Злые люди в интернете

Пельтекки
Объяснения сущности агрессии почти всегда сводится к одному: она нужна для защиты своего имущества, жизни и целостности личности. То есть агрессивность – не обязательно бессмысленная жестокость, это еще и нормальная реакция человека на угрозу.
Однако всегда ли эта угроза реальна? Например, что угрожает человеку, который сидит на мягком диване и, прихлёбывая сладкий чай, строчит обвиняющие комментарии к статьям и постам в соцсетях один за другим? По каким причинам «в Интернете» оставляют саркастичные, а порой и просто оскорбительные комментарии и как защитить себя от интернет-агрессии – в этом материале.
 
Анекдот, заменяющий эпиграф
Сидят на ветке два крокодила и вяжут шапочки. Мимо пролетает стая напильников:
- Крокодилы, скажите, где юг?
- Там, - один из крокодилов показывает на север. Напильники улетают.
Второй крокодил удивлённо: «Ты зачем им неправильную дорогу показал?!»
Первый, сварливо: «А ты зачем вчера мою шапочку распустил?!»
 
Распространённые виды агрессивных комментариев:

1. Проекция и перенос
Это наиболее эмоционально насыщенные, напористые комментарии, часто даже не связанные напрямую с содержанием поста или статьи. Настоящая (или мнимая) схожесть описанной истории с реальными событиями в жизни комментатора может спровоцировать мощный эффект узнавания (тоже реального или воображаемого). Спусковым крючком может послужить что угодно. К примеру, женщина читает историю, в которой мужа зовут Иван, как и ее супруга; или у её мамы в спальне такие же обои как на фото; или она в затяжном конфликте с человеком с таким же именем, профессией, цветом волос (или привычкой говорить «короче»), как у автора. И вот уже человек убеждён, что знает всю подноготную (у вас же обои одинаковые!) и уверенно пишет, что у вас было, что будет и чем сердце успокоится (ничем хорошим, разумеется).

Почему это пишут?
” Если комментатор открыто перешел к эмоциональным нападкам – скорее всего, сработал так называемый «перенос». Он вас с кем-то перепутал. С неким значимым в его жизни человеком, с которым у него скрытый или явный конфликт. Просто той персоны рядом сейчас нет или высказать ей напрямую всё это страшно. А автор поста – есть. Вот тут прямо на экране, только руку до клавиатуры протяни! «Сейчас всё выскажу!»

Что делать?
Вспомнить, что все это - лишь автобиографический монолог, который к вам не имеет никакого отношения. Если у вас в ответ возникли яркие эмоции (что неудивительно), важно их проговорить или выразить письменно от первого лица.
 
2.Оценка
Привычка оценивать себя и других настолько крепко въелась в подсознание, что многие не выходят в интернет без виртуальной «зачетки» (для получения оценок) и «ручки с красной пастой» (для их выставления). Первые пишут посты, заранее готовясь «выставить их на суд общественности», вторые - ходят по форумным темам и блогам, подчеркивая «несообразности», выискивая ошибки или просто оценивая содержание поста по личной шкале «нормальности». Оценки в итоге получаются примерно такие: «ужас», «кошмар», «фууу», «правильно»/«неправильно», «хорошо», «отлично». Когда вы читаете это, то негативные оценки раздражают, а позитивные, конечно, льстят, но и те, и другие - это только внешние оценки, и важно помнить, что не от них зависит ваша реальная значимость.

Почему это пишут?
” «Раздача оценок» в сети - один из самых простых способов конкурировать (или поддерживать иллюзию контроля над окружением), не вставая с кресла. У вас ужасно, а он – молодец. Вы молодец, и он так тоже может.

Что делать?
Проверьте, у вас есть с собой зачётка? Нет? Ну, тогда и оценки вам ставить некуда. А если вам важны оценки окружающих и ваша виртуальная «зачётка» вам дорога, принимайте их сознательно и тогда вы сможете выбирать, чьи «пятёрки» и «двойки» для вас значимы.
 
3. Экспертное мнение
Эти безапелляционные комментарии - разновидность предыдущих. Зачастую они содержат диагнозы и советы в императивной форме. «Совершенно очевидно, что у вас паразиты/созависимость/собака обнаглела! Вам нужно не на форуме сидеть, а срочно к гомеопату/психологу/кинологу! И курс брома пропить, натощак. Я знаю, у меня диплом». Точка. Что тут возразишь? Эксперт же!

Почему это пишут?
” Если человек считает себя экспертом в какой-либо области и при этом тщательно выискивает «свободные уши» для «консультаций», напрашивается простой вывод: его актуальная потребность в самореализации не удовлетворена, ему постоянно требуется подтверждение своей экспертной значимости. Ну а вы-то тут при чём?

Что делать?
Постараться припомнить – а вы точно экспертизу и аудит заказывали? Если да – поблагодарите за бесплатную консультацию, если нет – сообщите об этом собеседнику. Здесь есть и другой подвох: в принципе такие сообщения могут содержать ценную для вас информацию (хотя с тем же успехом могут быть полностью ее лишены), но из-за безапелляционной формы подачи её легко упустить из виду. Ну а о том, что опираться на мнение форумного «эксперта» без проверки не стоит, можно и не говорить.
 
4. Обесценивание
Очаровательный приёмчик: простой, лаконичный, энергосберегающий, но мощный как оплеуха. Тут, собственно, агрессору и делать ничего не надо – его эмоциональное вовлечение на минимуме. Достаточно одной фразы, которая лихо «ниспровергнет» любое послание автора: «всё это чушь!» - коротко и ясно. Можно и поэлегантнее: «вы просто устали», «у тебя просто мужика нормального не было», «вот они – европейские ценности!»
«Прелесть» в том, что можно бесконечно долго повторять эту коронную фразу на разные лады рефреном – на любые ваши аргументы найдется один и тот же проверенный «лом»: «Всё это чушь», «Вы просто устали», «У вас мужика нормального не было».

Почему это пишут?
” Скорее всего, автор комментария увидел в исходном тексте нечто такое, с чем его психика сейчас не может справиться – противоречащее его установкам утверждение, острые эмоции, напрашивающиеся неприятные выводы о его жизни. Как проще всего сохранить баланс? Правильно, всё отрицать!

Что делать?
Такие «попугаи» способны бесконечно долго тянуть свою любимую волынку, поэтому спорить с ними бессмысленно. Важно вовремя заметить тактику этого ненасытного тролля и прекратить его угощать.
 
Как реагировать на агрессию в Интернете?
Вовремя распознавать нарушение ваших границ и отстаивать их наиболее подходящим для вас способом – очень полезный навык. Однако фокус в том, что проективный механизм «узнавания» работает в обе стороны. И если вы начинаете искать и находить мотивы «обидчика», объяснять его поведение, обвинять его или оправдывать, вы тем самым не приближаетесь к истине, а, скорее, рассказываете свою биографию.
Чтобы не провалиться в блуждание по знаменитому треугольнику Карпмана (жертва-тиран-спасатель), важно помнить:

” Всё, что вам пишет незнакомый (или едва знакомый) человек – он пишет о себе.
Да, это вообще не о вас, несмотря на то, что направлено вам. Возможно, он вас с кем-то перепутал, испытывает сильные эмоции, хочет получить поддержку или просто заскучал, или вот так пытается решить свою, существующую где-то там проблему.
Более того, комментатор может вообще не осознавать, что пишет неприятные для вас вещи, а может – да, запросто! - и вовсе не вкладывать в них эмоции. Впрочем, на практике это не имеет такого уж значения. Важно совсем другое: что вы чувствуете в связи с этой ситуацией?
Часто люди отвечают на такой вопрос: «ничего», так психика защищается от встречи с негативными эмоциями. Если это так, не о чем и говорить (однако это повод поразмышлять о том, как вы в таком случае поняли, что сообщение было агрессивным). Если же чувства возникли, важно их «отработать».

” Привычка отмахиваться от мимолётного раздражения и «быть выше этого» редко играет на руку. Сдержанные эмоции накапливаются, и у них остаётся два выхода: быть выплеснутыми не по адресу либо превратиться в психосоматические симптомы и неврозы.
 
Как «отработать» эмоции
Зачастую достаточно просто понаблюдать за собой и «поймать» эмоцию. Даже простая мысль: «я сейчас злюсь (грущу, обижаюсь)» помогает взять ответственность за своё состояние.

” Чтобы «выпустить» эмоции, можно проговорить их или написать о них от первого лица в виде «я-сообщения».

Например: «Я раздражаюсь (злюсь, обижаюсь, другой вариант) на вас, когда вы пишете мне «Всё это чушь». Высшим пилотажем будет отследить значимый для вас эффект фразы, из-за которой вы так огорчились – то есть понять, почему вы на самом деле расстраиваетесь и сердитесь.
Если нет желания, то вовсе необязательно (а иногда и нежелательно) отправлять такие сообщения адресату. Важно выразить свою эмоцию, разобраться с причинами этой реакции, осознать и восстановить свои границы.
Ну и, конечно, помните: в вашей воле в любой момент прекратить неприятный и докучливый диалог, тем более, если он происходит на вашей виртуальной территории (в блоге или соцсетях. Не забывайте об опциях «удалить сообщение», «заблокировать пользователя» или «сообщить модератору»!

20.05.2017, специально для портала Sibmama.ru