Дурдом на марше для Вадима. Глава первая

Светлана Розова
Начало октября 2004 года.

- Маша, в субботу  у нас будут гости. -  сообщила в среду за ужином Лариса Александровна. - Нужно накрыть хороший стол.

- Кто на сей раз? Очередной маменькин сынок с обожающе-угнетающей его мамашей?

- Ты их не знаешь. Одна знакомая моей знакомой с сыном. Говорят, очень приличный молодой человек. Правда, он старше тебя лет на двенадцать. Ему уже сорок два года.

- Это не на двенадцать, а на десять, - устало-обреченно вздохнула Маша, - мама, ты опять взялась за свое?
 
- А что ты имеешь против?

- Все. Ну как ты не поймешь, что это бесконечное сватовство, по крайней мере, нелепо?

- Почему?

- Да потому, что в наше время такие попытки познакомить людей почти  никогда не заканчиваются ничем хорошим. Все знают, почему пришли гости, всем неловко, все стесняются и ведут себя неестественно. Потенциальная свекровь ищет, к чему бы придраться, а меня это раздражает. Помнишь, чем  сватовство закончилось в прошлый раз?

- В прошлый раз ты опозорила и меня, и себя.

- Никого я не опозорила, просто выставила вон наглую курицу вместе с ее дефективным цыпленком. Хотя, тот бугай давно уже не цыпленок, а целое цыплище.

- Маша!

- Что Маша?! Мужик, под сорок лет, приперся к нам в гости с мамой, чтобы она определила, подхожу я ему или нет. Его придурковатое величество, дожив до седых …, так и не понял, что таким образом разобраться, твой перед тобой человек или не твой, почти невозможно. Зато он очень хорошо усвоил, что, если выбор за него сделает мамаша, то, в случае неудачи, всю ответственность можно будет спихнуть на нее, а самому изобразить из себя невинную жертву. Что я должна думать о нем? Только то, что он для серьезных отношений непригоден, поскольку сам отвечать за свои поступки не желает. Он же при каждом удобном случае будет делать из меня боксерскую грушу для своей матери, которая всем будет руководить и давать "ценные" советы, которые я буду не вправе игнорировать, чтобы она не рассорила меня со своим драгоценным сыночком. Зачем мне этот экстрим?

- А тебе не приходило в голову, что свекровь может не только давать вредные советы и способствовать развалу семьи, но и научить многим очень даже полезным вещам, поскольку она гораздо лучше тебя знает привычки и предпочтения своего  сына, ну и его "тараканов", конечно?

- Мамочка, я все это понимаю, очень даже может… Вопрос только в том – захочет ли? Практика показывает, что свекровей, искренне желающих помочь невесткам стать хорошими женами их сыновьям, очень мало. Далеко ходить не будем.  Твоя несостоявшаяся свекровь многому тебя научила? Ведь нет, правда?

- Если бы я не была такой глупой и самоуверенной, возможно, наши отношения сложились бы иначе.

- А ей не мешало быть помудрее и понимать, что молоденькая женщина просто в силу возраста многого не понимает и не умеет. А она что сделала? Воспользовалась этим и добилась того, что ее сыночек бросил тебя, отлично зная, что ты беременна, и забыл о твоем существовании навсегда. Нормально? Ты стала матерью-одиночкой, я никогда не видела ни своего отца, ни бабки. Даже отчества своего у меня нет. И ты, наивная жертва наглой курицы, мне будешь рассказывать о хороших свекровях?

- Ну что ты заладила одно и то же. Все у тебя курицы.

- Хорошо, пусть будет старая ворона.

- Маша, пожалуйста, отнесись серьезно, это не простое знакомство "сбежались-разбежались и всем весело". Здесь цель определена сразу – брак, семья. В таком случае к выбору нужно относиться иначе. В прошлые века молодых спрашивать вообще было не принято. Родители договаривались – молодые подчинялись. Разводов, кстати, почти не было.

- Правильно! В прошлые века, когда мужчина обеспечивал семью материально, а женщина сидела дома и занималась исключительно хозяйством и воспитанием детей, такой порядок вещей имел железный смысл! А сейчас все иначе хотя бы потому, что женщина чаще всего работает и не зависит от мужа материально. Поэтому выбор должны делать мужчина и женщина, а не мужчина и его мамаша.

- Ты однажды сделала такой выбор. Ну и как? Хорошо тебе было?

- Ну и что? Это был просто не мой человек. Молодая была, глупая. Вышла замуж в надежде забыть Мишу, но не вышло.

- Как легко ты сейчас к этому относишься. А тогда, когда вы разводились, тебе было так же легко, или не очень?

- Это уже в прошлом. Я сделала вывод и теперь не желаю повторять ошибку, совершенную по молодости лет.

- Какой ты вывод сделала?

- Очень простой - для совместной жизни необходимо взаимное уважение супругов. Приходя знакомиться вместе с мамой, мужчина дает мне понять, что он уважать меня не собирается. Он – маменькин сынок и уважать будет только ее одну. Он ищет не подругу, а прислугу и, если хочешь, нужник. А я ночной вазой быть не желаю!

- Маша!

- Что Маша?

- Ты вульгарна!

- Я не вульгарна! Я правду говорю! Грубую! Без романтически-дипломатического флера! На мой взгляд, маменькин сынок - вариант тупиковый.

- Почему?

- Мужик не то и не там ищет. Ему в  магазин бытовой техники  и в  магазин для взрослых за резиновой куклой. А для задушевных разговоров ему и мамы хватит с лихвой. Я в их компании – третий лишний.  И тот, которого приведет твоя очередная "знакомая", наверняка точно такой же, если не хуже. Незачем беспокоиться. Я бы лучше отдохнула, книжку почитала, выбрались бы с тобой на прогулку… Осень в этом году чудо, как хороша.

- Так ты останешься одна.

- И что? Лучше одной, чем в такой компании.
 
- Тем не менее, ЗАГСы полны желающих пожениться.

- И почти таким же количеством желающих развестись.

- Вот видишь, почти…

- Ну чего ты от меня добиваешься? Чтобы я признала, что настоящие мужчины в природе до сих пор не перевелись? Признаю. Не перевелись. В кино и любовных романах их пруд пруди, а вот в реальной жизни очень мало. Мне такой не достался и уже не достанется. Миши нет, а все остальные уже заняты.

- Машка, ты опять за свое?! Дурдом на марше? Сколько еще лет ты будешь игнорировать мужчин, прикрываясь верностью Мишиной памяти?

- Возможно, всю жизнь.

  - Машенька, вернись с небес на землю. Тебе было всего 18 лет, когда его сбил тот пьяный лихач. У тебя была первая любовь, светлая и чистая, которая не изжила себя, а оборвалась на взлете… Конечно, ты будешь помнить Мишу всю жизнь, но  сейчас ты любишь уже не его, а свою мечту о нем, легенду, которую ты сама и сложила.

- Ты ошибаешься. Возможно, я забыла мелочи, но помню главное – Миша погиб, спасая меня. Каждый прожитый мной день оплачен его жизнью. Я живу за себя и за него…

- Машенька, девочка, я врач и очень хорошо знаю, что такие психологические травмы, как твоя, далеко не всегда проходят бесследно, особенно, когда дело касается таких впечатлительных девушек, как ты. Но ты так перебарщиваешь, что я все чаще начинаю задумываться о том, не страдаешь ли ты психическим расстройством. 

- А тебе не приходило в голову, эскулап ты хренов, что на белом свете, кроме психических расстройств, бывает еще женская верность? Ты об этом не слышала?

- Конечно, слышала, читала, в кино видела. Но, Машенька, мы не в кино. Нельзя в реальной жизни вести себя, как литературная героиня.

- В жизни таких женщин тоже немало, во всяком случае, в России. После войны такие судьбы были сплошь и рядом, и никто их не лечил. Тогда все хорошо понимали разницу между верностью и психическим расстройством. Этих женщин уважали, а теперь, если не ведешь себя, как животное, некоторые доктора так и норовят диагноз присобачить.

- Тогда были другие времена…

- Времена всегда одинаковые, особенно в России.

- А что мне делать?  Подумай, прошло уже четырнадцать лет, а ты все еще не хочешь или не можешь успокоиться, винишь себя в Мишиной гибели, но виновата не ты, а тот пьяный подонок, среди бела дня вылетевший на тротуар и сбивший людей. Там ведь погиб не один Миша. Ты забыла, что было еще трое погибших? То, что Мишенька успел оттолкнуть тебя в сторону, - это чудо, но это не значит, что ты должна навсегда остаться в одиночестве. Миша бы этого не хотел. Не для этого он тебя спасал.

- Ты забыла, мамочка, что он спасал двоих – меня и нашего ребенка. Может быть, если бы ребенок родился, мне было бы легче, а я его не уберегла.

- Не было бы тебе легче. Не тот ты человек. Ты бы страдала от того, что твой ребенок растет без отца или от того, что Миша не успел увидеть свое дитя, или от того, что вы не успели зарегистрировать брак, и ребенок растет Мартыновым, а не Никольским. Вариантов много.

- Такой пустяк, как фамилия, я бы пережила без страданий. Неважно, Никольским он был бы или нет. Главное - ребенок Миши был бы жив...

  - Все равно ты бы нашла, от чего страдать, у тебя на это дело просто талант! Маша, мне временами кажется, что ты – прирожденная страдалица, бывает такое психическое отклонение. Тебе лечиться нужно. Есть хорошие психологи, психотерапевты. Давай обратимся к моим знакомым, чтобы они тебя порекомендовали частным  образом… Надо же с этим что-то делать! Маша, это ненормально - страдать столько лет! Тот подонок уже давно вышел на свободу, а ты все еще продолжаешь казнить себя за несуществующую вину!

- Мамочка, давай закроем эту тему.

  - Машка, тебе давно пора понять, что Миши нет, смириться с этим и жить дальше. Годы идут, тебе уже тридцать два. Нужно устроить свою жизнь с хорошим человеком, родить ребенка, пока еще возраст позволяет. Тогда тебе действительно станет легче.  Еще неизвестно, как бы вы жили, если бы Миша остался жив, каких "тараканов" он бы принес с собой, а каких нажил бы  за эти годы. И совсем не факт, что ваш брак был бы удачным, что его не "заел" бы быт, не разрушили бы пьянство и измены… Много чего могло случиться, доченька… Мармеладно-шоколадно ни у кого не бывает…

- Возможно, но это был бы Миша. И был бы наш ребенок…

- Опять ты за свое…

- Хватит, мама. Мы так часто говорим об этом, что я уже поняла -  все эти разговоры бесполезны, ты никогда меня не поймешь.

- Это ты никак не хочешь понять, что любовь, даже очень большая, всегда меньше всей жизни. Если ты тогда осталась жива, значит, нужно жить дальше. Миллионы женщин теряют мужей, а потом снова выходят замуж. Проблема твоего одиночества находится в тебе и в твоих "тараканах". Будь проще, и мужики к тебе потянутся.

- Не потянутся.

- Откуда такой пессимизм? Ты забыла, что Ниночка-средняя, которая тебе ровесница, очень удачно замуж вышла? Скоро уже два года, как живут душа в душу. Муж ее обожает, свекровь с ними живет и с Ниночки пылинки сдувает… Их дочке скоро уже полгода будет… Леня с Инной нарадоваться не могут…

- Мамочка, ну откуда мы знаем, как они живут? По рассказам дяди Толи? Он знает далеко не все. А мы с ними давно так близко общаемся? Чуть более года, и то, благодаря Нине-старшей, которая собирает под свое крыло всех родственников, даже самых дальних. Забыла уже, что раньше мы с тобой видели Лазаревых очень редко, всего несколько раз в год? В остальное время они, за исключением дяди Лени, вместе с которым ты работаешь, вряд ли помнили о нашем существовании. И ты думаешь, что нас будут посвящать во все подробности их жизни? Мы не знаем даже, почему Костя с Ниной поженились столь скоропалительно, без банкета, пупса на капоте, цветов и свадебного путешествия, а в ЗАГС отправились чуть ли не  в джинсах и кроссовках.

- То, что рассказывает Нина Константиновна, внушает доверие.

- Мама, ну когда ты поймешь, что для того, чтобы утверждать, что брак удачен, нужно быть членом семьи?

- Я не утверждаю. Просто немного завидую тому, что Ниночка вышла замуж за хорошего человека, родила дочку. Я бы хотела такого и для тебя. Чем ты хуже?

- Ничем я не хуже. У меня просто другая судьба. Нина – исключение из общего правила.

- Какого правила?

- Очень простого. Женщины, имеющие чувство собственного достоинства, как правило, остаются одинокими.

- Да с чего ты это взяла?

- В нашей стране, мамочка, женщин много, а мужчин катастрофически мало. И всегда, в каждом поколении, находится война, на которой они погибают совсем молодыми. А женщины остаются одни… Я уже молчу об алкоголиках, наркоманах, гомосексуалистах, жертвах ДТП, как Миша, и бандитских разборок. И опять женщины остаются одни… Конкуренция между бабами жесточайшая.  Те, кто помоложе, побойчее, понаглее, забирают себе оставшихся натуралов  любыми способами, а остальным обычно выпадает судьба одиночек… И ничего с этим не поделаешь. Незачем и пытаться. Один неудачный брак был, и хватит. Больше не хочу.

- Ты говоришь глупости!

- К сожалению, это не глупости, а суровая реальность. Ты ведь тоже одна.

- В любом случае, это не твое дело!

- Не мое, не мое. Это я так, к слову, для примера…Мама, пожалуйста, давай отменим мероприятие. Не переношу я эти смотрины. Униженной себя чувствую. Сама же понимаешь, будет то же самое, что и в прошлые разы, если не хуже.


Продолжение следует...