История одной поездки- Деревенское3

Светлана Весенняя
               
                Моим родителям
  Чувствовала  себя защищённой только до той поры, пока были живы родители.
 Я приезжала ни так часто, как могла бы, но летом обязательно жила недельку с
 детьми в родительском доме. Когда уезжала, мама всегда говорила : «Ты как будто
 приснилась, может быть, ещё поживёшь?» Но собственный дом, заботы звали в
 дорогу.
 Сейчас , когда  приезжаю в пустую родительскую квартиру, стою у двери, я
 вспоминаю, как  нажимала  на дверной звонок, и через короткое время дверь
 открывалась , и мама восклицала радостно : «Отец, Света приехала»…


  Есть у Марины Цветаевой пронзительные строки  :«тоска по Родине, давно
 разоблачённая морока…»
 А я затосковала по родителям особенно сильно, когда выросли дети, и  я осталась
 одна. Именно в 2010 году, видимо, тоска меня душила, мне очень захотелось
 побывать на родине родителей. Но как это сделать? С родственниками из
 Костромской области долгие годы поддерживала связь мама, накануне любого
 праздника покупала открытки и всех поздравляла,  писала письма.
 Среди адресов нашла адрес двоюродного брата Анатолия Б. Ц, который жил  и ныне
 живёт в Костроме. Толю я никогда не видела, но очень хорошо помнила его отца, 
 жившего с бабушкой, он был младшим  братом  моего отца.  Когда Анатолий был
 призван  в армию, он служил 2 года в г. Луга Ленинградской обл., в те годы он  и
 бывал в гостях у моих родителях, к тому времени  отец был переведён уже в
 Ленинградский военный округ.


 Написала письмо Анатолию и стала ждать ответа.
 Наверное, через неделю в квартире раздался  междугородний звонок, и я услышала
 голос двоюродного брата, который сказал, что  ждёт меня в гости. Узнав о том,
 что я собираюсь на родину родителей, ко мне из Калининграда приехала двоюродная
 сестра по отцу, дочь его младшей  сестры.

  В Костроме нас встретил Анатолий. О Костроме можно много и интересно
 рассказать, если коротко, город мне очень понравился, удалось даже побывать в
 родовой усадьбе великого драматурга А. Н. Островского, Щелыково.

 
 Наконец настал день, когда Анатолий повёз нас в деревню Кузнецово, в которой
 родился его отец, мой отец и мать  приехавшей из Калининграда Светы.   Я очень
 благодарна Анатолию, который, несмотря на жару, был июль, повёз нас на машине и
 даже предложил меня завезти в Соловецкое.
 Я знала , что в С. живёт до сих пор мамина двоюродная сестра, которой давно за
 80 лет, но заранее не списывалась, поскольку не была уверена, смогу добраться до
 села или нет. Я, конечно, обрадовалась предложению брата.
 Свои чувства, которые возникали во время дороги, я выразила тогда в простеньком
 стихотворении :
             Кострома, Кострома…
             Здесь в детстве проездом была.
             Костромская земля для меня дорога и близка.
             Спустя полвека память в дорогу позвала.
             К окну машины прильнула:
             Сосны, берёзы, кусты,
             Леса, речки, мосты-
             Всё знакомое и родное,
             Российский пейзаж.
             Но поля сиротливые
             В сердце грусть вызывают.
             Печальную картину разнообразят
             Лишь редкие скирды сена.
             А в памяти оживают
             Просторы безбрежные пшеницы, ржи,
             Среди них - васильки.
             Деревня, сёла мелькают,
             Похожие, как сиамские близнецы.
             Райцентры…
             На главной площади Ильич встречает
             И путь указывает, каким идти.
             В этих краях родители
             Детство, юность провели.
             Так случилось : их судьбы переплелись.
             По свету поездили,
             Многое повидали,
             Но любовь к Родине и земле
             Мне передали.
             Как будто голос услышала с небес,
             Позвавший в дорогу…( 2010 г.)


 Мы добрались до Соловецкого и стали спрашивать дом Фаины Николаевны Ж. у
 встречного мужика,  и вдруг он нам говорит : «А вон она идёт»- и рукой
 показывает. И , действительно, по сельской пыльной песчаной дороге шла пожилая
 женщина, опираясь на костыль. Мы ,  незваные гости, как будто свалились с неба.
 Когда я представилась и сказала, кто со мной,  Фаина Николаевна обрадовалась и
 встретила нас очень радушно. Всю жизнь Фаина Николаевна прожила в этом селе и
 всю жизнь работала зав.почтой, а во второй половине дома жила её семья. Так я
 оказалась в доме, в котором жила с мамой и сестрой, пока отец служил в Китае.


 Какие чувства испытала? Словесно очень сложно передать: эти чувства живут во мне
 и сейчас, иначе не стала бы вспоминать. В последние годы  в этом же селе жила
 мамина старшая сестра с сыном Николаем, к её домику шёл красивый лёгкий  мостик,
 а сам домик разорён местными безработными пьющими мужиками. Нашли могилы моей тёти и двоюродного брата Николая. Грустные чувства, очень грустные.



  Уже к вечеру мы добрались до деревни Кузнецово, Анатолий привёл нас на место бабушкиного дома, пустырь. Дорога и вдоль дороги всего 2-3 дома. Мы прошлись по дороге, пустынно, тишина, вдруг залаяла собака, и из крайнего дома вышел очень пожилой   мужик и с любопытством уставился на нас. А Анатолий в деревне жил долго, пока не женился и не переехал в Кострому, поэтому всех оставшихся жителей он знал. Он обратился к мужику по имени и вдруг говорит, показывая на меня рукой : « А это дочь Зои Александровны». И этот старый человек вдруг отвечает  : « Зоя А. меня учила, я её помню. Хорошая была женщина».


 Меня его слова  очень тогда поразили: мамы не стало в 1993 году, я приехала в
 2010 году в деревню, где она после окончания педучилища учительствовала, в войну
 трудилась в колхозе вместе со всеми, а отец восемнадцатилетним юношей  был
 призван на фронт из этой деревни в 1943 году. Мама учила  младшего брата  и
 младшую сестру отца, пока они были живы и писали нам письма, каждое письмо
 начиналось одной фразой : « Здравствуйте, дорогие брат Алексей и Зоя
 Александровна…»

Справка : ныне деревни Балчуг не существует, в деревне Кузнецово проживает 30 человек, в селе Соловецком 267 человек (на 2016 год)- сведения из Википедии – «Деревни Костромской области»

На фото дом деревни Кузнецово, из которого, как мне кажется, и вышел старик, к. учился в школе у моей мамы.  Фото нашла в интернете