Творчество Алексея Гавриловича Венецианова

Алина Алексеева-Маркезин
 Девушка в платке.Венецианов А.Г.1830-е годы. Холст, масло, 38х28
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


        Алексей Гаврилович Венецианов — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств.

      Он основатель школы и целого направления в русской живописи. Основное место в творчестве живописца занимала тема труда и быта крестьян. Его картины полны симпатии и уважения к крестьянину, безыскусной правдивости и задушевного лиризма; художник ограничивался описанием светлой стороны жизни.

         Алексей Венецианов родился в Москве, в небогатой купеческой семье греческого выходца Фармаки-Венециано. Служил землемером при лесном департаменте. Учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского.
В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

    С 1807 г. служил в Петербурге чиновником. Параллельно начал издавать «Журнал карикатур на 1808 год в лицах» — первый в России иллюстративный юмористический журнал, который был вскоре запрещён цензурой.
1810 — признан «назначенным» в Академии.

       В 1811 г. Венецианов получил звание академика. Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И.Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

       В 1819 г. оставил службу и поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек.
 В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Вместе с тем в 1829 г. получил звание придворного живописца.

Венецианов погиб в результате несчастного случая по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии.  Художник направлялся на встречу с заказчиком. Неожиданно лошади понесли повозку, испугавшийся кучер выпрыгнул из саней. Алексей Гаврилович попытался остановить лошадей, но его выбросило из повозки и захлестнувшие руку поводья стали причиной смерти Венецианова.

СОВРЕМЕННИКИ О ВЕНЕЦИАНОВЕ.

П. П. Свиньин. «Взгляд на новые отличные произведения художеств, находящиеся в С. Петербурге». 1824

    "Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для Русского, но и для самого иностранного любителя художеств…"

В. И. Григорович. «О состоянии художеств в России». 1826

    "Венецианов известен как портретист и живописец сельского домашнего рода. Он много произвёл прекраснейших вещей сухими красками. Его произведения нравятся верностью и приятностью красок и чрезвычайной точностью исполнения света и тени. Лучшие и, можно сказать, отличнейшие в своём роде произведения его суть: внутренность гумна, спящий мужичок, деревенское утро, семейство за чаем."