Детство и юность в 1960-х - 1970-х годах

Константин Берёзин
Воспоминания мамы (продолжение).

Записано под диктовку. Авторские права принадлежат Н. П. Ходорович.

В советских вузах на первых курсах очень важными считались предметы марксистско-ленинской философии и истории КПСС. Весь первый год нас мучили историей КПСС. При подготовке к занятиям этот предмет занимал очень много времени. Лекции читала «баба Шура» — отчество не помню — по фамилии Осипова. Было ей лет 50, и она отличалась зверским нравом. Она требовала обязательного посещения её лекций; старосты групп обязаны были подавать ей списки отсутствующих. Она требовала, чтобы на экзамены и зачёты студенты являлись с конспектами её лекций. Эти конспекты было удобно писать в 96-страничных тетрадях большого формата. Конспекты должны были быть подробными, она их просматривала. Кроме этого нужно было конспектировать работы классиков марксизма-ленинизма — Маркса, Энгельса, особенно много — Ленина. Семинары проходили раз в неделю, и к каждому семинару нужно было законспектировать определённые работы. У одной девочки из нашей комнаты сохранились конспекты её отца, написанные лет 30 назад. Иногда мы переписывали конспекты из этой тетради (например, по «Материализму и эмпириокритицизму»). Сама она иногда приносила на занятия эту старую тетрадь. Много кровушки у советских студентов выпил курс истории партии. Потом начались: диалектический материализм, исторический материализм, политэкономия, и только на 5 курсе общественных дисциплин уже не было.

Зачёты могли быть дифференцированные (с отметкой) или недифференцированные (по которому ставили зачёт/незачёт). В каждую сессию студент должен был сдавать не больше 10 предметов (на экзаменах и зачётах). По истории партии был дифференцированный зачёт. На него студент должен был прийти с конспектом всех лекций и всех рекомендуемых работ. Пользоваться ими для подготовки к ответу было нельзя, но студент должен был предъявить их преподавателю. Некоторые преподаватели просто пролистывали конспекты, а «баба Шура» выборочно читала текст и оценивала полноту и осмысленность изложения. Однажды одной студентке она сказала: «Вы лекцию не дописали до конца! Последняя фраза была очень важна!» Эта последняя фраза была написана на новой странице, но студентка постеснялась указать на это — и получила «4».

В советское время во многих сельских школах были пришкольные участки. Там ученики выращивали фрукты, овощи, проводили какие-то простые биологические опыты. Так, например, могли повторить опыты Менделя по перекрёстному опылению фасоли или каких-то цветов. Сажали рядом тёмную и белую фасоль, а в следующем урожае фасоль могла быть тёмной, белой или пёстрой. Урожай, который выращивался на таких пришкольных участках, иногда бывал значительным, и шёл в школьную столовую.

Я училась в городской школе, но в семьях большинства учеников были огороды, и они могли получить какие-то навыки труда в сельском хозяйстве.

В 1 (или 2) классе учительница решила показать нам, как растёт лук, и попросила принести ящички и луковицы. Папа сколотил мне маленький ящичек, и это было хорошо: в нём росли всего 3 или 4 луковицы. (Некоторые принесли очень большие ящики.) Все подоконники в классе были уставлены ящиками, в которых рос лук. В обязанности дежурных входило поливать этот лук. Зелёные перья использовались в столовой — луком посыпали картофельное пюре, суп… В начальной школе в столовую ходили все. Одна девочка лук не ела, и в столовой она всегда знала, где её место — там, где стоит тарелка с чистым пюре.

В школе старались обратить внимание детей природу, на растительный мир. На летние каникулы давалось задание — собрать гербарий. Особенно хорошо было засушивать листья в тяжёлых книгах большого формата — таких, как «История ВКП(б)». Был и такой способ засушивания: в какое-то ведёрко помещался цветок и аккуратно засыпался песком. Ведёрко ставилось на солнце, и в итоге цветок засушивался. Но потом извлечь цветок без повреждений было трудно. В гербарий собирались цветы, листья, травы (например — пырей с корнями, лебеда с корнями). Высушенные листики прикреплялись в альбом и сопровождались надписями.

Апрель 2017 г.

Начало:

http://www.proza.ru/2012/05/08/1325

http://www.proza.ru/2013/09/07/1532






.