Дурдом на марше для Вадима. Глава третья

Светлана Розова
В пятницу, пока Маша была на работе, Лариса позвонила Нине-старшей.

- Как дела, деточка? – сразу поинтересовалась Нина Константиновна. – Тебе удалось уговорить Машу?

- Ох, Нина Константиновна, уговорить-то уговорила, еле-еле, но не знаю, что из этого получится. Боюсь, что ничего хорошего.

- Почему?

- Сначала Машка уперлась, как баран. Все про женскую верность вещала. Лучше Миши мужчины не было, нет, и не будет. Потом, под нажимом, согласилась на знакомство, довольно толково обсуждала предстоящее мероприятие. Мне даже показалось, что у нее что-то вроде раздвоения личности.

- Это как?

- Одна ее часть не желает ни с кем знакомиться, а другая – очень даже хочет этого знакомства.

- Для знака Близнецов это вполне нормально, деточка. Никогда не знаешь, каким лицом они к тебе повернутся в следующую минуту. У них все зависит от перемены настроения. Лучше радуйся, что тебе удалось переломить ситуацию в нашу пользу.

- Если бы… Машка явно собирается устроить какую-то каверзу, от которой гостям захочется только одного – больше никогда ее не видеть. Смотрины им собирается устроить и посмотреть, кто - кого. Коньяк запретила покупать. Говорит, что пить будут то, что принесут,  и что выгнать их она всегда успеет.

- Великолепно! Лучше просто быть не может!

- Нина Константиновна, Вы меня не поняли? Чему Вы радуетесь?

- Я все прекрасно поняла. Коррида – это как раз то, что нужно Вадиму.

- Вы же говорили, что он хочет иметь свою семью, детей, что хочет спокойной и стабильной жизни с покладистой домашней женщиной. А с Машкой о покое ему останется только мечтать.

- Отлично! Без мечты жить нельзя.

- Нина Константиновна, я ничего не понимаю.

- Мечтая о покладистой домашней женщине, Вадим не учел особенностей собственной личности.

- Не томите.

- Ларочка, я толком и сама ничего не знаю. Мальчики, в отличие от девочек, не имеют обыкновения делиться с матерями своими проблемами до тех пор, пока скрывать их становится совсем уже невозможно. Да и тогда стараются рассказать по-минимуму. Маргарита мне рассказывала, что Димка пережил бурный многолетний роман с замужней женщиной, у которой был очень резкий и непредсказуемый характер. Все закончилось тем, что муж этой женщины каким-то образом все узнал и явился в Димкину квартиру тогда, когда его жена была там.

Лариса Александровна охнула.

- Разумеется, был жуткий скандал. - продолжала Нина-старшая. - Ее муж отметелил Димку так, что парень две недели ходил с синяками. Поставленная перед выбором, женщина предпочла расстаться с Вадимом. Для Димки это было довольно серьезной травмой, переживал он долго, но  постепенно успокоился и, наконец-то, захотел познакомиться с хорошей домашней женщиной, жениться, родить, пока не поздно, еще одного  ребенка. Я ему помогала, чем могла. Ты ведь знаешь, у меня много незамужних бывших учениц. Я пыталась познакомить Димку с некоторыми из них. Каждый раз он находил, что они слишком пресны или слишком глупы. Он называл их розами без запаха. Он и с Машенькой знакомиться не хотел, пока я не сказала ему, что на сей раз познакомлю его с  девочкой с перчиком. Только тогда и согласился…

- Она с перчиком в лошадиной дозе.

- Не придирайся к Маше. Никакой лошадиной дозы нет. Девочка остроумна, иронична, в меру цинична и способна постоять за себя, но немотивированной агрессии в ней нет.

- Вы плохо ее знаете. Агрессии в ней гораздо больше, чем нужно.

- Я говорю о немотивированной агрессии, а у Машеньки она всегда оправдана обостренным чувством несправедливости по отношению к ней, и виновата в этом только ты, Ларочка. Не хотела тебе говорить, но, видимо, время пришло. Пойми меня правильно. Я не собираюсь лезть в вашу жизнь - просто хочу помочь исправить ситуацию. Ты все время предъявляешь к Машеньке в плане поведения чересчур  завышенные требования.

- Ничего подобного. Я требую соблюдения только самых элементарных для интеллигентного человека норм поведения по отношению к окружающим.

- Да, но при этом ты пренебрегаешь своим материнским долгом и забываешь потребовать от окружающих соблюдения тех же норм по отношению к Машеньке. Надеешься, что люди будут добровольно их соблюдать?

- Конечно.

  - Не будут, не надейся, их и так все устраивает. Добровольно напрягаться никому не хочется, а вот безнаказанно поиздеваться над беззащитным человечком  откажутся не многие.

- Не выдумывайте! Никто над Машкой не издевается!

  - Необоснованная критика и клевета тоже являются формами издевательств. Твои, так называемые, друзья клевещут на твою дочь, а ты их поддерживаешь и называешь это воспитанием.

- С чего Вы взяли?

- Девятого мая видела своими глазами.

- Подруги помогают мне воспитывать Машку, чтобы она выросла интеллигентным человеком.

- Во-первых, я в этом очень сомневаюсь, а, во-вторых, Машенька давно  уже выросла и нажила по милости твоих так называемых друзей массу комплексов и обид на тебя, дорогая. Тебе необходимо срочно исправлять ситуацию.

- Что же, по-Вашему, я должна делать?

- Нужно жестко потребовать от мерзавцев, чтобы они либо  заткнули рты, либо убрались из вашей жизни, а лучше и то, и другое сразу. но ты этого почему-то не делаешь.

- Я должна ради Машки рассориться с подругами?

- Если они несправедливы по отношению к девочке, да.

- Я считаю, что их претензии к Машке вполне обоснованы.

- Они вообще не имеют никакого права высказывать какие-либо претензии по отношению к Машеньке.

- Повторяю - мои подруги много лет помогают мне воспитывать Машку.

  - В результате, девочка чувствует несправедливость по отношению к себе со всех сторон, и, в первую очередь, от тебя, потому что ты – мать, и защищать ее до последнего вздоха, независимо от того, сколько ей лет, – твой долг.

- Когда она будет права, я буду ее защищать.

- У нее нет шансов быть правой до тех пор, пока ты слышишь клевету своих подруг и не слышишь слов собственной дочери. Помощи от тебя она не видит, поэтому чувствует себя беззащитной.

- Машка? Беззащитной? - расхохоталась Лариса. - Ей защита не нужна - кто бы окружающих от нее защитил.

- Ларочка, попробуй понять, что агрессия может возникать и как реакция на несправедливость.

- Если Машку что-то не устраивает... - начала Лариса Александровна.

- Разумеется, - перебила ее Шапокляк, - Машеньку, как любого нормального человека, такое положение вещей не устраивает,  и она начинает защищаться так, как умеет. А ты не желаешь ничего замечать и, с подачи тех же своих "друзей", называешь реакцию на несправедливость агрессивным поведением, словно не живешь с ней под одной крышей всю ее жизнь и не знаешь, какая она на самом деле. Получается замкнутый круг. Остановись, Ларочка! Маша такого отношения к себе не заслужила!

- Нина Константиновна, этого не может быть, - удивилась Лариса, - Вы не ошибаетесь? Зачем им издеваться над моим ребенком, зачем  клеветать? Не вижу смысла. Я  все эти годы относилась к их замечаниям и советам, как к помощи одинокой матери в воспитании ребенка. Я, как мать, могу быть необъективна, а они смотрят со стороны, им виднее… Во всяком случае, мои подруги всегда так говорят.

- Я не ошибаюсь, Ларочка. Я видела такие случаи не только в своей педагогической практике. У Коти с Вадимом есть еще один друг - Миша Берсенев. Его жена, очень милая женщина, реагирует на клевету бабки и похожую на твою реакцию матери точно так же, как Машенька - мотивированной агрессией.

- Даже так?

- Да. Ты не первая и, к сожалению, не последняя такая мать на белом свете. Сейчас гораздо важнее все это безобразие прекратить, чем разбираться в том, отчего да почему...

- Неужели я настолько слепа? Неужели мной манипулируют все подряд?  Кошмар! Как Вы думаете, еще можно хоть что-нибудь исправить?

  - Не знаю, дорогая. Будем надеяться, что еще не поздно. Психика у Машеньки и так очень ранимая, а тут еще она  видит, что окружающие, при твоем попустительстве и содействии, сделали из нее девочку для битья. Пока она каким-то чудом ухитряется терпеть, но однажды, если ты будешь продолжать вести себя так, как привыкла, и слушать всех подряд, кроме самой Машки,   дело может кончиться взрывом эмоций, нервным срывом. Не удивляйся, но Машенька при этом будет во всем винить не столько твоих "друзей", сколько тебя саму, на том простом основании, что ты допустила все это, хотя могла пресечь. Подумай об этом.

- А если мне поговорить с ней и попросить прощения?

- Заодно посоветуй ей, куда это прощение приложить, чтобы не болело, медик хренов. Нет, Ларочка, словами тут не поможешь, особенно, если делать опять будешь все то же самое. Тебе нужно перестраивать свой характер, свои привычки, сделать так, чтобы Машенька чувствовала в тебе мать, а не прокурора. Для этого нужно много времени, усилий с твоей стороны и большое желание все исправить.

- Как Вы думаете? Она простит меня когда-нибудь?

- Не знаю, но нужно надеяться на лучшее. Машенька - очень добрый человек. Вполне вероятно, что она все простит, как только почувствует, что ты готова глотку перегрызть не ей, а ее обидчикам. Только реально стараться надо, а не забалтывать проблему. Трепологией заниматься все мастера…

- А Ваш Вадим? Не испугается таких проблем?

- Не знаю. Время покажет. Мужчины – народ странный. Со спокойными женщинами многим из них невыносимо скучно. Им приключения подавай. Поскольку с Машенькой у Вадима приключений будет в избытке, вполне возможно, ей удастся заслонить в его сознании ту, прошлую пассию. Так что, Ларочка, будем действовать. Я предупрежу Вадима, что его ждет "сюрприз", а ты не мешай Машеньке, а еще лучше - помоги, если, конечно, сложится подходящая ситуация. В нашем случае, чем хуже – тем лучше. Но учти, когда Маша рядом или может услышать наш разговор, я поддерживаю ее во всех "начинаниях", а ты восторгаешься Вадимом.

- А это еще зачем?

- Во-первых, чтобы заинтриговать Машеньку, а, во-вторых, ты мать, ты ближе,  она с тобой поделится скорее, чем со мной и послушает скорее, чем меня. Ларочка, я тебе даже немного завидую.

- Чему?

- Я воочию увижу только некоторые фрагменты спектакля, остальное узнаю из твоих рассказов,  а ты весь этот цирк увидишь целиком, даже будешь в нем участвовать.

- Как бы я все не испортила… Артистка из меня скверная.

  - Тем лучше. Маша знает, что ты притворяться не умеешь, поэтому будет принимать все за чистую монету. А ты уж постарайся ради счастья дочери. Ей, кроме нас, помочь некому.

- Только бы получилось…

- Должно получиться. Коньяк купи. Потом, когда Вадим с Маргаритой вылетят из вашего дома, как пробка из бутылки, мы с тобой его в чай капнем для успокоения. Да, забыла предупредить. Не слушай то, что я буду говорить о Маргарите. На самом деле она баба совсем неплохая, но Машеньке об этом говорить пока не будем.

- Нина Константиновна, как Вам удалось сплести такую интригу?

- Чему только не научишься из желания помочь ближнему своему…

- Я боюсь, что мы с Вами запутаемся, наломаем дров, а потом не будем знать, как выйти из положения. Я представляю себе реакцию Машки… Оторопь берет.

  - Не бойся, как-нибудь выпутаемся. Отдыхай, деточка, завтра у нас с тобой тяжелый день.

- У меня теперь легких дней явно не будет…

- А ты как хотела? Машка – не кукла, которой не больно. "Порезвилась" ты славно, теперь начинается работа над ошибками.



Продолжение следует...