Чтобы стать тем, кем могу быть

Виктория Любая
              «Я был этим лишь для того, ЧТОБЫ СТАТЬ ТЕМ, КЕМ Я МОГУ БЫТЬ».

                Жак Лакан
               
                (прим. авт. статьи: заглавными буквами выделено мной)




В дырах неск`азанного дискурса
========================================
 
В 2004 году на экраны выходит фильм испанского кинорежиссера (сценариста, композитора, актёра) Алехандро Аменабара с Хавьером Бардемом в главной роли. Это фильм-драма, в основе сценария которого – биография реального человека, а название –строчки из одноимённого стихотворения, включненного в книгу «Cartas desde el Infierno» («Письма из ада»), написанного им же. А именно: «Море внутри». Фильм произвёл фурор по всему миру, где прошел его показ, причем, как  среди профессионалов от кино, так и среди зрителей.

Безусловно, кинолента Аменабара достойна отдельного разговора. Здесь же я просто привожу некую параллель, в первую очередь (потому что это сразу же обратило на себя моё внимание) с названием фильма, о котором пойдёт речь далее. «Река внутри», – так называется художественная кинолента, снятая пятью годами позже Заком Хитом, американским режиссером, и рассказывающая зрителям совсем другую историю. (Так, вид текущей в море реки, - пусть и имеющий свой метафорический подтекст, - разнится в нашем восприятии с «картиной», впадающего в океан, моря)… 



Описание:
--------------------
«Молодой мужчина по имени Джейсон возвращается в родной город на одно лето, чтобы подготовиться к предстоящему экзамену по адвокатуре. По просьбе пастора местной церкви он временно берет на себя обязанности лидера молодёжного служения, и его старания вскоре начинают приносить плоды. Однако среди молодёжи есть один подросток, которому ранее никто внимания не уделял. Ему то и старается помочь Джейсон, заодно пытаясь разобраться в собственной жизни. Этим памятным летом у многих в той небольшой Христианской общине изменятся взгляды на жизнь, на своё призвание, на роль Церкви в этом мире. Фильм помогает правильно расставить приоритеты в нашем служении Господу, чтобы в погоне за ростом и процветанием Церкви, мы не забывали о простых людях, из которых она состоит, помня, что все мы – одна Божья семья, где каждый, даже самый незаметный её член бесконечно важен и ценен».


Спасибо переводчику, за краткое содержание предлагаемого к семейному просмотру фильму.  Однако прочитай я этот текст до того, как  уже умудрилась его  посмотреть, возможно, «домашнего киносеанса» могло бы и не состояться. Например, само начало фразы: «…Фильм помогает правильно расставить приоритеты …», сразу же вызывает у меня внутренний протест.  Хотя, справедливости ради, краткое содержание пересказано (переведено?) не хуже, чем, в большинстве случаев, когда потенциальный зритель выбирает, «что бы ему, на досуге, посмотреть?»...


Представления, формирующие определенный образ мышления =========================================================

По правде говоря, у меня множество вопросов (если не претензий) к создателям этого славного фильма. Но если начать задавать их вслух, то придётся заняться пересказом фабулы кинокартины, а вот этого мне и не хочется. Поэтому я говорю себе (в качестве самоукорота): «Может быть, это некий гибридный жанр, привычный для американского зрителя, и вызывающий массу недоумений у зрителя, скажем так, другой культуры, имеющей свои традиции?»  (Очевидно, как «хорошие», так и «не очень…»). С другой стороны, если бы основополагающие коды инородный зритель не был бы в состоянии считывать, то и переводить его (в данном случае, на русский язык), т.е. делать массово доступным, – абсолютно напрасный труд. А отсюда следует банальный вывод: несмотря ни на что, в общем и целом, такому зрителю, как я, конечно, очень многое понятно. И даже то, что мой мозг считывает (для себя) с пометкой «абсурд», он, тем не менее, это не «обходит стороной», а дешифрует, потому что абсурд присущ и моей культуре, моей реально-виртуальной среде обитания. Более того, когда восприятие спотыкается о нечто «самобытное», мой догадливый ум терпеливо готов пояснить: «…удивляться или раздражаться здесь ни к чему, так как это, всего лишь, одна из разновидностей абсурда: у нас –  «свои тараканы», у них – «свои».


«Город Зеро» по-американски
============================

В некий город Z возвращается молодой мужчина, проживающий сейчас в другом городе, так как там он собирается окончить соответствующее учебное заведение и стать адвокатом. В данном городе у него такой возможности нет. Это не абсолютно заштатный городишко, но такой город-спутник. В отличие от мегаполисов-миллионников, здесь течет своя, по меркам «куда несёшься ты, цивилизаця?!..»* – провинциальная (в смысле, всё ещё пытающаяся придерживаться неких благих традиций, например, общинно-христианских) американская жизнь. Во всяком случае, не очень походящая на европейскую, тем более, на русскую (повторюсь, это не реконструкция, а повествование о днях сегодняшних).

Ознакомительной экскурсии по городку никто зрителям намеренно не проводит, но из косвенной информации можно понять, что и школа, и кафе, и мебельные магазины, и больница, и даже что-то типа маленького местного театра в городе  есть. Не говоря уже о роли церкви в жизни местных жителей. Прихожане не только посещают местную церковь, но и довольно активно участвуют в жизни прихода. Кроме того, именно под патронажем церкви проводятся различные социальные проекты: например,  подобие «летних лагерей» для подростков, организуемых пастором и молодыми людьми того же прихода, только постарше (что отчасти напоминает не то «тимуровское движение», не то деятельность скаутов). Понятно, что все эти добрые дела, вроде помощи членам общины, особенно пожилым (например, по ремонту и уборке дома); конкурсов для детей, где наградой является выделение гранта на учебу в более престижном образовательном заведении; оказание посильной помощи заболевшим членам общины  и другие акции – являются чисто благотворительными. Кроме того, для ребят помладше, да и для взрослых ребят, становящимися на это время кураторами,  подобный опыт взаимодействия является очень ценным как в воспитательско-просветительном плане, так и в плане личностного роста. То есть: на социальном, а главное – на душевном уровнях. (Видеть или не видеть в данной истории духовные уроки, пожалуй, во многом зависит от того, КТО смотрит фильм, от проделываемой им необходимой, душевной же, работы)…   

Для того чтобы данная модель жизнеустройства не показалась утопичной или пасторально-приторной режиссёр, почти каждого значимого в повествовании истории персонажа показывает не идеальным. Да, они ходят в церковь, верят в Бога, но точно так же, как и все люди ошибаются, а, порой, совершают неблаговидные поступки. Это, конечно, придаёт им «объём» и убедительность, а сам фильм выгодно отличает от  обычной «агитки», созданной с определенной целью – воздействовать на зрительскую аудиторию. (А в том, что фильм несёт некое послание, в первую очередь,  именно своим соотечественникам, лично у меня сомнений не вызывает).

…Итак, время пребывания в «зачарованном» месте, среди своих детских и не только, воспоминаний-раздумий, у главного героя Джейсона закончилось. Несмотря на всю уютность и, чуть ли, не домашнюю атмосферу, где, как неоднократно намекают юноше, ему всегда найдётся дело по душе и место для личной реализации, Джейсон собирает вещи, чтобы вновь (и, скорее всего, навсегда) уехать туда, где хочет осуществить свою мечту. В «большой мир». Он действительно обладает гораздо большими возможностями и разнообразием, но, в тоже время, является миром, где «каждый за себя», где нет места решению проблем сообща одной, словно большая семья, христианской общиной, но… каждому, рано или поздно, бывает необходим свой адвокат, нотариус, юрист, психотерапевт… 

В отличие от фильма К. Шазназарова, где главный герой однажды попав в город Зеро и отчаявшись выбраться из «не отпускающего его города», садится в лодку без весел и, оттолкнувшись от берега, плывёт по речной глади в темноту ночи, герой фильма Зака Хита, скорее всего, беспрепятственно покинет город своего детства. Но, при этом, с «рекой внутри»…





ПС: Но это мои размышления «по поводу…». Вполне вероятно, что у вас возникнут – свои. Смотрите, размышляйте, делитесь своими мыслями с другими. Это интересно!   






Река внутри
=============
Оригинальное название фильма:
The River Within
Жанр: Драма / Семейный
Режиссер: Зак Хит
Год: 2009 г.

Страна: США
Продолжительность: 01:36:06
Перевод: Одноголосый, закадровый (русская озвучка) – Ирины Ефимовой (e-mail: maydaytown@bk.ru)

В ролях:
============
Джош Одор, Джош Одор, Крэйг Латтрелл, Жаклин Фридлендер, Крэйг Моррис, Морис Мейя, Джофф Фальк, Томас Мур






*)  перефраз знаменитой гоголевской фразы