Есть с кого брать пример

Петр Панасейко
                Учительница четвёртого класса Матвиенко, уставшая днём в школе после проведения со своими воспитанниками экзамена по математике, легла спать поздно.  Во-первых, на Украине в третьей декаде мая день становится длиннее (сказывается весенний перевод стрелок часов назад), во-вторых, она долго не могла успокоиться полученным результатом одного своего ученика. С трудом, но уснула.

                Снится ей, как она, молоденькая учительница, только что окончившая педагогический университет, ведёт свой первый урок в первом классе. Сильно волнуясь, она то и дело смотрит на часы. Но спасительного звонка на перемену всё нет и нет. А ведь прошло всего-то десять минут. Вдруг раздаётся звонок . Но что это? Никто с места не встаёт и не бежит на перемену. Проснувшись, Матвиенко поняла: это не звонок на перемену, это «надрывается» её мобильный телефон.

                Разыскав его в темноте комнаты, нажала нужную зелёную кнопку:
                - Я слушаю, кто это меня беспокоит среди ночи?
                - Марианна Макаровна, это Вас беспокоит мама Олега Коваленко.
                - Полночь на дворе. Вы что другого времени не нашли?
                - Простите, но это не терпит до утра.
                -Ладно, рассказывайте, что натворил Ваш сын? Что-нибудь серьёзное?
                - Серьёзней некуда! Он получил на экзамене вместо двенадцати баллов шесть. Лучше него в Вашем классе никто математику не знает. Это я Вам говорю.
               
               Не выдержав такого тона разговора, учительница отключила телефон. Когда через некоторое время он снова зазвонил, заблокировала. Только начала дремать - телефон зазвонил снова. "Воспитывать" её продолжил папа Олега. Пришлось и его номер заблокировать. Уснуть до утра она так и не смогла. Выручил выходной день. Иначе бы в классе она выглядела как «сонная муха».

              Не теряя времени, Марианна, немного поспав, пошла домой к директору школы, проживающей на центральной улице села. На экзамене Нина Степановна сидела справа от учительницы четвёртого класса. Именно по её предложению Олегу Коваленко  выставили шесть баллов. Больше он явно не тянул.

             Директор, поработав с утра  с мужем на огороде, вернулась в дом. В это время в калитку вошла Матвиенко.
             - О, Вася, к нам помощь идёт!- обрадовалась хозяйка.
             - Да нет, Нина, две помощи идёт.
               Следом за учительницей во двор вошла завуч, также принимавшая участие в том злополучном экзамене. Как оказалось, мама Олега из-за сына «подняла на ноги» чуть ли не весь педагогический коллектив школы.

              - Нина Степановна, что будем делать? – спросила сразу  завуч.
              - А ничего, подождём до понедельника. Мамаша и мне звонила вчера вечером, грозилась жаловаться в район. Пусть жалуется, приедет комиссия, разберётся, что к чему. А пока, дорогие мои, пошли пить чай с мёдом.

                Вернувшись домой, Марианна всё думала о том, выполнить ли мама ученика угрозу на счёт района? И пришла к выводу, что нет, не выполнит, иначе разбирательство окажется не в её пользу. Скорей всего, она  хотела просто попугать её, учительницу начальных классов.

              Понедельник, вторник и среда прошли спокойно, никто с района не приехал. Хотя звонили и интересовались, что там у вас происходит? В четверг с утра директор школы вызвала к себе в кабинет Матвиенко. Когда она открыла дверь, то сразу догадалась, в чём причина приглашения: за столом сидели три представителя РОНО. «Надо же, - промелькнуло у неё в голове, - всё же добилась своего Коваленко? Ну что же, тем для неё хуже». Стали разбираться по существу, пока не приглашая виновницу всего этого.

            Нина Степановна, решив во что бы то ни стало защитить доброе имя своей бывшей ученицы, а ныне учительницы четвёртого класса, заранее составила план действия, ни с кем его не согласовывая.

            Первой получила слово учительница первого класса:
            - Что я могу сказать, дорогие мои коллеги. В своё время я обучала в начальных классах Лизу, тогда, понятно, она ещё не была Коваленко. Так вот, ни с кем у меня не было в классе проблем, как с ней. Училась на одни «тройки», и я с этим ничего поделать не могла. Обращалась к родителям. Те отвечали, что не всем быть Ломоносовыми. Что Бог  дал, то она и получит. Насколько мне известно (я стараюсь прослеживать дальнейший путь к знаниям своих учеников и учениц), она еле-еле дотянула до восьмого класса, после которого пошла работать в колхоз».

           Не успела эта учительница выйти из кабинета, как в него  зашла другая. Эта в настоящее время ведёт второй класс, но когда-то обучала с первого по четвёртый класс Егора Коваленко. С её слов, ленивее этого ученика она за всю свою педагогическую деятельность не встречала. Более того, он своим поведением создавал в классе нездоровую обстановку. Это для него не прошло бесследно: после четвёртого класса она с ним распрощалась, но не так, как с остальными учащимися: Егора  оставили в четвёртом классе на второй год.
       
         Востребованной  оказалась и учительница третьего класса. Роза Борисовна пришла немножко с другой информацией. Но её выслушала комиссии с нескрываемым интересом и вниманием.

       Учительница поведала о том, что является соседкой по дому Юлии Золотовой, ученицы четвёртого класса. Когда она потеряла  родителей в  семилетнем возрасте, её с города на воспитание забрала бабушка Оля. Роза Борисовна по-соседски часто бывает в их доме. Неоднократно видела, как внучка готовит уроки. Она полностью взяла пример с бабушки - отличницы в школе. Над письменным столом висят ведомости бывшей ученицы за каждый учебный год.  Оля старается от бабушки не отставать.

          - Спасибо большое Вам, Роза Борисовна, - прервала её монолог Матвиенко. – Дальше скажу я. Оля –  единственная ученица, получившая у нас на экзамене по математике двенадцать баллов. Остальные  получили в основном одиннадцать и десять баллов. Олег Коваленко – единственный, кто получил шесть  баллов. Почему так получилось? Поверьте мне, никакого предвзятого отношения к этому ученику у меня нет и не было.  Для меня все они одинаковые, я их всех люблю. Просто дело в том, с кого кто берёт пример. Если Оля берёт его с бабушки-отличницы, то результат будет один, если Олег берёт пример с родителей-троечников, то и результат будет другим. Тут ничего не поделаешь.

           Комиссия, которой всё стало ясно, досрочно покинула сельскую школу. С её выводами мама Олега, как и следовало, не согласилась, хотела писать в область, но внезапно передумала. Внезапность же появилась после того, как итоги проверки опубликовали в районной газете, не называя ни самой школы, ни фамилии ученика. Однако Елизавета Демьяновна побоялась, что областная газета эти данные скрывать уже не станет.

           Марианна, передав своих воспитанников на следующий учебный год классному руководителю пятого класса, отслеживала затем их успеваемость. Увы! По примеру  своего папы, Олег не смог «одолеть»  шестой класс, где остался на второй год. На ум ей пришла пословица: «Яблоко от яблони не далеко падает». И почему-то одновременно  стало очень грустно: ведь она с первого класса старалась, чтобы все её ученики получали необходимые знания, которые им пригодятся не только в средних и старших классах, но и во взрослой жизни. В отношении одного из них, к сожалению, не получилось. В этом она винила себя. А так ли это? Влияет ли наследственность на обучение детей? Ведь дети стараются брать пример со своих родителей. Обучение в школе не является каким-то исключением.

20.05.2017 г.