Жизнь

Юрий Мещаненко
                ARMARIUM BOHEMICA


                Miscellanea


Литературные переводы Юрия Владимировича Мещаненко



    ЯРМИЛА ГАШКОВА



         РАССКАЗЫ

 о слабых женщинах и сильных мужчинах

         и наоборот



Издательство: "PRITEL KNIHY"
Прага
1927
Страниц: 222



          ЖИЗНЬ

     (Стр. 50 — 56)


Андула хоть и не была свет в окне, но душа у неё была наполнена радостью и верой в счастье. Доверие светилось в её глазах и придавало очарование её движениям.
Андула была молода, хорошо сложена, сильна, она имела чистую кожу и здоровые зубы. Она служила в Праге и нравилась мужчинам.

Знала, что нравится, только не знала, в чём заключена её ценность и очарование, и потому всё, что имела отдала очень дёшево, просто нечаянно, солдату, который провожал её домой с вечеринки.

Она его не знала, он ей не нравился, но когда  в пути он её обнял за талию, ей стало приятно, она наклонилась к нему, никак не возражала, когда он её обнял и пошла туда, куда он вёл её. Так что всё обошлось без словечка любви. У Андулы от этой минуты осталось только ощущение собственной здоровой молодости и воспоминание о плохо выбритом подбородке и нескольких поцелуях, воняющих дешёвым табаком и отвратительно-влажных.

Через неделю снова встретились, а потом ещё раз, но это была последняя встреча. Андула узнала, что солдата зовут Франта. В своей простецкой философии по вечерам она молилась Деве Марии:

— «Молись за меня, чтобы Франта женился на мне раньше, чем рожу дитяти».

Тогда она ещё была полна радости жизни и верила, что солдат, с которым случайно пересёкся её жизненный путь, и есть то самое счастье, которое ей послал Бог. На четвёртую неделю солдат уже её не ждал. Андула ходила по улице вверх и вниз, а потом сказала себе, что Франта, наверное, несёт службу. Пожалела бедного солдатика и вечером побежала на танцы. И снова её провожал солдат, только иной. И снова обхватил Андулу за талию, и снова крепко прижал к себе. У Андула внутри заговорила молодость, но она, тем не менее, воспротивилась

— «Оставьте меня, у меня уже есть другой».

— «Ну и что, тот вас уже бросил»

— «Нет-нет, Франта меня не бросит, мы поженимся — это уж точно».

— «Так он об этом не узнает».

— «Пусть так. Отпустите меня, я вас не хочу».

Андула уверенной походкой направилась на улицу, где она служила.

— «Иметь одного парня — это небольшой грех, — подумала она, когда шла по ступенькам вверх, — патер мне простит, всё равно перед свадьбой  я должна буду пойти к исповеди. Но имееть двоих! Нет-е-т. Я же — приличная девушка».

Франта опять не пришёл. Андула сердилась, но жила по-прежнему. Стирала, мыла, болтала с проститутками, дворничихой и купеческим слугой, и так беззаботно жила три месяца, которые её отделяли от безысходности.

Это произошло так: хозяйка её позвала и строго спросила:

— «Андулочка, от кого это у вас?»

Андула не неё непонимающе посмотрела. Она так жила сегодняшним днём, что и не задумывалась о преемене, которая с ней произошла и не думала, что ей уже необходимо что-то скрывать.

—«Что?» — спросила Андула, но сама же всё и поняла.

Она покраснела до цвета крови и в голове у неё всё прояснилось.

Как будто кто-то перед ней раздвинул занавес, за которым скрывается злой рок; почувствовала, что он к ней тянет свою немилосердную руку, вздрогнула и зарыдала:

— «Милостивая пани, не выгоняйте меня. Что делать мне — останется только утопиться».

Андула расплакалась, и хозяйке не осталось ничего, кроме как её утешить.

— «Поезжайте к матушке, она всё поймёт, ну, или пойдите в родильный дом, и как только всё закончится, снова вернётесь к нам — а дитя как-нибудь вырастите с Божьей помощью».

Андула потихоньку успокоилась. Решила, что напишет письмо домой.

Когда вечером сидела над листом бумаги и писала удивительные фразы, реминисценции из какой-то книги, была уж совсем спокойна и улыбалась от радости, что так красиво всё сложила. Писала:

«Милая мамочка,
приветствую Вас и сообщаю, что я хоть и здорова, слава Богу, но Господь послал мне тяжкие испытания, а я не одолела искушения. Милая мамочка, не забывайте, что я — Ваша дочь, попавшая в беду, у меня большое горе, я абсолютно одинока, а этот жучок внутри меня ни в чём не виноват, и это — Ваши кровь и молоко!
Он у меня от Франты, не знаю, как дальше его зовут — моя бедная головушка закружилась и... Смилуйтесь надо мной и поддержите в моей только начинающейся жизни. Такова история моей грустной любви. Я Вам её описала, как мне подсказала моя совесть и как я сама рассудила.
Дорогие мои родители,  если у Вас есть сердце, срочно сообщите мне, дадите ли приют мне и моему произведению, которое ношу под сердцем. Сейчас я на третьем месяце.
Целую Вас сто тысяч раз Ваша несчастная дочь
Анна».

                * * *

Когда из дома пришёл резкий и бесцеремонный ответ, Андула поплакала, увязала котомку и и ушла в родильный дом.

В дороге крестилась и молилась:

«Чтобы этих господ Бог благословил на то, чтобы помнили нас, несчастных».

В родильном доме беда быстро отступила от Анны. Она увидела сотни судеб, подобныж друг другу, как два яйца, и снова ей вернулось доверие к жизни.

Она убирала лестницы, стирала пелёнки и бельё, прислуживала в аудиториях и чувствовала в сердце великую нежность, заслышав где-то детский плач. С нетерпением ожидала своё материнство и уже не стеснялась своей беременности. Привыкла и к тому, что врачи и акушерки изучали её тело, обследуя прилюдно.

— «За то, что на нас кто-то учится, мы находимся здесь бесплатно, — сказала женщина, кормящая грудью хорошенькую девочку. — Только представь себе, что бы ты делала, если бы тебя сюда не взяли...»

Потом пришёл трудный час. Андула молилась, впивалась ногтями, корчилась, боясь закричать, прижимала подбородок к груди, чтобы не раздувалась шея — женское тщеславие не отпустило её и в этот тяжёлый час.

— «Всё идёт хорошо», — сообщила молодая ассистентка старшей акушерке.

Потом Андула уже не выдержала, закричала так, что все окна затряслись, и затем  облегчённо отбросилась на подушку. У её ног запищало дитятко.

— «У вас мальчик», — сказала ассистентка, обработала её, уложила ребенка и ушла.
Андула осталась в одиночестве. Она не могла заснуть от гордости. Ей казалось, что с рождением ребёнка  она вознеслась куда-то очень высоко. И было ей хорошо, как человеку, выполнившему свою жизненную миссию.

Мальчишка был беспокойный.

Назвали его в честь отца Франтой. Андела его так любила, что, если бы отец его пришёл и захотел бы с ней разделить эту её радость, она бы на это не согласилась. Рассматривала ребёнка и светилась счастьем, когда его кто-то хвалил. Всё её честолюбие сосредоточилось на том, как Франтик набирает вес. За всё время не получила ни одного письма. Никто не вспомнил о заброшенном в родильном доме восемнадцатилетнем создании.

Она жила в новом окружении, имела новые заботы и только иногда вспоминала свою мать.

— «Решено, покажу парня бабушке», — подумала.

Напрасно её ассистент уговаривал остаться в родильном доме, хотя бы на то время, пока кормит грудью.

— «Как только мы выпишем Вас, Вы должна будете сама заботиться и о себе и о ребёнке. Назад мы Вас не сможем принять, подумайте об этом».

— «Не беспокойтесь, пан доктор, я еду домой. Не выгонят же меня с таким красавцем!»

Она посмотрела на младенца гордо и блаженно.


                * * *


Через неделю постучала в окно родной хибарки. Постучала — и тут же пригнулась, чтобы её сразу не увидели.

Не от стыда, что вернулась с ребёнком, а только из любопытства, как они будут удивлены и как восхищены чудом, которое она им покажет.

Дверь открыл старик.

«Папочка, — позвала радостно, но испугалась холодного выражения его лица. —  посмотрите, кого я принесла Вам показать!» — и протянула руки с дитятем.

Дверь у неё перед носом с грохотом захлопнулась, донеслись только грубые слова. Андула окаменела. Опустилась на пороге. Начала умолять, просить. Ничего. Поднялась. Поцеловала ребёнка и сказала:

— «Пойдём, моя малышка!»

Повернулась и пошла назад к вокзалу. Уже не слышала, как дверь снова открылась, как вышел  старик и прокричал:

— «Андула, где ты? Иди сюда, не делай глупости. Андулочка!»

Андула ехала в Прагу. В глазах у неё уже не было доверия. Материнская гордость уже не окрыляла. Отдала последний геллер. Дитё плакало, а перепеленать его было не во что. Ей было голодно и холодно.

Ещё вечером приехала в Прагу и нерешительно направилась к родильному дому. Примут её назад? Не примут?

Не приняли.

Она стояла на улице и ошеломлённо смотрела на коричневые ворота. Наверху были детские кроватки, пелёнки, добрые доктора и весёлые роженицы — внизу было пустынно и холодно. Она чувствовала голод, руки уже устали и болели. Франтишек мурлыкал и пускал слюну.

— «Что делать? Что же делать?»

— «Утопиться, — сказала Андула, — Ты моё золотце, красавец-мальчишечка», — прошептала и начала осматриваться.

По улице никто не шёл.

Положила ребёнка у ворот родильного дома, позвонила, отбежала и спряталась за углом.

Что будет?

Ворота открылись. Андула слышала, как они заскрипели, и пригнулась. Через минуту ворота снова захлопнулись. Андула ещё минутку подождала, потом выползла из своего укрытия и посмотрела на ворота. Там ничего не лежало.

Вздохнула: Франтишек опять получит свою кроватку, кто-нибудь даст ему грудь и завернёт в сухие пелёнки.

Но это уже будет не её грудь, Боже, Боже — и это и есть жизнь?


                Примечания переводчика


Франта — уменьшительно-ласкательное от имени Франтишек.


                * * *