Омут

Виктор Гранин
                Из сочинения "Просто Мария.  Интродукция и
                рондо каприччизо." Часть вторая. Рондо каприччиозо.


Содержание на http://www.proza.ru/2017/12/19/1599

                Отчего не бросилась,
                Марьюшка, в реку ты,
                Что же не замолкла-то
                Навсегда ты,
                Как забрали милого
                В рекруты, в рекруты,
                Как ушел твой суженый
                Во солдаты?!

                Владимир Высоцкий

- Алёшенька, а ведь я же беременна!
- Машенька, милая ты моя, неужели?
- А вот так - то.
- Ну да теперь - то мы с тобой заживём. Куда с добром! Нам всё теперь нипочём. Ты уж, голубушка моя,  береги себя теперь.

      Свершилось. Это свершилось! Сколько лет идёт человек к этому, единственному своему предназначению, сколько всякого произойдёт с ним в этой жизни - от щенячьего познания красоты мира, до унизительной беспомощности перед людской подлостью - но всё же молодость берёт своё и жизненные силы находят себе дорогу к счастью.
- Алёшенька, у нас будет ребёнок.
- Да, Машенька, да. Теперь всё будет по-другому, всё будет хорошо.

      Сколько времени человеку отпущено на ожидание счастья? Не вообще чего-то неявного, а вот этого ощущения того, что в тебе творится небывалое, что ты с каждым днём становишься другой: другое тело - каждая его частица работает по другому, наливается жизненной силой, которая устремляется туда, где вызревает плод небывалый - другой человечек. И ты идёшь по жизни вся опрокинутая в себя, вся настороже, чутко прислушиваясь к малейшему знаку внутреннего твоего  дитя. Да нет же - не только твоего. Милый друг твой обожает тебя и каждую минуту готов распахнуть свои тело и душу, чтобы укрыть тебя от превратностей жизни из вне вашего круга.
        И вот он родился, твой ребёнок. И ты, счастлива, и начинаешь жизнь матери. А пусть она далеко ни безоблачна, что из того? ведь ты  уже многое знаешь из того как можно строить уют семьи, и даже можешь уделить время не только всем её запросам, но и показать людям себя женщиной. И вот ты приодета по комсомольской моде своих лет: костюмчик без нарочитой строгости, на ногах носочки беленькие и туфельки; короткая стрижка волнистых волос, а на голове берет - всё это для того, чтобы с достоинством держать в руках, показывая, всему честному народу, своё дитя.
      Такой запечатлел тебя фотограф местной округи - умелец своего дела, он трезв не всегда; а как же иначе - не найдётся в округе человек, который бы ни доверил тебе оставить память о себе своим потомкам.
-Давай, Коля, сфотографируй мою Машеньку с сыном, как говориться - на долгую память.

        А вот не надо было так говорить. Ибо вскорости началась война. Машу призвали  на свои трактор, и  комбайн.  А ребёночек её заболел тяжело, по тем временам - неизлечимо. Алёша ещё по учительствовал до первой военной зимы, да родине понадобился для ратных дел. Два солдатских письма получила Мария.

       Одно было с дороги:
" Едем на фронт. Я знаю, что меня убьют. А ты живи и береги нашего сына"
-Ишь какой учитель нашёлся!  Убьют!  А как же я-то?
      
      Другое письмо было с фронта:
" Завтра  первый раз пойдём в атаку"

     И, как в воду глядел.
    " Тожно мы пошли в атаку. И больше Алексея Романовича я не видел. Не вышел он из боя" - так ответил на расспросы Марии, их односельчанин, вернувшийся в деревню с тяжёлым ранением. Впрочем, один день жизни солдата на войне - не такая уж это редкость. Ведь ответил же прокурор Марии на её попытку дезертировать с комбайнового фронта:

"Идёт война, люди гибнут, а ты с каким-то уродом своим здесь вылезаешь!  Иди и работай, пока… сама знаешь что!"
       Правильные слова сказал тогда прокурор, и ребёнок её оборвал свой недолгий век. Так закрылась счастливая страница Марусиной истории.  На других же страницах её жизни многое случалось, но никогда Матушка Мария не рассказывала нам о той своей попытке быть бесповоротно счастливой. Словно в тяжёлый омут канула она, казалось бы навсегда.
         Но всё же я, для которого гибель Алексея Романовича, можно было бы воспринять как благоприятный фактор  моего  появления на свет, я же не зря на него появился; хотя бы вот для того, чтобы этот тёмной памяти омут победить, хотя бы ради того, чтобы ещё раз напомнить тому, для кого это важно, что , несмотря ни на что, всё же счастье в жизни доступно каждому, кто на это надеется. Хоть на миг.

20.05.2017 14:47:34