Улыбка инфанта часть8

Александр Землинский
VIII

– Матвей Александрович! Матвей Александрович! – дошёл до Матвея взволнованный крик старой дамы сквозь какой-то туман времени. – Вам плохо? Что с вами? – продолжала спрашивать Матвея старая дама.
– Да, ничего, ничего, – Матвей попытался встать с кресла, но почему-то это у него не получилось.
– А что происходит здесь? А? – вопрошал он этих двух дам, наклонившихся над ним и с волнением смотрящих на него.
– Вам уже лучше, мой Бог! Лучше, лучше, правда, Дин?
– Да, бабушка, конечно. Это была минутная слабость. Простите нас, Матвей Александрович! Это мы, видимо, виноваты.
– Да, нет! Всё хорошо, дамы. Нет причин для беспокойства. – Матвей встал и прошёл к дверям, открыв их:
– Наташа, сделайте мне, пожалуйста, стакан воды. – Та тотчас принесла воду. Матвей выпил, поблагодарил Наташу и вновь с волнением обратился к ожидавшим продолжения необычной беседы дамам.
– Уважаемая Диана! Мне всё-таки очень хотелось бы узнать подробности причины присутствия вас на пресс-конференции, там, в Париже. Надеюсь, это не мистика и мне это не привиделось? Что это вы так улыбаетесь? И при чём здесь сын бабушки? Это ваш отец? Да? И «Портрет инфанта»?
– Дин сейчас вам всё объяснит, – вмешалась старая дама. – Я права, Дин?
– Права, бабушка, – откликнулась Диана на решительную просьбу старой дамы. – Но пресс-конференция это же обычная церемония для журналистов. Вот! – Диана внимательно посмотрела в глаза Матвея.
– Напротив! Это ничего не объясняет, милая Диана, – начал заводиться Матвей. – Где я, где вы, где Париж? А? Вы же остались в Москве. У нас ведь назначена была встреча. И, как я припоминаю, по очень важному, совместному, как я понял, делу? Ну, что вы скажете? – Матвей в упор смотрел на Диану. Старая дама в это время безмолвно ждала.

– Видите ли, уважаемый Матвей Александрович, – начала Диана и снова посмотрела на старую даму.
– Дин! Ближе к теме, прошу тебя. Я хочу выйти из этой дорогой мне комнаты с полной ясностью о нашем основном вопросе.
– О каком вопросе идёт речь? – заинтересованно спросил старую даму Матвей, понимая, что та ближе к разгадке этого, уже ставшего странным, случая. Но сжатые губы старой дамы не проронили ни слова в ответ на вопрос Матвея.
Повисла интригующая тишина. Казалось, она длится вечность.
Старая дама, вжавшись в кресло, пребывала вне пространства кабинета, закрыв глаза. Диана мысленно лихорадочно перебирала варианты ответа на вопросы Матвея, которые позволят решить проблему.
Матвей думал теперь только о недавнем контракте, и роли в нём этих случайных дам. Случайных ли? Снова и снова задавал он себе этот вопрос. И при чём здесь «Портрет инфанта»? Вот это наиболее усугубляло его подозрение. Это не было связано с работой, контрактом. Это было личное, лично его семьи и его, Матвея. Да, ну очень интересно! Последнее что подумал он, прервав почти МХАТовскую паузу в случившейся мизансцене.
– Дамы! Правильно ли я вас понял? В нашем деле, заметьте нашем, появился ещё один участник?
– Это кто же? Кого вы имеете ввиду? – вернулась из далека старая дама.
– Кто это, Матвей Александрович? Ведь мы только вдвоём с бабушкой? – опомнилась Диана.
– Кто? Кто? Будто сами не знаете!
– Нет! – хором ответили дамы.
– Да будет вам! А сын бабушки! Неужели это ваш отец, Диана?
– Да-а-а… – после долгой паузы прошептала Диана.
– Вот! Я был прав, – воскликнул Матвей, – а теперь прошу вас и жду подробностей. И не вздумайте снова дурачить меня. Я жду.

Снова наступила пауза, во время которой старая дама широко открыв глаза, пристально смотрела на Диану Лободини.
– Матвей Александрович, – наконец обратилась Диана к Матвею. – Вот вы так настойчивы и просто засыпали меня вопросами. Я готова ответить на них и на многие другие. Но хотелось бы сделать это, ну скажем, не в такой формальной обстановке. Вы меня понимаете? – в это время очень старая дама после глубокого вздоха, снова закрыла глаза в ожидании ответа.
– Пока не совсем, Диана, – ответил Матвей. –Подозреваю, что вам необходима пауза для правдоподобного ответа. Я же прав? А?
– Диана права! – встрепенулась старая дама. – Вот если бы возможно было в домашней обстановке продолжить беседу…
– Да, да! Бабушка, верно, – подхватила Диана. –Пригласите нас к себе домой. Простите, если это прозвучало слишком навязчиво.
– Ну, дамы, вы так непосредственны. Что вы ещё придумаете? А? – Матвей совершенно растерялся.
– Тёплая домашняя обстановка так располагает к доверительной беседе, – Диана посмотрела на Матвея. Тот снова был в прострации. Наступила очередная пауза.
– И что? Там вы признаетесь об истинной цели вашего визита? И камин вас уже не волнует? Да? – встрепенулся Матвей.
– Волнует, волнует – буквально выкрикнула старая дама.
– У меня три дня свободных, а там командировка в глубинку. Если вы настаиваете, давайте завтра к семи вечера, я буду ждать вас. Пишите адрес, – и Матвей в сердцах продиктовал свой домашний адрес.
– Могу заехать за вами. – Предложил он.
– О, нет, нет. Такси довезёт нас. – Диана благодарно жала руку Матвея. – Да завтра. Мы непременно будем!

Дамы уехали. И этот визит не дал Матвею ответа на уже столь затянувшуюся странную ситуацию, полную загадок, недоумений, намёков и откровенных, шокирующих ситуацию, поступков. Ну, чисто французский анекдот, подумал Матвей. Что-то будет!

*

– Что это ты так поздно, сынок? И что это за пакеты? – спросила Матвея с удивлением мама.
– Сядь, мамуля! – посоветовал Матвей. – У нас завтра международный приём Россия-Франция, вот так.
Мама действительно села и с недоумением взирала на то, как Матвей распаковывал пакеты, загружал холодильник, звенел бутылками.
– А подробности, сынок? – тихо спросила она.
– Две дамы, одна очень старая, другая напротив молода и хороша собой, – Матвей посмотрел на мать.
– И что это значит, сынок?
– А это значит, что мне необходимо, наконец, решить этот ребус, мама. И ты мне поможешь.
– А какова моя роль? А?
– О, главная! Роль хозяйки, мама. Я закупил всё, что необходимо. Так, что лёгкий французский ужин с хорошим десертом и шампанским осилим?
– Как скажешь, сынок. Для меня это неожиданно, но постараюсь, если тебе это необходимо.
– Очень, мама, очень! Я на тебя надеюсь, – и Матвей обнял и поцеловал мать.
– Ну, ты и хитрец, сынок! Ну, да ладно. Постараюсь.
На утро следующего дня Матвей был вызван к шефу.
– Ты решил проблему с француженками? – обратился к нему Игорь Ипполитович и умолк в ожидании ответа.
– Игорь, сегодня решу. Дамы попросили аудиенцию в неформальной обстановке. Принимаю их дома. Хлопотно, право, но надо же понять, кто они и что хотят действительно.

– В домашней обстановке? – Игорь Ипполитович удивлёно смотрел на Матвея.
– Ты знаешь, Игорь, сами попросили. Странно, но факт. Да, а может и тебе составить компанию? А?
– Нет, нет! Уволь. Сам решай эту проблему. У меня и так голова идёт кругом.
– Ну, смотри. Так я пошёл.
– Иди, иди. Только, прошу, не увлекайся. Не забудь о контракте, сроках и действуй решительно.
Вечером француженки появились без опоздания. Диана преподнесла хозяйке дома огромный букет цветов. Очень старая дама долго не отпускала руку хозяйки и, заглядывая в её глаза, шептала:
– О, бо! Я так рада, так рада!
Дамы обозревали жилище, которое любезно показывал Матвей. Уже было дошли до спален, но тут последовало приглашение к столу. Дамы переглянулись и нехотя вернулись в гостиную.
 – А у вас очень мило, правда, Дин?
– Да, да, бабушка, – отвечала Диана, посмотрев на Матвея.
– Дамы! Предлагаю тост за дружбу и взаимопонимание. Надеюсь, что сегодня всем нам повезёт, – Матвей встал и потянулся с бокалом к Диане.
– За дружбу! – подхватила старая дама. Звон бокалов, улыбки и взаимные симпатии заполнили гостиную.
Через полчаса напряжение спало и у гостей, и у хозяев. Общались на разные темы. О главном ни слова.
– Скажите, а верно ли, что ваша семья имеет французские корни? – вдруг задала вопрос очень старая дама, при этом обратившись к матери Матвея.
Наступила пауза. Матвей подумал, началось!

– Да! Один из наших предков, россиянин по рождению, ещё во времена царствования Анны Иоанновны стал родоначальником французского рода нашей семьи. С тех пор прошло много лет. Но это предание живо в нашей семье. Правда, остался лишь портрет его сына, который единственный подтверждает это, – пояснила мама Матвея.
– Портрет! – воскликнули хором француженки.
– Да, можете его увидеть. Матвей, покажи дамам «Портрет инфанта».
Когда женщины попали в спальню и над трельяжем увидели портрет, они просто лишились дара речи. Обе! Очень старая дама в полуобморочном состоянии буквально рухнула в кресло.
– Мадам! Вам плохо? – Матвей озадачено склонился над старой дамой.
– О, нет! Нет! Мне уже хорошо! Дин, ты видела? Не верю глазам своим. Ущипни меня, сейчас же!
– Вы это о чём, дамы? – заинтересованно спросил Матвей. Но дамы молчали от нахлынувших чувств.
Вернулись к столу. Француженки просто преобразились, многозначительно взирая друг на друга.
– Ещё шампанского! – старая дама совершенно преобразилась. Её глаза сияли, улыбка зашкаливала, движения были импульсивны, десяток лет слетели с её возраста.
– Хочу предложить тост! За провидение, за счастливый случай, за необычность ситуации. Как был прав мой сын. Это действительно чудо! За хозяйку дома! За исторические корни, которые нашлись нами вот так неожиданно. За вас мадам, – обратилась она к матери Матвея.
Матвей кивнул матери, мол, не бери в голову, старый человек, шампанское, и всё такое. Но Судьба была начеку.
– Скажите мне, вы из рода Вертниковых? – неожиданно совершенно трезвым голосом спросила старая дама, обратившись к матери Матвея.
– Да-а-а! А вы то откуда знаете?
– Это уже совершенно фантастично, – вмешался Матвей. Дамы, признавайтесь, и сейчас же! Что происходит?

– О, Матвей Александрович! Всё происходит замечательно! Вы даже не можете себе представить как! Правда, Дин? – Диана задумчиво молчала.
– Разумеется, мадам, как мне представить, если вы сплошной секрет. Перестаньте говорить загадками. А вы, Диана? Вы то понимаете, что пора открывать карты?
– Да! Понимаю…
– И что дальше?
– Бабушка, пора признаться, – Диана смотрит на старую даму.
– Поведай этому молодому человеку и, главное, его матушке нашу радость, Дин. – Старая дама умолка в ожидании эффекта.
– Мы с вами прямые родственники… У нас один предок – Денис Лобов! – тихо промолвила Диана. Наступила мёртвая тишина.
Пауза длилась и длилась…
Первым опомнился Матвей.
– Вот так так! Ну, вот этого я никак не мог предвидеть. Ну, точно французский анекдот! А начали всё это издалека. Надеюсь, что мой камин вы оставите в покое! Хитро, хитро! Камин, видите ли их заинтересовал…
– Нет, нет, Матвей Александрович, – встрепенулась старая дама, – камин главный виновник всего этого.
– Мадам, ну хватит, это уже не оригинально. После таких признаний нашего родства…
– Я настаиваю! – решительно повторила старая дама.
– Бабушка правдива, Матвей Александрович, – скромно пояснила Диана.
– Дамы, дамы, довольно меня разыгрывать. Поймите, установление нашего родства вполне меня удовлетворяет. Всё остальное – лишнее. И…
– Сынок, – мама Матвея остановила очередную тираду, почти сорвавшуюся с губ сына. – Пусть дамы объяснят нам всё до конца. Подозреваю, что сейчас, когда мы уже родственники, подозрения и лукавство не уместно.

– Боже! Как вы правы, – старая дама кинулась к хозяйке дома и, взяв её за обе руки, заглянула прямо в глаза, – вы, моя дорогая сестра, племянница, да это не важно, должны знать всё. Я очень хочу видеть всю нашу семью, – она посмотрела на всех присутствующих, – утром, в кабинете Матвея.
– Да, бабушка, верно! – воскликнула Диана.
– Что верно? Опять камин? Ну, вы даёте, дамы – воскликнул Матвей.
– А что, сынок? Мне тоже стало интересно. Я готова, – с улыбкой произнесла мама.
– И ты, Брут?! Подчиняюсь, – с досадой произнёс Матвей.
Компания вернулась к столу, и дружеский вечер продолжился. Судьба готовила новый сюрприз.

*

– Наташа, попросите зайти ко мне дежурного электрика со стремянкой и инструментом, – Матвей ждал.
– Хорошо, Матвей Александрович, сейчас вызову. Пока ждали мастера, все молчали. Старая дама сидела в обнимку с камином. Диана и мама о чём-то говорили, почему-то говорили шёпотом. Матвей поглядывал на верх камина туда, где была трещина в виде кувшина. Наконец, появился долгожданный специалист.
– В чём дело, Матвей Александрович? – спросила он.
– Гриша, оставь стремянку, длинную отвёртку, нож и вернись через час. Я понятно говорю?
– Вполне, Матвей Александрович. Наташа меня позовёт?
– Непременно, будь здоров. – Гриша покинул кабинет.
– Натали, меня нет в течении часа, – предупредил Матвей.
– Поняла, буду на месте, – Наташа продолжила бдеть.
А дальше произошло к изумлению всех присутствующих следующее:
Матвей, забравшись на стремянку, прошёлся ножом по трещине, поддел нижнюю часть «кувшина» отвёрткой, и после значительных усилий, в течение получаса, кувшин поддался. С особой осторожностью Матвей буквально вынул его из образовавшейся ниши. Спустившись и установив кувшин на стол, Матвей и все присутствующие увидели на дне кувшина чугунный цилиндр, извлечь который удалось не без усилий. В цилиндре обнаружился металлический жетон, потерявший блеск, покрытый грязной коркой.
После короткой операции, появилась буква «N» и четырёхзначный номер жетона.
– О, боже! – воскликнула старая дама, – номер, номер, мы спасены, Дин!
– Да, да, бабушка! Теперь завещание заработает! Браво, Матвей Александрович! Без вас ничего бы не получилось.

– Что не получилось, Диана? – удивлённо спросил Матвей.
– Всё, всё, мой друг! – и старая дама решительно обняла и поцеловала своего нового родственника.
А вечером вся семья снова собралась в особняке Матвея. Настроение было приподнятое. Диана, наконец, рассказала всю историю, связанную с завещанием её деда.
Все накопившиеся сбережения рода и семьи Лободини, лежали в ячейке Национального банка. Завещание ставило условие – найти жетон Наполеона и его номер внести в окончание сложного номера завещания. После чего завещание начнёт работать. При этом, человек, который поможет найти жетон, спрятанный в тяжёлые времена гражданской войны в квартире деда, получает до двадцати процентов денежного эквивалента.
– Я вас поздравляю, Матвей Александрович! Бабушка права! Нам помогло провидение и Всевышний!
– Вы преувеличиваете мои успехи, Диана, – скромно отвечал Матвей. – А можно мне оставить у себя этот жетон? Как память об этом сумасшедшем случае?
– Думаю, что да. Но после фиксации его в банке, обещаю, – улыбнулась Диана.
Судьба уже готовила заключительный аккорд!