Жабка

Людмила Павласек
            Некоторые люди представляют жабу как нечто ужасное и отвратительное, она не идёт у них ни в какое сравнение с прекрасной розой или изящной птицей, даже на паука или жука-волосогрызку с длинными цепкими усами мы можем полюбоваться.
Хотя, на самом деле, жаба совершенно безобидное, симпатичное и даже загадочное существо!
В детстве мы играли с лягушками и казались они нам такими славными, правда всегда холодные и мокрые, но весёлые и прыгучие!
Помню, уже взрослая, однажды, работая на огороде, я поранила тяпочкой лягушку, которая сидела в траве и сильно рассекла ей лапку. Она лежала, распластавшись на земле, вытянув ножки, голова её запрокинулась, ротик открылся и жёлтые глаза застыли. Это было так страшно, будто ребёнок новорожденный умер. Я плакала, причитала, а руки сами нашли листья подорожника и, соединив рану, я обмотала ими лапку; затем завернула мою раненую лягушку как дитя в большой лист лопуха и уложила в тенёк под куст смородины.
Как же я удивилась и обрадовалась, когда на другой день нашла эту пелёнку пустой, только скрученные листочки подорожника лежали там! Я мечтала когда-то увидеть мою хромую лягушку, но, похоже, она переселилась в более безопасное место — на край огорода, влажный и заросший всегда травой или на болотце, что начиналось сразу за дачами.
            А с жабой я впервые познакомилась в Чехии, когда мы купили здесь домик на краю леса.
С начала сентября я прожила несколько месяцев одна, не зная языка и обычаев, но это была Моравия, а народ здесь очень милый и доброжелательный, так что было мне уютно обживаться.
Но всё же я очень радовалась любой живой душе — мышке, которая поселилась в большой сумке с проводами, стоявшей на веранде, я назвала её Шура, потому что она постоянно там чего-то шурудила!
За огородом, на опушке леса, стоял муравейник и мне нравилось наблюдать как жители его готовятся к зиме. Я заметила что они дружно носили кусочки застывшей сосновой смолы и по ходам спускали их вниз, тогда я им наколупала целую горсть этой смолки и высыпала на муравейник, они подскочили от радости, замахали лапками, закрутили усиками и тут же собралась толпа их , а через какие-то минуты всё до крошечки исчезло в глубинах подземелья!
Может быть они там янтарь делают? Или просто дезинфицируют свои спальни, а может быть царица  у них очень любит аромат сосновой смолы, как я, например!
           Так вот, однажды, в конце сентября,  я спустилась в кочегарку, чтобы проверить всё ли готово к  отопительному сезону и увидела у кучки древесного мусора солидную жабу. Она жмурилась от яркого света лампы, её горизонтальные зрачки совсем сузились и смотрела она как-то сквозь меня.
         -  И что вы здесь делаете, почтенная, собрались зимовать? Но тут будет жарко и сухо и шумно к тому же, не удастся вам поспать! Ждите, я присмотрю вам домик...
За огородом  у нас лежат камни — плитняк, аккуратно сложенный лет сто назад, когда дом строили  их выкорчевали из земли, чтобы сделать чистое поле. Получилось такое сооружение, похожее на огромную черепаху со спрятанной головой; вот под неё я и сделала подкоп, напихала туда много сухих листьев — будет ей тепло!
Прихожу за Жабкой, а там, представьте, сидят рядышком уже двое! Смотрят на меня живенько, глазками пеликАют, собрались вместе переезжать! Я, конечно, догадалась, что это «одна возлюбленная пара» и усадив их рядышком в коробку из-под медового тортика, понесла показывать  им новое жильё. Того, что поменьше, наверняка это был ОН, я сунула под камни первым, а Жабку решила получше рассмотреть. Пузико у неё было гладкое, песочного цвета, а всё остальное тело и даже лапки были покрыты серыми пупырышками в крапинку. С такой раскраской не сразу заметишь её в природе! Вся она была сухонькая и пригревшись у меня в ладонях сидела не шелохнувшись, даже глаза от удовольствия закрыла, веки у неё были словно накрашены золотой тушью - красавица. Нежно распрощавшись, я отправила её к суженому и, засыпав вход ворохом опавшей листвы, решила до весны забыть о них!
             Почитав про жабу, я узнала, что живёт она аж до сорока лет! И пупырышки у неё на коже лишь для того, чтобы увеличить её площадь и избежать обезвоживания, она же земноводное существо - потомство в воде выводит, а живёт на суше. Вот, значит напрасно детей пугают, что если жабу в руки возьмёшь, бородавки на них вырастут! У многих народов, в том числе на Руси, издревле считалось большим грехом убить жабу, как и лебедя.
             Тот год был такой урожайный и, обходя окрестности, я обнаружила ничейные  яблони со спелыми уже, вкусными яблочками, старые ореховые деревья на лугу. После дождя и ветра  столько нападало грецких орешек, что мне на всю зиму хватило! А показала мне эти деревья соседка наша, пани Иржичкова, она уже старенькая была и ноги у неё болели, потихоньку мы с ней дошли, километра два. Потом надо было в горку крутую забраться и там деревья эти росли, когда-то здесь крестьянская семья жила, но, видимо, давно уже уехала, а деревья оставила. Спасибо ей! 
Бабушка присела отдыхать на камушке, я же по склону поднялась на верх и привезла полную сумку на колёсиках и пакет замечательных орешек для нас двоих!
Так мы с ней дружили девять лет, такая светлая она была как солнышко и лицом как ребёнок застенчивый — голубые глазки и короткие волосы белым пушком и улыбка беззубая, от которой на круглых щёчках ямочки получались и нельзя было не улыбнуться ей в ответ.
Она была с одного года с нашей мамой и я часто устраивала им посиделки, приготовив что-нибудь вкусненькое из русской кухни.
Без переводчика они весело болтали каждый на своём языке и то смеялись, то грустно качали головами, жизнь у них была похожая — война в  юности, бедность, тяжёлая работа, дети...
Три её дочери, уже пенсионерки, но ещё моложавые, часто приезжали к ней, то по-очереди, то все вместе; она всегда радостно ждала их, пекла бухты — такие вкусные булочки ванильные с начинкой из творога и джема. А прошлой осенью случилось что-то необъяснимое — её увезли в дом престарелых, мы даже не успели проститься с ней. А там, переночевав, она утром умерла...
Душа моя плакала, так больно и обидно за неё было...
Светлая память ей.
            В ту красивую золотую осень я радостно обживала своё новое Пространство, сажала  плодовые деревца, ягодные кусты, многолетние цветы — хотела обрадовать мужа, который, доработав до пенсии в Швейцарии, должен был весной приехать сюда. И, конечно, детей моих, чтобы они, приехав в гости, могли полюбоваться на цветущий садик, посидеть у костра, поесть настоящие овощи и ягоды, походить босиком по травке!
Прямо за огородом, на солнечном пригорке выросли два чудесных мухомора - это был призыв отправиться на поиски грибов! Я уже находила за каменной черепахой, среди молодых берёзок, несколько подберёзовиков и сейчас, заглянув туда, я обомлела — грузди! Неужели здесь растут наши сибирские мохнатенькие груздочки, только они умеют так прятаться в старой листве, вспучивая её и оставаясь под ней чистыми и влажными.
Встав на колени, я бережно разгребла листву и отпрянула от неожиданности — едва приоткрыв веки, на меня смотрели сонные глаза Жабки! Вот те на, я им гнёздышко соорудила, а они в лес зимовать ушли! На следующее лето я узнала, что под камнями жил старый уж, видимо, он уже крепко спал, поэтому им удалось спастись бегством!
            Весной, когда основательно пригрело, я проверила место их  зимовки, но там было уже пусто!
Долго я их не встречала и решила, что они ускакали на речку, протекающую неподалёку, метать икру.
Но однажды, в середине лета, я увидела на капустной грядке свернувшегося кренделем ужа, пытаясь прогнать его, я кышкала и махала руками, но он не реагировал, возможно был уже глух и слеп или глубоко задумался. Тогда я взяла большую совковую лопату и хотела его с землёй подцепить и отнести в лес, но только я его тронула, как он встрепенулся всем кренделем и, подняв голову, выплюнул к моим ногам жабу! Я проследила как он улепётывал в своё надёжное убежище под камнями.
Бедная моя Жабка, она была в обморочном состоянии, вся измазанная слюнями этого злодея, раскинув лапки, она казалась бездыханной.
Зачерпнув в тазик дождевой воды из бочки, я положила её туда и вскоре она очнулась, задышала всем телом, задрыгала лапками и, наконец, уселась, поджав их, как полагается жабе!
         -  Привет, задрыга! Поздравляю со счастливым спасением, бедняжка моя!
Кажется, она поняла меня и осознала значимость своего счастья, потому как начала радостно бултыхаться и нырять, смывая с себя склизкую пену.
Когда Жабка совсем успокоилась, мы с ней договорились, что она поживёт пока подальше от огорода, куда может снова наведаться уж. Самого с ней рядом не было, может быть они разошлись или с ним ещё раньше случилась беда.
Я отнесла её через лесную дорогу, в тенистые заросли лопухов и сочной травы — там всяких мошек и козявок будет ей достаточно для пропитания!
Долгое время она не попадалась мне на глаза, но, работая в саду или огороде, я часто чувствовала, что кто-то подглядывает за мной то из зарослей клубники, то из-под кустов ягодных.
А прошлым летом я неожиданно встретила её в нашей маленькой тепличке под развесистым огуречным кустом! Здесь было влажно и тепло, а главное, спокойно -  никаких врагов охотников!
Я обрадовалась ей как давней хорошей знакомой, однако, она показалась мне больно толстой, отчего я решила, что она ждёт приплода. Мне не очень хотелось, чтобы в тесной тепличке орава жабят постоянно прыгала у меня под ногами и я перенесла её в маленький садик. Там уютно, розы цветут и другие цветочки; у солнечной стенки растёт японская грушка, яблоня и виноград, который забрался на крышу веранды.
Здесь мы разводим костёр, когда приезжают дети и просто люблю посидеть вечером, слушая пение птиц перед сном, любуясь как солнце садится, играя нежными лучами в тени деревьев...
Я посадила её к стенке за  розами, она ни капельки не растерялась и вперевалочку поскакала, видимо, уже всё было знакомо ей здесь! Забравшись в нишу, она подняла голову и издала какой-то замысловатый звук — радость свою выразила или благодарность мне объявила!
В теплице я уже поснимала её и здесь, достав фотик, сделала снимки — домик словно был приготовлен для неё, паучок сплёл изящный балдахин над головой и, как голубой жемчуг, украшали его маленькие росинки. Жёлтые малюсенькие цветочки, которых я раньше не замечала, любуясь на розы прекрасные, украшали вход в её домик и казались изысканными.
            Так сидели мы, глядя друг на друга, я любовалась и в голове моей  теснились мысли, хотелось постичь для какой такой таинственной цели сотворил её Творец.
Может быть хотел показать, что нет в его творениях прекрасного и безобразного — всё ЕДИНО и перетекает одно в другое. 
Или испытать хотел нашу способность Любить Безусловно?
Возможно, глядя на меня, она думала то же самое...