100 лет Революции, выставка

Ирина Лежава
«Взгляд через столетие» и «Марш энтузиастов».

Музей изобразительных искусств подготовил две выставки, посвященные 100-летию революции в России. Первая - «Взгляд через столетие», представлена живописью эпохи соцреализма, полотнами ставропольских художников Бориса Ставицкого, Владимира Малевского, Ильи Табенкина, Николая Рыбнова, С. Гончарова, Н. Шаулова, К. Казанчана, В. Чемсо, Г. Киракозова, В. Арзуманова, В. Леонтовича и др. Вторая, «Марш энтузиастов», - экспозиция подлинников плакатов и рисунков Кукрыниксов (под этим  псевдонимом объединились в то время советские карикатуристы Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов), и других, имена которых не так известны широкой публике, зато сами плакаты узнаваемы, особенно тем, кто жил в 60-70-е годы. Здесь можно познакомиться и с работами советских скульпторов, народных художников СССР Л. Кербеля и П. Бондаренко, народного художника РСФСР О. Кирюхина, заслуженного художника РСФСР А. Новикова.

На презентации директор изомузея Зоя Белая сказала о том, что живопись советской эпохи особенно интересно смотреть спустя 30 лет после разрушения Союза, все эти произведения извлечены из запасников музея, плакаты и агитационный  форфор предоставили музеи Прасковейского, Благодарненского районов, а также частные коллекционеры, в частности известный художник Василий Чуйков. Темы художников соцреализма – революция 1917 года, Гражданская война, становление нового государства. Чтобы погрузиться в ту эпоху организаторы выставки показали старую хронику, и вот на экране ожили вожди пролетариата Ленин и Троцкий, солдаты и матросы - на митингах и марширующие по улицам Москвы и Петербурга. Даже немые кадры под звуки «Варшавянки» передают энергию и воздействие речей Ленина и его соратников на простых людей. И отчетливо понимаешь, какое страшное время переживала страна, когда старое рушилось и под его обломками гибли или напротив, обретали новый смысл жизни, современники.
После показа хроники выступил заслуженный работник культуры РФ, ветеран Великой Отечественной войны (участник обороны Ленинграда, «простой артиллерист» как он себя рекомендовал) и опытный музейщик Вениамин Госданкер, высказав важную мысль: «Истории нельзя мстить!» Он вспомнил, как после Отечественной войны приехал в Ставрополь и застал здесь людей – участников восстания 1905 года и даже 1-й мировой войны, и это помогло ему осмыслить и понять – надо смотреть на историю «чистыми глазами, не мстя, спокойно и по-доброму, не осуждая ее, но стараясь понять». Он напомнил, что, несмотря на то, что жилось в те времена бедно, никто не думал об обогащении. «Мы радовались малому, - сказал он, - да, за столами не было обильной пищи, зато какие задушевные исполнялись песни. Когда смотришь на плакаты, ощущаешь дух времени. Чувство уважения к прошлому. Изомузей ведь тоже рождался не просто, он добивался становления своего стиля, взгляда. Надо чувствовать искусство и чувствовать историю. Я заметил, сегодня художники с удовольствием достают из своих архивов картины 50-х, 60-х, 70-х годов…» 
Зоя Белая, говоря о выставке плакатов, назвала ее главный мотив – ностальгия, да собственно и портреты первой экспозиции, на которых изображен Ленин – благодушные, «наш Ленин – добрый!», сказала она. Действительно, столько портретов вождя мировой революции мы давно не видели. Мы отвыкли от произведений соцреализма, от его стилистики и красок. Когда история преподносилась смягченной, благостной. Вот Ленин склонился в накинутом пиджачке над тетрадкой в картине кисловодского художника Л.Попандопуло «Перед выступлением» (1970), или его же картина «Ставропольцы в Кремле» (1987), где вождь пролетариата с величайшим вниманием и сочувствием слушает ходоков (можно, конечно, умилиться, если не знать, что именно в то время были жесточайшие гонения на ставропольских казаков, а голод 1920-х гг. унес чуть не половину населения края, при этом большевики держали Ставрополь и деревни в оцеплении, не выпуская рвущихся из Ставрополья крестьян и горожан, спасающихся после экспроприации зерна, в другие регионы страны). А вот он мирно беседует после заседания об электрификации на полотне Г. Киракозова «Ленин и Г.Уэллс» (1981), и его же «Выздоравливающий Ленин» с рукой на перевязи пишет что-то в блокнотике, возможно, очередные тезисы к очередному выступлению. Или вот Ленин после заседания Совнаркома решает судьбу страны (может, делает заметки к Брестскому миру?). Но два портрета выделяются в этой череде «добрых» Лениных  – улыбающийся вождь художников Б.Ставицкого и В.Чемсо, оба на багровом, мутном исчерна-кровавом фоне, что резко контрастирует с выражением добродушия на лице у первого, и вопрошающем и с признаками болезни на втором. Эти два лица словно всплывают из взвихренной им трагической эпохи и приглашают – приглашают зрителя, как бы он ни был расположен к Ленину, которому, как выразился один из гостей на презентации: «хватило 20 лет, чтобы родить великое искусство, которое трагически закончилось в 37-м году, сделал грамотным все население», обратиться к реальной истории, дать ей оценку и постараться понять ту эпоху, и примириться с ней. Потому что глядя на портреты буденновцев, или сурового солдата с ружьем в 17-м, на красноармейца перед расстрелом или мальчика возле обломков разгромленного памятника Николаю 2, не судишь, а просто замираешь, понимая, какое великое и трагическое время пережил народ.
Помимо Ленина привлекают внимание еще несколько полотен. Это «Красный Дагестан» Г.Авсаджанова (1979), где всадники с красными знаменами – горцы в бурках и красноармейцы с возвышенности - наблюдают как в лощине по узкой горной тропе спускается отряд бойцов. Вторая картина пятигорского художника В.Арзуманова «Первые организаторы советской власти на Пятигорье: Анджиевский, Киров и Буачидзе» (1984). И третья – полотно кисловодского художника Л.Петровой «Писатели революции: Н.Островский, Д. Фурманов, Л.Рейснер, В.Вишневкий и И.Бабель» (1965). Здесь все они молодые – Н.Островский в форме красноармейца с буденновкой на голове и штыком за спиной, комиссар Чапаева Фурманов в простой гимнастерке, Лариса Рейснер в кожанке – намек на ее причастность к ЧК, за ее спиной – драматург Вишневский в матросском бушлате и бескозыркой на голове, крайний справа – Бабель в очках и чекисткой кепке, который, как известно, вместе с восставшими в 17 году был в Зимнем и, как утверждают злые языки, посетил комнату царевича и даже взял на память одну из его игрушек. Даже плакатность картины не стерла индивидуальность каждого из этих писателей и их причастность к тем событиям. И самое главное, полотно невольно заставляет обратиться биографическим подробностям этих талантливых и трагических судеб.  Удивительно, что все эти картины выполнены с изобилием красных красок всех оттенков, словно намекая на обилие жертв, которым сопровождается любая революция.
Плакат был для большевиков самым любимым и распространенным жанром, в нем наглядно и доходчиво отражались лозунги и призывы, когда даже полуграмотные граждане могли их прочесть и понять. Великолепны плакаты Кукрыниксов, Б.Ефимова (из серии «Сатирическая зоология», 1973), М.Абрамова, Ю.Кона, В.Козлова, А.Вязникова (цикл «Уходящее в прошлое»). Они и на  политические темы, которые как оказалось актуальны и сегодня, так и на бытовые темы, бичующие взяточников и мещан, пороки людей.  Здесь и темы Гражданской и Отечественной войны, и колониализма, и восстановления народного хозяйства, все они запоминающиеся, яркие, хлесткие. Впервые показаны плакаты со Сталиным из коллекции художника С.Бобылева. Один – плакат К.Фролова 1947 года, второй – автолитография мастера плаката, тбилисца Григория Мирзоева 1937 года «Да здравствует великое и непобедимое знамя Маркса-Энгельса-Ленина (И.Сталин)». Григорий Мирзоев стал художником еще в 1920-м, его отец – известный инженер, член городской управы в доме которого в Тифлисе несколько лет прожил юный Николай Гумилев с семьей. В старом городе в Сололаках, на улице Сергеевской до сих пор существует этот каменный особняк в стиле арт-нуво с изразцовыми печами, и туристы из России часто его навещают. Г.Мирзоев в 1920-х был начальником «Главлита», а в 30-е возглавлял Ассоциацию революционных художников Грузии «Сарма», впоследствии был ответственным секретарем Союза художников Грузии.  Многие помнят плакаты с К.Марксом, Энгельсом, Лениным, серпом и молотом, но изображение Сталина всегда было табуированным после ХХ съезда, тем интереснее на них взглянуть. К сожалению, ныне жанр плаката не востребован, а ведь еще 30 лет назад они были в любом учреждении, на домах и заборах, в транспорте, они сопровождали жизнь советского человека, то теперь их заменила реклама. Впрочем, ведь и плакат тоже рекламировал ценности того строя. Изменились запросы общества, потребности, реклама убила плакат…
Надо сказать, что в качестве агитационнного искусства использовалась и посуда. Так Первомайский фарфоровый завод в Рыбинске выпускал в 1925-30-х годах белые чайники для заварки чая, горчичницу, сахарницу, молочник и другие предметы с эмблемой Красной армии – звездочкой и абревиатурой «РККА». Будянский фарфоровый завод из Харьковской области представлен кружкой и блюдом «Пионеры» с барабаном и горнами, темой «ГОЭЛРО» 1920-30-х гг. В них, как и в плакатах – дух времени, эпоха великих преобразований. Один из коллекционеров плакатов известный художник В.Чуйков так объяснил свой интерес к этому жанру: «На сегодняшний день я превратился в коллекционера этой продукции. Что повлияло на мое отношение к плакату? Случайно увидел несколько отпечатанных литографическим способом плакатов 1940-х годов. После этого прошло несколько дней, а забыть их не мог. Более того, появилась навязчивая мысль приобрести их во что бы то ни стало. И когда они оказались у меня, в моей собственности, только тогда понял, что это начало новой увлеченности... Современный плакат уже абсолютно другой по технике исполнения. Если раньше каждая деталь изображения делалась вручную, то сейчас компьютерные технологии изменили весь процесс создания. Конечно, и темы плакатов уже другие, но, по-моему, востребованность плаката не утеряна». Он напомнил и о том, как серьезно повлияло русское революционное искусство на развитие европейской культуры прошлого столетия в целом. Таким образом, через полотна талантливых художников с помощью организаторов выставки, прекрасных музейных работников, ставропольцы получили возможность увидеть как беспощадность разрушения, так и созидательную сторону революции.