Барская каша

Наталья Гузева
                Люблю я гречневую кашу –
                И разве это тяжкий грех?
                Ведь кормят ей державу нашу,
                По мне – она вкуснее всех!
                Полезна очень для здоровья,
                В ней углеводы и белки,
                И отношусь я к ней с любовью,
                Не пожалею и строки.
                А если сливочного масла
                В неё немного положить –
                Жизнь расцветёт, тоска погаснет,
                И можно дальше в мире жить!
                (Юлиан Версификатор)

        Сегодня с утра заморосил мелкий дождик. Дождинки стекали по еловым иголкам, отскакивали от ветвей и брызгали в оконные стёкла. От унылой погоды стало уныло и на душе, заныли коленные суставы. Об уличной прогулке пришлось забыть, захотелось лечь на диван, жалея себя.
- Ну, уж нет! – забунтовала я, - Значит, так! Срочно начинаю наводить уют в своей квартире. Общеизвестно, что первейшим средством от уныния и скуки является простой домашний уют, приносящий ощущение праздника!

      Сменила постель – стирка завтра будет. Навела порядок в квартире и с удовольствием прошлась в носках по чисто вымытому полу. Теперь для себя любимой надо что-то приготовить. Беру свою поваренную книгу, наугад открываю и читаю: «Крутая гречневая каша». Что ж, выбор сделан. Готовлю сегодня ту самую барскую кашу, что готовят в селе Никольское.

      Лет пятнадцать назад у Александры Николаевны, учительницы нашей школы, умер отец. Ольга Геннадьевна, Ирина Борисовна, Елена Викторовна и я, её коллеги-учителя, в день похорон ранним утром выехали в село Никольское, что в 25 километрах от нас. Едем не только поддержать Александру Николаевну, а помочь с похоронами и с похоронным обедом, так как знали, что кроме старенькой мамы у неё никого нет.

      Валентина-соседка Александры Николаевны  повела нас в бригадную столовую, расположенную на отшибе села.
- Я вам в помощь буду, - сказала она. По пути объясняла что следует нам сделать.
- Столовая занята только летом, когда идут полевые работы, поэтому нам придётся дровами протопить плиту, на ней и будем готовить. Приготовим обед, салаты, которые вы сами знаете как. Но обязательно надо сварить барскую гречневую кашу. С неё и начнём готовить обед.
- Зачем готовить кашу? – поразились мы.
- В нашем селе обычай такой. В конце поминального обеда подают гречневую кашу, - пояснила Валентина.
Что же, кашу так кашу, сготовим и кашу.

       В здании столовой было не топлено, холодно. Мы поёжились, потом подвязали взятые из дому фартуки и принялись за разборку ожидающих нас пакетов с продуктами. Валентина же взялась за растопку огромной печной плиты.

      От живого огня в столовой потеплело и не прошло получаса как на плите уже закипала вода для каши. Под руководством Валентины мы вымыли три килограмма гречневой крупы, всыпали её в огромную толстостенную столовскую кастрюлю, посолили, залили водой и пусть варится. А сами взялись за приготовление котлет, обжаривание кур, чистку картошки и за овощи для салатов.

      Каша сварилась, разбухла. Валентина положила в неё большой кусок масла, накрыла крышкой,мы ей помогли поставить кастрюлю в печную духовку. Валентина выпрямила спину и, потирая руки, пояснила нам:
- Пусть теперь упревает пока её очередь не придёт. В самом конце обеда подавать будем.

       Мы поулыбались ей, продолжая заниматься приготовлением обеда. Я, например, шинковала в это время молодую капусту на салат. Валентина подошла ко мне, поглядела как я переминаю капусту и говорит:
- Наташа, а давайте сделаем барский салат. Вот увидите, людям понравится.
Я перестала готовить, остановилась и смотрю на неё, не очень понимая выражение «барский салат».
- Это как? – спрашиваю её.
- Ну, майонезом салат из капусты заправим, вот и будет по-барски.
Услышав про барский салат, засмеялась Ольга Геннадьевна:
- Ааа, понятно. Сделаем и по-барски и по-нашему. Будет два салата на столе. Вон сколько капустных кочанов Александра Николаевна с огорода нарубила. Хватит, ещё и останется.
Коллеги переглянулись, опять поулыбались, чудно всё это нам.
 
       Часа через три обед был готов. Еды получилось много, как на Маланьину свадьбу наготовили. Столы мы сдвинули, застелили клеёнками, расставили тарелки с салатами, хлеб разложили, тарелочки с ложками каждому тоже поставили. Оставалось ждать, когда люди с похорон придут, тогда и горячее подавать будем. 

      Валентина на улице у дверей готовится встречать людей, полотенца развешала, ведро с водой поставила, ковши в воду опустила. Ждёт.

      Мы же в тёплой кухне присели, на духовку поглядываем, в которой каша упревает.
- Девчата, - обращается к нам Ирина Борисовна, - если кашу в конце подают, то после салатов, котлет с толченой картошкой да кур жареных, никому она уже в рот не полезет. Ну, невозможно, чтобы человек столько съел. Каша лишняя.
- Да не волнуйтесь вы. Сказано, что каша должна быть согласно обычаю их, значит вот и пусть будет.  – ответила ей Елена Викторовна.
- После компота и подадим. Делов-то! - поддержала её Ольга Геннадьевна.

      Обед подошёл к концу, люди наелись, мы тоже тут же с краешку сидим, тоже речь памятную о том, что покойник хорошую дочь Александру вырастил, что желаем ему Царствия Небесного, произнесли. Сидим, разомлели, ждём конца. Нам ещё со столов убирать, посуду  и полы мыть.

      А народ сидит, потихоньку разговаривает, никто не уходит.
- Девчатки, кашу подавайте, - подошла Валентина.
- Ой, - спохватились мы. Скорей вытащили кастрюлю с горячей кашей из духовки, начали накладывать её на тарелки и ставить на столы.
- Ну, кто её будет есть. Все уже наелись. – думаем мы, разнося кашу.

      Смотрим, а народ дружно так начал кашу накладывать себе в тарелки. Что ж, и мы присели, тоже по паре ложек положили, надо же попробовать какая она такая барская гречневая каша.
- Батюшки! Так вот она какая Барская Гречневая Каша! Нет, конечно, в школьных столовых подают детям гречку, да и дома мы все когда-нибудь гречку на гарнир  готовили, но такой каши никто из нас не ел. Каша рассыпчата, вкусна, крупинка от крупинки отделяется. Удивительно, но оказалась каша сладкой, хотя в неё ничего кроме соли и масла не добавлялось.  Неужели от долгого упревания в духовке так меняется вкус? - думали мы, поедая ложка за ложкой барскую кашу. Мы даже не заметили, как поспешили положить себе на тарелки добавки, каша-то заканчивалась.
 
      Когда же, доедая кашу, ложки заскребли по тарелкам, народ стал подниматься из-за стола. Уходили, благодаря Александру Николаевну за поминальный обед и принося ей ещё раз свои соболезнования, благодарили и нас.

      Сколько после этого я приготовляла себе такую кашу, сколькими способами пробовала. Нет, пока кашу не поставишь на трёхчасовое упревание в духовку или на водяную баню, не открывается настоящий вкус гречки. Всё будет не то.

      Что ж, сегодня за окном моросит дождь, времени достаточно, тепло из духового шкафа согреет квартиру, а вместе с нею и мою душу. Самое время готовить  барскую гречневую кашу, как готовят её в селе Никольском.