Фоторепортаж для Авторадио

Виталий Борисович Иванов
Пресс служба…  Вот тоже странная структура, которая сегодня есть практически в каждом департаменте и ведомстве. Причем, эффективность деятельности пресс-служб состоит, зачастую, не в количестве публикаций или упоминаний в электронных СМИ, а в том, сколько скандалов им удалось не выпустить из ведомства и тем самым угодить начальству.
В прежние, советские, времена, эта обязанность лежала на парткомах. Теперь же вот, пресс-службы.
Встречаясь, по-долгу службы, с представителями данных структур,  возьму на себя смелость утверждать, что профессионализм значительной их части крайне низкий. А зачастую, просто смешон.
Пример? Пожалуйста.
В 1997 или в 1998 году, я получил задание от своего московского руководства, сделать фотоматериал из цехов завода «Сибтяжмаш», где  по заказу Китая, собирали  уникальный мостовой кран.
Звоню в пресс-службу предприятия:
- Здравствуйте. Виталий Иванов, фотокорреспондент ИТАР-ТАСС. Мне поручено подготовить…
- Добрый день, - отвечает женский голос. - Простите, а что такое ИТАР-ТАСС?
- Девушка, я в пресс-службу попал?
- Да…
- ИТАР-ТАСС это информационное агентство при Правительстве России. Одно из ведущих мировых агентств…
- А по каким каналам показывают ваши материалы?
- Девушка,  телевидение наши снимки тоже показывает, но не часто. В первую очередь агентство нацелено на сотрудничество с печатными СМИ.
Словом, договариваемся о встрече.
В назначенный день и час я подхожу к заводоуправлению, где меня встречает сотрудница пресс-службы.
- Предъявляю девушке служебное удостоверение, а в ответ вновь слышу  вопрос о том, какой телеканал покажет мой материал?
Понимаю, что ситуация запущена, начинаю ликбез.
- Давайте По-порядку, вот тут, в удостоверении написано, что я фотокорреспондент. Фотокорреспондент, это тот, кто фотографирует.
Открываю сумку. Смотрите, вот это фотоаппарат и объективы к нему.
- Ага. Понятно, - реагирует красотка. – Ну, пойдемте.
Территория завода, здания и сооружения, лестницы, двери,.. Входим в помещение пресс-службы…
- Коллеги, - обращается моя провожатая к тем, кто находится в комнате, - позвольте представить вам Виталия Иванова, фотокорреспондента ИТАР-ТАСС.  Он будет снимать материал о нашем китайском заказе.
-Уф, - выдыхаю я. – Дошло…
Кстати, Виталий, простите, я не очень поняла, а какой телеканал покажет материал? – продолжает выпускница факультета журналистики Красноярского Государственного университета.
Идея с ответом пришла мгновенно….
- Я снимаю материал для «Авторадио».
- Коллеги, фоторепортаж покажут по «Авторадио», - сообщает профессионал всем остальным.
Парадокс в том, что все спокойно приняли это сообщение.
Вот тогда я впервые и задумался над тем, кто же работает в пресс-службах? Качество подготовки этих сотрудников, крайне низкое. Не везде, но зачастую.
Причем, чаще всего, эти люди не имеют практического опыта работы в средствах массовой информации.
Уже потом, позже, я нашел сравнение. В свое время, на предприятиях, была должность инженера по технике безопасности. Работа «не пыльная» и не особо нервная. Оттого на нее устраивали жен, дочерей, родственников или просто любовниц. Нечто похожее, как мне кажется, происходит и сегодня. Только все они переместились из кабинетов инженера по ТБ в кабинеты пресс-служб.
Конечно, вот так, огульно, утверждать, что дилетанты сидят везде, нельзя. Профессионалы есть. Их мало, но они есть. И от образования это не зависит.
Ну и численный состав пресс-служб вызывает недоумение. Как правило, это несколько человек.
Вспоминаю, как в 1996 году визит в Красноярск  Президента России Бориса Ельцина успешно отработали два сотрудника пресс-службы Губернатора Валерия Зубова. Это была Татьяна Ковальчук и ее помощник.
Но, в конечном итоге, количественный состав этих структур, дело хозяина предприятия. А вот качественный…
Хотя, «каков поп, таков и приход».
Или так: «Короля делает свита».
Но смешно все это… И грустно. Профессионализм падает. Точнее, уже упал.

Виталий ИВАНОВ

г. Красноярск,
14 октября 2001 года