Весь мир театр

Елена Ряшина
23 апреля рождения великого Уильяма Шекспира!Автора,который никого не может оставить равнодушным,стоит лишь прикоснуться к его великому творчеству,будь то его пьесы,поэмы или сонеты. И я  просто не могу не написать о своей огромной любви к этому Поэту, не могу не преклонить колено перед его великим даром, его талантом в день его 453-летия, и как бы в продолжение темы любви к Англии.
     "Весь мир - Театр!" - эту фразу знает каждый, и в этом заключена не просто мысль автора, а целая философия, его взгляд на реальность, на человеческую жизнь. В этом монологе он как бы поставил равенство между Театром и законом жизни, тем самым, обессмертив великое искусство, как бы давая понять нам, простым смертным, что Театр и жизнь неразделимы, и подчас Театр правдивее, чем жизнь, потому что Театр для Шекспира - это было то, чем он жил,дышал, и то, что приносило ему удовольствие. Он посвятил Театру большую часть своей недолгой жизни, и благодаря его способностям во всех творческих аспектах, он создал то, что мы сегодня имеем под названием великая английская культура!
     Мое знакомство с Шекспиром произошло еще в детстве, задолго до того, как в школе начали проходить его творчество. Мое увлечение театром с юного возраста, занятие в драм.кружке обязывали меня много читать, интересоваться таким предметом как история театра. Родители мне покупали книги об актерах, о драматургах прошлых лет, я очень много знала о русской театральной школе с ее великими именами, и в какой-то момент мама мне просто показала портрет Шекспира, и рассказала о нем, кто он такой. Портрет произвел на меня большое впечатление. Это был портрет уже современный,графичный, XX века, но, согласитесь, что любое изображение Шекспира, а особенно портрет из первого фолио, сразу притягивает внимание. Есть что-то загадочное во взгляде. И после этого мне захотелось как можно больше узнать об этом человеке, прочесть его произведения, и в результате узнать больше об английском театре, поклонником которого я до сих пор являюсь. Я считаю, что англичане, боготворящие Уильяма Шекспира, тонко чувствуют его творчество, и то, как они интерпретируют его на театральных подмостках у меня вызывает огромную симпатию: например, театр "Глобус",свято хранящий традиции и специально работающий с минимальными декорациями, в традиционных костюмах,воссоздающий на площадке спектакль таким, каким он был при самом Шекспире, в результате становится Театром в квадрате, потому что они при помощи простой веревки могут показать морскую бурю, и в этом есть некая магия, в которую ты погружаешься и веришь. Или же могу назвать два недавно увиденных мною спектакля - "Кориолан" с Томом Хиддлстоном и "Гамлет" с Бенедиктом Камбербэтчем. В этих спектаклях нет особого новаторства, но есть четко рассказанная история, жестокая, без сантиментов, великолепно сыгранная и выстроенная. И в этих спектаклях для меня присутствует дух автора. Хотя Шекспир претерпел уже огромное количество интерпретаций, в какую обертку его только не заворачивали: в джинсы, смокинги, военную форму и пр.,он велик тем, что даже в джинсах он останется великим, и его слово проникнет в каждого, сидящего в зале, в этом его сила и уникальность.
    Возвращаясь к истокам:конечно, в 12 лет мне было еще сложно читать шекспировские трагедии и хроники,но сонеты в прекрасном переводе С.Я.Маршака очаровали меня красотой слога и мысли, хотя до сих пор смысл их разгадать очень сложно, сколько бы теорий и гипотез сегодня не выдвигалось. А уже в более старшем возрасте, в 14 лет, я начала читать его пьесы.Первая, мною прочитанная, была "Гамлет". Помню, учительница по литературе предложила нам выучить классический монолог Гамлета и рассказать его так, как каждый из нас понимает. Конечно, кто-то просто бубнил у доски "Быть или не быть",но многие из класса прониклись переживаниями Принца Датского, и это был любопытный эксперимент. В школе мы проходили лишь две пьесы "Гамлет" и "Ромео и Джульетта",все остальное я уже наверстывала сама. Я читала шепотом в своей комнате  монолог Отелло над спящей Дездемоной (которую,кстати,я сыграла в театральном училище на втором курсе в отрывке по западной драматургии), читала сама с собой по ролям комедии:"Двенадцатую ночь" и "Много шума из ничего". Я изучила всю биографию Шекспира, все постановки по его произведениям - в этом мне на помощь пришла советская детская энциклопедия, в которой было 12 томов, один из которых был посвящен искусству.Там было написано и о Гордоне Крэге, Лоуренсе Оливье,обо всех, кто вошел в историю, создав великие образы героев Шекспира. Было написано даже о Питере Бруке, на тот момент, еще молодом режиссере, который много и успешно ставил  этого автора. Я очень любила  фильмы Дзеффирелли, любила наши советские фильмы по Шекспировским пьесам, и всегда верила, что, став актрисой,  я обязательно прикоснусь к творчеству великого автора. И вот спустя много лет, судьба мне подарила возможность это сделать. Я играю Катарину в "Укрощении строптивой" - одну из лучших женских ролей мировой драматургии, да еще и в любимой пьесе моей мамы. И я считаю, что наш спектакль получился очень шекспировским, в лучших традициях театра-праздника, ярким и наполненным истинным шекспировским юмором и слогом. И надеюсь, что однажды судьба меня сведет еще с одной героиней великого Уильяма, с Леди Макбет, которую я безумно хотела бы сыграть...
    Конечно, в то время, когда мое увлечение Шекспиром еще только начиналось, никто не поднимал пресловутый "Шекспировский вопрос". Была одна теория, и никто даже не задумывался, что тот, чьи портреты мы знаем, и чью биографию мы читаем в предисловии к пьесам, может оказаться вовсе не тем Шекспиром, который подарил миру это великое наследие в виде Классического Шекспировского канона. Хотя какие-то попытки предпринимались в изучении подлинности авторства, в СССР на это мало обращали внимания. Активный поток "разоблачения" полился уже в конце 90-х, и сообщество любителей Шекспира раскололось на два лагеря: "стратфордианцев" и "нестратфордианцев". Я сильно не буду вдаваться в эти подробности, рассказывать все теории, потому что очень много об этом написано, издано, все гадают, ломают голову, но единого ответа нет ни у тех, ни у других.
     Лично я очень долгое время была классическим "стратфордианцем",мне было неважно "А был ли Шекспир?!", для меня было важно его творчество, оно перекрывало для меня все гипотезы и домыслы, но,как я уже не раз говорила, я большой поклонник детективного жанра, и самый великий "детективный роман" человечества меня все-таки завлек, и я стала жадно изучать все теории, пытаясь разгадать эту увлекательнейшую загадку. Я перечитала практически все изданные  труды, пересмотрела все научные фильмы и передачи, параллельно ведя свое собственное расследование.  Некоторые факты, например, просто захватывают дух: когда внимательно  изучаешь загадочный портрет из первого фолио, гравюру Мартина Дройсхоута, читая под гравюрой странные стихи Бена Джонсона, который советует не верить изображению, можно увидеть много интересных деталей.Если присмотреться внимательно к портрету, то можно увидеть, что камзол на портрете очень странный:словно правая половина от одного человека, смотрящего на нас, а вторая, левая, половина от человека, повернутого к нам спиной. И само лицо, напоминающее маску, за которой скрывается кто-то другой, словно отделено от тела огромным воротником, как бы давая понять, что эта голова, не принадлежит тому, чей камзол причудливо перекошен. В общем, сюжет для увлекательного детективного романа, только развязки, думаю, мы никогда не узнаем. Но у меня все же сложилась некая цепочка виденья, и последняя любопытная теория о том, что автором канона был Кристофер Марло не так уж безосновательна. А если к этому прибавить и схожесть черт на портрете, который приписывают Марло, и портретом на фолио, последние данные, которые выдал компьютер об идентичности строфы "Тамерлана великого" Марло и исторических хроник Шекспира....а при этом, зная, что Марло закончил Кембридж,был образованнейшим человеком, и находился на службе у королевы Елизаветы в качестве тайного агента, и его смерть возможно инсценировали, чтоб спасти важного для разведки человека, а об образовании Шекспира нам неизвестно ничего...и еще много-много любопытных фактов, то невольно начинаешь складывать в голове этот ребус, и вроде все становится понятно и объяснимо:писал один, но не мог открыть собственного имени в силу тайной службы, и вроде как считающийся убитым много лет, ибо "смерть " была спасением от инквизиции, а давал путевку в жизнь другой-не менее талантливый импрессарио, руководитель театра "Глобус", скажем так, режиссер и актер.... Но, пока машину времени не изобретут, мы ничего не проверим и не узнаем, и смысла гадать и доказывать тоже нет. Кто-то, чье имя на первом сборнике пьес звучит как Mr.William SHAKESPEARES, был великим человеком, великим Поэтом, разносторонней личностью, знающей историю, географию, мифологию. Его имя и его произведения не перестают очаровывать, влюблять в каждую строчку, потрясать!И весь мир каждый год 23 апреля будет преклонять колено перед великим Рыцарем Театра, и в сердцах каждого из века в век будет жить любовь к Уильяму "потрясающему копьем", на острие которого столько мудрости и юмора!