С пяти до девяти - 2015 - Япония

Дарья Оленина
Иллюстрация — кадр из сериала

РЕЦЕНЗИЯ НА ДОРАМУ "С ПЯТИ ДО ДЕВЯТИ. МОНАХ, КОТОРЫЙ МЕНЯ ЛЮБИТ" (Япония, 2015 — 10 серий веселья)

Дорама «С пяти до девяти» — большая удача не только для тех, кто участвовал в её создании, но и для всего японского кино. В этой комедийной дораме хорошо показано достоинство традиционной японской культуры и подвижность современной городской жизни Японии, которая преображается благодаря активному взаимодействию со всеми странами мира.

Японские кинокомпании, оценивая общие рейтинги дорам, обратили внимание, что у зрителя большей популярностью пользуются дорамы, где весело и где честь и искренность не пустые слова, и что по этой причине лучшие дорамы Южной Кореи стали приобретать большую популярность и вытеснять другие страны с их кинопродукцией. Вероятно потому в ряду обычно трагичных или задумчивых японских дорам появилась эта яркая и запоминающаяся комедия с глубоким смыслом и жизнерадостной музыкой. Её идея — показать героя, который действует правдиво и поступает достойно в любых условиях.

Вопрос для кинокомпании и сценаристов: какого героя выбрать? Выбрали монаха буддийского храма на роль честного и смелого человека, вероятно потому, что верно предположили: зритель не сможет поверить, что обычный человек сможет жить и действовать в любых жизненных ситуациях всегда правдиво, - а только отражение правды жизни сможет создать долговременный высокий рейтинг фильму. Обычная жизнь в обществе сейчас не располагает к тому, чтобы человек мог всегда вести себя честно и открыто. В обществе есть понимание того, что воспитание в храме ещё может создать условия, где дети могут вырасти духовно сильными и всегда правдивыми. В этой дораме оба мира — жизнь, основанная на буддийской философии, и жизнь общительной части населения современной Японии показаны параллельно, чтобы подчеркнуть качества обоих миров — обычной современной городской жизни и жизни буддийского храма, хранящего корни японской культуры и мировоззрения.

В этом фильме в шуточно-серьёзной манере дан ответ на вопрос: как добиться расположения любимого человека? Все зрители обычно следят за романтической, парадной стороной развития сюжета и об этом пишут в комментариях, но не упоминают о том, как главный герой Таканэ Хосикава добился того, что Дзюнко-сан перешла от возмущённого отвержения его предложения женитьбы к любви и преданности ему, к заботе о нём. Что так сильно повлияло, почему все герои фильма так сильно изменились?

Таканэ всё привык делать с полным сосредоточением и самоотдачей, так же и выстраивал дорогу к сердцу любимой. Несмотря на то, что у него было много денег в распоряжении, он своими руками, головой и сердцем сделал больше, чем деньгами. Он не считал часы, которые он тратил на то, чтобы лучше узнать её, познакомиться и с её приятелями, и с родными, и с её привычками и миром, в котором она живёт. С первой встречи он задался целью познакомиться с ней и познакомить её с ним. Его не смущало то, что её мир сильно отличается от его мира, - он его старался понять. Никакой труд его не пугал и не смущал. Это качество даёт силу везде, чем бы человек не занимался.

Конечно, сказывалось его воспитание с раннего возраста в храме: он воспринимал любые традиции современного мира, как своего рода обряд, который нужен, чтобы проявить чувства и своё отношение. Язык цветов — это знаки внимания. Вежливое обращение в принятых в обществе выражениях — это знак честности в отношениях. Самоличное приготовление пищи и гостевой комнаты, а также украшений для праздника Хэллоуин, который чужд его храмовому воспитанию, но приносит радость его девушке. Он вникал в модели одежды по современной моде сезона, чтобы выбрать подходящий подарок, и подготовил программы концерта к дню рождения младшей сестры своей девушки. Изучил все традиционные места, где проводят обычно свидания, чтобы выбрать лучшее для неё. Сделал парные предметы, как принято в обществе у влюблённых. Научился говорить любимой комплименты — от души, как всё, что он делал в жизни. Сроднился с семьёй своей девушки, смог лучше них самих понять характер их бабушки и показать им её прекрасные качества так, что они посмотрели на неё другими глазами. При этом не упускал ничего из своих обязанностей в храме и проводил необходимые людям службы с ещё большим вниманием, чем прежде, потому что лучше стал понимать и любить людей.

Помимо всей внешней работы ему приходилось многое пересмотреть и внутри себя. Конечно, купание под водопадом было для него привычным. Но долгое стояние под струями горной воды — это уже не в удовольствие, а в покаяние за ошибки и не те мысли, какие он увидел в себе и считал их не достойными его понятию любви и правильному поведению. Он очень много думал о ней, хотя он и так хорошо понимал её, потому ей не удавалось что-то скрыть от него. Понимая её настроение, он не дал ей совершить ошибку, которая испортила бы их отношения. Научил её своим примером лучше понимать саму себя. Это большая внутренняя работа, это очень нелегко. Таканэ честно ей признавался в своих неблаговидных мыслях, которые считал таковыми, потому и она научилась ничего от него не скрывать.

 Хосикава, как настоящий монах, объяснил любимой девушке свою вину и участие в том, что ей отказали в справедливой оценке на экзамене, открывающем возможность поехать работать в Нью-Йорк:
"- Я думал, больше никогда вас не увижу.
- Это преувеличение.
- Теперь так и будет.
- Это же не ваша вина?
- Моя вина имеется. Я не поддержал вашу мечту. Хотел видеть вас счастливой, но всё же, когда вы не сдали, глубоко в душе я чувствовал радость. Вы не уезжали в Нью-Йорк, и значит, мы могли быть вместе. Это моя вина, даже если я лишь на миг почувствовал это. Мне очень жаль.
- Ничего страшного. Теперь уже ничего страшного. Я вас не прощу, если вы самовольно исчезнете из моей жизни."

Для силы мысли настоящего монаха достаточно допустить какое-либо устремление, чтобы оно стало реализовываться в жизни и приносить следствия. Для неё же жить в круговерти противоречивых желаний и мыслей — обычное дело. Следствия показали, что сложившаяся ситуация принесла боль и огорчения, а не то, чего предполагалось достичь вначале. И не важно, что это не он сам, а настоятельница храма повлияла на экзаменаторов: он думал о том, что его желание удержать её возле себя дало толчок развороту этих событий.

Эта способность быть честным и понимать других людей помогла ему понять и поведение младшего брата, который из-за чувства одиночества и не способности это чувство преодолеть стал обвинять всё и всех, ища оправдания своему мстительному настроению. Кто сможет помочь брату обрести тепло в душе? Только тот, кто стал видеть и понимать глубже, у кого достаточно внутренней энергии, чтобы вылечить душу другому человеку.
Но если у Таканэ не будет Дзюнко-сан, то в его душе уже не будет силы, и он не сможет помочь другим обрести покой и радость души, что является главной задачей служителей храма.

И всё же, события складывались оптимальным образом: Дзюнко была ещё слишком погружена в свой прежний мир и в желание ехать в Нью-Йорк, потому и не чувствовала, что встреча с Таканэ Хосикава — не препятствие в её жизни, а счастье. Он мысленно удерживал её, чтобы дать ей возможность увидеть его и их общий путь, который он почувствовал с первой встречи, а ей ещё надо было понять, в чём их единство и незаменимость друг для друга, которую она не найдёт ни у кого другого.

Самое важное в любви — это поток энергии тепла и любви, который идёт от любящих и согревает любимых изнутри. Этим отличается дружба и любовь от любых других отношений людей. Хотя никто эти потоки не видит, но чувствуются они так хорошо, что бывает, любящие ничего не чувствуют, кроме этого потока. Это чувство иногда спасает жизнь и даёт возможность выстоять в невозможно тяжёлых ситуациях, потому что поток вливает и вливает силы, - и люди выдерживают то, что в обычном состоянии им никогда не преодолеть. Этот поток любви от Таканэ шёл к Дзюнко-сан почти постоянно, когда он не был погружён в службу, хотя, возможно, и тогда он тоже параллельно думал о ней. Какая всё отвергающая девушка устоит против такого потока любви и внимания? Это самая настоящая МАГИЯ ЛЮБВИ. Потому и она через время не могла заснуть, потому и она смогла его "увидеть" и полюбить.

Но главное, что привлекло её внимание и душу к нему, это то, что она была ему необходима: её присутствие вливало в него силы и здоровье, и она это видела; к её словам он относился очень внимательно и продуманно, её чувства отражались в нём, как в зеркале. Почувствовав свою незаменимость, она перестала сомневаться, потому что для женщины быть нужной — это первейшая необходимость. Почему бывает так, что даже супружеские пары из двух прекрасных людей расходятся, а из двух "не подарков" - крепко держатся друг за друга? Если муж больше занят своей работой и значимостью в обществе и не нуждается в присутствии и поддержке жены, то какой бы он ни был хороший и замечательный для окружающих, женщина уйдёт или будет страдать рядом с ним, потому что не будет ощущать себя нужной, необходимой, незаменимой, источником вдохновения для него. Когда же она видит, что муж "без неё пропадёт" или ему будет плохо без неё, то, как бы ей ни было трудно с ним, она будет оставаться рядом и помогать мужу, вдохновлять его на преодоление трудностей жизни. Так же, как мужчине необходимо чувствовать свою необходимость в обществе, так же и женщине необходимо чувствовать свою необходимость в семье, потому что в природе более крепко живёт то, что необходимо, - в чём нет необходимости, то постепенно отмирает. Чтобы стать необходимым в обществе, мужчины много трудятся. Чтобы стать любимым, тоже надо много думать и трудиться. Каждый день. И женщинам тоже. Само ничего с неба не упадёт, - всё создаётся мыслью и руками.

Потому забавно, когда в комментариях обычно так много говорят о романтических сценах, и совсем не говорится о том, каким путём эта романтика достигается. Больше всего ведь невидимой работы души. А ещё требуется думать головой и сердцем, и не всегда это труд с крыльями за спиной, - иногда нужна большая смелость и мужество, чтобы принять какое-то решение или чтобы что-то любимой сказать. Пока человек любит, он быстро духовно растёт. Любовь — это вечная преображающая сила, которая изменяет мир к лучшему.

********************

Впервые встречаю японскую дораму, настолько яркую, подвижную, светлую, оптимистичную и при том правдивую. Дорама получилась весёлая, со множеством шуток и остроумных диалогов.

Все участники комедии сыграли прекрасно!
Главная героиня, выросшая в шумной общительной семье, безусловно не может не понравиться зрителям. Она — умница и красавица, с доброжелательным и настойчивым характером, потому и смогла привлечь внимание человека, который был сосредоточен на духовных идеалах.
Любовь к ней помогла Таканэ избавиться от эгоистических побуждений, которые ещё были в его душе. Дзюнко благодаря ему стала лучше понимать себя и что ей на самом деле в жизни нужно. Родные Дзюнко стали счастливее от прихода в их семью Таканэ, в храме жизнь тоже оживилась и потекла ярче и веселее, когда в жизнь Таканэ вошла Дзюнко, у приятелей Дзюнко на работе тоже все пересмотрели свои желания и открыли для себя новые возможности благодаря дружбе с Таканэ.

Вся съёмочная группа была увлечена работой над фильмом, и все сыграли свои роли так, что запоминались сразу и ярко, - и семейство Дзюнко, и её приятели по работе, и родные и друзья Таканэ в храме, даже эпизодические роли актёры исполняли с интересом.
На главном герое — буддийском монахе Таканэ Хосикава — лежала ответственность за весь фильм. Если бы он сфальшивил хоть в какой-то мере, то ничего бы из задуманного создателями не получилось бы. Играть правдивого монаха — непростое дело, потому что изобразить духовную силу только внешними приёмами невозможно, — надо иметь что-то в душе, чтобы это стало возможным. Ямашита Томохиса имеет эти качества, потому ему удалось сыграть монаха так, что те, кто знают суть воспитания силы духа и миролюбия у последователей Будды, согласны с тем, что главный герой соответствует жизненной правде.

Посмотрите короткое видео о 22-летнем актёре Ямашита Томохиса, о его отношении к близким и к своей работе, о его жизненных принципах, и вам сразу станет видна прозорливость создателей фильма, которые выбрали на роль буддийского монаха именно этого популярного в Японии актёра:
«Немного о Ямапи» (2008) - doramatv.ru/passionate_continent
Есть интересное текстовая подборка высказываний о нём (на страничке doramatv.ru/list/person/yamashita_tomohisa), эпизод из подборки:
«*Все члены NEWS: "Рядом с ним мы чувствуем себя спокойно и уверенно. Он настоящий лидер".
*Их же высказывание: "Даже, если он и ошибается во время концерта, то делает это так уверенно, что мы сами невольно начинаем думать, что он все делает правильно и следуем за ним".»
При съёмках фильма «С пяти до девяти | From Five to Nine | 5-ji Kara 9-ji Made / С 5 до 9» (doramatv.ru/from_five_to_nine) Ямапи — 30 лет (2015 г.). Год назад, в 2014, он снимался в хорошем фильме «Любовь на особом уровне | Close Range Love | Kinkyori Renai» (doramatv.ru/close_range_love), ещё раньше — в не менее интересных дорамах.

Дораму можно смотреть в переводе фансаб-группы «Альянс» и фансаб-группы Zoloto (на страничке doramatv.ru/from_five_to_nine). Это разные переводы: «Альянс» переводит близко к тексту, а «Zoloto» переводит близко к смыслу и настроению всего фильма, потому у них более весёлый перевод.

Фильм быстрый, для молодёжи, общее настроение и шутки летят на полном скаку, потому без внимания и быстроты восприятия не обойтись, чтобы понять весь юмор и глубину смысла, заложенные в дораме.