I am Sherlocked

Елена Ряшина
Конечно, пост с таким названием просто не мог не появиться в продолжение темы моего "англоманства".По-моему, эта фраза -  уникальная придумка Марка Гэтисса и Стивена Моффата - как нельзя лучше отражает всеобщую огромную любовь к этому сюжету, герою и автору. 
     Как я уже писала выше, любовь к детективному жанру во мне возникла очень давно, и отправной точкой стал советский диафильм 1980 года "Союз рыжих" по произведению Артура Конан Дойла. Диафильм был очень стильно нарисован: тонкие высокие фигуры в жилетах, цилиндрах, со всей атрибутикой викторианской эпохи очень хорошо передавали дух того времени и ту изюминку рассказов о Шерлоке Холмсе, которая вот уже на протяжении многих лет заставляет обращаться к этому герою снова и снова, побуждает постичь загадку его характера и окунуться в мир приключений и дедукции.
      Мой папа, большой поклонник А.Конан Дойла, увидев мой неподдельный интерес к тому, что показывал диапроектор на двери моей комнаты, по окончании просмотра достал из книжного шкафа  книгу - "Записки о Шерлоке Холмсе",рассказал о ее авторе, и заронил искру интереса в мою детскую голову. Так я и начала почитывать время от времени эти "Записки". Что-то читалось с бОльшим увлечением, что-то мне казалось скучнее, но сам язык и повествование меня очаровали с первых страниц.
       Параллельно с моим знакомством с героями книжными, состоялось знакомство с героями телевизионными, с нашим нетленным и замечательным фильмом И.Масленникова. Я считаю, что советский фильм сделан бесподобно. Я всегда с удовольствием его смотрю, если попадаю на него по телевизору, но для меня всегда есть одно НО....(да простят меня все поклонники русского Шерлока Холмса), в нашей экранизации нет самого Холмса! Есть просто отменный и блестящий Ватсон в исполнении Виталия Соломина - очень хорошего артиста, и немного простоватый и (для меня) не очень убедительный Холмс, больше похожий на Крокодила Гену. При всем моем уважении к Василию Ливанову, я считаю, что очень жаль, что эту роль не получил Борис Клюев, который практически был утвержден. Он в результате сыграл Майкрофта Холмса, но его профиль, осанка, голос и некая инфернальность во внешности были бы наилучшим попаданием в образ героя, потому что автором написан человек необычный, незаурядный, в чем-то отталкивающий и даже неприятный. Может в силу того, что мое знакомство с героем началось с книги, а не с фильма, у меня сложился свой конкретный образ, и поэтому что-то не срослось в восприятии, хотя Соломин меня убедил, и является для меня одним из лучших Ватсонов и одним из любимых артистов. Но ..мы имеем то, что имеем, и раз уж наш Шерлок Холмс  признан "эталонным", то и говорить много я об этом не буду, но остаюсь при своем мнении.
     Образ Шерлока Холмса из моего воображения был наиболее близок к иллюстрациям Сидни Эдварда Пэджета, самого известного иллюстратора рассказов о Шерлоке Холмсе. Его рисунки были собраны в журнале "Юный художник", где была статья про самых известных художников-иллюстраторов.
      А потом на экраны вышел британский сериал с Джереми Бреттом, который стал одним из любимых у зрителей в Великобритании Шерлоком Холмсом. И он оправдал мои ожидания. Необычная фактура и некая сумасшедшинка в глазах очень точно отражали замысел автора. Правда, как оказалось позднее, артист действительно периодически находится на лечении в клинике с душевным расстройством после смерти жены, отсюда видимо и этот убедительный взгляд человека с иной психикой. Но в том сериале тоже для меня есть одно НО...(вот такой я привередливый зритель) - это Ватсон в исполнении Дэвида Берка, он почему-то кажется немного туповатым, особенно на фоне такого живого и сочного Холмса. Позднее исполнитель роли Ватсона поменялся, Дэвида Берка сменил  артист Эдвард Хардвик, который внешне выглядел намного старше Холмса, что тоже немного диссонировало с классическим каноном. Но в целом сериал очень милый. Сегодня он конечно выглядит уж очень старомодным, но я периодически смотрю ту или иную серию, как бы возвращаясь в юность.
     Очень много экранизаций претерпела история о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Есть какие-то симпатичные, есть совсем провальные, как наш последний жуткий сериал с Игорем Петренко. Это просто плевок нашего кинематографа в лицо всем поклонникам Артура Конан Дойла. Есть экранизация Гая Ричи, которую я никак не могу собраться с духом посмотреть, потому что кажется, что это что-то совсем чужеродное в плане сюжета, и что-то совсем голливудское из разряда комиксов Маrvel, хотя артисты там хорошие: Роберт Дауни-мл.очень достойный и харизматичный Холмс, судя по тем отрывкам, которые я видела. И впереди, думаю, еще очень много новых фильмов, новых Холмсов и Ватсонов, потому что этот сюжет никогда не устареет и не станет скучным. И возможно впереди еще новые открытия и удовольствия, НО...(здесь я ставлю смайлик),если б не сериал "Шерлок" BBC, который для меня стал невероятным открытием и полным совпадением с тем моим первым детским впечатлением от диафильма. Казалось бы, здесь нет той атмосферы туманного Альбиона с присущим лондонским туманом и кэбами, нет классической трубки и усов доктора Ватсона (хотя усы все-таки появляются ненадолго), герои называют друг друга по имени, а не по фамилии, как у автора, но есть самое главное: неимоверная любовь к литературному материалу, бережное и трепетное отношение к первоисточнику, нет ничего случайного и не продуманного, идущего вразрез с тем, что написал А.Конан-Дойл. В образе Шерлока и Джона, какими их придумали С.Моффат и М.Гэтисс, для меня воплотились именно те герои, которые жили в моем воображении. Именно такой дуэт, каким он сыгран прекрасными Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фрименом, рисовался в моем воображении, для меня они убедительны и внешне, и внутренне, убедительны их взаимоотношения и их диалоги. Конечно, я сейчас упускаю из виду для меня не случившийся 4 сезон, в котором произошла какая-то досадная нестыковка жанра, но все, что было до него, для меня идеально. А рождественский эпизод о "Безобразной невесте", переносящий нас в викторианскую эпоху, был просто подарком для тех, кто любит этот сюжет с детства, кто увлекался чтением рассказов и хотел увидеть знаменитую трубку и усы.
     Юмор, оригинальный взгляд на сюжет, и прекрасные актеры сделали так, что люди снова захотели читать рассказы о Шерлоке Холмсе, в книжных магазинах просто невероятная волна новых изданий писателя, и полное собрание рассказов сэра Артура Конан Дойла сейчас находится в разряде популярных книг. Канал BBC и создатели сериала продлили жизнь этим героям и обессмертили имя автора. И это прекрасно, особенно на фоне новомодных героев комиксов Marvel, со всей этой глупой и нарочитой атрибутикой в виде летающих плащей и прочих суперспособностей. И мне очень понравилась статья известного британского актера и писателя Стивена Фрая "Шерлок Холмс как предтеча героев Marvel", словами которой я бы и хотела завершить этот рассказ об одном из любимых литературных героев : "Читателей многих поколений завораживает гений Шерлока Холмса. Им всем нужен Холмс. Что-то в его огромных познаниях в сочетании с невероятным упорством и силой духа человека, уверенного в себе, приобретающего черты живого существа благодаря благодушному подтруниванию его верного коллеги над причудами главного героя, глубоко трогает всех нас, отвечая внутренним попыткам найти решение проблем дня сегодняшнего. Каждый раз, когда мы видим, как Шерлок Холмс в сопровождении доктора Ватсона проделывают путь в семнадцать ступеней в направлении к решению очередной тайны, мы получаем утешение...".."Его волшебные способности состояли не в умении летать или видеть сквозь стены. Его сверхсила заключалась в том, что он собственноручно превратил свой ум в чрезвычайно мощное орудие, позволившее ему раскрывать тайны, разоблачать виновных и исправлять вред. Начинаешь верить в то, что ум может парить, вздымаясь ввысь и без труда преодолевая лондонский туман. Этот сверхчеловек может видеть то, что сокрыто от других непреодолимыми препятствиями. Никто из злодеев не может ничего противопоставить его логическому мышлению, острому как лезвие, ускользнуть от мертвой хватки его дедукции. Он - воплощение правды, справедливости и всего британского. И имя ему - Шерлок Холмс."