Половодье на реке тугур продолжение

Александр Ашанин
На северах в любое время года погода переменчивая и делать прогноз на день или два вперед дело неблагодарное. А весной тем более. Вот только ярко и жарко светило солнце. Но вот оно спряталось за темную тучу и пошёл снег, откуда-то сорвался холодный ветер и началась пурга. Так получилось и в тот день когда мы с Серегой завозили на табор мотор и бензин. После полудня погода явно начала курвиться. С моря потянуло туманом, по долине реки задуло ветерком. Да не простым а низовым всё это предвещало пургу. Нам северянам это было не в диковинку. Серега еще сомневался в том, ехать домой сейчас или переночевать а уже утречком по насту рвануть в поселок. Потом когда начал пролетать первый редкий еще снежок всё же решил ехать в Тугур. Да и пацанам нашим надо было в школу. Ну а я подумав   решил остаться. Соль, крупы, сахар, сухари не много муки мы завезли еще ранее. И продукты хранились у нас в двух молочных бидонах с плотными крышками. Это от вездесущих лесных мышей. Договорились что Серега придет к ледоходу. Они уехали а я остался, переколол два десятка чурок, забил дровами место под нарами. Сходил к реке начерпал ведро и чайник воды, это чтобы не таять снег. Короче приготовился переждать комфортно пургу.
Ветер усиливался, деревья под его напором стонали, снег уже кидало с черного неба мокрыми пригоршнями. Представил если в тайге такое под зашитой леса, то что творится на мари.Попросил ,,Подю" чтоб он помог Сереге с пацанами найти дорогу домой в этой снежной круговерти. Беспокоился я о них как оказалось не зря. Они легко преодолели путь по приозерной тайге и выскочили на тундровую марь, а вот тут-то попали в такой переплет что запомнили эти несколько часов неистовой северной пурги на всю жизнь. Короче: бой в Крыму ил-2 в дыму ничего не бачу. Слава лесному богу,,Поди"! Что помог им  пробиться на Евтукан где было зимовьё. Там они и зимогорили четыре дня пережидая пургу.
Что я делал? Да отлежал все бока! Ну если что полезное, так это сделал Андрюхе новые ножны на нож. Делал по своему ножу. Наши ножи были близнецами- коваными одним народным умельцем в поселковой кузне. А еще слушал вражий голос радиостанцию ,,Голос Америки" на Хоккайдо. Все наши станции хрипели, шипели, звенели. А вражий голос вещал сквозь расстояния и неистовую русскую пургу. Конечно гады несли ахинею о разных прелестях своей  свободной жизни. Ну и конечно вещали о том как трудно русскому человеку живется в ежовых лапах ФСБ. Я лежал в натопленной палатке на нарах, слушал  этот бред, пыхал сигаретным дымком и представлял себе этого холеного америкоса из вражьего голоса в нашей тайге. Сдох бы он гад через день, хлебанув по самые гланды нашей жизни. Наша жизнь - это наша жизнь и другой жизни мне не надо, как и другой РОДИНЫ. Другого цивилизационного пространства я не желаю. Что еще делал? Часто вылезал за дровами и откапывал верхний каркас от мокрого снега освобождая его от нагрузки.
Наконец пурга утихомирилась. Это произошло под утро. Ветер где-то накопил сил и яростно дунул в последний раз, стон прошел по тайге, рухнуло сраженное последним напором ветра дерево и наступила тишина. Тишина до звона в ушах. Я подкинул  в печурку дров и уснул будто упал в мягкое и что-то бесконечное. Проснулся от тишины, оделся и вылез из палатки. И сразу зажмурился так резануло по  глазам от яркого солнца и  снежной белезны вокруг. Нырнул опять в палатку за солнце- защитными очками. Потом  огляделся вокруг почесал затылок и принялся за работу. Перво- наперво надо было откопать палатку, да и весь табор, тропку на проточку за водой, кострище, дрова. Работы было много но она была в радость, четыре дня на нарах бока пролёживал. Свистя крыльями над открытой водой промчался табушок гоголей. Открытая вода это условно сказано, вода  превратилась после пурги в мокрую снеговую массу которая забила проточку у табора. И в эту снеговую кашу садилась утва прячась от пурги. А куда ей было деваться! На берегу могут сожрать вечно голодные лисы вот и падала утва в снежную кашу а потом брюшком и лапками елозила по ней оставляя после себя полосы чистой воды.
Солнце жарко грело, снег оседал на глазах. Пихтовые и еловые лапы скидывали с себя снежные комья, распрямлялись и еще долго дрожали. К вечеру я решил проверить култычок, поседеть там вечернею зорьку, из под нар вытащил подбитые камусом охотничьи лыжи ,, каямы" Ремни на креплениях подогнал под резиновые сапоги болотники.  С самого утра вовсю свистели, пересвистывались рябчики. И я решил добыть двух -трех себе на ужин. Благо был манок и мелкокалиберка с двумя сотнями патронов к ней. Далеко не пошел, прямо на таборе встав за пушистую елочку подражая самочке посвистел- поманил манком и тут же невдалеке в разных местах откликнулось три- четыре одурманенных весной и любовью петушка. Первый рябец фыркая крыльями в любовном экстазе перелетел через проточку и уселся на каркас палатки. Походил немного и склонив головку на бок страстно и призывно засвистел. Досвистеть влюблённый не успел я поймал его на прицел тозовки и выстрелил. Примерно так-же добыл еще двух и посчитал что на  ужин и завтрак хватит. Хотя можно было добыть еще штук пять с одного места. Рябчики просто потеряли чувство страха и осторожности. Невдалеке была засыпанная снегом валёжина, фырча крыльями подлетел и  уселся на ней рябец. Затем засвистел, ему совсем рядом в ельники откликнулся другой. Рябчик на валёжине распустил крылья и хвост, начал чертя кончиками крыльев по снегу бегать взад- вперед  издавая клювом дробные звуки. Смотрю к петушку из елового подроста так-же чертя крыльями снег бежит его соперник по весне и любви. И на моих глазах они не говоря друг-другу бранных слов сшиблись грудь в грудь аж перо и пух полетел. Стрелять эту драчливую пару я нестал. А просто громко разбойно свистнул. Драчуны оторопели и разлетелись в разные стороны.
 Вечерняя зорька
 для меня оказалась не удачной, стрелял по уткам два раза и замазал, наверное торопился. На следующее утро на каямах опять ходил в култычок. Уселся на кочку за тальники с лесной стороны а утва как нарошно подлетая садилась посередине или еще дальше, дробью её на воде достать можно а убить нельзя. Разве что ей только синяки наставить. Вообще не люблю стрелять по сидячей утве. Красивый выстрел это в лет. Ты видиш как  утка на мгновение замирает в воздухе а затем комом падает в воду аж брызги фонтаном. В конце-концов удалось сбить одиночку крякаша над берегом. Крякаш утка- тяжелая в снег ушел почти на метр. Еле нашёл. Хорошо перышко с капелькой крови на поверхности снега осталось.
На следующее утро, решил обежать- обследовать по насту на лыжах приозерную тайгу. Посмотреть кто из зверья перезимовал на участке а кто подошёл и желает поселиться на лето и осень до следующей зимы. Нарезал на лыжах  широкий круг от Леонской протоки до Юркинской. Затем этот круг рассёк пополам. И обнаружил много чего интересного. Во  первых: пару выдр на Леонской. Попадались следки соболька.Пришел медведь- примерно лет пяти и хочет здесь поселиться, поэтому метит участок своего будущего обитания делая затески на деревьях когтями,вставая при этом в полный свой рост. Куда делся самец- старый владетель этих мест? Не знаю,  его следов я не нашёл. На краю мари и тайги возле Третьяковского сгнившего зимовья, в подросте  обнаружил ,, копылух"- самочек глухаря. Всю зиму они держались табушком и сейчас перед глухариным током так-же продолжают держаться вместе. Я их спугнул и они взлетев расселись по листвянкам. Насчитал я их более двадцати штук. Значить будет более двадцати кладок яиц. Сохранится половина и то хорошо. Значить в глухариной семье при любых раскладах будет прибыль. Стрелять копылух я не стал. Хотя можно было выбить из табушка с ,, тозовки" штуки три пока весь табун не переполошится и не разлетится спасаясь кто куда. А еще мясо глухаря по весне сильно отдаёт запахом хвои. Варить его надо со специями а перед готовкой еще и вымачивать. Вкусен глухарь поздней осенью на пограничье зимы. Всю осень он питается на ягодниках, брусникой,голубицей, клюквой. Тогда его мясо питательно и полезно а еще не обычно вкусно. Но давайте продолжим о моей разведке на нашем участке. На Юркинской протоке на самом устье у большой полыньи, густо наследила норка да не одна. Через протоку в остров из ельника  натоптали  тропы зайцы. Зайчишки бегали на кормежку в тальники и уже линяли то тут то там на кустах  оставалась их зимняя белая шубка в виде щерсти. В одном месте у упавшей в пургу от ветра березке заячьих следов было особенно много. Зайцы объедали сочные березовые ветки. Топором я срубил еще пару березок потоньше, прикинул откуда могут появиться,,косые" и поставил пяток проволочных петель. Решил побаловать себя зайчатинкой. Солнце грело тайгу, ожили полосатые бурундуки, пересвистывались рябчики.Над скованной льдом рекой пролетали табуны уток, где-то далеко с небесных высот раздался веселый гогот гусиной стаи. Одним словом : весна пришла братцы!
Через день я снял попавшего в петлю зайчишку на следующей день другова. Этого другого пришлось стрелять из,,тозовки" попался он так , одна лапа и голова проскочила петлю и затянула его поперек туловища, так часто бывает, но зимой зайка на морозе быстро замерзает. А тут он услышал шорох лыж по насту и притаился. Потом увидел меня и тонко по детски завирежжал-заплакал, забился в петле, высоко подпрыгивая на месте. Пришлось стрелять, я побоялся что он порвет тонкую стальную нить и мой обед от меня сбежит в тайгу. По Тугуру уже перла верховая вода а Серега всё не приходил.
 И вот однажды, где-то к обеду или после, выше по реке с пушечным грохотом лопнуло ледяное поле. И затрещало винтовочными залпами. Это побежали трещины по еще целому льду, рвя и деля его на большие и малые льдины. Начался на реке ледоход. Тревожно прислушиваясь я начал на всякий случай готовиться к великому потопу. И не зря! Плывущие по основному руслу огромные глыбы льда вдруг полезли на галечную косу, которая отделяла реку от протоки на другой стороне которой на берегу что повыше и был наш табор. Пришлось низа палатки забрасывать на каркас, печку и трубы снимать, и убирать на лабаз, шкуры и спальники туда-же. Продукты и посуда уже были на лабазе. Вода стремительно прибывала, лед лез на табор кромсая берег, с хрустом ломались кусты черемухи росшие по берегу. Вода была уже по колено и продолжала пребывать неся на себе лесной мусор. Я собрал в рюкзак кое- что по мелочи и забрался в лодку, выкинув якорь на самом таборе у палатки. И тут сквозь великий шум ледохода, треск льда и рев воды услышал в дальнем озере выстрел за ним второй. И понял что это Серега, и что он попал в большую неприятность. То что он попал в беду я исключил сразу и бесповоротно. Не такой он человек! А вот то что ему плохо и нужна помощь. Это было ясно как божий день не будет Серега так просто за здорого живешь жечь патроны, салютуя ледоходу. Обычный путь по протоке в озера оказался забит льдом. И я начал чтоб попасть на воду топором прокладывать себе путь через тальники и черемуху. Как можно ниже перегибаясь с лодки рубил кусты, отталкивался шестом, снова рубил, где-то  огибал, где-то пропихивался. Но на воду я выбрался, завел мотор и на малом ходу сквозь затопленные кусты, лавируя между деревьев добрался до дальнего озера. Дальше по тайге проехать было невозможно. Начинался буреломный участок леса. Для справки: Дальнее озеро, имеет длину метров в семьсот а ширину от 70 до 150 метров. В тот день потопа оно вспухло и вода широко и привольно разлилась вокруг, затопив низменный кочкастый берег и высокий лесной.
По звуку выстрелов я еще раньше определил что Серега находится на лесном высоком берегу и скорей всего спасается на дереве. Лед на озере стоял сплошным белым полем и чтобы попасть на другой край озера это поле нужно как-то преодолеть. Подумав я решил тащить лодку по льду а больше никак. Край озерного льда сантиметров 30-35 над водой. Значить надо выпрыгивать лодкой на лед. Я газанул мотором и в тот миг когда казанка носом полезла на лед обхватив мотор за капот руками поднял его кверху. Фокус удался, я очутился вместе с лодкой на льду метрах в семи от его кромки. Хватанув заборником вместо воды воздух,, Вихрь"забубнил. Я его тут-же заглушил. Вытащил из рюкзака который прихватил с собой бинокль, пошарил взглядом через линзы по затопленной тайге. В самом конце озера ударил выстрел. Значить Серега меня видит, хотя сколько я не шарил по тайге биноклем его так и не нашел. ЛАДНО!!!  Кроме меня роль доброго дедушки Мазая сыграть некому. Значить побудим добрым дедушкой Мазаем.
С реки доносился грохот ледохода, в небе над рекой металась шалая утва. Пекло солнце, дул теплый ветерок а у меня спасательная операция была  в полном разгаре. Выкурив сигарету. Я шестиком попробовал крепость озерного льда. Лед выдержал пяток крепких ударов. И я полез из лодки на лед. Вы видели картину Репина ,,Бурлаки на Волге". Так вот мне пришлось быть таким бурлаком только не на Волге а на Локтионе. Короче: лямку якоря через плечо и вперед. Неожиданно для меня казанка легко заскользила следом по игольчатому льду. За час с парой перекуров я преодолел метров 500-пути. Снова лопнул выстрел, я опять зашарил биноклем по деревьям и наконец увидел Серегу. Но их оказалось двое, Серега и его собака Бельчик. Они оседлали наклоненное над водой дерево.Серега комфортно устроился между сучьев и сидел свесив с листвянки над водой ноги а вот Бельчику было не совсем удобно.Он стоял на стволе дерева над проносящейся под ним мутной водой. Минут через сорок я был уже напротив спасавшихся на дереве путников. Между нами была бурная, стремительно несушаяся вода и всего метров 50-расстояние. Спустить спокойно лодку на воду, сесть на весла или завести мотор в моём случае было нельзя. Вода перла с такой силой из некогда тихой проточки что могла унести лодку в тайгу, в бурелом и там разбить о деревья. А могла силой течения прижать лодку к кромке льда накренить на бок и тогда точна хана мне и лодке. Шупая шестом лед я прошел вперед еще метров 70 и остановился оценить обстановку. Здесь было потише, основная масса воды огибала этот край ледяного поля и сдесь можно было спокойно спустить лодку на воду и завести мотор. Минут через 30- я уже  подъехал к страдальцам. Первым сиганул в лодку Бельчик за ним спрыгнул Серега. Я сразу обратил к внимание на то что Серега по пояс мокрый и без рюкзака. Спросил его об этом. Он ответил что расскажет обо всем после и попросил закурить, пока мы молча курили Бельчик несколько раз пытался лизнуть меня в лицо я его отпихивал, он обижался, поскуливал и лез ко мне снова. Наконец ему удалось  языком лизнуть меня в нос. Я потрепал его по  шеи и он успокоился. В этот момент пока Бельчик благодарил меня за спасение. Серега заметил что вода начала падать. И правда вода уходила это было хорошо заметно по кустам и деревьям. Где-то внизу прорвало затор из нагромождений льда. Что ранее и  вызвало этот стремительный подъем воды и небывалый для этих мест ранее паводок. Нам надо было поторапливаться. Пока еще была вода добраться до табора. Иначе мы рисковали осохнуть. Где-то мы гребли, где-то ехали на моторе, перетаскивали казанку через битый лед. Наконец добрались до култычка он был чистым ото льда а через култык  добрались до табора. Лед с нашей проточки вынесло,вода с табора схлынула, оставив  на берегу кучи битого льда и две или три льдины солидных размеров.
Уборка табора от мусора оставшегося после схлынувшей воды заняла часа два. Серега переоделся в сухое, я ему выдал мои запасные штаны от афганки и портянки. Своё мокрое он развесил для просушки на солнышко и ветерок. Потом мы что -то варили, ели, пили чай и разговаривали. Бельчик куда-то убежал по своим собачьим делам а когда вернулся то в зубах притащил раздавленную льдом ондатру. За разговорами коснулись и темы Серегиных приключений. Хотя я уже примерно знал что с ними произошло но выслушал рассказ Сереги с неподдельным интересом. Вот что он поведал, сидя на пеньке и с кружкой горячего чая в руке. Я уже прошел,,Песчаное"озеро когда на реке загрохотал ледоход. Понял что через Юркинскую протоку мне путь отрезан. Пошел через свороток по старой тракторной дороге. Когда выскочил на малые озерца, увидел воду которая уже начала заливать тайгу. Мне надо было проскочить глубокую протоку, там бы до табора я успел. Ну что, раскатал болотники и вперед, пока добрел до протоки понял что опоздал. Вода пребывала и Бельчик уже за мной плыл. А тут еще и в яму попал по самые не хочу. Короче не назад не вперед. Пора было подыскивать удобное дерево и вить гнездо. Я то залез бы на любое а Бельчика куда? Он ведь собака а не белка. Бельчик услышав что говорят о нем, завилял хвостом и преданными глазами посмотрел на хозяина. Серега а рюкзак ты где оставил? Да повесил его на сук повыше как  протоку переходить хотел. И дался мне этот рюкзак! Слушай Серый , ветер уже часа как два поменялся. Лед на озере отжать к лесу должен, давай попробуем на моторе сейчас проехать за рюкзаком. Утром может ветер снова поменяться. Подкинул я  такую идею. Через пять минут мы были в лодке. Лёд действительно отогнало от кочкарника, образовалась полоса чистой воды метров в тридцать и мы без помех добрались до цели. На обратном пути на лодку налетел табун свистунов и мы удачно по нему отстрелялись. Забрали сбитых уток и вернулись на табор. А уже на следующей день к обеду мы были на реке Улле. Но об этом потом.