Педагоги Руббах и Гольденвейзер

Нина Тур
    напечатано в ж. Рампа 5 2017

27 апреля состоялся предъюбилейный концерт пианистки заслуженной артистки РБ  Евгении Григорьевны Пупковой ( 30 января 2018 ей исполнится 80 лет).            Выступать она начала еще в детстве, самостоятельно освоив аккордеон,  и семейным ансамблем  с отцом и сестрой они тогда объездили всю Башкирию.
   После блестящего ( диплом с отличием) окончания Московской консерватории и аспирантуры Пупкова выступала от Росконцерта во многих городах СССР. Ежегодно дает большой и абсолютно бесплатный концерт в Училище искусств, где до сих пор преподает.
   70 лет концертной деятельности!
  В программе  I отделения - Григ.  Три пьесы, Соната e - moll, Сюита G- dur;   II -  Прокофьев. Соната № 5 С- dur, Сонатина G-dur; Б.Тищенко. Эскиз и Скерцо.
В концертном зале Училища искусств  - полторы сотни студентов, а педагогов - пианистов — пересчитать по пальцам. Неизменна только зав. отделением фортепиано С.Н.Кульбарисова.
Студенты и почитатели завалили артистку цветами, а ее выступление снимало телевидение.
   В Уфе ее ругали за нетрадиционность исполнения. Удивительное заблуждение! Пупкова играет именно Urtext. А чувство  стиля у нее — от ее учителей,  великих музыкантов А.Г.Руббаха и А.Б.Гольденвейзера, памяти которых и был посвящен концерт.
Зато ее ценили Александр Игоревич Сац, все годы  ее слушательницей-почитательницей была  Ляля Габдулловна Кудоярова, а Алемдар Сабитович Караманов,  чьи произведения  долгое время никто не брался играть ввиду их невероятной сложности, сказал ей:
Вы доказали, что моя музыка  исполняема!
- Тяга к музыке, -  вспоминает ее друг детства, капитан I ранга Вениамин Алексеевич Зотов,-  у нее с двух лет:  собирала нас во дворе и разучивала с нами песни. В пять, получив  немецкий трофейный аккордеон, самостоятельно подбирала на нем мелодии, слышанные по радио и пела. Имела тогда очень звонкий голос, все время пела.
  В Детской музыкальной школе № 2 в Черниковке  проучилась год   и в 11 лет твердо заявила:
Хочу учиться в Москве.
 
Аврелиан (Абрам) Григорьевич Руббах стал ее педагогом в музыкальной школе при Мерзляковском училище ( неофициальное название Академического музыкального училища при Московской консерватории).
Об этом замечательном человеке следует сказать, что он стал не только учителем — он принял Женю в свою семью. Дело в том, что общежитие предназначалось только для студентов училища. В школе его не было. Успешно сдав экзамены,  она должна была бы возвратиться в Уфу. И тогда Аврелиан Григорьевич сказал  матери Жени, Клавдии Григорьевне:
Оставьте ее у нас. Она будет Изей № 2.
Изя № 1  -   будущий профессор Горьковской консерватории Исаак Иосифович Кац, который
тоже  прожил   в семье Руббаха все годы учебы в школе
У Руббаха, ученика Феликса Михайловича Блуменфельда,  а до революции - профессора Московской консерватории,  была огромная квартира на Суворовском бульваре. Но! После всех уплотнений у него с женой Элеонорой Иоганновной осталась … всего одна комната, где половину занимал огромный рояль «Шрёдер». Жене отгородили ширмой   место в комнате, и так они прожили все 5 лет, пока она училась у Руббаха.


  Занятия были интенсивными.  Правильная постановка руки, бесконечные гаммы и арпеджио и специальные упражнения для развития кисти. Этюды М.Мошковского, И.Б.Крамера. «Без них  ты никогда не сыграешь длинные пассажи», - говорил Руббах.
Этюдов было огромное количество. Вообще Руббах давал все жанры, развивая мышление.
Еще Руббах обязательно ставил ноты неизвестного произведения и слушал, как играешь с листа. Постепенно увеличивал   опусы по трудности. Зато, когда в Уфу приехал знаменитый
бас народный артист СССР А.Ф.Ведерников,  нашлось лишь два концертмейстера:  Аркадий Миронович Минков и Пупкова, кто смог удовлетворить его требованиям.
Тогда,  именно с Руббаха началась любовь к великому Баху, у которого она — наряду с С.Е.Фейнбергом и Т.П.Николаевой — сыграла всё: от Инвенций до Искусства фуги.
   Пупкова говорит ( и это будет полезным всем, у кого фортепиано  - специальность):
- Работа над Бахом ( а играла уже весь «Хорошо темперированный клавир») обостряет способность к полифоническому мышлению. Играть нужно разные сочетания голосов:
1й и 3й, 2й и 4й и т. д. Играть по два голоса, минуя остальные. Здесь много от хорового пения, которое сам Бах, регент  - одна из его многочисленных должностей — считал главным в воспитании не только музыканта, но человека. Каждое вступление голоса — играть другим звуком, другим штрихом. Нельзя кричать всем вместе! Дайте вступить «в разговор» другому голосу. Легкий бас — начинка, чтобы на его фоне слышать все три голоса.
Противосложение, интермедия, разработка, в ней смена тональности — начало каждого должно быть сыграно другим звуком. В полифонии не должно быть крещендо. Об этом предупреждал великий бахист Альберт Швейцер:  «Градации звука должны быть сразу  - разными: это не романтики». Конечно, без педали! Ужасно, когда педалью смазывают все голоса  даже так называемые лауреаты различных конкурсов. Играют со скоростью света, а качества звука нет. И, забегая вперед, скажу, что когда на 2 курсе консерватории  в 1958 ( время проведения I-го Конкурса имени Чайковского, в котором не пришлось участвовать, а ко II-му консерватория была уже окончена, и Пупкова уехала в Уфу) я переиграла руки в «Вариациях на тему «Свадьбы Фигаро», Гольденвейзер сказал:
-Учи Баха, на нем никогда не переиграешь, а вылечишь руки. Руки пройдут, а в Бахе более всего нужна голова!
Ведь Бах не ставил в нотах никаких указаний. Он словно писал для будущего. Исполнитель должен сам понять из самой музыки, КАК ее исполнять.
Бах — мой главный композитор на всю жизнь. Хотя и Шуберту, и Шопену было  отдано по 2 года, но Баху — 13 лет.
В скрытом голосоведении  - добиваться звука на piano. Играть тихо всегда намного сложнее, чем греметь по клавишам. Но так, чтоб было слышно каждую ноту! К сожалению, современный пианизм все более приобретает черты эстрадности.
  А еще Руббах  приглашал послушать своих учеников. «Другое ухо — это очень полезно», - объяснял он.
  В консерваторию поступила в класс  Александра Борисовича Гольденвейзера, ( он и сидел на экзамене, отбирая учеников), сдав только специальность, поскольку училище окончила с отличием.
У Гольденвейзера был свой взгляд:
- Не надо учить музыке всех. Тем более, если не хочет. Но — можно настроить ученика, чтобы он захотел учиться.
 У Руббаха и Гольденвейзера  была одна школа в смысле строгости стиля.
Гольденвейзер говорил:
Отсутствие ритма — вселенское бедствие! Это слух можно развить. Нельзя играть
как метроном, rubato должно быть везде, свободно, но если ушел вперед — потом замедлиться. Обязательно начинать и заканчивать произведение в одном темпе. Чаще ускоряют, даже не замечая этого главнейшего недостатка. От него потом — неспособность играть с оркестром.
  Стравинский подчеркивал: Ограничение — вот свобода!
В консерватории посещала знаменитые открытые уроки Г.Г.Нейгауза. ( Его сын Святослав Нейгауз  был близким другом Саца).
Посчастливилось встретиться с Марией Вениаминовной Юдиной. В 1956, когда поступила в консерваторию, нам однажды объявили, что вместо политзанятий состоится ее концерт. Играла она 2ю сонату Шостаковича. У большинства современных пианистов нет главного — ярко выраженного мировоззрения. Именно поэтому игра Юдиной так поучительна. Я не была на ее уроках, но думаю, что она не «натаскивала» своих учеников, как сейчас профессора
«натаскивают» своих будущих лауреатов. Меня восхищает ее трогательное отношение к Софроницкому ( концерты которого я посещала) в ее статье «Несколько слов о покойном драгоценном художнике Владимире Владимировиче Софроницком». Так мог написать только мастер, искренне страдающий за искусство, потерявшее ярчайшего своего представителя.
Ее интерес к «новой» музыке объясняю творческим горением, жаждой познания .
   У Пупковой интерес к авангарду того же плана. Играла и труднейшие Сонату e-moll, Серенаду A-dur Стравинского, Opus 25 Шёнберга, аристократичный, с изощренным ритмом. 
Играла атональную Сонату №1 Шостаковича, Сонату e-moll, 24 прелюдии и фуги; Галину Уствольскую  с ее мрачной музыкой.
Исполняла едва не первой Софию Агатовну Губайдуллину, Альфреда Гарриевича Шнитке, с которым была знакома лично. Считает их художниками- мыслителями.
Вообще переиграно столько, что хватило бы на репертуар нескольких пианистов.
Но — гибнут записи, сделанные когда-то на несовершенной или любительской аппаратуре.
Вот  чем   следует озаботиться,   и немедленно.