Что лучше правда или кривда?

Александр Шаламов
1.
Этот Лёнька, мой сосед по парте, такой выдумщик! Во время перемены заявил:
– Я могу любому приказать всё, что захочу, и он исполнит! Однажды утром я проснулся и ощутил в себе такую способность.
– И уже на ком-нибудь проверил?
– Нет.
– Тогда докажи.
Лёнька глупо уставился на меня.
– Сделай сейчас что-нибудь. Например, пусть контрольную по математике отменят. Или чтобы Света ко мне вместо тебя пересела.
– Зачем?
– Для проверки.
Лёня вздохнул:
– Нельзя нарушать естественный ход вещей. Я не должен вторгаться в то, что должно происходить по своей логике.
Но тут меня осенило:
– А если тебе грозит опасность, ты можешь её предотвратить?
– Какая ещё опасность?
– Вот я сейчас буду колошматить тебя за враньё. Если скажешь «Замри!» – я остолбенею на месте?
– Зачем тебе меня колошматить?
– А для проверки.
Прозвенел спасительный для Лёньки звонок на урок.
– Сегодня контрольная отменяется, – объявила учительница Лидия Николаевна, войдя в класс. И не объяснила почему.
Я вопросительно взглянул на Лёньку.
Учительница раскрыла классный журнал:
– Итак, к доске пойдёт…
Я сжался.
– Пойдёт к доске…
Большая голова Мишки Родькина, сидящего впереди, и его широкая спина заслоняли меня от учительницы. Но я краем глаза всё же следил за ней.
– К доске пойдёт… – Лидия Николаевна шариковой ручкой медленно вела по списку фамилий на странице журнала.
Я даже на всякий случай локтем поддал в бок Лёньке: ну же, помоги своими необыкновенными способностями!
– Лентяков Вася, к доске!
Кто в нашем классе может быть с такой фамилией? Ну, конечно, же я! Однофамильцев, к сожалению, нет. Я так разозлился на Лёньку за то, что он мне не помог, не повлиял на учительницу, что даже показал ему кулак.
– С дневником! – строго добавила учительница, когда я поднялся из-за парты.
Вернувшись на своё место, я сразу начал думать, как «единицу» в дневнике исправить на «четвёрку». Не в смысле исправить новыми знаниями по предмету после усердных занятий с учебником…
2.
На следующее утро я, как увидел Лёньку, сразу похвастался:
– Я тоже могу кое-чего.
– Что? – озадачился Лёнька.
– А вот узнавать мысли каждого.
Я думал, Лёнька расстроится, а он захохотал. Да так громко, что все в классе стали смотреть на нас.
– Вот выдумал: мысли читает. Умора!..
– Не веришь, не надо, – спокойно сказал я.
– Ну и о чём думает, например, сейчас Светка? – спросил он тише, почти шёпотом.
Тут уже я рассмеялся:
– Она о тебе такое думает, такое!..
– Что именно?
Я даже навалился на парту от накатившегося смеха. Лёнька начал заметно злиться:
– И чего это она такое обо мне думает, а?
– А ты спроси у неё сам.
– Чего я буду её расспрашивать, когда ты знаешь?
– Дело в том, что мне нельзя выдавать мысли других без разрешения. Вот если кто спросит, о чём он думает, тому отвечу.
– Так он сам знает свои мысли, зачем ему спрашивать?
– А для проверки.
– Ладно. И о чём же думаю я?
– Ты?.. Ни о чём.
– Хорошо. Погоди. Я подумаю. Ага, вот сейчас: что я думаю?
– Ничего.
– Как же «ничего», когда я подумал, что врёшь ты всё!
– Мальчики! Ну-ка, тихо! – громко произнесла учительница. – Ишь, расшумелись. У доски слова не вытянешь!
– Значит так! – строго сказала Лидия Николаевна. – Раз вы оба такие неугомонные, я вас рассажу. Ты, Лёня, переходишь на место Светы Тишкиной, а она – на твоё.
Сбылось моё желание! Даже Лёнька удивился.
3.
Не знаю, как бы дальше продолжалась наша игра в необычайные способности каждого, если б в мою учёбу не вмешался папа.
– Сынок, покажи-ка мне свой дневник. Что-то я давненько в него не заглядывал, – сказал он. – А почему так мало записей домашних заданий? – спросил папа, добросовестно изучая каждую страничку дневника. – И здесь не записано. И тут…
– Раз нет, значит, не задавали, – ответил я.
– Неужели?.. И страницы не пронумерованы.
– Зачем?
– Не понимаешь?.. А это что у тебя за неубедительная «четвёрка»? И вот: двойка на тройку переделана. Ты, оказывается, мошенник?!
– Нет, – заволновался я. – Здесь всё правильно.
– Ты ещё и врун!
– Нет.
– Вот и теперь врёшь. Всё время обманываешь.
Я умолк.
– Знаешь, я сегодня случайно встретил твою учительницу… Надо с тобой что-то делать. Может, наказать? Как ты считаешь? Поставить тебя в угол? Отшлёпать ремнём? На время лишить тебя телевизора, компьютера и не выпускать гулять? Или пообещаешь, что с этой вот самой минуты ни разу никого не обманешь? Ни разу!
– Да, так лучше, – согласился я.
– Нет, ты пообещай! Дай слово!
– Обещаю. Даю слово.
– Честное-пречестное?
– Да, честное-пречестное.
– Вот и отлично! Договорились.
4.
Началась у меня новая жизнь – без вранья! Это так интересно! Я проснулся и встал с постели другим – правильным. Вроде всё происходило так же: умылся, позавтракал, поцеловал маму (папа, как обычно, ещё раньше ушёл на работу) и отправился в школу. По пути уже не задерживался у витрин магазинов, не отвлекался ни на что, чтобы не опоздать на первый урок и не солгать учительнице, что опять будильник подвёл. Я даже не стал по привычке перебегать дорогу в неположенном месте, а прошёл по подземному переходу.
В школу пришёл, чинно уселся в классе за свою парту. И руки сложил «паинькой». Мальчишки настороженно поглядывали на меня. Света молчала. Может, она думала, что я из-за неё так смирно сижу? А вот Лёнька по моему виду понял, что со мной происходит что-то не так, и сперва не подходил ко мне, не заговаривал. Но на переменке всё-таки пристал:
– Будет контрольная, ты у Светки подсмотри решение задачки, она ведь в одном ряду со мной сидит – у неё тот же вариант, что и у меня.
– А как я тебе передам?
– Мысленно, конечно.
– А знаешь, – вдруг осенило меня, – давай сыграем в нашу игру наоборот: будем говорить и делать всё только по правде!
– Не понял, - ответил Лёнька.
– Ну, будем теперь честными, не обманывать.
– Значит ты хочешь, чтобы мы говорили только правду?
– Да.
– Хорошо. Ты – недотёпа!
Я возмутился:
– Это почему?!
– Ты же хочешь, чтобы я говорил только правду, вот и говорю.
– Я же тебя не спрашиваю, какой я?
– Всё равно недотёпа.
Я не знал, что ответить Лёньке. И это было правдой. Если бы меня вызвали к доске, то я бы честно признался, что отвечать урок не готов, а не говорил, как обычно: готовился, но позабыл или плохо себя чувствовал. Вот и физрук приболел. На его уроке я отлынивал от занятий, ссылаясь на то, что живот крутит. Ногу или руку растянул во время игры в футбол с ребятами во дворе. А теперь прямо сказал бы: слабак я, даже пару раз на турнике подтянуться не могу, через коня боюсь прыгать.
5.
После школы мы поехали на автобусе в городской парк.
– Ты увидишь чудо, – пообещал Лёнька.
Врёт-не врёт? Лёнька подвёл меня по аллее к старому платану.
– Вот, смотри!
И правда: чудо! На месте большой спиленной ветки, где образовалось дупло, росло другое деревце, совсем ещё маленькое.
– Это грецкий орех. Каким-то образом орешек попал в дыру и пророс, – объяснил Лёнька.
– Ага. Рядом-то орехи не растут. Это скорее всего белка спрятала на хранение и забыла.
Когда мы ехали обратно, я подумал: честно маме скажу, из-за чего задержался. И расскажу про деревце в дереве.
В автобусе, позади нас, у кого-то из пассажиров зазвонил мобильный телефон.
– Нет, Сергей Борисович, не могу, – отвечал мужской голос. – Я сейчас нахожусь в конференц-зале. Идёт совещание. Я вам перезвоню.
Лёнька глянул на меня, вытаращив глаза и улыбаясь. Через минуту опять зазвонил тот же телефон. И уже знакомый голос произнёс:
– Дорогая, я в аэропорту. Идет регистрация. Да-да… Пока!..
– «Я на собрании… Я в аэропорту».
– Тише, ты!.. – одёрнул я дружка.
Лёнька достал из школьной сумки альбом и начал показывать мне свои рисунки: одуванчики, растения разные. Он ручкой стал рисовать деревце в дереве.
– Зачем тебе это? – спросил я.
– Покажу маме. Тебе же было интересно такое увидеть?
– Да.
– Ну, вот!
Дома я рассказал маме про наш поход в парк. И спросил, надо ли деревце пересадить?
– Наверное, ему и так хорошо, – ответила мама рассеянно.
В классе я рассказал Светлане про деревце.
– Я тебе не верю, – ответила она.
– Спроси у Лёньки, – сказал я.
– Вы оба известные вруны.
Света раскрыла учебник и стала читать. Я подошёл к Лёньке, попросил у него альбом с рисунком.
– Зачем? – спросил Лёнька.
– Покажу Свете. Я ей рассказал про парк, а она мне не верит.
– Я маме тоже сказал про орех и показал ей рисунок в альбоме – не поверила!
Света, взглянув в альбом, ответила:
– Нарисовать можно всё, что угодно.
Тогда я подошёл к учительнице и рассказал ей про чудо. Показал альбом с рисунком.
– Мы можем всем классом пойти в парк и посмотреть.
– Да вообще-то я верю. Я сама видела подобное: то в опорной стене что-то росло, то в расщелине скалы. И даже на крыше старого дома. Вопрос в другом. Помнишь, я рассказывала вам историю, как один мальчик-пастушок шутя кричал: «Волки! Волки!..», и как потом ему не поверили взрослые, когда на самом деле появились звери. Вот и вам не верят.
– Взрослые тоже врут, – перебил я учительницу. Мы в автобусе слышали, как один человек такое по телефону говорил! Такое!..
– Ну, не все такие, как он. Для вас главное, чтобы вы не обманывали.
6.
Я получил очередную «двойку». Но на «тройку» переделывать в дневнике не стал. Родителям честно сказал: «А я получил сегодня «баран»!».
– Ты так объявляешь нам торжественно, словно гордишься «двойкой». Пока не исправишь на хорошую оценку, телевизор смотреть запрещаем. Уяснил? – сказал папа.
Уяснил: когда хитришь, подделываешь оценки на лучшие, то смотришь телевизор. Как честно признался, так уже нельзя. Неужели Лёнька прав: говорить правду чаще всего не стоит? Так ли это? Надо подумать… Так трудно быть честным человеком!