Ах, наконец достигли мы ворот Мадрита!

Елена Ряшина
После сказочной Барселоны, скоростной поезд помчал нас в столицу Испании - Мадрид. За окнами пролетали испанские просторы, ухоженные поля, бескрайнее солнечное небо, маленькие города и станции, и вот,  “наконец  достигли мы ворот Мадрита!”. Когда я дома изучала этот город, я представляла его похожим на белоснежный королевский дворец, потому что интернет в фотографиях сразу выдает дворец Сибелес и здание Метрополиса, очень похожее на Дом Зингера в Санкт-Петербурге, а глядя на эти два построения в лучах солнечного света в объективе хорошей фотокамеры, ты заведомо влюбляешься в эту архитектуру, это кажется невероятно красивым и помпезным. Поэтому ожидания от красот Мадрида были невероятными, казалось, что сейчас мы переступим порог вокзала и окунемся в красоту. Отель мы выбрали “Iberostar” на центральной улице Gran Via. Кстати, если Вы решите поехать в Мадрид, рекомендую всем этот отель. В нем замечательно все: начиная с красивейшего здания в самом центре города, заканчивая атмосферой и сервисом.
     Вокзал находится тоже в центре, поэтому просчитав путь от вокзала до отеля в километрах, мы поняли, что с удовольствием пройдемся пешком, по пути увидев парк Ретиро, музей Прадо, дворец Сибелес, Метрополис, в общем, всю красоту, которую в последующие дни мы планировали изучать подробно. Жара была невероятная, градусов 40 с чем-то, и в обед город просто вымер. Мы шли по пустым улицам, удивляясь отсутствию людей и машин, хотя был будний день. И вдруг совершенно объективно все предвкушение от красоты Мадрида померкло за несколько минут. Неухоженные деревья и грязные тротуары, облезлые скамейки и обшарпанный фасад Прадо, погрузили меня в уныние. Невольно вспомнился Ростов-на-Дону, в котором мы были на гастролях до поездки в Испанию, зеленый город, богатый парками и скверами, чистый и облагороженный, возникло ощущение, что Ростов - это Европа, а Мадрид - это город времен горбачевской Перестройки… В голове не укладывалось: как же так, это столица страны, а такое ощущение, что после Барселоны, мы приехали в провинциальный город. Благо, Gran Via развеяла эти ощущения. Центральная улица, в переводе означает “большая дорога”,  была построена в 1910 году. В 2010-м испанцы помпезно отметили столетие главного проспекта. Кстати в 30-х годах, в период левого республиканского правительства в Испании, Gran Via некоторое время называлась Avenida de Russia, и даже Avenida de la Union Sovietica, но после победы Франко, естественно, она была переименована. Улица, поистине, очень красивая: все здания невероятной архитектуры, выстроенные в едином стиле, в светлых тонах. Конечно, самое красивое здание - это Метрополис, который является одним из символов Мадрида. Метрополис - это такой деловой центр, украшенный колоннами, каждая пара колонн является пьедесталом для фигур, олицетворяющих Торговлю, Промышленность, Горное дело и Сельское хозяйство в Испании, а башню Метрополиса венчает купол с установленной на нем фигурой богини Ники. Gran Via как бы дала надежду, что не все потеряно, что она нам откроет “большую дорогу” в ту самую красоту, которая так замечательно описана в интернете, но… увы, этого не случилось. Мои ощущения оказались таковыми: в Мадриде есть Gran Via, а справа и слева от нее очень неухоженные, унылые пейзажи.
      Конечно, Мадрид относительно всей Испании молодой город, столицей он стал в 1561 году, и вся его основная архитектура построена начиная с XVIII века. Карл III очень хотел, чтоб город был похож на Петербург и Париж, поэтому в Мадриде в основном преобладает неоклассический стиль архитектуры. Сады Королевского дворца похожи на сады Версаля, но почему-то их никто не облагораживает. Озеро возле дворца покрылось тиной, а сам дворец очень обшарпанный. Королевская семья давно там не живет, они живут очень скромно, за городом. А во дворце проходят только официальные мероприятия. Парк Ретиро, красивый в прошлом, с памятниками монархам и прекрасным хрустальным дворцом, вечерами превращается в место попойки местной молодежи, на которых с тоской смотрит мистический “Падший ангел” - единственная в мире статуя, чувствующая дьявола. Якобы она изображает спуск Люцифера в ад. Есть легенда, что статуя расположена на высоте 666 метров над уровнем моря по испанскому национальному уровню высот 1870 года и еще много разных фантазий...
      Вот сейчас пишу про Мадрид, и опять погружаюсь в те ощущения, которые меня не покидали на протяжении пяти дней, проведенных там. В Мадриде есть ощущение тревоги. Ты идешь по улицам, и кажется, что где-то за углом тебя поджидает человек, закрытый плащом с кинжалом в руке. На площади Mayor, на которой проходили публичные казни,театральные представления и первые корриды, ты словно все время оглядываешься, как пушкинский Дон Гуан, опасаясь врагов и недоброжелателей. Хотя ты вроде как ощущаешь в этом городе дух Сервантеса, но что-то пугающее и зловещее тебя не покидает, особенно после улыбчивой и доброжелательной Барселоны. Такое ощущение, что испанцы еще не оправились от жуткой страницы своей истории - гражданской войны, от диктатуры Франко, мои ощущения от Мадрида очень схожи с  ощущениями от живописи Гойя.
     Но в одном нам очень повезло, о чем просто не могу не написать: мы попали на знаменитую выставку Босха в рамках “Босх 500”, посвященную годовщине смерти художника. И это стало, пожалуй, самым ярким впечатлением от поездки в Мадрид. Собранные со всего мира работы великого Мастера можно было увидеть в музее Прадо, выставка была организована прекрасным образом: ты покупаешь билет на определенное время, каждый час в зал запускают человек десять и ты спокойно, без давки, можешь в полной мере насладиться творчеством самого загадочного живописца, рассмотреть все детали, изучить каждый предмет на его картинах. “Сад земных наслаждений” можно изучать вечно, так и не разгадав ни одного послания, зашифрованного автором в этой работе. Кстати, я обратила внимание, что на выставке Босха не было особого ажиотажа. Так же как и в самом Прадо. Мы, покупая билет через интернет, боясь огромной очереди, на месте обнаружили, что очередей как у нас в Эрмитаже, например, там нет. Хотя помимо Босха и основной экспозиции: а это Веласкес, Эль Греко, Гойя, Рубенс, Рафаэль, Тициан, Тинторетто, Веронезе, Бассано, Дюрер, Гейнсборо, в Прадо можно было посмотреть выставку Караваджо и учеников. В музее Тиссена-Борнемисы, где есть Шагал, Дали, Гольбейн, Дюрер, Хальс и Рембрандт и в галерее современного искусства Королевы Софии, где висит великая “Герника” Пикассо практически нет посетителей. Возможно, просто лето - мертвый сезон в Испании, и все предпочитают в это время отдых на море, а не праздное гуляние по галереям, но факт есть факт, от которого стало немного грустно.
    Полностью насладившись Мадридом, мы отправились домой, и самое коварное нас поджидало в конце поездки. Наш рейс задержали, а от самого аэропорта было не самое приятное ощущение: грязный, неухоженный, практически лишенный элементарных скамеек для пассажиров, душный и неприглядный терминал навел на нас страшную тоску, окончательно убедив нас, что Мадрид - большая деревня. В самолете наши соотечественники пытались запихнуть в отделении для сумок огромную ногу хамона, избалованные дети визжали, а рядом сидящая девушка, спросив нас понравился ли нам Мадрид и услышав наше истинное мнение, пыталась нас переубедить, рассказывая, что это “самый крутой город”, в котором ей хотелось бы жить. Мы оставили ее при своем мнении, погрузившись в дремоту, дабы скоротать не короткий перелет. Через несколько часов нас ждала любимая Казань, чистая и красивая. А в сердце навсегда остался кусочек Барселоны, которую я каждый день вспоминаю с теплотой и любовью. Если меня спросят хочу ли я снова поехать в Испанию, я однозначно отвечу :”Да!”. Столько осталось не охваченным, не увиденным, столько красоты и старины, конечно, я бы хотела вернуться в Барселону, и возможно, мне нужно еще раз увидеть Мадрид, раз не получилось с ним любви с первого взгляда, может, со второй попытки он сможет завоевать мое сердце, и оставить приятные воспоминания.