Несколько слов о воспитании

Деняченко Александр Георгиевич
               
   
   Недавно я беседовал с одним человеком, и он рассказал мне печальную историю о своем сыне.
Его мальчик рос в строгом соответствии с мусульманскими представлениями о добродетели.
Как считает этот человек, благодаря его усилиям и умелому воспитанию мальчик хорошо учился и по окончании школы поступил в ВУЗ.
Ему оставалось три месяца до защиты диплома, и уже была договоренность о продолжении обучения в аспирантуре, но случилось несчастье.
У этого человека была собственная машина, парень часто катался с друзьями по городу, и однажды произошла авария.
В его машину врезался на полном ходу милицейский автомобиль. В результате этой аварии один из милиционеров погиб.
 Несмотря на то, что, по словам отца, они были пьяными и грубо нарушили правила движения, виновным был признан его сын, и ему присудили пять лет тюрьмы.
  Еще у этого человека растет дочь, ей уже восемнадцать лет и он очень беспокоится о ее будущем.
Даже рассказывая о ней, он грозно хмурится и говорит, что держит ее в строгости, а все многочисленные родственники и их друзья, следят за каждым ее шагом.
  Надо сказать, что ситуация вполне житейская и часто встречающаяся в различных вариантах.
   Темой разговора, была сравнительная сложность условий нашей жизни и жизни наших детей. Возмущенный отец сетовал на несправедливость судьбы.
Он с горечью рассказывал о крушении своих(!) честолюбивых планов, связанных с карьерой сына и выражал серьезную тревогу о том, что и с его дочерью мир может обойтись также жестоко.
  В конце беседы он спросил меня, что я могу сказать о такой явной несправедливости в отношениях между Миром и человеком.
Что я мог ему ответить? В том состоянии, в котором он пребывал, никакие доводы небыли бы восприняты.
Однако вопрос был задан и это не первый человек, задающий подобные вопросы, поэтому я отвечу на них отдельной главой.
   В тех случаях, когда мы сталкиваемся с конкретной жизненной ситуацией несущей нам горе, редко кто может спокойно встретить его.   Бесполезно говорить в этом моменте о правильности восприятия, все философские наработки, даже если они имелись, мгновенно рушатся под натиском эмоций.
 Поэтому первое, что делает пострадавший, это ищет виновного, что является основным средством самозащиты и происходит фактически на уровне инстинкта самосохранения.
  Именно данное действие позволяет отвлечься от непосредственного переживания несчастья и сбросить эмоциональную непосильную нагрузку на предполагаемого виноватого.
   Это вполне естественная реакция и в ней нет особой беды, беда начинается после, когда человек продолжает настаивать на своих предположениях и плюс, если они подтвердятся социальными законами.
В таком случае, человек никогда не станет рассматривать иные варианты случившегося и не обнаружит истинной причины несчастья. Он будет упиваться своим исключительным горем, своими страданиями, которые испытывает по несправедливости судьбы.
  Давайте рассмотрим, так ли это на самом деле.
   
   2
   
   Начнем с вышеописанного случая: Во-первых, горе родителя и горе ребенка, это совершенно разные вещи.
  Мне приходилось бывать на свиданиях с заключенными и самый главный вопрос, который они пытаются обсуждать, это вопрос о воле случая приведшего их на скамью подсудимых.
  Здесь может фигурировать, что и кто угодно: бдительность милиции, соседей, срабатывание тайной сигнализации, случайный патруль и многое другое.
Самое трудное, это объяснить им, что все это не случайность, но закономерность.
Они проделали долгий путь, прежде чем закон настиг их и не случись этого в тот раз, обязательно случилось бы в следующий.
 Те, кому удается это постичь, очень редко возвращаются в зону.
Любую случайность мы предопределяем самостоятельно.
Только нашими энергиями строятся последующие события.
Если  же они принимают нежелательный вариант, следует обратить особое внимание на чистоту излучаемого тобою.
   Сын попал в тюрьму, родитель, вместо того чтобы оценить положение, брызжет в мир слюной, оправдывая свое чадо во всех позициях.
И чадо с благодарностью принимает на себя венец невинно пострадавшего мученика и можно быть уверенным, что, выйдя на волю, оно будет морально готово к новым преступлениям, в качестве платы за несправедливое к нему отношение.
 Бессмысленно говорить таким родителям, что они своим невежеством окончательно гробят и без того сложную судьбу ребенка.
 Сколько таких "пострадавших" выйдя на волю, бессовестно садятся на шею своих престарелых родителей.
Я видел, как это происходит: первые месяцы ребенок "отдыхает" от ужасов тюрьмы.
Потом делает вид, что ищет работу, но в этом несправедливом Мире, кто может оценить его по достоинству?
 Работы, конечно, не находится, поскольку трудиться как все, ему, прошедшему такую школу, никак не можно, а просто так денег не дают.  Остается два варианта, либо возвращаться на путь преступлений, либо уповать на жалость родителей.
Впрочем, последнее, это ненадолго, вскоре просьбы заменяются требованиями и в случае отказа прямым террором.
   Страшная это вещь - родительское прозрение, потому как поздно наступает, и они молят Бога, что бы их дитятко сгинуло где угодно, только бы дало им умереть спокойно.
   
   3
   
   Теперь поговорим о самом воспитании и его эффективности.
Как и в любом нашем начинании, здесь, прежде всего, желательно уточнить вопрос о его целесообразности.
 Необходимо четко определиться, чего именно мы желаем: счастья ребенку или удовлетворения собственных амбиций связанных с возлагаемыми на него надеждами.
 Конечно, желательно убрать предлог, или, и увязать счастье ребенка с вашими мечтами, но практика показывает, что такое встречается крайне редко.
   Собственно, описанный мною папаша, сокрушался не столько по факту отсидки сына, сколько по крушению собственных планов.
Он видел в своих мечтах преуспевающего ученого, возможно проживающего за рубежом.
 Счастливый родитель посещает его в уютном особняке на берегу океана и обучает внучат родному языку.
Он замучил всех знакомых рассказами о необыкновенных качествах его сына и теперь, ему мучительно больно и он ищет оправдания не в собственных промахах, но в несправедливости закона.
   Мы, не задумываясь, принимаем на себя все заслуги наших детей, считая это вполне справедливым, и никого не подпускаем к этой славе.
Но стоит только ребенку ошибиться, и мы сразу перекладываем ответственность на учителей, кампанию или еще кого, кто свел, на нет все наши усилия.
   Возможно, это вас огорчит, но вынужден сказать, что как к славе, так и к промахам своих детей родитель имеет минимальное отношение.
   Ой, только не надо кричать, успокойте свои родительские амбиции и посмотрите на те пародии знаменитостей, которые являют собой их дети.
   Дело не в воспитании, а в личностных качествах ребенка, которые проявляет вселившаяся в него сущность.
  Да, родитель может какое-то время ограничивать контакт ребенка со сверстниками, контролировать круг его общения,  накладывать различные запреты, но пока он не подружится с душой ребенка, все эти действия не будут иметь никакой цены, поскольку ребенок есть личность, а она обусловлена наличием души.
Нельзя игнорировать интересы личности, это оскорбление души.
 Можно сломать человека физически, но напрасно надеяться сломать его Дух.
Бывают случаи, когда говорят, что это кому-то удалось, но в таком случае либо Дух покинул бесперспективное тело, которому полностью ограничили все степени свободы, либо Он затаился в ожидании лучших условий своего проявления.
И будьте, уверены, Он дождется и в Его распоряжении будет вся накопленная за это время энергия подавленных страстей, нереализованных желаний, обиды на родителей.
 Именно тогда родители с ужасом смотрят на безудержный разгул их ребенка, недоумевая, откуда в нем все это взялось?!
Им и в голову не приходит, что мы рождаемся с уже готовыми наклонностями, и подавление только усиливает их последующее проявление.
  Единственное, что мы можем сделать, это научить ребенка владеть своими эмоциями и не подавлять их, но согласовывать с обстоятельствами. Однако этим искусством не всякий взрослый владеет, кто учить-то будет?
   Лживые, невоздержанные, обладающие целым комплексом недостатков, мы требуем их отсутствия в своих детях.
  Но ребенок не понимает: зачем? Ведь живут родители с ними, почему же им нельзя?
Поэтому прежде чем требовать от кого-то чистоты, посмотри в зеркало, может это ты сам грязный?
   Существует великое множество различных методик по воспитанию детей.
Фактически, это пособия по программированию человека.
 Как в регламентации социальных отношений взрослых людей, далеко не все законы принимаются всеми членами социума, так и в детском воспитании ни одна методика не может претендовать на универсализм.
   Человечество никак не желает расстаться с представлением, о возможности переделать другого человека по своему усмотрению. Относительно удачные опыты в этом направлении с отдельными людьми и даже со значительными группами, создают иллюзию принципиального решения этой задачи, но за всю историю человечества, никому не удалось решить ее полностью и смею вас уверить - не удастся.
    Часто говорят о великой силе личного примера, но почему-то у совершенно правильных родителей, которые занимаются преподаванием и воспитательской деятельностью, собственные дети не следуют их примеру.  Остается предположить, что в личной жизни общепризнанные авторитеты являют собой весьма неприглядную картину, которая отражается в их детях.                Однако судить о правильности авторитетов, неблагодарное занятие, поскольку святых людей на земле нет, это мы делаем себе святых и на этом основании требуем от них нечеловеческих качеств.
 Но это обычные люди, со всеми человеческими слабостями и ошибками, со всеми эмоциями и пороками.
То, что они умеют не выставлять это напоказ, еще не говорит об их отсутствии.
Они редко виноваты в том, что мы не желаем видеть в них ничего порочного и преднамеренно акцентируемся только на лучшем и горе нашему кумиру, когда нам, наконец, открывается, что он тоже человек!
Это напоминает ситуацию, когда некая девушка забежав в туалет увидела там знаменитую кинозвезду и с горечью воскликнула : - Неужели вы тоже это делаете, как все?!
   4
   
   Воспитание. Так, что с ним будем делать? Надо воспитывать или нет?
   А, вот и не угадали, я не собираюсь воспитывать вас и навязывать конкретное мнение, но могу предложить один пример, а вы сами решайте, как поступать.
   Всем известно, что в Японии малыши пользуются неограниченной свободой и до семилетнего возраста они не знают слово нельзя.
 Исключение составляют только родовые кланы глубоко специализированных знаний, в которых обучение малышей начинается с младенчества, но не всех, а отобранных по определенным признакам.
По достижению семилетнего возраста ребенку выбирают вид деятельности, в которой он должен специализироваться и понятие о свободе выбора уходит из его жизни навсегда.
Можете себе представить, какой глубочайший шок испытывает неокрепшая психика при столь радикальной смене образа жизни.
Может, именно последствия этого шока отражаются в тяжелейших социальных проблемах, которые испытывает внешне благополучная Япония. Нация неудержимо спивается, процент людей склонных к суициду превышает подобный показатель всех других народов.
Маразм и умственная деградация начинается задолго до достижения естественной старости.
Моральные и половые извращения стали нормой жизни рядовых японцев. Если не предпринимать срочных мер, то нация будет обречена на вырождение.
   Вот видите, что происходит в стране, ставшей символом правильного воспитания, где вежливость и такт считаются основной добродетелью.
Нации удалось подавить бунт одиночек в самом зародыше, но невостребованная энергия их внутренней, духовной реализации возмутила ауру страны в целом и сейчас разрушает ее на физическом плане.
   Мы так стремимся обрушить свою волю, на чью либо голову и назвать сие воспитанием или на худой конец, обучением!
Но далеко не всем хватает силы подавить волю воспитуемого или добиться должного почитания обучаемого.
 Мы жадно зыркаем по сторонам в поисках объекта для приложения своего воспитательского зуда и, наконец, находим его в лице, пардон, мордах братьев наших меньших.
   Неистощима фантазия человеческая!
На всю страну транслируют передачи, показывая новейшие достижения в области уродования естественных качеств наших подопечных.
Водные обитатели - ползают по суше, сухопутные животные - осваивают водную среду, огромные собаки долгие часы сидят в одиночестве в квартире, что бы хозяин имел возможность два раза в сутки продемонстрировать соседям силу своей власти над бедной животиной, таща ее на удавке, в наморднике, от куста к кусту.
 И из этого кошмара устраивают шоу, показывая, как сучка в юбочке танцует вальс, как собака пытается разговаривать человеческими словами, а кошки облизывают крыс, как родных котят!
Недавно пресса подняла шум вокруг данных английского правосудия, в которых говорилось об убийствах детей родителями в процессе воспитания. Интересно, сколько тварей домашних легло на алтарь этого хобби?
Или они оказались умнее чад человеческих и сумели вовремя подчиниться его воле?
   Когда мы, наконец, осознаем разницу между насилием и воспитанием? Поймите, воспитание, это то, что направленно внутрь, на себя, все остальное - это насилие.
 Мы никого не можем воспитать кроме самих себя и если выполнить это достаточно старательно, то отпадет нужда во внешнем насилии, поскольку Мир станет таким, каким мы желаем Его видеть.
Можно будет подойти к дикому тигру, и он ласково ткнется мордой в ваши руки.
Собака будет жить своей жизнью, но если почувствует, что нужна вам, то всегда окажется рядом.
Комары не будут кусать вас и тараканы не придут в дом, если вы не пожелаете этого.
 И это есть естественный процесс, он никогда не пойдет вспять, Мир не взбунтуется, поскольку в нем нет энергии насилия.
Любая дрессировка, любое воспитание, всегда таит в себе опасность разрушения принудительных установок, ибо они основаны на насилии и реализация этой энергии, лишь вопрос времени.
   Я понимаю, что почти невозможно отказаться от навязанного с детства представления о необходимости воспитания, тем более что нам кажется, будто справиться с другим человеком нам будет легче, чем с самим собой. Непонятно, кто внушил нам эту идиотскую мысль?!
 Вся наша жизнь доказывает, что воспитание не является самодостаточным средством формирования человека.
Не надо путать воспитание с обучением.
Обучение предлагает человеку освоить ту или иную информацию, те или иные навыки.
Однако степень этого освоения зависит только от самого обучающегося. И вот здесь на сцену выходит воспитание.
 Если социум решает что данными навыками необходимо владеть всем его членам, то происходит принудительное воспитание нерадивых учеников, с целью привить им нужные знания.
 Давайте вспомним из школьной программы то, что мы больше всего не любили.
Что, ничего не помните?
  Вот вам и ответ о пользе воспитания.
  Только то, что человек изучает по собственному желанию навсегда остается в его памяти.
   Да, мы можем подчиниться навязанному образу жизни, но это больше говорит о нашем долготерпении, чем о правильном воспитании.
Поэтому не стоит обольщаться отличными результатами наших воспитательных усилий, ибо они будут разрушены при первом удобном случае.
 И не надо искать виновных в этом, поскольку мы сами своим насилием предопределили неизбежность этого разрушения.