Апрель

Мария Симцова
  Давным-давно, за дремучими лесами, за топкими болотами жила бабка Агафья, травница. Жила она одна в лесу в ветхой избушке. Люди ее боялись и обходили стороной, считали колдуньей. Ушла из деревни еще юной девчонкой, да так и осталась в лесу одна жить. Охотилась, ягоды, травы и грибы собирала.

Однажды по весне пошла бабка на незамерзающий ручей за водой и услышала тоненький плач. В кустах нашла маленький сверток из овечьей шкуры. Подивилась Агафья, развернула – а там голубоглазый крошечный младенец плачет, дрожит.

Бабка завернула его в теплую козью шаль и унесла в избу. Стала его бабка холить да лелеять. Прошел месяц.

Прибежала из деревни к Агафье девушка. Увидела ее, в слезах в ноги бросилась:
- Бабушка, отдай мне ребеночка!
- Какого ребеночка? Не знаю ничего, - сурово отрезала бабка, повернулась к девушке спиной и направилась к дому, - замерз он в снегу, видишь холмик – похоронила его. Уходи отсюда, подобру-поздорову!
Девчонка залилась слезами еще пуще, оттолкнула бабку и бросилась в избу. В грубой деревянной люльке лежал голубоглазый мальчик. Она схватила его, прижала к себе и заплакала.

Бабка Агафья зашла в избу и сердито сказала:
- Ты, девка, не дури! Бросила, значит бросила. Ступай в деревню своей дорогой.
- Нет, нет, не отдам его, - твердо сказала девушка. Ушла я из родимого дома из-за него, отец с матерью прокляли меня. Уж лучше пойду в лес, пусть волки меня загрызут.

Бабка Агафья смягчилась:
- Ну куда ты с ним пойдешь, дуреха? Сгинешь в лесу одна и дитя погубишь. Дикие здесь места.

- К тетке дальней уйду, живет за старым болотом.
- И примет тебя тетушка с дитем-то? Зачем ей лишний рот в семье. У нее самой небось мал мала меньше по лавкам.
Девчонка замолчала и заплакала.

Бабка подумала и сказала:
- Оставайся со мной. Будешь мне помогать. А мальца твоего вместе подымем. Места здесь богатые, ягодные. Я хоть и старая, да охотиться умею. Тебя научу. А занемогу – в избушке сама хозяйка будешь.

Осталась девушка с Агафьей жить в лесной избушке.
- Как тебя величать-то? – спросила бабка.
- Да с малолетства Зимой меня кличут. Родилась я у мамки в самые морозы.
- А как сына назовешь?
Зимка смутилась и улыбнулась:
- Апрель. За бездонные голубые глаза, как апрельское ясное небо. Светлые волосы, белые как снега.

***
Так и стали жить бабка да Зимка в лесу. Девушка воду носила, печь топила, нитки пряла, Апреля нянчила. Умела с луком охотиться, так что они с бабкой не голодали. Знала многие потайные лесные тропы, где растут самые вкусные дикие ягоды. Агафья радуется: какая помощница к ней пришла. Только видит: печалится девка: глаза грустные, все отмалчивается.

Как-то вечером она спросила:
- Скучаешь по матери-отцу, Зимушка?
- Нет места мне в родимом доме. Да и раньше не люба я им была, только крики да брань слышала. Да не о том печалюсь, - сказала девушка и замолчала, глаза серые затуманились думкой. Взяла веретено и отвернулась к жаркой печи. И больше слова не произнесла за вечер.

Прошло еще несколько дней. Любопытная  Агафья опять стала расспрашивать девушку:
- Зимушка, а откуда дите у тебя? Девушка ты негулящая, строгая.
Зима покраснела и рассказала Зима бабке такую историю.

Зимка с детства была девушка не из робких. Часто бывала в лесу, охотилась из лука на мелких животных и приносила домой добычу наравне со старшими братьями. Отец научил ее ловко стрелять из лука, лесных зверей наблюдать, лес любить. Еще маленькая она была, лет пяти – убежит в лес и сядет на пенек.  Замрет, глаза закроет и слушает пение птиц да шелест деревьев.

Природа для нее был волшебным миром, где она могла спрятаться от невзгод: вечно сердитой матери, братьев-драчунов да недовольного отца.

Подросла Зимка. К девушке в деревне относились настороженно. Ведь как обычно принято: женщина у очага с детьми возиться да обед готовить. Не пристало девушке с луком по лесу носиться. Да и внешностью она не блистала: длинные русые волосы да серые глаза. Таких девушек по деревне пруд-пруди. Когда Зиме минуло 15, решили отдать ее замуж. Только парни не сватались - боялись девушку. Кто полюбит такую девку, которая все время в лесу пропадает. Вдруг колдунья. Весь род опозорит, несчастье принесет.

Была Зимка в семье с одной стороны – как мужчина-кормилец. С другой – раздражала мать и отца непохожестью на других девчонок. Поэтому вскоре на Зимку махнули рукой, и она вела вольный образ жизни, мало появлялась дома.

***
Гуляла она однажды с луком по дремучему лесу. Забрела за болото и вдруг наткнулась на большую тенистую поляну. На поляне возвышался мрачный почерневший деревянный идол, расколотый пополам молнией. Девушка осторожно подошла к нему и почтительно положила к его ногам кусочек хлеба с солью – подношение. Потом тихонько отошла на так, чтобы случайно не повернуться к идолу спиной.

Почудилось Зимке, что между веток мелькнул беличий хвост. Девушка кинулась между острых веток. Сегодня неудачный день, даже маленькую куропатку не удалось подстрелить. Белка тоже сгодится к ужину. Не приходить же с пустыми руками.
Лес все темнел и мрачнел, деревья сверху плотно сплетали изумрудные густые ветки, так, что ни один луч солнца не проникал сюда. Неожиданно деревья кончились, и девушка вышла на маленькую полянку с нетоптанной свежей травой.

Зимка удивилась:
- Странно, сколько здесь хожу, не видела эту поляну. И вдруг она спиной почувствовала опасность. Инстинкт заставил ее обернуться: прямо на нее через поляну летела стрела. Каким-то чудом девушка увернулась, и стрела попала в стоящее рядом маленькое деревце. Девушка спряталась за дерево и приготовила лук.  Отец предупреждал ее, что по лесу бродили чужеземцы и могли запросто застрелить.

Из чащи вышел мужчина, и Зима попятилась к чаще, готовая пустить стрелу. Она отметила, что одежда его была совсем не здешняя на ногах сапоги вместо лаптей.
Он увидел Зимку, улыбнулся и опустил оружие:
- Ловко увернулась. Да я вовсе не в тебя стрелял, а в белку. Не бойся.

Зима не ответила и быстрым шагом скрылась в чаще. Незнакомец не стал ее преследовать. Хоть и Зима девка бойкая была, не робкого десятка, могла и за себя постоять перед деревенскими парнями, но говорить с чужеземцем в лесной чаще – неизвестно, чем все кончится.

Девушка не стала рассказывать о случившемся ни отцу, ни матери. А вдруг больше не отпустят в лес?
Прошел месяц, и она опять столкнулась с ним в березовой роще рано утром. Зима выслеживала оленя.Она преследовала его уже несколько дней, устала и злилась. Незнакомец достал охотничий рог и протяжно протрубил. Олень испуганно ускакал в чащу.
Тут Зимка не выдержала. Держа его под прицелом стрелы, она приблизилась к нему почти вплотную. Оказалось, что перед ней голубоглазый юноша с бородой ладного телосложения, кудрявый и высокий. Он не испугался, улыбнулся насмешливо и ласково:
- Что, девка, упустила добычу?

- Зачем тебе мой олень? - Зимка не на шутку рассердилась, сам охотишься - и другим не мешай! Кто ты? Что тебе нужно?
Чужеземец схватил девушку за руку, легкий лук упал на землю. Он вдруг заглянула в его ясные голубые глаза. И дурманом закружило голову, запахло земляникой и лесными травами. Он нежно обнял ее и поцеловал в губы. Зимка никогда не целовалась с мужчинами. В обычном состоянии девушка могла дать отпор любому деревенскому парню. Но сейчас ее волю парализовало.

Ее как будто ударило током. Что было после, она и не помнит толком. Он просто положил ее на мягкую траву. Когда она проснулась обнаженная на траве, он исчез, как утренний туман. Только тело сладко ныло.  Дурман в голове прошел, и сознание было ясное.

Зимка быстро оделась. Отыскала на поляне брошенные колчан и стрелы. Солнце заходило за лес. Ни матери, не отцу, ни братьям девушка ничего не сказала.

Только когда луна закончила свой круг до конца, Зимка вдруг обнаружила, что обычное женское недомогание не наступило и ее начало отчаянно тошнить Она поняла, что ждет ребенка.
Она пыталась все меньше быть дома. Только мать Зимы, женщина прозорливая и наблюдательная, сразу заметила, что происходит с дочерью. Когда однажды сырым осенним вечером Зимка сушила у очага промокшую одежду, она подошла к девушке и подняла ее одежду так, чтобы виден был округлившийся живот:

- Это что?! В подоле скоро принесешь? И нам с отцом лишний рот кормить?

Зимка покраснела и бросилась из избы вон, на дождь, без одежды. Она знала, что за такое дело ее могут с позором изгнать из деревни.

***
В деревне жила бабка Мирона, колдунья. Жители ходили к ней за травами и за советом. Да и что греха таить, девушки часто обращались, чтобы избавиться от нежеланного младенца.

 Дождливым вечером Зимка решительно зашла в темную закопченную избушку, логово деревенской колдуньи.
- Зачем пожаловала, Зимушка? – раздался дребезжащий голос, и на свет вышла сгорбленная старуха с отвратительными бородавками на лице.
Девушка робко зашла в избушку, стыдливо прикрывая большой живот.
- А, вот зачем пожаловала, дите со свету сжить хочешь, - старуха нехорошо засмеялась, - Покарает тебя Перун да всю нашу деревню спалит заодно. Ладно, заходи, есть у меня травка. Быстренько выйдет из тебя. Забудешь через неделю.
Садись к очагу.
Зима села на грязную лавку у огня, дрожа от страха.
Старуха долго рылась по углам избушки и ругалась под нос. Затем она вскипятила воду в котле, бормотала себе под нос и смотрела на закопченного идола в углу. Только вдруг Мирона испуганно посмотрела на Зиму и вытолкала ее из избы:

- Иди, иди, отсюда! И сюда больше не ногой. И не смей  дите трогать, а то умрешь, и захлопнула скрипучую прогнившую дверь избушки.

Пришел срок, и однажды в лесу Зимке так скрутило живот, что она поняла – пора. К матери и отцу в  деревню возвращаться – позорно. Становилось все хуже, и девушка побежала к колдунье Мироне.

Колдунья встретила ее неприветливо:
- Опять ты? Зачем пришла? Уходи! – и зашипела, как змея.
Зимка упала прямо на пороге и схватилась за живот.
Старуха пробормотала:
- А, вот в чем дело. Ну заходи, не помирать же тебе на пороге.

Она перетащила стонущую Зимку на лежанку, грубо раздвинула ей ноги. Младенец появился на свет быстро. Старуха перерезала пуповину, завязала в свою рубаху.

Прошло два дня. Ночью Зимка потихоньку вышла из избы. Была ранняя весна, начало апреля. Она взяла спящего младенца и пошла по мокрым сугробам.

Она завернула младенца в овечью шкурку и оставила у незамерзающего ручья, у избушки бабки Агафьи. У нее в ушах долго стоял плач ее маленького сына.

Зимка ушла прочь, не оглядываясь. Ей было уже все равно, жить или не жить. Она нашла противную болотную топь и села в нее в надежде, что ее засосет трясина. Она потеряла сознание от слабости. Сквозь сон почудился ей топот копыт, что два неизвестных всадника на лошадях вытащили ее из болотной жижи и отвезли в деревню.
***
Очнулась девушка уже дома, у родного очага. Мать даже не спросила, куда Зима дела младенца. Молча ухаживала за ней. Когда девушка поправилась, отец подошел и сухо сказал:
- А теперь уходи. Старейшины приняли решение вчера. Ты опозорила род. Теперь ты не дочь нам.
Зима собрала свои скромные котомки и ушла в лес. Три дня она скиталась, а потом набрела на избушку бабки Агафьи.
***
На глазах у Зимы выступили слезы. Бабка Агафья молча смотрела на огонь очага. Апрель играл в колыбели.
- И не самого Перуна ты встретила в лесу? Кто знает, кто знает, - пробормотала бабка Агафья.

Прошло несколько холодных зим. Девушка так и не вернулась в деревню.
Апрель подрос, стал помогать по хозяйству матери и бабке. Женщины только диву давались, насколько ловко он в 6 лет управлялся с луком, знал все лесные тропы. Знал всех животных и птиц лесных. Легко предсказывал погоду.
Однажды мальчик гулял по лесу и в вечерних августовских сумерках случайно забрел на ту самую поляну.

Между густых веток он увидел странное голубое сияние. Из чащи вышел незнакомец и поманил мальчика:
- Ну что, пойдем, сын!
Мальчик шагнул навстречу незнакомцу и исчез в чаще.
Зимка чуть с ума не сошла, бросилась в лес искать сына. Она нашла ту поляну с древним идолом.
- Боги, вы отобрали у меня все! Мой род проклял меня, отец и мать отказались от меня. Так что еще вам надо? Зачем забирать сына?! Так лучше заберите мою жизнь! – закричала девушка.
- Ты простая смертная, ты выполнила свое предназначение. Уходи, не людское и не женское это дело судить богов, - тихо сказал голос из лесной чащи.
Вдруг прогремел гром, ударила молния и Зимка упала на сырую лесную землю. Ей почудилось, что из лесной чащи послышался детский смех и голос сына произнес:
- Мама, пойдем со мной!

Агафья нашла тело Зимки посреди леса. Она похоронила ее согласно обычаю. Земная жизнь ее кончилась.
Только однажды рано утром Агафья пошла на лесное озеро, и вдруг отчетливо услышала детский смех. На огромном камне посреди воды сидел Апрель и ловил рыбу.
Рядом с ним стояла Зимка в чудном светящемся одеянии и с любовью смотрела на сына. Апрель радостно смеялся. Они заметили Агафью, приветливо ей улыбнулись. Вдруг на озеро лег туман, и они исчезли как видение. Говорят, местные жители долго видели девушку и мальчика на озере.