, Б.Хушвактов, А.Тукубаев, Г.И.Пальмин, Ю.И.Дамаев, А.Хаджи-Мурадов). Применение этих машин и орудий способствует повышению производительности труда до 1,5 раза и снижению расхода ГСМ и других затрат в 1,2…1,32 раза. В настоящее время по проектам А-13-081 «Разработка энерго-ресурсосберегающей технологий и создание комбинированных агрегатов по минимизации обработки почвы в хлопководстве» (Р.И.Байметов), А-13-049 «Разработка научных основ создания малоэнергоемких и ресурсосберегающих почвообрабатывающих машин» (А.Тухтакузиев), А-13-078 «Разработка энерго-ресурсосберегающих технологии и технических средств для обработки почвы под посев зерновых и повторных культур» (Б.Хушвактов) ГНТП-13 РУз на 2006-2008 гг. проводятся исследования по созданию комбинированного агрегата для минимальный обработки почвы, энерго-ресурсосберегающих почвообрабатывающих машин и орудий, а также почвообрабатывающих машин и орудий для безотвальной обработки почвы под посев зерновых и повторных культур.
В содружестве институтов Каршинского инженерно-экономического, Самаркандского сельскохозяйственного и УзМЭИ проведено комплексное исследование, охватывающее основные вопросы, связанные с созданием фронтального плуга для гладкой безбороздной вспашки. Разработаны научные основы технологии гладкой безбороздной вспашки, обоснованы параметры рабочих органов и плуга, в целом, в увязке с почвенно-климатическими условиями хлопководства Республики (Ф.М.Маматов, И.Т.Эргашев).
По результатам выполненных исследований разработаны исходные требования к фронтальным плугам для зоны хлопководства. ОАО «БМКБ-Агро-маш» разработаны технические документации и конструкция, а также изготовлен промышленный образец фронтального плуга FO‘P-2,8 для агрегатирования с тракторами «Магнум» и передачи на приемочные испытания (Р.Д.Матчанов, Г.И.Пальмин, Ю.И.Дамаев, Р.И.Байметов, А.Тухтакузиев). Плуг прошел широкие хозяйственные испытания на полях Ташкентской и Кашкадарьинской вилоятов. Результаты хозяйственных испытаний плуга показали, что применение его позволяет снизить на 8…16 %, энергетические расходы, удельную металлоемкость до 50…60 % и повысить производительность труда до 90 %.
В проведенных экспериментальных работах также активное участие принимали такие опытные механики, как И.Н.Горянин, Ш.Барашев, А.Сейтвели, П.Хмыров, старшие лаборантки П.И.Кравченко, Н.С.Безобразова и др.

механизация сева.