Let me speak from my heart

Елена Ряшина
В продолжение шекспировской темы просто не могу не написать сборный пост о литературе, истории и искусстве Англии: о тех именах, которые для меня интересны и любимы. Так случилось, что в подростковом возрасте я читала определенную литературу, не такую, как все девочки вокруг меня. Когда все мои подруги зачитывались любовными романами: "Анжеликой-маркизой ангелов", Жюльеттой Бенцони, Даниэллой Стил, я жадно и с увлечением "глотала" приключенческие романы, читала Купера, Дюма, Джека Лондона, Жюля Верна, Луи Буссенара, а самым любимым был замечательный английский писатель, рыцарь-Командор ордена Британской империи - Генри Райдер Хаггард, который для британцев стоит в одном ряду с Артуром Конан Дойлем. Популярный герой Хаггарда Аллан Квотермейн, который ищет приключений, переходя из романа в роман, увлекая за собой юного читателя, был одним из любых героев юности, особенно в книге "Копи царя Соломона". Кстати, этот роман был несколько раз экранизирован, а в самой известной экранизации 1985 года Квотермейна сыграл очень хороший артист Ричард Чемберлен, который наиболее соответствует для меня образу этого героя.
     Книги Хаггарда, я помню, мы никак не могли получить по подписке. Раньше, чтобы получить собрание сочинений автора, нужно было оформлять специальную подписку и получать заветную коробочку с новенькими томиками писателей в специальном почтовом отделении. Мы с папой ходили на эту почту с тележечкой, чтоб увести эти увесистые тома домой. Так вот, в подписке были все авторы, кроме любимого Хаггарда, который вроде как числился в списке, даже где-то в природе существовал 10-титомник, но в Казани на него не получалось подписаться, и я брала его в детской библиотеке. Ходила несколько остановок пешком, чтобы сдать прочитанную книгу и взять новую. Сейчас на полках в книжных магазин стоит Хаггард, но новомодные обложки почему-то пестрят такими жуткими картинками, что купить такую аляпистую книгу с портретом Квотермейна, почему-то в фантазии художника очень похожего на Индиану Джонса, как-то не поднимается рука.
    Наряду с приключениями для меня существовали и другие, более трогательные и спокойные истории, две из которых до сих пор с трепетом хранит мое сердце - это "Джейн Эйр" Шарлотты Бронте и "Гордость и предубеждение" Джейн Остин. Мне кажется, нет девочки, которая не прочла эти два романа в юности. В каждой, я уверена, эти два прекрасных произведения оставили свой след. А два сериала, снятые каналом BBC: "Джейн Эйр" 1983 года с Тимоти Далтоном и Зилой Кларк и "Гордость и предубеждение" 1995 года с Колин Фертом и Дженнифер Эль остаются лучшими и любимыми, особенно на фоне множества современных экранизаций.
    Продолжая разговор об английской литературе, я не могу не признаться в любви к самому искрометному, умному, едкому и удивительному Оскару Уайльду, который для меня самый что ни на есть английский писатель и драматург. Его афоризмы - это тонкий английский юмор, а его пьесу "Идеальный муж" я очень бы хотела увидеть на нашей сцене, а точнее не увидеть, а сыграть в ней. Я не могу не написать об одном из любимейших поэтов Роберте Бернсе, который, возможно, кому-то кажется слишком простым, несложным, но в этой его простоте невероятная легкость, трогательность и подлинные чувства. Не могу не упомянуть о Д.Дефо и Д.Свифте, и об их героях - Робинзоне Крузо и Гулливере, с которых тоже началось мое знакомство с классической английской литературой, о мрачном и холодном Диккенсе, о Дж.К.Джероме, о П.Вудхаусе и его Дживсе и Вустере, о Голсуорси с "Сагой о Форсайтах", о Теккерее и "Ярмарке тщеславия", о Вальтере Скотте с его рыцарскими романами, о представителях классического английского театра - Шеридане и Б.Шоу, а так же о Р-Л.Стивенсоне, который написал самый лучший, и самый что ни на есть пиратский роман "Остров сокровищ", который я обожаю.
     Все эти авторы и книги формировали мое мировоззрение, и благодаря им я стала полнее изучать время, эпоху, в которую было написано то или иное произведение, что в результате породило мою любовь к истории этой страны, интерес к определенным историческим персоналиям, среди которых для меня есть две великие женщины: одна из них - Елизавета I,  самая великая королева Великой Британии, "золотой век" которой сделал Англию могущественной морской державой и послужил расцвету культуры и искусства.
Вторая - это  Маргарет Тэтчер.Мое детство пришлось на эпоху холодной войны, и Маргарет Тэтчер в то время для меня, наряду с Рейганом, была не самым приятным политиком, потому что я, как и многие советские дети, боялась ядерной войны. Любопытно, что англичане жили с тем же страхом, судя по послевоенным  романам А.Кристи. "Эти русские" для них были чем-то пугающим и непредсказуемым. Но гораздо позднее я наткнулась на автобиографию первой женщины премьер-министра, которая заставила взглянуть на нее в ином свете.  Британцы не любят Маргарет Тэтчер, для них она была слишком недипломатична в ведении переговоров, слишком агрессивна и прямолинейна, но сегодня, когда страна выходит из Евросоюза, все невольно вспоминают о "Мэгги" (так в обиходе называли ее простые граждане), которая была против единой валюты, и всевозможных объединений Европы. Ее отстранили от власти, к которой она так долго шла, проделывая огромный путь в мужском мире политики,  свои же соратники по партии, и она ушла на покой, и долго о ней никто ничего не слышал, хотя на момент, когда она стала премьер-министром, Великобритания была разрушена и бедна. Стояли предприятия, была безработица, и только благодаря ее уму, воле и упорству, экономика страны наладилась, появились рабочие места, и Великобритания вышла из кризиса. Но тем не менее Тэтчер не любят в Англии и в Европе. Парадоксальным образом ее больше всего любят в России – стране, которую она любила меньше всего. Любят за те свойства Тэтчер, которые в Европе многим казались шокирующими: открытое высокомерие, умение стукнуть кулаком по столу и послать эсминцы за родину в другое полушарие. Даже термин «железная леди», который придумал ей один советский  журналист, отдает уважением. "Железных" людей  в России  уважали и уважают до сих пор, как мне кажется. Сейчас я с интересом наблюдаю за Терезой Мэй, потому что некий потенциал "железной леди" в ней тоже присутствует. Я совсем не политик, не подумайте, просто уж так сложилось, что я немного разбираюсь в этом, зная законы экономики, и это позволяет мне наблюдать за этими людьми с точки зрения моей актерской профессии, за их поведением и психологией. А вдруг однажды мне выпадет честь сыграть Елизавету, о сходстве с которой мне последнее время все чаще и чаще говорят, видимо в силу рыжины волос, как бы намекая, что мне нужно прикоснуться к этому образу.... а образ действительно неординарный, недаром ее сыграли все мои любимые  актрисы - Джуди Денч, Ванесса Редгрейв, Хелен Миррен и Кейт Бланшетт.
     Вот так плавно я и перешла к тому, о чем чаще спрашивают - к любимым  артистам. Поскольку, мы говорим в данный момент об Англии, то и расскажу я здесь именно об английских представителях. Я уже написала выше о замечательных актрисах, которые мне глубоко симпатичны. Может, это сейчас как-то грубо прозвучит, но я люблю определенную стать в актрисах и актерах, мне кажется, что актер должен быть немного небожителем в хорошем смысле этого слова. Не в смысле, чтоб он был идеальной фактуры классических канонов красоты, модельной внешности, определенных пропорций, нет. В актере, для меня, должна быть какая-то загадка, и обязательно интеллект в глазах, потому что самое страшное разочарование для зрителя - это глупый актер. Наша профессия такова, что не обладая определенным кругозором, и не управляя мозгом, ты никогда не сможешь поднять свою планку и сделать шаг на новую ступень своего ремесла. Можно быть органичным, чувствовать, обладать интуицией от природы, но без мозга, без разумного начала и широкого кругозора можно так и остаться лишь органичным артистом, крепким ремесленником, который органично рассказывает текст. Я знаю и вижу много таких примеров, и поэтому свои симпатии отдаю тем, кто, на мой взгляд, обладает теми качествами, которые я стараюсь развивать в себе. Для меня интересны актеры, у которых мне есть чему поучиться. И в этом плане Британская театральная школа для меня является неким залогом качества, британские актеры во многом совершенны. Я много смотрю спектаклей театра Глобус, Национального театра, во время учебы я с большим вниманием изучала творчество Питера Брука, и я вижу, как английские актеры работают на сцене, и что они из театра привносят в кино. Хочется, конечно, написать про каждого в отдельности, но это получится слишком много, поэтому просто напишу любимые имена: великая Вивьен Ли, актриса редкого дара и красоты, о которой Орсон Уэллс написал "Раз в поколение появляется Леди, от которой не может отвести глаз весь континент», Джуди Денч, Ванесса Редгрейв, Хелен Миррен - очень статные и даже в возрасте прекрасные и яркие актрисы, Джереми Айронс, актер редкой нервозной природы, за которым есть сила и слабость одновременно, Колин Ферт - идеальный мистер Дарси (а это, пожалуй, самая британская похвала), Том Хиддлстон - актер со взглядом ребенка, Джуд Лоу, которого я долго не воспринимала и  неожиданным образом вдруг открыла в "Молодом Папе", безумно мною любимые и прекрасные: Бенедикт Камбербэтч - артист редкого дара и харизмы, который даже в дрянном "Докторе Стрэндже" держит внимание, Мартин Фримен - милый, обаятельный и при этом очень жесткий, Марк Гэтисс - несравненная Лэди Брэкнелл (кто в теме, тот поймет). И конечно же не могу не написать про Кейт Бланшетт, красавицу редкой внешности, очень мощную актрису, и  Джэффри Раша - если вы видели "Король говорит!", вам не нужно ничего пояснять об этом артисте! Хотя эти два артиста в моем списке австралийцы по происхождению, но мир их знает больше как представителей британской школы, потому что они очень много работают в Великобритании. Есть еще много прекрасных имен: Майкл Кейн, Ричард Бартон, Стивен Фрай, Хью Лори, Рэйф Файнс, которых я не обожаю, но отдаю дань их таланту.
         Очень большой получился рассказ, и возможно, не все вошло в это повествование, о чем хотелось бы поведать. Но основное вроде как охвачено и написано. Пожалуй, стоит упомянуть о моей симпатии к сериалам и фильмам канала BBC one, которые всегда прекрасно сняты, красиво и профессионально, о некоторых из которых я писала в инстаграм - это последняя экранизация "Войны и мира", "Конец парада", "Путешествие на край земли", "Мисс Марпл" с Джулией Маккензи и др. Ну вот, наверное, собственно и все....Правда, меня коллега спросила недавно: "А почему Вы не пишете о том, что НЕ любите? Это же очень интересно написать аргументированно почему что-то для Вас является нелюбимым", и я поняла, что нелюбимого у меня так много, что я боюсь увлечься этим и разнести в пух и прах. Отвечу только на один вопрос, который в связи с Англией мне задали: "А как же Гарри Поттер?!". Простите меня, дорогие любители этого произведения и героя! Я не люблю Гарри Поттера! Меня совсем не увлек этот сюжет, и книга стала безумно скучной и плохо написанной уже на третьей странице. В английской литературе есть такие замечательные писатели как Алан Милн, Памела Треверс, Редьярд Киплинг, Льюис Кэролл, что творчество Джоан Роулинг, на мой взгляд, кажется просто попсовой беллетристикой на фоне "Алисы в стране чудес", "Винни Пуха", "Книги джунглей" и "Мэри Поппинс", которой я посвящу отдельный рассказ в завершение всей этой огромной английской эпопеи. До скорых встреч!